ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-564/19 от 02.04.2019 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-564/2019

УИД 86RS0005-01-2019-000546-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Радченко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора района, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, к администрации Сургутского района о признании права на участие в муниципальной программе,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Сургутского района обратился в суд в защиту интересов ФИО3, ФИО2 к администрации Сургутского района с иском о признании права на участие в муниципальной программе, требования мотивировав тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Пашаева З.М., действующего в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. о нарушении их права на участие в муниципальной программе «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 годы».

ДД.ММ.ГГГГ в Департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района поступило заявление Гусейновой Ф.С.к о возможности участия в муниципальной программе «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 голы», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, на семью составом 5 человек (Гусейнов В.М.о, Гусейнов М.М.о, Гусейнов М.М.о, Пашаев З.М.), в связи с проживанием в строении, расположенном по адресу: <адрес>, г.<адрес> Яр.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом подготовлено гарантийное письмо о предоставлении социальной выплаты на указанный состав семьи на приобретение жилого помещения в сумме 4 628 160 рублей.

По заявлению участников программы срок гарантийного письма не однократно продлевался, в связи с не приобретением нового жилья, поскольку денежные средства по условиям муниципальной программы перечисляются непосредственно продавцу (застройщику) недвижимости.

В ДД.ММ.ГГГГ года Гусейновой Ф.С.к и Пашаевым З.М. приобретено жилое помещение по адресу: Сургутский район, г.<адрес> Яр, <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м., гражданами Гусейновым В.М.о, Гусейновым М.М.о, Гусейновым М.М.о, приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Пашаевым З.М. и остальными участниками муниципальной программы подписано соглашение об освобождении приспособленного для проживания строения по адресу: <адрес>, г.<адрес><адрес>, которое было исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ Пашаеву З.М. предоставлена социальная выплата, после чего ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по реализации отдельных мероприятий муниципальной программы принято решение об исключении строения по <адрес> г.<адрес> Яр из реестра приспособленных для проживания строений, его снос запланирован на ДД.ММ.ГГГГ.

Несовершеннолетние дети Пашаева З.М. - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не вошли в круг участников муниципальной программы, поскольку были зарегистрированы по месту жительства в ДД.ММ.ГГГГ.

Решение Сургутского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта проживания несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в строении по <адрес> г.<адрес> Яр с момента рождения вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Пашаев З.М. вновь обратился в Департамент с заявлением об участии в муниципальной программе его несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с наличием вступившего в законному силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Пашаеву З.М. отказано в участии в муниципальной программе его несовершеннолетних детей, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ заявителю и членам его семьи, без учета несовершеннолетних, предоставлена социальная выплата в рамках муниципальной программы «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 годы», строение по <адрес>, г.<адрес> Яр юридически и фактически освобождено, само строение в реестре приспособленных для проживания строений не значится.

На момент вынесения Сургутским районным судом решения от ДД.ММ.ГГГГ право на участие в муниципальной программе семьей Пашаева З.М. реализовано не было, строение по <адрес> г.<адрес> Яр фактически и юридически освобождено не было, находилось в реестре приспособленных для проживания строений, утвержденным постановлению администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, у несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеется нереализованное право на участие в муниципальной программе «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 годы», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 03.1 1.2015 № I 4742.

На основании изложенного истец просил признать право на участие в муниципальной программе «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 годы», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании помощник прокурора Сургутского района Борникова Н.Б. исковые требования поддержала в полном объеме.

Законный представитель несовершеннолетних Пашаев З.М. в судебном заседании настаивал на исковых требованиях.

Представитель Пашаева З.М. – Цицулин С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Вечтомов А.Ю. в судебном заседании иск не признал.

