По делу № 2-564/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ст.Крыловская 29 ноября 2013 года
Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:
судья Кальная Л.А.
при секретаре Браславец Е.А.
с участием помощника прокурора Крыловского района Анацкого Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Крыловский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район по непринятию мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МУП ПАТП «Екатериновское»
установил:
В суд прокурор Крыловского района обратился с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район по непринятию мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МУП ПАТП «Екатериновское». Указывает о том, что прокуратурой района совместно с сотрудниками ОМВД России по Крыловскому району, ОНД Крыловского района с выездом на место проведены проверочные мероприятия муниципального унитарного предприятия ПАТП «Екатериновское», расположенное по адресу: ул.Промышленная, 1 ст.Крыловской, Крыловского района, Краснодарского края. В ходе проведения проверки изучен паспорт антитеррористической защищенности объекта МУП ПАТП «Екатериновское», утвержденный 15.09.2008 года. Разделом 5 указанного паспорта предусмотрены первоочередные неотложные мероприятия по усилению противодиверсионной защиты и снижению уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Ими являются усиление пропускного режима в МУП ПАТП «Екатериновское», оборудование локальных зон безопасности, установка систем видеонаблюдения. В процессе проверки установлено, что территория земельного участка, на котором расположено указанное предприятие, частично ограждена забором, имеющаяся часть ограждения имеет ветхое состояние. Пропускной режим на территории МУП ПАТП «Екатериновское» не организован, контроль за транспортом, въезжающим на территорию, не ведется, свободный доступ на территорию имеет неограниченный круг лиц. Видеонаблюдение на территории отсутствует, что говорит о неисполнении на протяжении длительного времени первоочередных неотложных мероприятий, предусмотренных в паспорте антитеррористической защищенности объекта МУП ПАТП «Екатериновское». В паспорте указано, что в МУП ПАТП «Екатериновское» имеется угроза пожара, в результате короткого замыкания электропроводки и электроприборов, умышленной порчи, хищений имущества. Указанные нарушения требований пожарной безопасности также влекут нарушение требований ФЗ «О противодействии терроризму», которым установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район по непринятию мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МУП ПАТП «Екатериновское».
В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Анацкий Ю.Ю. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Крыловский район Зуб Т.В., действующая на основании доверенности от 01.102013 года №, с заявленными требованиями не согласилась, пояснив следующее: МУП ПАТП «Екатериновское» является самостоятельным юридическим лицом, унитарным предприятием, учредителем и собственником имущества которого является администрация муниципального образования Крыловский район. Следовательно, правоотношения, возникающие при взаимодействии этого лица и администрации регулируются Федеральным законом от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В соответствии с п.2 ст.7 указанного закона органы местного самоуправления не несут ответственность по обязательствам муниципального унитарного предприятия. Статья 20 указанного закона определяет полномочия собственника имущества, в обязанности которого не входит устранение нарушений, указанных в заявлении прокурора. Таким образом, не имеется оснований говорить о бездействии органа местного самоуправления, поскольку решение вопросов в указанном заявлении не входит в полномочия собственника имущества. Согласно постановлению администрации муниципального образования Крыловский район от 12.07.2011 года № 353 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования Крыловский район перевозчикам, обслуживающим муниципальные пригородные маршруты на территории муниципального образования Крыловский район» предприятию предоставляются субсидии на компенсацию убытков перевозчиков, по тарифам ниже себестоимости перевозок. Иное направление денежных средств предприятию будет считаться нецелевым расходованием денежных средств. В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса признание незаконным бездействия органа местного самоуправления возможно при наличии 2-х признаков: бездействие не соответствует закону, а в данном случае прокурором не указано какие именно нормы федерального и иного законодательства нарушает администрация и в чем конкретно проявляется бездействие. Второй признак – это нарушение прав неопределенного круга лиц. Прокурором не указано какие именно права нарушает администрация муниципального образования Крыловский район, таким образом фактически не доказано бездействие администрации как таковое. Поэтому просит в удовлетворении заявления прокурора Крыловского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район по непринятию мер по обеспечению антитеррористической безопасности МУП ПАТП «Екатериновское» отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии со ст.254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, если считают что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Под бездействием по смыслу закона понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно Уставу муниципального унитарного предприятия – пассажирское автотранспортное предприятие «Екатериновское» учредителем предприятия является администрация муниципального образования Крыловский район (п.1.5 Устава). Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, иные материальные ценности. Имущество предприятия является муниципальной собственностью, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. (п.3.5). Контроль над использование по назначению и сохранность муниципального имущества, переданного учредителем предприятию, осуществляет орган местного самоуправления, наделенный этой компетенцией (п.3.7 Устава). В разделе 4 Устава «Управление предприятием, собственник имущества предприятия» предусмотрено, что собственник имущества предприятия правомочен принимать решения по любым вопросам деятельности предприятия, руководствуясь при осуществлении деятельности действующим законодательством РФ. К исключительной компетенции собственника имущества предприятия относятся вопросы по осуществлению контроля над использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п.4.2.10); утверждать смету доходов и расходов предприятия (п.4.3).
