ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5653/2016 от 28.12.2016 Псковского городского суда (Псковская область)

Мотивированное решение суда изготовлено **.**. 2017 года.

Дело № 2-5653/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**. 2016 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Э.В.,

при секретаре Федорчук Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению г.Пскова главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области об обязании установить ежемесячное пособие по уходу за ребенком, взыскании недоначисленного ежемесячного пособия по уходу за ребенком,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Территориальному управлению г.Пскова главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области об обязании установить ежемесячное пособие по уходу за ребенком, взыскании недоначисленного ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В обоснование требований указано, что она **.**.2013 была назначена на должность государственной гражданской службы РФ старшего специалиста 2 разряда отделения оформления приглашений, виз и постановки на миграционный учет Отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по С. и Л. области. **.**.2014 ей был присвоен классный чин – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса. С **.**.2016 ФИО1 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. **.**.2016 истец была уволена с замещаемой должности в соответствии с п.8.3 ч.1 ст.37 (упразднение государственного органа) Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». До момента увольнения истцу выплачивалось ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 8281 руб. 93 коп. После увольнение выплату пособия производит Территориальное управлению г.Пскова главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в размере 2908 руб. 62 коп.

Полагая снижение размера пособия по уходу за ребенком незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском, просит обязать ТУ ГГУ СЗН ПО установить ежемесячное пособие по уходу за ребенком с **.**. 2016 года в размере 8281 руб. 93 коп., взыскать с ответчика недоначисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с **.**. 2016 года по **.**. 2016 года в размере 28599 руб. 88 коп.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика ТУ г.Пскова ГГУ СЗН Псковской области в судебном заседании возражала против заявленных требований. Пояснила, что ФИО1 обратилась в Управление по вопросу назначения ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в связи с освобождением от заемещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением в соответствии с п.8.3 части 1 ст.37 Федерального Закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - упразднение государственного органа. На основании обращения ФИО1 с **.**.2016 ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком назначено и своевременно выплачивается истцу в соответствии с абз.7 ч.1 ст.13 ФЗ №81-ФЗ и пп. «д» п.39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. №1012н, как матери, фактически осуществляющей уход за ребенком и не подлежащей обязательному социальному страхованию. Размер пособия в сумме 2908 руб. 62 коп. определен в соответствии с абз.2 ст.15 вышеуказанного Закона, как лицам, указанным в абз.6-8 ч.1 ст.13 Закона. Основанием увольнения истца является упразднение государственного органа, что не может быть приравнено либо считаться разновидностью ликвидации организации.

Выслушав объяснения участников процесса, суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. №711, ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» постановлено упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу. Завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 г. В соответствии с пп. «в» п.6 Указа Правительству Российской Федерации надлежит обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной миграционной службы.

Из трудовой книжки ФИО1 установлено, что **.**.2013 истец назначена на должность государственной гражданской службы РФ старшего специалиста 2 разряда отделения оформления приглашений, виз и постановки на миграционный учет Отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по С. и Л. области. **.**.2014 ей был присвоен классный чин – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса. (л.д.9).

Согласно выписки из приказа по личному составу №******* от **.**.2015 УФМС по г.С. и Л. области, с **.**.2016 в связи с рождением первого ребенка ФИО1 находится в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, то есть до **.**.2018 (л.д.11).

**.**.2016 ФИО1 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п.8.3 ч.1 ст. 37 (упразднение государственного органа) Федерального Закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д.10).

Как следует из выписки из приказа по личному составу №******* от **.**.2016 УФМС по г.С. и Л. области, в связи с освобождением от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением с государственной гражданской службы с **.**.2016 ФИО1 выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, денежная премия за 3 квартал 2016 года, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. (л.д.12).

Согласно справки №******* от **.**.2016 УФМС по г.С. и Л. области, с **.**.2016 выплата пособий по уходу за ребенком ФИО1 прекращена в связи с ликвидацией организации (л.д.13).

До этого по месту работы ей выплачивалось пособие в размере 8281, 93 руб.

Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на **.**.2016 Управление Федеральной миграционной службы по г.С. и Л. области находится в стадии ликвидации.

Условия и порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком определены Федеральным законом РФ от 19.05.1995 г. №81 –ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. От 03.07.2016), а также Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. №1012н.