Выслушав объяснения сторон, изучив и проанализировав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Пашаева З.М., действующего в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. о нарушении их права на участие в муниципальной программе «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 годы».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в приспособленном для проживания строении, расположенном по адресу: <адрес> проживали: Гусейнова Ф.С.к., Гусейнов В.М.о., Гусейнов М.М.о., Гусейнов М.М.о., Пашаев З.М., ФИО3, ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ в Департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района поступило заявление Гусейновой Ф.С.к. о возможности участия в муниципальной программе «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 голы», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, на весь состав семьи.

Несовершеннолетние ФИО3, ФИО2 не были включены в список участников программы, так как не имели регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, по заявлению Гусейновой Ф.С.к состав семьи был определен 5 человек (Гусейнов В.М.о, Гусейнов М.М.о, Гусейнов М.М.о, Пашаев З.М.).

ДД.ММ.ГГГГ Пашаев З.М. обратился в администрацию с заявлением о разъяснении вопроса не включения его несовершеннолетних детей в список участников программы.

Из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетние ФИО2, ФИО3 не включены в список участников программы, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом подготовлено гарантийное письмо о предоставлении социальной выплаты на указанный состав семьи на приобретение жилого помещения в сумме 4 628 160 рублей.

По заявлению участников программы срок гарантийного письма не однократно продлевался, в связи с не приобретением нового жилья, поскольку денежные средства по условиям муниципальной программы перечисляются непосредственно продавцу (застройщику) недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ Пашаев З.М. вновь обратился в администрацию с заявлением о включении несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 в список участников программы.

Ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ Пашаеву З.М. о включении несовершеннолетних в список участников программы было отказано по тем же основаниям, однако разъяснено, что несовершеннолетние могут стать участниками программы на основании решения суда об установлении факта проживания по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Выполняя рекомендации администрации, в целях включения несовершеннолетних в программу, Пашаев З.М. в сентябре 2018 года обратился в суд с заявлением об установлении факта проживания несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 по адресу: <адрес> Яр с момента рождения и до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе подготовки дела к судебному заседанию, представитель заинтересованного лица – администрации Сургутского района Вечтомов А.Ю. против установления юридического факта не возражал.

Решением Сургутского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанный факт установлен. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Пашаевым З.М. и остальными участниками муниципальной программы подписано соглашение об освобождении приспособленного для проживания строения по адресу: <адрес>, г.<адрес> Яр.

ДД.ММ.ГГГГ Пашаеву З.М. произведена социальная выплата, после чего ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по реализации отдельных мероприятий муниципальной программы принято решение об исключении строения по <адрес> из реестра приспособленных для проживания строений, его снос запланирован на 2019 год.

ДД.ММ.ГГГГ Пашаев З.М. вновь обратился в Департамент с заявлением об участии в муниципальной программе его несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с наличием, вступившего в законною силу, решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Пашаеву З.М. отказано в участии в муниципальной программе его несовершеннолетних детей, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ заявителю и членам его семьи, без учета несовершеннолетних, предоставлена социальная выплата в рамках муниципальной программы «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 годы», строение по <адрес>, г.<адрес> Яр юридически и фактически освобождено, само строение в реестре приспособленных для проживания строений не значится.

Данные факты подтверждаются: заявлением Пашаева З.М. от ДД.ММ.ГГГГ, ответом администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением Пашаева З.М. от ДД.ММ.ГГГГ, ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением Пашаева З.М. от ДД.ММ.ГГГГ, ответом администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ, соглашением об освобождении приспособленного для проживания строения от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания комиссии по реализации программы от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, паспортными данными законного представителя несовершеннолетних, свидетельствами о рождении несовершеннолетних, свидетельствами о регистрации по месту жительства несовершеннолетних, справкой с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями сторон.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ администрация муниципального образования вправе разработать и утвердить муниципальную программу за счет средств местного бюджета.

Постановлением администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 годы» (далее - Постановление ).

Целью указанной программы является улучшение качества жизни граждан, постоянно проживающих и зарегистрированных не позднее ДД.ММ.ГГГГ в строениях, приспособленных для проживания, расположенных на территории Сургутского района (вагончики и деревянные балки, переоборудованные административно-бытовые корпуса), которые в соответствии с действующим законодательством не являются жилищным фондом.

