ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5659/20 от 16.04.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2-573/2021

УИД: 59RS0005-01-2020-008500-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2021 года

Мотовилихинский районный суд города Перми

под председательством судьи Орловой А.Ю.,

при секретаре Шаталиной Ж.А.,

с участием истца Гашевой Е.А.,

представителя ответчика Шуптарской М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску Гашевой Елены Александровны к акционерному обществу «Авиакомпания «Россия», публичному акционерному обществу «Аэрофлот» о защите прав потребителя

у с т а н о в и л:

Гашева Елена Александровна обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Авиакомпания «Россия», публичному акционерному обществу «Аэрофлот» о защите прав потребителя, указывая, что 07 октября 2019 года приобрела авиабилеты авиакомпании АО «Авиакомпания «Россия» по маршруту Москва-Денпасар-Москва (код бронирования ). 08 ноября 2019 года рейсом из Москвы в Денпасар (Индонезия, о. Бали) она не вылетела, однако прошла электронную регистрацию на рейс, получила посадочный талон и сдала свой багаж представителям авиакомпании «Россия» в аэропорту Шереметьево <адрес> на стойке регистрации. После того как ее сняли с указанного рейса представители пограничной службы РФ, она обратилась к представителям авиакомпании «Россия» в аэропорту Шереметьево, пояснив им, что указанным рейсом она не вылетает. Также у представителей авиакомпании она поинтересовалась о том, каким образом она может получить свой багаж и точно ли его снимут с рейса в связи с тем, что она не вылетает. Представители авиакомпании сообщили, что багаж снят и ей нужно ожидать его получения у стойки , что она и сделала. Ожидание багажа продлилось около 2х часов, все это время она курсировала между стойкой и представителями авиакомпании «Россия», которые находились в соседнем зале и утверждали, что багаж снят с борта и скоро его ей выдадут. Только после того как она попросила представителя авиакомпании лично проверить наличие ее багажа, выяснилось, что ее багаж с борта снят не был. Вместо ее багажа с борта самолета ошибочно был снят багаж другого пассажира, а ее багаж улетел в Денпасар и был ей возвращен только в понедельник 11 ноября 2019 года в г. Перми. Она постоянно проживает в городе Перми, и так как она не вылетела в Индонезию, она приобрела в аэропорту Шереметьево билет в Пермь на рейс а/к Аэрофлот на 08:05 часов 08 ноября 2019 года. При этом все это время ей пришлось добираться до своего родного города без верхней одежды, которую она сдала в багаж вместе со всеми остальными ее личными вещами. Погода в Перми 08 ноября 2019 года была минусовая (-3°С), а в аэропорту Большое Савино отсутствует возможность посадки/высадки на борт через «рукав», и посада и высадка пассажиров осуществляется с трапа. Таким образом, без верхней одежды (пуховик, шапка, перчатки) ей пришлось обходиться в Перми еще 4 дня. Считает, что сотрудники авиакомпании «Россия» проявили явную некомпетентность, так как из-за их неграмотных действий вовремя не были внесены изменения в ее бронирование, а вследствие того, что сотрудниками авиакомпании были перепутаны багажи, она провела целую ночь в аэропорту Шереметьево в отделе розыска багажа, так как ей необходимо было заполнять заявление на розыск багажа и оформление таможенной декларации на багаж, который пересек государственную границу. В соответствии с информацией, размещенной на сайте АО «Авиакомпания «Россия» в рамках интеграции АО «Авиакомпания «Россия» в группу компаний «Аэрофлот» рассмотрение претензий пассажиров осуществляют соответствующие подразделения ПАО «Аэрофлот». 