В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен круг вопросов местного значения, к которым относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В статье 2 ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, одними из которых является: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 установлено, что на органы местного самоуправления возложены функции профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
Материалами дела установлено, что при проверке исполнения законодательства на предмет антитеррористической защищенности, соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе пожарной безопасности объектов транспортной инфраструктуры» в МУП ПАТП «Екатериновское», учредителем которого является администрация муниципального образования Крыловский район, выявлено, что пропускной режим на территории МУП ПАТП «Екатериновское» не организован, контроль за транспортом, въезжающим на территорию, не ведется, видеонаблюдение на территории отсутствует.
Кроме того, установлено, что в МУП ПАТП «Екатериновское» не выполняются требования ФЗ «О пожарной безопасности». В паспорте антитеррористической защищенности объекта МУП ПАТП «Екатериновское» указано, что на предприятии имеется угроза пожара. Положениями ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» определены обязанности руководителей организаций по соблюдению требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности также влекут нарушение требований ФЗ «О противодействии терроризму», одни из основных принципов которого является минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Согласно п.4.6, п.4.7 Устава МУП ПАТП «Екатериновское» директор предприятия подотчетен собственнику имущества предприятия, организует выполнение решений собственника имущества предприятия.
Таким образом, суд считает, что не принятие мер по выполнению требований ФЗ «О противодействии терроризму», «О пожарной безопасности» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как работников предприятия, так и граждан, пользующихся услугами транспортного предприятия. В соответствии со ст.45 ГПК РФ с учетом выявленных нарушений законодательства, поскольку бездействием органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. С учетом установленных обстоятельств суд считает доводы представителя администрации муниципального образования Крыловский район необоснованными.
Руководствуясь стт.194-199 ГПК РФ, ст.258 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район по непринятию мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МУП ПАТП «Екатериновское».
Обязать администрацию муниципального образования Крыловский район принять меры по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений на территории МУП ПАТП «Екатериновское»: принять меры по ограждению территории МУП ПАТП «Екатериновское»; обеспечить на территории МУП ПАТП «Екатериновское» организацию пропускного режима, организовать контроль за транспортом, въезжающим на территорию, ограничить свободный доступ на территорию МУП ПАТП «Екатериновское»; оборудовать территорию МУП ПАТП «Екатериновское» системами видеонаблюдения; ответственному лицу за пожарную безопасность МУП ПАТП «Екатериновское» пройти обучение по пожарно-техническому минимуму в организации, имеющей на этот вид деятельности лицензию; доукомплектовать помещения пожарными щитами с набором первичных средств пожаротушения, согласно нормам, из расчета 1 пожарный щит на 1000 кв.м; привести в соответствие с требования п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации эксплуатирование электросветильников в помещении автогаража; привести в соответствие с требованиями п.34 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно, установить двери основного эвакуационного выхода из помещения административного здания открывающимися по направлению выхода из здания; установить на путях эвакуации из помещения знаки пожарной безопасности (направление к эвакуационному выходу, место установки огнетушителей).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Крыловской районный суд.
Судья