ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-565 от 13.07.2011 Апатитского городского суда (Мурманская область)

                                                                                    Апатитский городской суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Апатитский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гр. дело № 2-565/2011 (вступило в законную силу 13.07.2011) Изготовлено 10 мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 мая 2011 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области

в составе: председательствующего судьи Енцовой В.Е.,

при секретаре Деникаевой Е.П.,

с участием прокурора Павловой И.А.,

заявителя ФИО1,

представителя Совета депутатов г. Апатиты ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Совета депутатов г. Апатиты от 5 марта 2011 года № 225 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета депутатов г. Апатиты от 5 марта 2011 года № 225 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» в части изменения способа выборов Главы города Апатиты.

В обоснование требований указал, что 17 декабря 1995 года в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по требованию 3097 граждан города Апатиты состоялся местный референдум. На референдуме жители города приняли решение о том, что Глава города избирается всем населением города, имеющим избирательное право.

Ранее ст. 22 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ было установлено, что решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. В соответствии с данной нормой закона решение, принятое на местном референдуме, было закреплено в Уставе города Апатиты.

05.03.2011 года Совет депутатов города Апатиты принял решение № 225 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты», которым отменяется решение, принятое на референдуме о способе избрания Главы города, и устанавливается другой порядок избрания Главы города - из числа депутатов.

Указанное решение опубликовано в газете «Кировский рабочий» № 13 (11836) за 31 марта 2011 года.

Полагает, что решение Совета депутатов города Апатиты от 05.03.2011 № 225 принято с нарушением Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как оно отменяет решение, принятое на референдуме, состоявшееся 17 декабря 1995 года. Указанное решение Совета депутатов города Апатиты также ограничивает его права на участие в осуществлении местного самоуправления, так как лишает его права непосредственно участвовать в выборах Главы города Апатиты, а также быть избранным на указанную должность непосредственно жителями города.

Частью 7 ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Указывает, что принятое Советом депутатов г.Апатиты решение от 5.03.2011 № 225 противоречит ч. 7 ст. 22, ч. 2 статьи 45 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также ст. 73 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В дополнениях к заявлению указывает, что единственное исключение было установлено статьей 84 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанная статья предоставляла право представительным органом местного самоуправления вносить изменения в уставы муниципальных образований принятых на местных референдумах, в целях приведения их в соответствие с положениями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но переходный период в соответствии со статьей 83 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ был завершен 1 января 2009 года.

Кроме того, принятое в городе Апатиты в 1995 году на местном референдуме, решение о способе избрания Главы города в полной мере соответствовало указанному Федеральному закону, поэтому даже в переходный период городской Совет депутатов не был наделен полномочиями по отмене решения принятого на местном референдуме.

Указывает, что решение Совета депутатов г. Апатиты от 05.03.2011 № 225, в части изменения способа избрания Главы города, противоречит части 2 статьи 45 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в соответствии с которой, если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца. Совет депутатов города Апатиты при принятии решения от 05.03.2011 года № 225 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» не учел решение, принятое путем прямого волеизъявления населения г. Апатиты.

Кроме того, статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, что проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, подлежит официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного представительным органом  муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Проект решения Совета депутатов города Апатиты «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» опубликован 20 января 2011 года в газете «Кировский рабочий» в рубрике «официально». Но нормативные правовые акты, предусмотренные статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» опубликованы не были. Более того, они и не могли быть опубликованы, так как Советом депутатов указанные акты не разрабатывались и не принимались. Соответственно жители города не могли реализовать свое право на участие в обсуждении проекта решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты», а также не знали, каким образом будут учитываться их предложения по указанному проекту решения.