Согласно п. 3.1 раздела 3 Постановления (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) участниками программы имеют право быть граждане Российской Федерации и совместно проживающие с ними лица, зарегистрированные до ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживающие в этих строениях, не имеющие на праве собственности и ином праве жилых помещений. При этом, указанные строения должны быть включены в реестр, утвержденный постановлением администрации Сургутского района.

Решение о предоставлении субсидии оформляется гарантийным письмом. Субсидия выплачивается путем перечисления денежных средств непосредственно продавцу (застройщику) после исполнения участником программы обязательств по юридическому и фактическому освобождению строения, приспособленного для проживания (пункты 3.3, 3.4 Постановления (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление , где уточнено, что получателями субсидии могут быть лица, проживающие в строениях, включенных в соответствующий Реестр, утвержденный администрацией Сургутского района.

В силу п. 3.1.2 раздела 4.3 Постановления (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) исключение из Реестра приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского район, осуществляется специально учрежденной комиссией.

Согласно приложению к постановлению администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ строение по <адрес> находится в реестре приспособленных для проживания строений под .

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Сургутского района внесены изменения в Постановление , в частности пункт 3.2. раздела 4.3, определяющим круг лиц, имеющим право на получение субсидии, дополнен абзацем следующего содержания: «имеющие судебные акты, подтверждающие факт постоянного проживания до ДД.ММ.ГГГГ в приспособленных для проживания строениях, расположенных на территории Сургутского района, включенные администрацией Сургутского района в Реестр, не имеющие жилых помещений на праве собственности или предоставленных по договорам социального найма, земельные участки, под индивидуальное жилищное строительство, в том числе под малоэтажную многоквартирную жилую застройку, расположенные на территории Российской Федерации».

В данном случае, Пашаев З.М. воспользовавшись правом, предусмотренным постановлением администрации Сургутского района о внесении изменений в Постановление , ДД.ММ.ГГГГ, а также рекомендацией представителей администрации, обратился в суд с заявлением об установлении факта проживания несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по месту жительства по адресу: <адрес>, с даты рождения детей и до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Обращаясь в суд с указанным заявлением об установлении юридически значимого факта, Пашаев З.М. мотивировал обращение тем, что установление данного факта необходимо для реализации прав несовершеннолетних для участия в программе – получении субсидии.

Согласно решению суда от ДД.ММ.ГГГГ представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, месте, времени судебного заседания. Представил отзыв по существу требований, против удовлетворения заявления не возражал.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Таким образом, ответчик, располагая информацией о вынесенном решении суда от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта проживания несовершеннолетних по месту жительства по адресу: <адрес>, с момента рождения и до ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст. 40 Конституции Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ подписал соглашение об освобождении приспособленного для проживания строения, ДД.ММ.ГГГГ произвел социальную выплату на состав семьи истца 5 человек, ДД.ММ.ГГГГ исключил строение по <адрес> в г.<адрес> Яр из реестра.

Фактически ответчик, разъяснив Пашаеву З.М. в ответе от ДД.ММ.ГГГГ о возможности включения детей на основании решения суда, никоим образом, не оказал содействия истцу в реализации прав несовершеннолетних детей на участие в программе, проигнорировав, имеющееся решение суда об установлении юридически значимого факта, против установления которого, ответчик не возражал.

Таким образом, на момент вынесения Сургутским районным судом решения от ДД.ММ.ГГГГ право на участие в муниципальной программе семьей Пашаева З.М. реализовано не было, строение по <адрес> г.<адрес> Яр фактически и юридически освобождено не было, находилось в реестре приспособленных для проживания строений, утвержденным постановлению администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца законными, обоснованными, в связи с чем, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на участие в муниципальной программе «Ликвидация приспособленных для проживания строений, расположенных на территории Сургутского района, на 2016-2027 годы», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд.

Председательствующий судья А.Л. Алешков