Дело 2-564/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 сентября 2016 года г. Юрьевец Ивановской области
Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Парикова Н. А.,
с участием истца – представителя прокуратур Юрьевецкого района старшего помощника прокурора Смирновой Л.Н.,
ответчиков – представителя администрации Юрьевецкого района Ивановской области ФИО1 (по доверенности),
представителя ОАО «Домоуправление» ФИО2 (по доверенности),
при секретаре Абрамовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Юрьевецкого района Ивановской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области и ОАО «Домоуправление» о понуждении совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Юрьевецкого района Ивановской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области и ОАО «Домоуправление» о понуждении совершить определённые действия, указав в заявлении следующее.
В ходе проверки обращения депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации ФИО3 о выполнении администрацией Юрьевецкого района Ивановской области требований законодательства по энергоснабжению установлено, администрация не в полной мере выполняет требования законодательства.
Отношения по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Федеральный закон №261-ФЗ), целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
С целью реализации названного Федерального закона решением Совета Юрьевецкого городского поселения второго созыва от 02.03.2011 года №15 (редакции решений Совета от 26.01.2012 года №8, от 23.04.2012 года №34) утверждена муниципальная адресная программа Юрьевецкого городского поселения на 2011-2012 годы, предусматривающая поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления таких ресурсов.
Муниципальная программа вошла в состав адресной программы Ивановской области, предусматривающую поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления таких ресурсов на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 года №75-п. Контроль за использованием средств областного бюджета, направляемых на установку коллективных (общедомовых) приборов учёта, осуществлялся Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
На основании муниципальной программы в домах г. Юрьевец по адресам:……., были установлены узлы учёта тепловой энергии по разработанным в рамках этой же программы проектов коммерческих узлов учёта тепловой энергии и теплоносителей.
Однако, согласно акту приёмки-передачи проектов коммерческих узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя от …. года администрацией Юрьевецкого городского поселения в администрацию Юрьевецкого муниципального района были переданы только семь проектов в отношении МКД, расположенных в г. …., местонахождение остальных двадцати одного проекта на установку узлов учёта тепловой энергии МКД, расположенных в г. …., не установлено, что достоверно подтверждает факт их утраты.
Пунктом 64 Правил коммерческого учёта предусмотрено, что для ввода узла учёта в эксплуатацию владелец узла учёта представляет комиссии проект узла учёта, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учёта или проект паспорта.
Таким образом без проектов коммерческих узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя ввод в эксплуатацию установленных органом местного самоуправления приборов учёта тепловой энергии невозможен, тогда как проекты коммерческих узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя были получены на основании муниципального контракта администрацией Юрьевецкого городского поселения.
Пунктом 11 Соглашения между администрацией Юрьевецкого городского поселения и администрацией Юрьевецкого муниципального района от 18.09.2015 года установлено, что с 01.01. 2016 года полномочия исполнительно-распорядительного органа Юрьевецкого городского поселения в полном объёме осуществляет администрация Юрьевецкого муниципального района.
Согласно ст. 125 раздела 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года №888, для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений, городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода – круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей. Для информирования потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов указанная информация должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений.
В ходе проверки установлено, что такая информация на официальном сайте администрации Юрьевецкого муниципального района по состоянию на …. года не размещена.
По факту выявленных нарушений …..года главе Юрьевецкого муниципального района внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, однако мер к устранению нарушений не принято.
Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения в деятельности управляющей организации – ОАО «Домоуправление».
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 (далее – Правила №491), в соответствии с п. 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (ч. 5 ст.161, ст. 162 ЖК РФ).
Подпунктом «к» п. 11 Правил №491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учёта и т.д.), то есть обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета входит в число обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.
…. года проекты коммерческого узла учёта тепловой энергии и теплоносителя на дома в <...>. д….; ул. …., д….; ул. … <...>., <...>. <...> д…..; ул….., д…..администрацией Юрьевецкого муниципального района переданы управляющей организации.
Однако, управляющая организация – ОАО «Домоуправление» длительное время (с …. года по настоящее время) не принимает надлежащих мер по обеспечению ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта тепловой энергии. В связи с выявленными нарушениями в ОАО «Домоуправление» прокуратурой района внесено представление, которое признано ОАО «Домоуправление» необоснованным.
Указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены.
Бездействие администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области являются недопустимыми, могут повлечь нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц на надлежащее теплоснабжение.