Просит признать незаконным решение Совета депутатов г. Апатиты от 05.03.2011 № 225 в части изменения способа выборов Главы города Апатиты, а также принять решение, обязывающее Совет депутатов города Апатиты в месячный срок внести изменения в Устав городского округа Апатиты, в соответствии с которым его права на участие в осуществлении местного самоуправления будут восстановлены в полном объеме, в том числе право избирать Главу города Апатиты, а также право быть избранным на указанную должность в соответствии с решением, принятым на референдуме 17 декабря 1995 года.

В судебном заседании ФИО1 поддержал свои требования, суду пояснил, что процедуру принятия решения Совета депутатов г. Апатиты от 05.03.2011 № 225 он не оспаривает, за исключением того, что порядок учёта предложений по проекту решения Совета депутатов от 05.03.2011, а также порядок участия граждан в его обсуждении, опубликованы не были. Указал, что его права нарушают следующие подпункты пункта 1 решения Совета депутатов города Апатиты от 05.03.2011 № 225: 1, 8-24, 26-38, 40-45, 58- 67.

Частью 2 ст. 57 Закона № 154-ФЗ было установлено, что в случае если в муниципальном образовании представительный орган не сформирован, местный референдум назначается главой местной администрации по требованию граждан, в количестве не менее 5% от числа избирателей муниципального образования. Так как необходимое условие проведения референдума было установлено Федеральным законом, а постановление администрации города № 826 от 30.10.1995 не содержало других правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, его опубликования не требовалось.

Решение, принятое жителями города Апатиты на референдуме 17 декабря 1995 года, было опубликовано 22 декабря 1995 года в газете «Дважды два» на странице 3 в рубрике «Официальный раздел», а также  25 декабря 1995 года в газете «Кировский рабочий» на странице 2.

Перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум, установлен пунктом 8 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поэтому вопрос об избрании главы города мог быть вынесен на референдум, и должно выполняться решение референдума от 17.12.1995.

В соответствии с пунктом 9 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Решение, принятое на местном референдуме не может утратить юридическую силу по истечении срока давности или в связи с принятием какого-либо решения представительным органом местного самоуправления, может быть отменено только решением референдума, по решению суда или в связи с изменением законов.

Представитель Совета депутатов г. Апатиты ФИО2 с заявленными требованиями не согласен, представил письменные возражения. Суду пояснил, что пунктом 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Абзацем 2 пункта 1 ст. 7 Устава городского округа Апатиты установлено, что структуру органов местного самоуправления города Апатиты составляет, в том числе, Совет депутатов города Апатиты – представительный орган местного самоуправления городского округа Апатиты, а пунктом 1 статьи 31 Устава предусмотрено, что представительным органом местного самоуправления города Апатиты является Совет депутатов города Апатиты, обладающий правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города, и реализующий его право на местное самоуправление в рамках Конституции РФ, федеральных законов, законов Мурманской области и Устава.

Совет депутатов имел полномочия на издание оспариваемого нормативного правового акта в форме решения в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 33 Устава.

25 марта 2011 года Управлением Министерства юстиции РФ по Мурманской области оспариваемое решение было зарегистрировано в Государственном реестре уставов муниципальных образований за номером № RU513020002011001 и опубликовано в газете «Кировский рабочий» от 31 марта 2011 года, № 13 (11836), после чего оно вступило в силу. Предусмотренные правила введения оспариваемого решения в действие, в том числе порядок государственной регистрации, и правила его опубликования, были соблюдены.

Просит суд принять во внимание то обстоятельство, что в 1995 году на территории города Апатиты отсутствовал установленный уполномоченным органом и введённый в действие порядок инициирования, подготовки и проведения местного референдума.

Поскольку в 1995 году в городе Апатиты отсутствовал представительный орган муниципального образования, а также отсутствовал закон Мурманской области о местном референдуме, то местный референдум среди граждан города Апатиты мог проводиться только в соответствии с правовыми актами, принятыми Главой администрации города Апатиты.

