ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5650/2021 от 02.09.2021 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0011-01-2021-005304-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2021 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Борисовой В.А. с участием истца Радкевича А.В., представителя ответчика Супранович А.Ю. и представителя третьего лица Зубановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5650/2021 по иску Радкевича А.В. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия (ГКУ СЗ РК) «Центр социальной работы Республики Карелия» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Радкевич А.В., ссылаясь на отказ ответчика ДД.ММ.ГГГГ в присвоении ему звания «Ветеран труда», обратился в суд с требованиями к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» о признании решения об этом незаконным и об обязании ответчика признать за ним данный статус.

В качестве третьих лиц к участию в споре привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия.

В судебном заседании истец свое обращение поддержал, представитель ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», возражая против его требований, указала на отсутствие у Радкевича А.В. права на обозначенное звание. Представитель Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия оставила разрешение спора на усмотрение суда. Министерство социальной защиты Республики Карелия представителя в суд не направило.

Заслушав пояснения прибывших на разбирательство лиц и исследовав представленные письменные материалы, суд считает, что рассматриваемый иск подлежит частичному удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с разрешением соответствующего заявления Радкевича А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, проживающего в г.Петрозаводске, ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» в рамках предоставленных ему полномочий принято решение об отказе в присвоении истцу статуса «Ветеран труда». Между тем данное решение, не соответствуя требованиям действующих нормативно-правовых предписаний, объективно умаляет законные интересы Радкевича А.В.

Сформулированная в указанном решении позиция ответчика базируется на суждении об отсутствии у истца 25-тилетнего страхового стажа, учитываемого среди прочих условий для назначения пенсии, или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Однако этот подход юридически ошибочен.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в её текущей редакции ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В Республике Карелия на основании Закона Республики Карелия от 28 февраля 2006 года № 964-ЗРК «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»» они установлены Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Министерством социальной защиты Республики Карелия от 27 ноября 2020 год № 854-П. Согласно же этому Положению (п. 3) ветеранами труда признаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Карелия: 1) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; 2) начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, одним из обязательных условий присвоения звания «Ветеран труда» является наличие трудового (страхового) стажа определенной продолжительности, применительно к Радкевичу А.В. – 25 лет, который, как выявилось по делу, на ДД.ММ.ГГГГ у истца имелся. Особенности соответствующих учетов органов Пенсионного фонда Российской Федерации исключили для ответчика достаточную определенность о дате, на которую такой стаж, в действительности, Радкевичем А.В. был выработал, однако проверенные судом объективные сведения об этом стаже указывают, что рассматриваемое условие получения спорного статуса на момент обращения истца за его присвоением было обеспечено.

Нашел свое подтверждение и факт награждения Радкевича А.В. ДД.ММ.ГГГГ Почетной грамотой Федерального агентства лесного хозяйства, которая в силу Приказа Рослесхоза от 19 сентября 2007 года № 407 является ведомственной наградой, признававшейся на момент такого поощрения истца ведомственным знаком отличия в труде, что значимо в свете ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

По существу сутью разрешаемого спора исходя из уточненной позиции ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» является вопрос сохранения за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» как лицу, награжденному ведомственным знаком отличия в труде до ДД.ММ.ГГГГ, из-за изменения с этой даты п/п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»), в связи с чем имеется в виду следующее.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», который в редакции, действовавшей на момент указанного награждения Радкевича А.В., к ветеранам труда, в частности, относил лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Нормативно-правовые новеллы, связанные с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», закрепили на федеральном уровне касательно круга лиц, являющихся ветеранами труда по критерию награждения ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе), дополнительный критерий – продолжительную (не менее 15 лет) работу (службу) в соответствующей сфере деятельности. Соотносящиеся с этим изменения последовали и в законодательстве Республики Карелия – Приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 01 июля 2016 года № 1215.

