ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5658/19 от 18.02.2020 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2-818/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Лысакова А.И.,

при секретаре судебного заседания Черепановой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанности дооборудовать автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Орск»,

у с т а н о в ил:

Орский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее по тексту ФГКУ Росгранстрой), Министерству транспорта Российской Федерации (далее по тексту Минтранс России) о возложении обязанности оборудовать автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Орск» системой часофисации. Оборудовать автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Орск» указателями направления движения пешеходов.

Оборудовать автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Орск» средствами ограничения скорости движения транспорта (пассивные средства ограничения скорости типа «лежачий полицейский») на въезде на территорию пункта пропуска и на выезде из него.

Принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно оборудовать противопожарный резервуар подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

При недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» данные обязанности возложить на Министерство транспорта Российской Федерации.

Орский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации, представитель ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в объеме и по основаниям указанным в иске.

Представители ответчика ФГКУ Росгранстрой – ФИО2, ФИО3, действующие на основании соответствующих доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Представитель ответчика Минтранс России в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя истца и представителей ответчика ФГКУ Росгранстрой, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, в целях выявления нарушений законодательства при исполнении Уральским филиалом ФГКУ Росгранстрой требований федерального законодательства при обустройстве Государственной границы Российской Федерации, Орским транспортным прокурором (дата)7 года принято решение о проведении соответствующей проверки, в том числе в отношении автомобильного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через границу Российской Федерации «Орск».

В ходе проверки выявлены нарушения, федерального законодательства в частности отсутствия системы часофикации, указателей направления движения, средств ограничения скорости движения транспорта на въезде на территорию пункта пропуска и на выезде из него, не оборудованы противопожарный резервуар подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Между тем, согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 12 указанного закона открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте Допуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств Федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных (законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 №930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для |организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Согласно пункту 2 указанного постановления Правительства от 25.12.2007 № 930 федеральными органами исполнительной власти утверждаются типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска.

(дата) Федеральной пограничной службой Российской Федерации утверждены Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля (далее - Типовые требования 2001).

(дата) Федеральной службой безопасности России утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее -Типовые требования 2008).

(дата) Федеральной службой безопасности Российской Федерации утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через российско-казахстанскую границу (далее - Типовые требования 2011).

В соответствии с пунктом 12 Типовых требований 2011 для проведения пограничного контроля в пунктах пропуска создается, в том числе, система часофикации.

Согласно пункту 23 Типовых требований 2011 система часофикации предназначена для создания единой синхронизированной сети точного времени и обеспечения индикации сигналов текущего времени в зданиях, помещениях и других объектах пункта пропуска.

В соответствии с пунктами 5, 18 Типовых требований 2008 на пункте пропуска должно быть предусмотрено наличие системы часофикации, включающей в себя первичные часы и несколько вторичных часов, устанавливаемых в помещениях пункта пропуска.

В нарушение указанных требований законодательства на МАГП Орск отсутствует система часофикации.

В соответствии с положениями пункта 42 Типовых требований 2011 на подъездах к пункту пропуска и на их территории обеспечивается эффективное управление движением автотранспорта и пассажиропотоком, в том числе путем использования указателей направления движения.

В соответствии с положениями пункта 4.1. Типовых требований 2001 в пунктах пропуска должно быть установлено технологическое оборудование и сооружения, в том числе средства ограничения скорости движения транспорта (пассивные средства ограничения скорости движения типа «лежачий полицейский»).

Пунктом 7.4.3. раздела VII Типовых требований 2001 предусмотрено, что въезд на территорию автомобильного пункта пропуска и выезд из него оборудуются средствами ограничения скорости движения автотранспорта (пассивные средства ограничения скорости типа «лежачий полицейский»).

В нарушение указанных требований МАГП Орск не оборудован средствами ограничения скорости движения транспорта (пассивные средства ограничения скорости типа «лежачий полицейский») на въезде на территорию пункта пропуска и на выезде из него, отсутствуют указатели направления движения пассажиропотока.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

На основании ч. 3 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 68 Технического регламента к источникам противопожарного водоснабжения относятся противопожарные резервуары.

Пункт 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, предусматривает, что при наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178 утвержден «Свод Правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.13130.2009).

В соответствии с п.9.4. СП 8.13130.2009 водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм на территории объекта защиты МАГП Орск противопожарный резервуар не оборудован подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Указанные в настоящем исковом заявлении нарушения федерального законодательства при обустройстве, эксплуатации МАГП Орск подтверждаются актом проверки МАГП Орск от (дата), проведенной Орской транспортной прокуратурой с привлечением специалиста ОНД и ПР по (адрес) и (адрес) УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области, при участии главного инженера - начальника отделения Уральского филиала ФГКУ «Росгранстрой» в МАГП Орск.

В соответствии со статьей 3 Закона № 4730-1 защита Государственной границы является частью системы (обеспечения безопасности Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Неисполнение требований федерального законодательства при функционировании (эксплуатации) и содержании МАГП Орск нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу безопасной деятельности данного пункта пропуска, государственной безопасности Российской Федерации, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации в данном пункте пропуска, ущерба юридическим лицам, и может привести к необратимым последствиям.

Согласно п.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Минтранс РФ) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулировании., управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 №1308-р, изданным в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, создан, Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительств и эксплуатации объектов Росграницы».

В соответствии с положениями пункта 1.2 Устава ФГКУ «Росгранстрой», утвержденного приказом Росграницы от 04.02.2009 №6, ФГКУ «Росгранстрой» предназначено для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

Согласно статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1.2, 5.2 Устава ФГ КУ «Росгранстрой», финансовое обеспечение ФГКУ «Росгранстрой» осуществляется за счет средств федерального бюджета и на основании бюджетной сметы, учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, которая составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном Росграницей (с изданием Указа Президента РФ от г) 02.02.2016 №40 « Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» - Минтрансом РФ), в соответствии с общим требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Минтранс в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит ФГКУ «Росгранстрой» лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету ФГКУ «Росгранстрой», вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности ФГКУ «Росгранстрой», также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что непосредственную эксплуатацию МАГП Орск осуществляет ФГКУ «Росгранстрой», обязанности по оснащению пункта пропуска должна быть возложена на ФГКУ «Росгранстрой», а при недостаточности у последнего, имеющего организационно-правовую форму казенного учреждения, денежных средств для выполнения возложенной на него обязанности, Минтранс РФ должен нести субсидиарную ответственность по обязательствам ФГКУ «Росгранстрой».

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера спорных правоотношений, мнения лиц, участвующих в деле, а также принимая во внимание требования разумности и исполнимости судебного постановления, суд считает необходимым установить ответчикам срок в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования Орского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанности – удовлетворить.

В течение двух лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» оборудовать автомобильный грузопассажирский постоянный многоосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Орск» системой часофисации;

оборудовать указателями направления движения пешеходов;

оборудовать средствами ограничения скорости движения транспорта (пассивные средства ограничения скорости типа «лежачий полицейский») на въезде на территорию пункта пропуска и на выезде из него;

оборудовать противопожарный резервуар подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

При недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» данные обязанности возложить на Министерство транспорта Российской Федерации

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.И. Лысаков

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 года.

Судья А.И. Лысаков