Порядок назначения и условия проведения местного референдума на территории города Апатиты среди граждан города Апатиты в 1995 году должны были регулироваться Положением об условиях назначения и проведения местного референдума, утверждённым Постановлением Администрации города Апатиты от 30.10.1995 году № 826, которое не было опубликовано,   что подтверждается письмом МУ «Централизованная библиотечная система города Апатиты» от 25.01.2011.

При этом частью 3 статьи 15 Конституции РФ установлено, что все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

В силу ч. 2 ст. 19 Закона № 154-ФЗ нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Положение об условиях назначения и проведения местного референдума, утверждённое постановлением Администрации города Апатиты от 30.10.1995 году № 826, не могло влечь каких-либо правовых последствий, как не вступившее в силу, и не могло служить основанием для регулирования правоотношений, имевших место при назначении и проведении указанного заявителем референдума, в том числе правоотношений, связанных с назначением и установлением результатов такого референдума.

Указывает, что согласно пункту 1 постановления администрации г. Апатиты от 28.11.1995 № 931 на местный референдум 17 декабря 1995 года выносился вопрос об одобрении конкретных положений Устава города Апатиты, который затем был принят решением Апатитского городского Совета народных депутатов от 29.01.1998 № 10 и изменялся решениями Апатитского городского Совета от 23.04.1998 № 45, от 28.01.1999 № 121, от 17.05.2001 № 457, от 14.06.2001 № 467, от 20.05.2004 № 287, от 25.06.2004 № 310.

Устав города Апатиты, принятый решением Апатитского городского Совета от 29.01.1998 № 10, утратил силу с 01 января 2006 года в связи с принятием решения Апатитского городского Совета от 23.06.2005 № 471 (пункты 2 и 5).

Положения Устава города Апатиты, принятые на местном референдуме 17.12.1995 года, фактически утратили свою юридическую силу с 01.01.2006 года вместе с нормами всего Устава.

Действующий Устав городского округа Апатиты был зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу 11.11.2005 года за государственным регистрационным номером № RU 513020002005002.

Просит принять во внимание то обстоятельство, что на местном референдуме 17.12.1995 года принимались отдельные положения Устава города Апатиты, который является нормативным правовым актом.

Следовательно, к этим правоотношениям подлежит применению правило ч. 6 ст. 73 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» о том, что в случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта, он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через 5 лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Со дня принятия 17.12.1995 указанных конкретных положений Устава города Апатиты на местном референдуме прошло около 15 лет, поэтому 05 марта 2011 года они могли быть изменены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в устав муниципального образования, то есть представительным органом муниципального образования.

Указывает, что отсутствуют противоречия положений Решения от 05.03.2011 № 225 результатам референдума 17.12.1995 года и законам, имеющим наибольшую юридическую силу, так как выборы Главы города Апатиты по существу не отменены, а изменён порядок избрания высшего должностного лица муниципального образования город Апатиты.

При этом жители города Апатиты, обладающие избирательным правом, непосредственно участвуют в выборах Главы города Апатиты путём избрания депутатов Совета депутатов, из числа которых и избирается Глава города Апатиты открытым голосованием на заседании Совета депутатов.

Указывает, что право ФИО1 на участие в избрании Главы города Апатиты оспариваемым решением не нарушено, так как заявитель сохранил право на участие в выборах главы муниципального образования путём участия в выборах депутатов Совета депутатов, из числа которых выбирается Глава города, и право быть избранным жителями города.

Считает, что вопрос, касающийся порядка избрания Главы города Апатиты, не соответствует перечню, содержащемуся в нормативных актах, и не может быть отнесён к вопросам местного значения. Кроме того, нормативными правовыми актами прямо установлен запрет на рассмотрение на местном референдуме вопроса об избрании должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности.

Указывает, что согласно пункту 1 ч. 2 ст. 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Вопрос, касающийся порядка избрания Главы города Апатиты,  предполагает внесение изменений в Устав городского округа Апатиты. В статье 37 действующей редакции Устава городского округа Апатиты указано, что Глава города Апатиты избирается депутатами Совета депутатов из своего состава на срок полномочий Совета депутатов.