13 ноября 2019 года она обратилась через форму обратной связи на сайте ПАО «Аэрофлот», изложив сложившуюся ситуацию и попросила произвести возврат стоимости авиабилетов, а в случае невозможности произвести возврат, произвести их обмен на аналогичные билеты на другие возможные даты. Однако при заполнении формы обратной связи нет возможности полно и подробно изложить суть ее ситуации, поэтому чуть позже она обратилась в колл-центр, где консультант пояснила ей, что ее бронирование отменено полностью, а также предложила ей направить по адресу электронной почты более развернутое обращение. В результате 04 декабря 2019 года в удовлетворении ее требования ей было отказано. С отказом во внесении изменений в договор перевозки она не согласна. Согласно п. 9 договора перевозки, размещенного на сайте ПАО «Аэрофлот», если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то он должен сообщить перевозчику об изменении условий договора и своих намерениях продолжить перевозку на последующих участках маршрута не позднее 30 минут после времени отправления рейса, указанного в авиабилете. Для этого пассажир должен обратиться по месту бронирования или в офис/контакт центр ПАО «Аэрофлот» для внесения необходимой информации в свое персональное бронирование. При этом тариф может быть пересчитан по фактическому маршруту перевозки. Если пассажир не сделал этого, то последующие участки маршрута перевозки аннулируются системой бронирования в автоматическом режиме без уведомления пассажира «как неприступившего к перевозке». Также условиями ее тарифа «Эконом Промо» допускается внесение изменений в бронирование, не позднее 30 минут до времени отправки рейса, указанного в оформленном билете, без доплаты, а изменение не позднее 30 минут после времени отправки рейса, указанного в оформленном билете, разрешено с удержанием платы. В соответствии с информацией, размещенной на сайте ПАО «Аэрофлот» стоимость такой платы составляет Согласно билету отправка воздушного судна должна была состояться 08 ноября 2019 года в 01:45 часов. Как следует из представленных ею документов, регистрацию на рейс она прошла и получила посадочный талон и багажную квитанцию. Уведомление о том, что ее право на выезд из РФ ограничено, она получила в 00:50 часов 08 ноября 2019 года. Сразу после этого она обратилась к представителям авиакомпании «Россия», объяснила ситуацию и сотрудники принялись возвращать ее багаж, соответственно самолет к моменту ее обращения еще не вылетел (не приступил к выполнению рейса). Она обратилась к представителям авиакомпании «Россия» еще до вылета ее рейса, несмотря на это, вместо того, чтобы внести изменения в ее бронирование ее направили ожидать багаж у стойки . Ни условиями применения тарифов, ни договором перевозки не предусмотрена конкретная форма «сообщения» перевозчику о внесении изменений в условия договора. Считает, что ее устного обращения к сотруднику Авиакомпании «Россия» достаточно для внесения таких изменений. Просит обязать ответчиков внести изменения в договор перевозки заключенный между ответчиками и Гашевой Е.А. (код бронирования: ) по маршруту Москва-Денпасар-Москва без удержания платы, касающиеся изменения даты и времени выполнения рейсов, в пределах срока годности билета, начиная с момента возобновления прямого авиасообщения ответчиками между городами Москва (Россия) и Денпасар (Индонезия).

