Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2014 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.А.,
при секретаре Андриановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гайсиной ФИО14, Гайсиной ФИО15, действующей в интересах несовершеннолетнего Гайсина ФИО16, Гайсиной ФИО17, действующей в интересах несовершеннолетней Гайсиной ФИО18, Гайсиной ФИО19, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО6 ФИО20 о признании незаконным отказа во внесение изменений в состав семьи в списки граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа во внесение изменений в состав семьи в списки граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 являются вынужденными переселенцами. Постоянной регистрации в г. Астрахани не имеют в связи с отсутствием жилых помещений в собственности. Семья Г-ных на основании решения Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ была постановлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С момента постановки на учет у ФИО10 родилась дочь ФИО5, у ФИО10 родилась дочь ФИО3, у ФИО8 родился сын ФИО2о. 17 мая 2013 года ФИО7 обратилась в жилищное управление администрации г. Астрахань с заявлением о включении в состав семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий своих внуков ФИО3, ФИО5, ФИО2-о., при этом ею были предоставлены все необходимые документы. С указанного времени заявители неоднократно обращались в жилищное управление администрации г. Астрахани за ответом, однако постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было получено ими 27 июля 2014 года. Со слов сотрудников управления заявителям стало известно, что им отказано во внесение изменений в состав семьи ввиду отсутствия у детей постоянной регистрации по месту жительства. Считают данный отказ незаконным, в связи с этим просят суд восстановить срок на обжалование постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Признать отказ администрации г. Астрахани внести изменения в состав семьи Г-ных в список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, выраженный в Постановлении администрации г. Астрахани № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным. Обязать администрацию г. Астрахани внести изменения с ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи Г-ных в списках граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем внесения в состав семьи: ФИО3, ФИО5, ФИО2о.
В судебном заседании представитель ФИО7, ФИО8 –ФИО11 заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации г. Астрахани ФИО12 в удовлетворении заявленных требований просила отказать, в том числе и в связи с пропуском процессуального срока обжалования постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Суду пояснила, что заявителями пропущен срок обжалования постановления, поскольку администрацией г. Астрахани указанное постановление было направлено в адрес заявителей в день его вынесения. Согласно сведениям отслеживания почтовых отправлений постановление не было получено заявителями по причине «выбытие адресата». Доказательств того, что Г-ны не могли своевременно получить копию постановления, не представлено. В связи с этим считает, что заявителями пропущен установленный законодательством срок обращения в суд для оспаривания указанного постановления. Суду также пояснила, что причиной отказа внесения изменений в состав семьи ФИО7 в списки граждан состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило отсутствие у ФИО3, ФИО5, ФИО2о. регистрации по месту жительства.
ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, учетное дело, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в статье 51 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие и иные указанные в законе категории
граждан, нуждающиеся в жилых помещениях.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьей 52 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона Астраханской области от 30.12.2005 № 91/2005-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, носит заявительный характер и осуществляется по месту жительства на основании установленной органами местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО7., ФИО8, ФИО9, ФИО10 предоставлен статус вынужденных переселенцев.
Обратившись в администрацию Кировского района г. Астрахани с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили отказ в виду отсутствия постоянного места регистрации.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 29 декабря 2004 года отказ администрации Кировского района в постановке на учет семьи Г-ных в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям отсутствия постоянной регистрации признан незаконным. Суд обязал администрацию Кировского района поставить на учет семью Г-ных в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение вступило в законную силу.
15 апреля 2005 года ФИО7, ФИО10, ФИО8, ФИО9 были оставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по двум основаниям: как вынужденные переселенцы и как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
До настоящего времени семье Г-ных жилое помещение предоставлено не было.
С момента постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Г-ных увеличилась: у ФИО10 в ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО5, у ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО3, у ФИО8 в ДД.ММ.ГГГГ году родился сын ФИО2о.
В связи с данными обстоятельствами 17 мая 2013 года ФИО7 обратилась в жилищное управление администрации г. Астрахани с заявлением о включении в состав семьи нуждающихся в улучшении жилищных условий своих внуков ФИО3, ФИО5, ФИО2о. При этом были предоставлены документы об отсутствии у членов ее семьи в собственности жилых помещений, что подтверждается материалами учетного дела.
Администрацией города Астрахани на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ отказано ФИО7 внести изменения в состав семьи в списки граждан состоящих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Из пояснений представителя администрации г. Астрахани, данных в судебном заседании следует, что отказом во внесении изменений в состав семьи Г-ных, нуждающихся в улучшении жилищных условий, послужили основания отсутствия у ФИО3, ФИО5, ФИО2о. постоянной регистрации в г. Астрахани.
Отказ внести изменения в состав семьи Г-ных, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает незаконным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 являются вынужденными переселенцами, в связи с чем в силу подп. 1 пункта 1 ст. 6 Закона «О вынужденных переселенцах» они вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.
В силу ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 - 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон) от 25 июня 1993 года N 5242-1 (ред. от 01 июля 2011 года) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании Закона.
В силу ст. 3 Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Вопреки вышеназванным нормам Закона администрация г. Астрахани указывает на наличие регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия реализации права граждан на постановку на учет для улучшения жилищных условий.
Как следует из пояснений представителя заявителей, с момента присвоения статуса вынужденных переселенцев Г-ны сначала проживали и состояли на регистрационном учете временно по адресу: <адрес>, считая данное жилое помещение своим местом жительства.
С ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО13 проживает по <адрес>, где зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ. Постоянного места регистрации, как и жилых помещений в собственности, не имеют.
Согласно ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Администрацией г. Астрахани в обоснованности оспариваемого постановления, либо доводов заявителей доказательств не представлено.
Что касается пропуска срока обжалования постановления администрации г. Астрахани № от ДД.ММ.ГГГГ, то суд считает данный срок подлежащим восстановлению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом в силу части 2 статьи 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из материалов дела следует, что постановление администрации г. Астрахани № от ДД.ММ.ГГГГ направлено заявителям в тот же день по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям отслеживания почтовых отправлений заказное письмо 1 августа 201 год не было вручено ФИО1 по причине «адресат выбыл».
Как следует из объяснений представителя заявителей Г-ны на указанную дату проживали по <адрес>, однако никаких уведомлений о получении корреспонденции из администрации г. Астрахани к ним не поступало. При этом, постановление ими было получено нарочно, после неоднократных обращений только 23 июля 2014 года.
Таким образом, не зная причин отказа, заявители не имели возможности, в установленный законом срок, обжаловать постановление администрации г. Астрахани № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим срок обжалования постановления подлежит восстановлению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 258 ГПК РФ администрация г. Астрахани в течение месяца после получения вступившего в законную силу решения суда должна сообщить суду и заявителю о принятых мерах по устранению нарушений.
Руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать отказ администрации г. Астрахани внести изменения в состав семьи ФИО7 в список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, выраженной в Постановлении администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Обязать администрацию г. Астрахани внести изменения с 17 мая 2013 года в списках граждан, нуждающейся в улучшении жилищных условий, путем внесения в состав семьи Г-ных: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Администрации г. Астрахани в течение месяца после вступления в законную силу решения суда сообщить суду и заявителю о принятых мерах по устранению нарушений.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.
Судья О.А. Иванова
Мотивированный текст решения изготовлен 19 августа 2014 года.
Судья О.А. Иванова