Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 июня 2019 года село Большая Черниговка
Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сашниной Н.В.,
с участием прокурора Большечерниговского района Самарской области Чудновец И.М.,
при секретаре Синякиной И.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-564 по исковому заявлению прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Арестову В.А. об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большечерниговского района Самарской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Арестову В.А. об обязании совершить определенные действия, поскольку в результате проведенной проверки установлено, что сфера деятельности ИП Арестова В.А. - торговля розничная прочая в неспециализированном магазине, расположенном по адресу: <адрес> штатное расписание ИП Арестов В.А. включает 18 штатных единиц, фактическая численность работников 18 человек. ИП Арестовым В.А. меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, не разработаны и не приняты, надлежащая работа в указанном направлении не ведется, неисполнение ИП Арестовым В.А. требований законодательства о противодействии коррупции способствует коррупционным проявлениям, нарушает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора Большечерниговского района Самарской области Егоров А.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям и просил обязать Индивидуального предпринимателя Арестова В.А. (ОГРНИП №, ИНН №) адрес регистрации: <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по предупреждению коррупции в организации и разработать комплекс мер по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О
противодействии коррупции».
Ответчик индивидуальный предприниматель Арестов В.А. иск признал.
Суд, выслушав прокурора, ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст.1, ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Цели Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года, заключаются в содействии принятия и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетном применении мер по предупреждению коррупции, а также сотрудничества государства с институтами гражданского общества и т.д.
Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ дополнен статьей 13.3, вступившей в силу с 01 января 2013 года.
В частности, ч.1 ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ предусмотрена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273- ФЗ «О противодействии коррупции» организации также обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
По смыслу приведенных положений закона, указанные обязанности возлагаются на любые организации (юридические лица) независимо от организационно-правовой формы собственности.
В соответствии с ч.3 ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Во исполнение пп. «б» п.25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, согласно п.1 которых целью рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из акта проверки от 05 июня 2019 года следует, что прокуратурой Большечернигвоского района во исполнение требований приказа Генпрокуратуры России от 29 августа 2014 года №№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка исполнения ИП Арестовым В.А. требований феедрального законодательства о противодействии коррупции, в результате проведенной проверки установлено, что сфера деятельности ИП Арестова В.А. - торговля розничная прочая в неспециализированном магазине, расположенном по адресу: <адрес> штатное расписание ИП Арестов В.А. включает 18 штатных единиц, фактическая численность работников 18 человек. ИП Арестовым В.А. меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, не разработаны и не приняты, надлежащая работа в указанном направлении не ведется, в частности в организации должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, не определены, меры, направленные на сотрудничество организации с правоохранительными органами не приняты, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации не разработаны и в практику не внедрены, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят; не принимается мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ИП Арестовым В.А. не исполняются требования законодательства о противодействии коррупции, в организации должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, не определены, меры, направленные на сотрудничество организации с правоохранительными органами не приняты, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации не разработаны и в практику не внедрены, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят; не принимается мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Арестову В.А. об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя Арестова В.А. (ОГРНИП №, ИНН №) адрес регистрации: <адрес> в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по предупреждению коррупции в организации и разработать комплекс мер по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О
противодействии коррупции».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд Самарской области в течение месяца.
Председательствующий