В результате бездействия ответчиков общедомовые приборы учёта тепловой энергии в многоквартирных жилых домах в г…… по адресам: ……, не введены в эксплуатацию, чем нарушены интересы Российской Федерации в области энергоснабжения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в вышеперечисленных многоквартирных домах, для которых не введение в эксплуатацию и не использование приборов учёта влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит:
- ул. …., д….,
- пр. …., д. …;
- ул. …. года, д. …;
- ул. …. года, д….;
- ул. …., д….;
- ул. …., д. ….;
- ул. …., д. …;
- ул….., д. ….;
- ул. …., д. ….;
- ул. …., д. …;
- ул. …., д. …;
- ул. …., д. …;
- ул. …., д. ….;
- ул. …., д. …;
- ул. …., д. ….;
- ул. …, д….;
- ул. …., д. …;
- пер. …., д….;
- ул. …., д….;
- ул. …., д….;
- ул. …., д. …., и передать их управляющей организации (в отношении домов, находящихся в управлении управляющей организации) либо собственникам помещений многоквартирных домов при непосредственном управлении многоквартирным домом.
3. Обязать ОАО «Домоуправление» в срок до …. года обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах г. …. по адресам:
- улица …., д. ….;
- улица …. д. …;
- улица …., д. …;
- улица …., д…..;
- улица ….., д. …;
- улица …., д…..;
- улица …., д. …..
В последующем истец – прокурор Юрьевецкого района Ивановской области в связи с добровольным удовлетворением некоторых требований прокурора, частично отказался от исковых требований:
Руководствуясь ст.ст. 39, 220, 221 ГПК РФ от исковых требований об обязании администрации Юрьевецкого муниципального района в срок до …. года разместить на официальном сайте администрации Юрьевецкого муниципального района информацию, предусмотренную ст. 125 раздела 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года №888; и обязании администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в срок до …. года восстановить утраченные 21 проект на установку узлов учёта тепловой энергии в многоквартирных домах г. ….: ….., и передать их управляющей организации отказался, и производство в этой части по делу просил прекратить.
В судебном заседании представитель прокуратуры Юрьевецкого района Ивановской области – старший помощник прокурора Смирнова Л.Н. исковые требования поддержала, изложенное в заявлении подтвердила. Просила прекратить производство по делу в части указанных в заявлении требований и продолжить рассмотрение дела по остальным требованиям.
Представитель ответчика – администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области – заместитель главы администрации ФИО1 с исковыми требованиями согласился.
Представитель ответчика – ОАО «Домоуправление» ФИО2 с исковыми требованиями согласилась, просила установить срок для исполнения требований один месяц, и показала, что руководство ОАО «Домоуправление» не бездействовало, а выполняло определенные действия, направленные на решение вопроса о вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учёта тепловой энергии.
Выслушав представителей прокуратуры Юрьевецкого района, администрации Юрьевецкого муниципального района, ОАО «Домоуправление», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Федеральный закон №261-ФЗ), целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
С целью реализации названного Федерального закона решением Совета Юрьевецкого городского поселения второго созыва от 02.03.2011 года №15 (редакции решений Совета от 26.01.2012 года №8, от 23.04.2012 года №34) утверждена муниципальная адресная программа Юрьевецкого городского поселения на 2011-2012 годы, предусматривающая поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления таких ресурсов.
Муниципальная программа вошла в состав адресной программы Ивановской области, предусматривающей поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективный (общедомовых) приборов учёта потребления таких ресурсов на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 года №75-п. Контроль за использованием средств областного бюджета, направляемых на установку коллективных (общедомовых) приборов учёта, осуществлялся Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
На основании муниципальной программы в домах г. Юрьевец по адресам:….., были установлены узлы учёта тепловой энергии по разработанным в рамках этой же программы проектов коммерческих узлов учёта тепловой энергии и теплоносителей.
Однако, согласно акту приёмки-передачи проектов коммерческих узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя от ….. года администрацией Юрьевецкого городского поселения в администрацию Юрьевецкого муниципального района были переданы только семь проектов в отношении МКД, расположенных в г. …., местонахождение остальных двадцати одного проекта на установку узлов учёта тепловой энергии МКД, расположенных в г. …., не установлено, что достоверно подтверждает факт их утраты.
Пунктом 64 Правил коммерческого учёта предусмотрено, что для ввода узла учёта в эксплуатацию владелец узла учёта представляет комиссии проект узла учёта, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учёта или проект паспорта.