В соответствии со статьями 17, 34, 35, 44 Закона № 131-ФЗ, пункта 1 статьи 9 Устава городского округа Апатиты принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – населением на сходе граждан.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Устава городского округа Апатиты, статей 17, 34, 35, 44 Закона № 131-ФЗ принятие Устава города и внесение изменений и дополнений относится к исключительной компетенции Совета депутатов.

Принятие устава муниципального образования и внесении в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов относится к компетенции органов местного самоуправления, поэтому рассмотрение на местном референдуме вопросов, касающихся порядка избрания главы муниципального образования и влекущих изменение устава муниципального образования, невозможно.

Из положений статей 9, 33 Устава городского округа Апатиты и статей 17, 34, 35, 44 Закона № 131-ФЗ следует, что данный вопрос предполагает внесение изменений в устав муниципального образования, поэтому он подлежит рассмотрению на заседании Совета депутатов, и не может быть вынесен на местный референдум.

Указывает, что доводы заявителя о том, что в нарушение требований части 4 статьи 44 Закона № 131-ФЗ одновременно с опубликованием проекта решения Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» 20 января 2011 года в № 3 (11826) газеты «Кировский рабочий» установленные представительным органом муниципального образования не были опубликованы порядок учёта предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении, необоснованны.

Вступившим в законную силу решением Апатитского городского суда Мурманской области от 16.02.2011 года по гражданскому делу № 2-252/2011 установлено, что порядок участия граждан в обсуждении проекта, выносимого на публичные слушания, и порядок учёта предложений по такому проекту были опубликованы одновременно с указанным проектом решения 20 января 2011 года в газете «Кировский рабочий», № 3 (11826), на странице 5 в составе Информации по вопросу «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты».

Требование заявителя о возложении на Совет депутатов обязанности по внесению изменений в Устав городского округа Апатиты по существу сводится к принятию Советом депутатов нормативного правового акта, что в силу закона входит  в компетенцию органов местного самоуправления.

Просит отказать ФИО1 в удовлетворении требования о признании недействующим решения Совета депутатов города Апатиты от 05.03.2011 № 225 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» в оспариваемой части и прекратить производство по делу в части требования заявителя принять решение, обязывающее Совет депутатов города Апатиты в месячный срок внести изменения в Устав городского округа Апатиты, в соответствии с которым его права на участие в осуществлении местного самоуправления будут восстановлены в полном объеме, в том числе право избирать Главу города Апатиты, а также право быть избранным на указанную должность в соответствии с решением, принятым на референдуме 17 декабря 1995 года.

На основании ст. 220 ГПК РФ судом вынесено определение от 03.05.2011 о прекращении производства по делу в части требования заявителя о принятии решения, обязывающего Совет депутатов города Апатиты в месячный срок внести изменения в Устав городского округа Апатиты, в соответствии с которым его права на участие в осуществлении местного самоуправления будут восстановлены в полном объеме, в том числе право избирать Главу города Апатиты, а также право быть избранным на указанную должность в соответствии с решением, принятым на референдуме 17 декабря 1995 года.

Заслушав стороны, свидетелей, прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативно актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Таким образом, для признания нормативного акта недействительным необходима совокупность двух условий: не соответствие его закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов г. Апатиты от 5 марта 2011 года № 225 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» внесены изменения в Устав городского округа Апатиты в статью 37, которая определяет порядок избрания Главы города Апатиты, и в другие статьи Устава, связанные с изменением порядка избрания Главы города, при этом статья 38 Устава в прежней редакции исключена.

Указанное решение опубликовано в газете «Кировский рабочий» № 13 (11836) за 31 марта 2011 года.