Установлено, что **.**.2016 ФИО1 обратилась в Территориальное управление г.Пскова главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области по вопросу назначения ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в связи с освобождением от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением **.**.2016 в соответствии с п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - упразднение государственного органа.

Ответчик, руководствуясь абз. 7 ч. 1 ст.13 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. №81 –ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и пп. «д» п.39 Порядка, назначило и выплачивало ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком в минимальном размере 2908 руб. 62 коп.

Абз. 7 ч. 1 ст.13 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. №81 –ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях).

Согласно п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. №1012н, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях).

В соответствии с абз. 5 ч.1 ст.13 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. №81 –ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.

Согласно абз. 4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

Суд читает, что позиция ответчика об отсутствии у истицы права на получение пособия по нормам абз. 5 ч.1 ст.13, абз. 4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ в связи с увольнением ее по причине упразднения государственного органа ошибочна.

В данной связи нужно учесть, что истец являлся государственным служащим, и вопросы приема на работу и увольнения с работы регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

На основании ст.3 ч.1 п. 8.3. данного ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: упразднения государственного органа.

Таким образом, данный Закон использует термин упразднение государственного органа, в случае его ликвидации.

В Федеральном законе от 19.05.1995 №81-ФЗ используется термин «ликвидация организации» соотнесенный с положениями ст. 81 Трудового Кодекса РФ о том, что Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Трудовой кодекс РФ предусмотрел в качестве основания для расторжения договора по инициативе работодателя – ликвидацию организации.

Это же основание предусмотрено ФЗ от 19.05.1995 г. №81 –ФЗ для выплаты пособия в размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам) лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия.

Вместе с тем, как следует из исследованных выше документов, упразднение государственного органа –ФМС России по сути является ликвидацией этого органа, поскольку процедура упразднения полностью совпадает с процедурой ликвидации.

Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 №1025-р установлено завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы, по 31.12.2016 включительно; принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным гражданским служащим.

Распоряжением ФМС России №НС-1/9-185 от 01.06.2016 утвержден состав ликвидационной комиссии (л.д.477).

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 №156 и распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 №1025-р, Приказом Председателя ликвидационной комиссии ФМС России №232 от 01.06.2016 «О ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» постановлено ликвидировать Управление Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д.46).

Из выписки из ЕГРЮЛ так же следует, что ФМС России находится в стадии ликвидации, занимается ею ликвидационная комиссия с соблюдением всех необходимых процедур предусмотренных при ликвидации.

В Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. №562 так же говорится о Порядке исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.

Как следует из письма Председателя ликвидационной комиссии УФМС по г.С. и Л. области от **.**.2016, адресованного Председателю Комитета по социальной политике Администрации С., позиция о том, что упразднение государственного органа не является ликвидацией организации, ошибочна. Также отмечено, что судебная практика свидетельствует о том, что упразднение государственного органа является ликвидацией организации (л.д.25-26).

На основании данного обращения Председателем Комитета по социальной политике С. Правительства С. в адрес органов социальной защиты населения было направлено обращение с просьбой пересмотреть размеры ежемесячных пособий по уходу за ребенком в соответствии с Федеральным Законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» государственным гражданским служащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и уволенным из УФМС России по С. и Л. области, которым пособие было назначено в минимальном размере, с указанием о том, что управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы является ликвидацией организаций (л.д.27-28).

Таким образом суд приходит к выводу, что предусмотренное законодателем основание увольнения в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - «упразднение государственного органа» является ничем иным, как ликвидацией этого органа по процедуре совершения ликвидационных мероприятий и совпадает по своему значению и последствиям для работника с ликвидацией организации.

При таких обстоятельствах позиция ответчика выглядит необоснованной, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

По месту работы истица получала пособие 8281 руб. 93 коп., которое и должно ей было выплачиваться с момента назначения ответчиком.

Ответчик согласился с правильностью расчета истца по задолженности пособия полностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Территориальному управлению г.Пскова главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области удовлетворить.

Обязать Территориальное управление г.Пскова главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области установить размер пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет ФИО1 в размере 8281 руб. 93 коп. с **.**.2016 года.

Взыскать с Территориального управления г.Пскова главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в пользу ФИО1 недоплаченное ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с **.**.2016 по **.**.2016 в размере 28599 руб. 88 коп.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Э.В.Кузнецова