РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Абрамчика И.М. при секретаре Кравец О.В., с участием представителя истца -старшего помощника Тайшетского транспортного прокурора Матвеевой Е.Е., представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» по доверенности ФИО1, представителя третьего лица по доверенности ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-564/2017 по иску Тайшетского транспортного прокурора к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности провести категорирование комнаты хранения оружия,
У С Т А Н О В И Л:
Тайшетский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности провести категорирование комнаты хранения оружия, указывая в его обоснование, что Тайшетской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности на железнодорожном транспорте и антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией и форм паспортов безопасности таких объектов, в ходе которой установлено следующее:
На поднадзорной Тайшетскому транспортному прокурору территории находится объект, подлежащий в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 №1629-р обязательной охране полицией, в котором осуществляет деятельность юридическое лицо с особыми уставными задачами - Тайшетский отряд структурного подразделения филиала на ВСЖД Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГН ВО ЖДТ РФ), а именно комната хранения оружия по адресу: п. Октябрьский Чунского района, остановочный пункт 124 км участка Восточно-Сибирской железной дороги «Тайшет-Лена».
Согласно свидетельству о государственной регистрации № 38 АТ 715990 от 20 августа 2009 года здание табельной мостовых бригад, остановочный пункт 124 км ВСЖД, в котором расположена комната хранения оружия, является собственностью ОАО «РЖД».
Пунктами 1, 7 и 12 ст. 2 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» установлено, что к основным принципам противодействий терроризму относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий появлений терроризма.
В силу ч. 4 ст. 3 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» юридические лица участвуют в противодействии терроризму.
Согласно и. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных объектов и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года №272 (далее Требования) определяют порядок проведения организационно практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N1629-р обязательной охране, включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).
В соответствии с п.п.5,9,11,12 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование, для проведения категорирования объекта создается решением руководителя органа (организации) комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории), в состав которой включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), представители территориального органа безопасности, территориальных органов МВД Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. По результатам работы комиссии объекту присваивается категория и определяются мероприятия по обеспечению его антитеррористической защищенности. Результаты работы комиссии оформляются актом, который составляется в 4 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта.
В нарушение раздела №2 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года №272, до настоящего времени категорирование комнаты хранения оружия не проведено, комиссия по обследованию и категорированию не создана, паспорт безопасности объекта отсутствует.
Таким образом, неисполнение ответчиками требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму ведет к существенному снижению уровня террористической защищенности мест хранения огнестрельного стрелкового оружия, что создает предпосылки к нарушению прав и свобод и интересов неопределенного круга лиц, прежде всего гарантированного ст. 22 Конституции России права каждого на жизнь.
В исковом заявлении прокурор просит обязать Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» провести категорирование комнаты хранения оружия, расположенной по адресу: Иркутская область Чунский район п. Октябрьский остановочный пункт 124 км участка Восточно-Сибирской железной дороги «Тайшет-Лена» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В возражениях на исковое заявление ОАО «Российские железные дороги» просило отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Объект «Комната хранения оружия» находится в караульном помещении ведомственной охраны, расположенном в охранной зоне объекта Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры «Железнодорожный мост через реку Чуна на 124 км». Объект и прилегающая к нему территория находится под вооруженной охраной ФГП ВО ЖДТ РФ на ВСЖД с 1 января 2017 г. на основании договора ЦДИ от 30.12.2016 № 2220724, к категории не отнесен.
Данный объект, согласно свидетельству о государственной регистрации №38 АГ №715990 от 20.08.2009 года - здание табельной мостовых бригад, остановочный пункт 124 км ВСЖД, в котором и расположена комната хранения оружия, является собственностью ОАО «РЖД» и включено данное здание как объект транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1.2.2 вышеуказанного договора - охрана объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, руководствуясь разъяснениями Федеральной службы войск национальной гвардии РФ за исх.№ 1/3245 от 15.12.2016 года за подписью заместителя директора Федеральной службы войск нацгвардии генерал-лейтенанта полиции ФИО3, следует, что цитирую - при возникновении проблемных вопросов с собственниками (правообладателями) объектов, касающихся их категорирования и паспортизации ввиду отсутствия утвержденного Правительством РФ Перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками нацгвардии РФ, следует руководствоваться пп.б пункта 14 Указа Президента РФ от 05.04.2016 года №157 «Вопросы Федеральной службы войск нацгвардии РФ. В данном Указе указано, что до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
Более того из тех же разъяснений следует, что комнаты хранения оружия расположенные на объектах транспортной инфраструктуры, транспорта в состав Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 года не входят, а их категорирование и паспортизация осуществляется отдельно в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 14 октября 2016 г. № 1040).
Из данного же Постановления не усматривается прямая обязанность владельца транспортной инфраструктуры комнаты хранения оружия, проводить категорирование данного объекта.
В соответствии с пп. «в» пункта 5 статьи 1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» железнодорожные мосты отнесены к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 14 октября 2016 г. № 1040), определяют порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности таких объектов (территорий), включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 1 части 1 указанных Требований мероприятия по обследованию, категорированию и разработке паспортов безопасности объектов (территорий) не распространяются на объекты (территории) транспортной инфраструктуры, транспортные средства и объекты топливно-энергетического комплекса.