Изменения в Устав города и решение Совета депутатов г. Апатиты от 5 марта 2011 года № 225 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» были зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Мурманской области 25 марта 2011 года в Государственном реестре уставов муниципальных образований за номером № RU513020002011001; а опубликованы в газете «Кировский рабочий» от 31 марта 2011 года, № 13 (11836), после чего изменения к Уставу города и решение Совета депутатов г. Апатиты вступили в законную силу.

Таким образом, Решение от 05.03.2011 г. № 225 является нормативным правовым актом, поскольку принято в порядке подпункта 1 п. 1 ст. 33 Устава города Апатиты, направлено на неоднократное применение в области выборов Главы города Апатиты, распространяется на неопределенный круг избирателей, опубликовано в официальном порядке.

При этом соблюдены требования ч. 6 и 8 ст. 44 Закона № 131-ФЗ, которой установлено, что муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ;

2) нарушение установленного Законом № 131-ФЗ порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

В соответствии с положениями ст. 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Части 1 и 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации предусматривают, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Как следует из положений частей 1-3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 3 Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, и какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности  государства.

В статье 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" даны следующие понятия, применяемые для целей настоящего Федерального закона:

9) выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемою в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования opгана государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;

11) гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме -установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

49) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 ст. 3. Федерального закона or 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Часть 1 ст. 23 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лип местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В силу положений частей 1, 2, 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Таким образом, жители города Апатиты, как граждане Российской Федерации, имеют право участвовать в проведении выборов в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе Главы города Апатиты.

Как установлено судом, и не оспаривалось сторонами, до принятия Решения от 05.03.2011 № 225 Глава города избирался жителями г. Апатиты на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права тайным голосованием в порядке, установленном федеральным законом, законодательством Мурманской области и Уставом (п. 1 ст. 38 Устава городского округа Апатиты в прежней редакции); с целью избрания Главы города решением Совета г. Апатиты назначались, а Апатитской территориальной избирательной комиссией организовывались соответствующие выборы.

После принятия решения от 05.03.2011 № 225 Глава города Апатиты избирается из состава депутатов Совета депутатов на первом заседании Совета депутатов нового созыва открытым голосованием на срок полномочий Совета депутатов, за которого проголосовало более половины от установленной численности депутатов Совета депутатов (п.п. 2 и 6 ст. 37 Устава с изменениями).

На основании п. 9 ст. 37 Устава с изменениями порядок избрания Главы города Апатиты, предусмотренный настоящей статьей, применяется и при избрании Главы города из состава Совета депутатов действующего созыва в случае досрочного прекращения полномочий ранее избранного Главы города Апатиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями но решению вопросов местного значения.

На основании подпунктов 1-4 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом
муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав
представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса
и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную
администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования
исполняет полномочия его председателя;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя
представительного органа муниципального образования и полномочия главы
местной администрации.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования (п. 4 ч. 1).

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусмотрена возможность избрания главы муниципального образования из своего состава в соответствии с Уставом муниципального образования.

Таким образом, избрание Главы города Апатиты из состава депутатов Совета депутатов города Апатиты возможно при условии, что указанный способ выборов Главы города определен Уставом города Апатиты.

Глава муниципального образования в силу п. 8 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является выборным должностным лицом.

В силу п. 9 ст. 2 этого же Закона выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования opгана государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;

Из изложенного следует, что выборное должностное лицо, в частности, глава муниципального образования, избирается на должность в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В настоящее время законом предусмотрено право граждан на участие в выборах главы муниципального образования как в форме непосредственного участия в выборах, так и в форме участия в выборах депутатов представительного органа.

При этом Конституция Российской Федерации, а также нормы Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат положений, устанавливающих исключительное право граждан непосредственно участвовать в выборах главы муниципального образования. В связи с чем, доводы заявителя о несоответствии оспариваемого решения статьям 22, 45 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 73 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» являются необоснованными.