Вместе с тем в Федеральном законе от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ содержатся переходные положения о сохранении прав на присвоение звания «Ветеран труда» в отношении граждан, награжденных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ведомственными знаками отличия в труде. Так, ч. 3 ст. 8 этого закона, вступившей в силу с 01 июля 2016 года, предусмотрено, что за гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Среди прочего это означает, что для граждан, награжденных ведомственными знаками отличия в труде до ДД.ММ.ГГГГ, наличия на момент их награждения этим знаком продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности не требовалось. Более того, вопреки позиции ответчика эти переходные положения не закрепили и не предполагают, что у лица, претендующего на спорный статус, трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, должен был быть подтвержден именно на ДД.ММ.ГГГГ.

Фактически спровоцировавший судебный спор примененный законодателем способ юридической техники обновления правовой нормы в целях правильного разрешения дела требует толкования результата нововведения. Вместе с тем юридическое существо норм права определяется не только их буквальным содержанием, но и целью, для достижения которой в установленном порядке они приняты, то есть посредством значимого в настоящем случае телеологического толкования.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ принят во исполнение разработок, вытекающих их п/п. «д» п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 марта 2015 года № Пр-417ГС, предусматривающего внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование мер социальной поддержки граждан, поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 14 марта 2015 года № ДМ-П13-1585, а также поручений, содержащихся в п. XII протокола заседания Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года № 2. Этот нормативный акт содержит изменения в ряд законодательных актов, направленные на оптимизацию предоставления отдельных мер социальной поддержки, в том числе исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости при их предоставлении в субъектах Российской Федерации. Причем, изменения именно Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», направлялись на необходимость отразить уровни продолжительности трудовой деятельности и трудового вклада, соизмеримые со статусностью звания «Ветеран труда», предполагающей многолетнюю и успешную трудовую (служебную) деятельность, но одновременно не затронуть права тех граждан при решении вопроса о присвоении им звания «Ветеран труда», чьи пенсионные права, хотя и сформировались до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до введения понятия «страховой стаж», но не указывали на наличие у этих лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (а на первоначальных этапах принятия законопроекта – на ДД.ММ.ГГГГ) трудового (страхового) стажа либо выслуги лет, необходимых для присвоения этого звания.

Таким образом, сохранение права на присвоение звания «Ветеран труда», как предполагалось, так и реализовано в ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, увязано с прежними, существовавшими до ДД.ММ.ГГГГ условиями и фактически гарантировало уже награжденным ведомственными знаками отличия в труде с достижением ими в будущем соответствующего трудового (страхового) стажа или выслуги приобретение данного звания на этих прежних условиях. Эти стаж/выслуга с необходимыми их величинами сопоставляются на дату обращения гражданина с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», а не на ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая перечисленное, суд констатирует, что на момент обращения к ответчику (ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» истец соответствовал требованиям, указанным в п/п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», что свидетельствует о состоятельности иска, направленного на обязание ответчика присвоить Радкевичу А.В. данное звание.

Судебная защита социальных прав граждан осуществляется в исковом порядке. Возложение на ответчика обязанности подтвердить соответствующий социальный статус истца присвоением ему звания «Ветеран труда» является вытекающим из действующего законодательства и достаточным способом восстановления умаленного права Радкевича А.В. Сопутствующее оспаривание действий (решений) социального органа требованием признания их незаконными, на чем также настаивает истец, самостоятельным способом защиты в суде прав на социальное обеспечение не является, поскольку непосредственно к их восстановлению объективно привести не может. Такая оценка – лишь элемент правового анализа судом нарушения прав Радкевича А.В. этими действиями (решениями) в составе комплекса юридически значимых обстоятельств самого социального спора. Как следствие, в части иска об оспаривании решения ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» об отказе в присвоении статуса «Ветеран труда» надлежит отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Радкевича А.В. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» присвоить Радкевича А.В. с ДД.ММ.ГГГГ звание «Ветеран труда».

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» в пользу Радкевича А.В. 300 рублей в возмещение судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.

Судья К.Л.Мамонов