Мероприятия по защищенности объекта «Железнодорожный мост через реку Чуна 124 км» от актов незаконного вмешательства, в т.ч. террористического характера, организуются в порядке предусмотренном законодательством в области транспортной безопасности.
Впервые в адрес дистанции поступило обращение 65/1975 от 30 августа 2016г. из «Управления вневедомственной охраны главного управления МВД» от начальника ОВО по Тайшетскому району ФИО2 по проведению обследования и категорирования объекта, находящегося в Чунском районе, о.п. «123 км» линии «Тайшет-Лена» ВСЖД КХО (комнаты хранения оружия) в здании табельной мостовых бригад и разработку паспорта безопасности в срок до 01.10.2016 г.
Повторно, аналогичное обращение № 65/22 от 10.01.2017 г. «О проведении мероприятий» поступило в адрес дистанции 12.01.2017 г., только из «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ», с требованием провести категорирование КХО в срок до 01.02.2017 г.
15.02.2017 г. в адрес дистанции снова поступает обращение № 714/21-246 «О проведении мероприятий» из «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ» от начальника ОВО по Тайшетскому району ФИО2 по необходимости провести категорирование КХО в Чунском районе, разработать паспорт безопасности в срок до 27.02.2017 г.
Данные требования являются необоснованными и не основанными на нормах действующего законодательства РФ, так как не усматривается прямая обязанность владельца транспортной инфраструктуры комнаты хранения оружия, производить категорирование данного объекта.
Требования прокурора являются прямым вмешательством в деятельность компании ОАО «РЖД».
Представитель Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации по доверенности ФИО4 просил отказать в удовлетворении иска прокурора по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 5, 9 раздела № 2 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года № 272, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование. Для проведения категорирования объекта (территории) создается решением руководителя (собственника) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия), в состав которой включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), представители территориального органа безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. К работе комиссии могут привлекаться представители администрации муниципального образования и других организаций (по согласованию). Комиссию возглавляет руководитель объекта или лицо, им уполномоченное.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1629-р «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией», комнаты хранения оружия подлежат обязательной охране полицией.
Комната хранения оружия, расположенная по адресу: <адрес>, остановочный пункт 124 км. участка Восточно-Сибирской железной дороги «Тайшет-Лена» (далее - КХО), находится в здании табельной мостовых бригад, которое является собственностью Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») (свидетельство о государственной регистрации № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
30 декабря 2016 г. между ОАО «РЖД» и Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП ВО ЖДТ России) был заключен договор оказания услуг по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» № 2220724 (далее - Договор).
В соответствии с условиями Договора (п. 1.2.), ФГП ВО ЖДТ России оказывает услуги по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», согласно Перечню объектов, передаваемых для охраны подразделениям ФГП ВО ЖДТ России в 2017 году (приложение № 1 к договору). В перечень объектов, передаваемых для охраны, включен объект - Мост через реку Чуна, расположенный на 124 км. перегона Новочунка - Сосновые Родники.
Здание табельной мостовых бригад было предоставлено Тайшетскому отряду ведомственной охраны - структурному подразделению филиала на Восточно-Сибирской железной дороге согласно п. 4.3.7. Договора, в соответствии с которым ОАО «РЖД» обязано обеспечить работников ФГП ВО ЖДТ России на охраняемых объектах рабочим местом и местом для отдыха.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон № 150-ФЗ) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
В целях соблюдения Закона № 150-ФЗ в здании табельной мостовых бригад была оборудована КХО. 04.08.2015г. Восточно-Сибирским ЛУ МВД России на транспорте ФГП ВО ЖДТ России было выдано разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему в данном помещении (РХИ № 0207441).
Учитывая, что ФГП ВО ЖДТ России не является правообладателем здания табельной мостовых бригад, таким образом, у него отсутствуют правовые основания для создания комиссии по обследованию и категорированию объекта.
В судебном заседании старший помощник Тайшетского транспортного прокурора Матвеева Е.Е. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 просил отказать в удовлетворении иска прокурора по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика ФГП ВО ЖДТ России по доверенности ФИО4 просил дело рассматривать в его отсутствие.
Представитель третьего лица по доверенности ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области» ФИО2 полагал исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснение сторон, показания свидетеля ФИО6, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", который относит к ним соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Правовые рамки государственной политики в области противодействия терроризму определены Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года (далее - Концепция).
Согласно пункту 10 Концепции, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу пункта 12 Концепции, одним из направлений противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма.
В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
В числе основных принципов противодействия терроризму в пунктах 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 6 части 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ здание табельной мостовых бригад, остановочный пункт 124 км ВСЖД, в котором расположена комната хранения оружия, является собственностью ОАО «РЖД», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
30 декабря 2016 г. между ОАО «РЖД» и Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП ВО ЖДТ России) был заключен договор оказания услуг по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» № 2220724.