Таким образом, без проектов коммерческих узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя ввод в эксплуатацию установленных органом местного самоуправления приборов учёта тепловой энергии невозможен, тогда как проекты коммерческих узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя были получены на основании муниципального контракта администрацией Юрьевецкого городского поселения.
Пунктом 11 Соглашения между администрацией Юрьевецкого городского поселения и администрацией Юрьевецкого муниципального района от 18.09.2015 года установлено, что с 01.01. 2016 года полномочия исполнительно-распорядительного органа Юрьевецкого городского поселения в полном объёме осуществляет администрация Юрьевецкого муниципального района.
При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора района к администрации Юрьевецкого муниципального района подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на ответчика восстановить утраченные проекты на установку узлов учёта тепловой энергии в многоквартирных домах г. …., …. области: улица …., <...>., д….; улица …., <...>., д…..; улица …., <...>., д. …; и передать собственникам помещений многоквартирных домов при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года «261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон об энергоснабжении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного теплоснабжения.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
С целью осуществления такого учёта до 1 июля 2012 года на собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность по обеспечению оснащения таких домов приборами учёта используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.
В целях реализации названного Федерального закона решением Совета Юрьевецкого городского поселения второго созыва от 02.03.2011 года №15 (редакции решений Совета от 26.01.2012 года №8, от 23.04.2012 года №34) утверждена муниципальная адресная программа Юрьевецкого городского поселения на 2011-2012 годы, предусматривающая поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления таких ресурсов (л.д.13-25, 26-30).
Из материалов дела следует, что установленные в многоквартирных домах: ……. общедомовых приборов учёта тепловой энергии не введены в эксплуатацию.
В свою очередь, ОАО «Домоуправление», являясь управляющей организацией, с которой заключены договора управления многоквартирными домами, должна обеспечить эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, поскольку проведение мероприятий по вводу их в эксплуатацию отнесено именно к обязанностям управляющей организации. Так, установлено, что с …. года управление названными многоквартирными домами осуществляет ОАО «Домоуправление».
В соответствии с договором управления управляющая организация взяла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, о чем указано в п. 3.1.1 договора.
На основании ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 5 ч. 1.1 данной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме предусматривает обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Из положений ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 (далее – Правила №491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 статьи 161, статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Коллективные (общедомовые) приборы учёта теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, о чем указано в пункте 6 Правил №491.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил №491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учёта и т.д.).
В Правилах №354 также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, к которым в соответствии с пунктом 1 данных правил относится ОАО «Домоуправление» по обеспечению и вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта (подпункт «с» пункта 31 Правил №354).
Таким образом, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учёта отнесено приведёнными выше нормами к числу обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.
Поскольку действия управляющей организации (ОАО «Домоуправление») по обеспечению ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта тепловой энергии вытекают из функций этой организации по управлению и оплачиваются потребителями в составе платы, предусмотренной договором управления, следовательно, как отдельная услуга данное действие рассматриваться не может.
Затраты по вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии не могут зависеть от задолженности отдельных жильцов дома, обслуживаемого управляющей организацией, поскольку взыскание такой задолженности относится к правоотношениям, возникающим непосредственно между управляющей организацией и должником, и не должно оказывать влияния на права иных потребителей коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора района к ОАО «Домоуправление» подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на ответчика обязанности обеспечить ввод в эксплуатацию установленных в домах г. ….:- улица …, <...>., <...>., <...> <...>., <...>., <...> д. …. приборов учёта тепловой энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу о возможности принять меры по устранению нарушений законодательства со стороны ответчиков в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Юрьевецкого района Ивановской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области и ОАО «Домоуправление» о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу восстановить утраченные проекты на установку узлов учёта тепловой энергии в многоквартирных домах г. …., …. области:
- улица …., д. ….;
- улица …., д. …;
- улица …., д. …;
- улица …., д. …;
- улица …., д. …;
- улица …. д. …;
и передать собственникам помещений многоквартирных домов при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Обязать открытое акционерное общество (ОАО) «Домоуправление» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах г. …, области по адресам:
- улица …., д. …;
- улица …., д…..;
- улица …., д. …;
- улица …., д. …;
- улица …., д. ….;
- улица …., д…..;
- улица …., д. …...
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.А. Париков
Окончательное решение изготовлено 16 сентября 2016 года
Председательствующий судья Н.А. Париков