Доводы заявителя о том, что однажды сделанный выбор в пользу применения процедуры муниципальных выборов при избрании Главы муниципального образования не может быть изменен без соблюдения условий, установленных статьями 3 и 55 Конституции российской Федерации, поскольку право граждан на участие в муниципальных выборах характеризуется признаком всеобщности, которого лишена административно-организационная процедура избрания Главы муниципального образования самим представительным органом местного самоуправления, основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, которые не содержат запрета на переход от муниципальных выборов Главы города к выборам главы города из состава представительного органа муниципального образования, осуществленного путем внесения соответствующих изменений в устав муниципального образования с соблюдением предписанной законом процедуры, нарушений которой в данном случае по делу не установлено.

Сопоставив содержание п. 1 ст. 38 Устава в прежней редакции и п. 2 ст. 37 Устава в действующей редакции, как между собой, так и с приведенными выше нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд не усматривает противоречия положений Решения от 05.03.2011 № 225, которые оспаривает заявитель, и которыми изменен порядок избрания Главы города Апатиты, указанным законам, имеющим наибольшую юридическую силу.

При этом жители города Апатиты, обладающие избирательным правом, непосредственно участвуют в выборах Главы города Апатиты путем избрания депутатов Совета депутатов города Апатиты, из числа которых и избирается Глава города Апатиты открытым голосованием на заседании Совета депутатов (п. 2 ст. 37 Устава в действующей редакции).

Заявитель ФИО1 не отрицает, что изменился порядок выборов Главы города Апатиты.

Суд приходит к выводу, что нельзя признать нарушенными право ФИО1 на участие в избрании Главы города Апатиты и право быть избранным жителями города, поскольку после вступления оспариваемого решения в законную силу заявитель сохранил право на участие в выборах главы муниципального образования путём участия в выборах депутатов Совета депутатов, из числа которых выбирается Глава города.

Пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями, в том числе, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно (часть 3 статьи 17 ФЗ № 131).

На основании указанных норм Закона внесение изменений и дополнений в Устав муниципального образования является одним из полномочий органов местного самоуправления. При этом, учет мнения населения в указанном случае предусмотрен законодательством в других формах (часть 3 статьи 28 ФЗ № 131-ФЗ).

На основании п. 1 ст. 7 Устава городского округа Апатиты (Устав в прежней редакции) структуру органов местного самоуправления города Апатиты составляют Совет депутатов города Апатиты – представительный орган местного самоуправления городского округа Апатиты, а пунктом 1 статьи 31 Устава предусмотрено, что представительным органом местного самоуправления города Апатиты является Совет депутатов города Апатиты, обладающий правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города, и реализующий его право на местное самоуправление в рамках Конституции РФ, федеральных законов, законов Мурманской области и Устава города.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 33 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов находится принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений, поэтому Совет депутатов г. Апатиты имел полномочия на издание оспариваемого нормативного правового акта в форме решения.

В связи с эти доводы заявителя о том, что решением Совета депутатов г. Апатиты от 05.03.2011 отменено решение референдума от 17.12.1995, суд находит несостоятельными.

На основании ч. 4 ст. 44 Закона № 131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ).

Суд не принимает доводы заявителя о том, что нормативные правовые акты, предусмотренные статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, а именно порядок учёта предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении, опубликованы не были.

Положение о публичных слушаниях по вопросам местного значения на территории города Апатиты (приложение к решению Апатитского городского Совета народных депутатов от 24.11.2055 № 523), которое содержит положения порядка участия граждан в обсуждении проекта, выносимого на публичные слушания, и порядка учёта предложений по такому проекту, было опубликовано ранее в газете «Кировский рабочий» № 50 от 15.12.2005.

Вступившим в законную силу решением Апатитского городского суда Мурманской области от 16.02.2011 установлено, что порядок участия граждан в обсуждении проекта, выносимого на публичные слушания, и порядок учёта предложений по такому проекту были опубликованы одновременно с проектом решения 20 января 2011 года в газете «Кировский рабочий», № 3 (11826), на странице 5 в составе Информации по вопросу «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты».