В соответствии с условиями Договора (п. 1.2.), ФГП ВО ЖДТ России оказывает услуги по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», согласно Перечню объектов, передаваемых для охраны подразделениям ФГП ВО ЖДТ России в 2017 году (приложение № 1 к договору). В перечень объектов, передаваемых для охраны, включен объект - Мост через реку Чуна, расположенный на 124 км. перегона Новочунка - Сосновые Родники.
Здание табельной мостовых бригад было предоставлено Тайшетскому отряду ведомственной охраны - структурному подразделению филиала на Восточно-Сибирской железной дороге согласно п. 4.3.7. Договора, в соответствии с которым ОАО «РЖД» обязано обеспечить работников ФГП ВО ЖДТ России на охраняемых объектах рабочим местом и местом для отдыха.
В здании табельной мостовых бригад была оборудована комната хранения оружия. 04.08.2015г. Восточно-Сибирским ЛУ МВД России на транспорте ФГП ВО ЖДТ России выдано разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему в данном помещении РХИ № 0207441, сроком действия до 04 августа 2020 года.
Как следует из пояснений представителя третьего лица, показания свидетеля ФИО6 комната хранения оружия, расположенная в здании табельной мостовых бригад фактически находится под охраной войск национальной гвардии, ответчики обязаны провести категорирование комнаты хранения оружия, поскольку указанный объект подлежит обязательной охране войсками национальной гвардии.
В соответствии с п. 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 02 ноября 2009 года N 1629-р, обязательной охране полицией подлежат комнаты хранения оружия органов и организаций МВД России, юридических лиц с особыми уставными задачами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и формы паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее по тексту - Требования).
Пунктом 1 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией предусмотрено, что настоящие требования определяют порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее - объект (территория), включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).
Настоящие требования не распространяются на объекты (территории) транспортной инфраструктуры, транспортные средства и объекты топливно-энергетического комплекса.
Согласно п. 5 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ объектами транспортной инфраструктуры являются: а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; б) метрополитены; в) тоннели, эстакады, мосты; г) морские терминалы, акватории морских портов; д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 18 июля 2016 г. N 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры" к обеспечивающим функционирование транспортного комплекса зданиям, сооружениям, устройствам и оборудованию относятся: а) пассажирские остановочные железнодорожные пункты Малого кольца Московской железной дороги - Площадь Гагарина, Кутузово, СИТИ, Лужники, Владыкино, Гостиничная, Николаевская, Коптево, Войковская, Волоколамская, Ходынка, Новопесчанная, ЗИЛ, Автозаводская, Дубровка, Волгоградская, Андроновка, Соколиная Гора, Измайловский парк, Черкизовская, Открытое шоссе, Варшавское шоссе, Новохохловская, Белокаменная, Ботанический сад, Хорошево, Шлепиха, Шоссе Энтузиастов, Рязанская, Ярославская, Севастопольский проспект; б) производственные здания и сооружения, предназначенные для технического обслуживания и отстоя пассажирских вагонов локомотивной тяги, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и локомотивов, входящие в состав вагонных, моторвагонных и локомотивных депо;
Из положений п. 5 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности", постановления Правительства РФ от 18 июля 2016 г. N 686 следует, что здание табельной мостовых бригад, а также комната хранения оружия не входят в перечень объектов транспортной инфраструктуры.
При этом комната хранения оружия в силу Распоряжения Правительства РФ от 02 ноября 2009 года N 1629-р подлежит обязательной охране войсками национальной гвардии и соответственно, в силу требований пункта 1 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией обязательному категорированию.
Пунктом 9 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией предусмотрено, что для проведения категорирования объекта (территории) создается решением руководителя (собственника) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия), в состав которой включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), представители территориального органа безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как следует из материалов дела, ОВО по Тайшетскому району неоднократно обращалась к ответчикам по вопросу категорирования комнаты хранения оружия, на что был получен отказ.
Как достоверно установлено в судебном заседании ОАО «Российские железные дороги» является собственником здания табельной мостовых бригад, ФГП ВО ЖДТ России на законном основании пользуется указанным объектом на основании договора оказания услуг по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» № 2220724, оборудовало комнату хранения оружия в здании, то в силу пункта 9 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией собственник объекта обязан создать комиссию по обследованию и категорированию объекта, участие в комиссии обязано обеспечить ФГП ВО ЖДТ России, как правообладатель объекта, то есть лицо в чьем законном пользовании находится здание табельной мостовых бригад, а также комната хранения оружия.
Постольку судом достоверно установлен факт несоблюдения ответчиком вышеуказанных требований антитеррористического законодательства, суд полагает правильным возложить на ответчиков обязанность устранить выявленные нарушения.
Согласно части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Руководствуясь указанной нормой закона, учитывая обстоятельства дела, оценивая объем установленных нарушений, суд полагает необходимым обязать Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» провести категорирование комнаты хранения оружия, расположенной по адресу: <адрес> остановочный пункт 124 км участка Восточно-Сибирской железной дороги «Тайшет-Лена» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тайшетского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» провести категорирование комнаты хранения оружия, расположенной по адресу: <адрес> остановочный пункт 124 км участка Восточно-Сибирской железной дороги «Тайшет-Лена» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение 1 месяца.
Судья И.М. Абрамчик