В соответствии со ст. 250 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Суд также не принимает во внимание доводы заявителя о том, что выборы Главы города относятся к вопросам местного значения.

Перечень вопросов местного значения городского округа предусмотрен статьей 16 Закона № 131-ФЗ, а также статьей 8 Устава городского округа Апатиты в прежней редакции, и является исчерпывающим.

Согласно части 1 ст. 18 Закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменён иначе как путём внесения изменений и дополнений в Закон № 131-ФЗ. На момент принятия решения Совета депутатов от 05.03.2011 изменения в Закон № 131-ФЗ и нормативные правовые акты, содержащие перечень вопросов местного значения, не были внесены.

В указанном перечне не перечислены вопросы, касающиеся мнения населения на изменение правовых норм Устава муниципального образования.

В силу ст. 4  Закона Мурманской области от 23.06.2005 № 640-01-ЗМО «О местном референдуме» на референдум не могут быть вынесены вопросы:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2) о персональном составе органов местного самоуправления;

3) об избрании депутатов представительного органа муниципального образования и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности.

Поскольку перечисленными правовыми актами принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов, относится к компетенции органов местного самоуправления, является обоснованным довод представителя Совета депутатов г. Апатиты о невозможности рассмотрения на местном референдуме вопросов, касающихся порядка избрания и влекущих изменение Устава муниципального образования.

Поэтому доводы заявителя в указанной части суд полагает необоснованными.

Из пункта 1 Постановления администрации г. Апатиты от 28.11.1995 № 931 следует, что на местный референдум 17 декабря 1995 года выносился вопрос об одобрении конкретных положений Устава города Апатиты, который позднее был принят решением Апатитского городского Совета народных депутатов от 29.01.1998 № 10 и изменялся решениями Апатитского городского Совета от 23.04.1998 № 45, от 28.01.1999 № 121, от 17.05.2001 № 457, от 14.06.2001 № 467, от 20.05.2004 № 287, от 25.06.2004 № 310.

Указанный Устав города Апатиты, принятый решением Апатитского городского Совета от 29.01.1998 № 10, утратил силу с 01 января 2006 года в связи с принятием решения Апатитского городского Совета от 23.06.2005 № 471 (пункты 2 и 5).

Таким образом, положения Устава города Апатиты, принятые на местном референдуме 17.12.1995 года, фактически утратили свою юридическую силу с 01.01.2006 года вместе с нормами всего Устава.

Действующий Устав городского округа Апатиты был зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу 11.11.2005 года за государственным регистрационным номером № RU 513020002005002.

Согласно ч. 6 ст. 73 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Из указанных положений закона следует, что со дня принятия указанных конкретных положений Устава города Апатиты на местном референдуме прошло около 15 лет (это более 5 лет), следовательно, 05 марта 2011 они могли быть изменены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в устав муниципального образования, то есть представительным органом муниципального образования.

Поэтому доводы заявителя о том, что принятое решение противоречит ст. 73 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ суд также не принимает во внимание.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Доводы заявителя о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта, а указанный срок не может превышать три месяца, суд полагает несостоятельными, так как Устав города Апатиты, принятый решением Апатитского городского Совета от 29.01.1998, содержал в ст. 16 положения о том, что глава города Апатиты избирается гражданами, проживающими на территории города, то есть решение референдума от 17.12.1995.

На основании ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято Советом депутатов города Апатиты в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Мурманской области, поэтому считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении его требования о признании незаконным решения Совета депутатов г. Апатиты от 05.03.2011 № 225 в части изменения способа выборов Главы города Апатиты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования ФИО1 о признании незаконным решения Совета депутатов г. Апатиты от 5 марта 2011 года № 225 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Апатиты» в части изменения способа выборов Главы города Апатиты отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи жалобы через Апатитский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий В.Е. Енцова