В судебном заседании истец Гашева Е.А. на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нем доводам, дополнительно пояснила, что сразу после снятия ее пограничной службой с рейса, она обратилась к представителю авиакомпании «Россия» или ПАО «Аэрофлот», к кому точно не помнит. Сотрудники авиакомпании занимались вопросом снятия с рейса ее багажа. Авиабилеты ею были приобретены у компании «Аэрофлот», рейс выполняла авиакомпания «Россия».

Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот» по доверенности Шуптарская М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что авиабилет полной стоимостью 29 091 рубль на пассажира <данные изъяты> на рейсы /08.11.2019 и /20.11.2019 Москва-Денпасар-Москва (должны были выполняться по соглашению «<данные изъяты>» с АО «Авиакомпания «Россия») был оформлен 07 октября 2019 года через сайт ПАО «Аэрофлот» по тарифу «» группы тарифов экономического класса «<данные изъяты>». 07 ноября 2019 года в 01:52 (время московское) через сайт ПАО «Аэрофлот» пассажир был зарегистрирован на рейс Москва-Денпасар. 08 ноября 2019 года в 00:52 в систему регистрации внесена ремарка «<данные изъяты>» и пассажир был разрегистрирован с указанного рейса. 08 ноября 2019 года в 02:46 бронирование на рейс Москва-Денпасар было автоматически аннулировано, как у пассажира, не явившегося на рейс. 20 ноября 2019 года в 16:07 бронирование на рейс 20.11.2019 Денпасар-Москва было автоматически аннулировано, как у пассажира, не явившегося на рейс. Сведений об обращении пассажира для внесения изменений в перевозку по указанному авиабилету и уведомлении о намерении продолжить перевозку на следующем участке маршрута, в том числе ремарок в бронировании, не имеется. Гашева Е.А. существенно нарушила условия договора перевозки, не явившись на посадку рейса. При этом, со стороны ПАО «Аэрофлот» никаких нарушений условий договора, а соответственно неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств по договору воздушной перевозки пассажира допущено не было. Отказ пассажира от полета на одном из участков избранного им маршрута перевозки является изменением условий всего договора перевозки, которое должно осуществляться с соблюдением установленного порядка, то есть в соответствии с правилами применения тарифа и со своевременным уведомлением перевозчика о намерении изменить условия договора. В соответствии с п. 4.2 Правил перевозки пассажиров и багажа на рейсах ПАО «Аэрофлот», которые являются неотъемлемой частью договора перевозки, если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить ПАО «Аэрофлот» об изменении условий договора и своих намерениях продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки не позднее 30 минут после времени отправления рейса, указанного в авиабилете. Для этого пассажир должен обратиться по месту бронирования или в офис/контакт центр ПАО «Аэрофлот» для внесения необходимой информации в свое персональное бронирование. При этом тариф может быть пересчитан по фактическому маршруту перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, ПАО «Аэрофлот» имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира. Если правилами примененного тарифа такие изменения не разрешены, то пассажиру предлагается оформить добровольный возврат сумм в порядке, предусмотренном пунктом 4.7.1 настоящих Правил (если по условиям примененного тарифа возможен полный или частичный возврат провозной платы и/или сборов), и/или оплатить новую перевозку по измененным пассажиром условиям перевозки. Билеты истца оформлены по тарифу «», (группы ПРОМО-эконом) По условиям данного тарифа «» - экономического класса группы ПРОМО-эконом (тариф невозвратный): по условиям тарифа: в авиабилет возможно внесение изменений не позднее 30 минут после времени отправления рейса, указанного в оформленном билете (при условии наличия мест по оплаченному тарифу) с доплатой. Довод истца относительного того, что в связи с ожиданием выдачи ее багажа, она была лишена возможности внести в договор перевозки изменения не состоятелен, поскольку истец приобретала авиабилет через официальный сайт ПАО «Аэрофлот», была ознакомлена с договором перевозки и согласилась с его условиями (без проставления галочки об ознакомлении с условиями договора перевозки оформление авиабилета технически невозможно); неотъемлемой частью договора перевозки являются Правила применения тарифов и Правила перевозки пассажиров и багажа на рейсах ПАО «Аэрофлот». В соответствии с п. 14 договора перевозки при намерении пассажира отказаться от полета пассажир или уполномоченное им лицо обязаны уведомить ПАО «Аэрофлот» о расторжении договора перевозки в одностороннем порядке одним из следующих способов: для перевозок, оформленных на web сайте ПАО «Аэрофлот»: обращение пассажира или его уполномоченного лица в центр информации и бронирования с одновременным осуществлением процедуры возврата авиабилета; личное обращение пассажира или его уполномоченного лица в любой офис собственных продаж, филиал, представительство ПАО «Аэрофлот», при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира, с одновременным осуществлением процедуры возврата авиабилета. Согласно п. 4.8 Правил перевозки пассажиров и багажа внесение изменений в договор перевозки возможно, в том числе, при обращении в офис продаж ПАО «Аэрофлот» и через контакт-центр ПАО «Аэрофлот». При таких обстоятельствах, истец не была лишена возможности обратиться в установленное условиями тарифа время (не позднее 30 минут до вылета рейса) для внесения изменений в договор перевозки в офис продаж ПАО «Аэрофлот», находящийся в аэропорту Шереметьево, либо обратиться по телефону в контакт-центр ПАО «Аэрофлот». Однако, истец не явилась на посадку рейса в установленное перевозчиком время, не предприняла действий по внесению изменений в договор перевозки, что повлекло для нее негативные последствия в виде расторжения с ней договора перевозки. Просила в удовлетворении иска истцу отказать.

Ответчик АО «Авиакомпания «Россия» просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, поддержало доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, из которых следует, что в соответствии с условиями Соглашения «код-шеринг» от 22 августа 2019 года, заключенного между ПАО «Аэрофлот» (маркетинговый партнер) и АО «Авиакомпания «Россия» (партнер-оператор), маркетинговый партнер имеет право от своего имени и с применением собственного кода авиаперевозчика осуществлять реализацию авиаперевозок (пассажирских, грузовых и почтовых) на код-шеринговых рейсах, самостоятельно определяя цену и иные условия авиаперевозки. Рейсы по маршруту Москва (Шереметьево) - Денпасар - Москва (Шереметьево) выполнялись в рамках указанного соглашения. Оформление и реализацию авиаперевозок (пассажирских, грузовых и почтовых) на указанный рейс осуществлял маркетинговый партнер - ПАО «Аэрофлот». Партнером-оператором на данном рейсе выступало АО «Авиакомпания «Россия». Необходимо отметить, АО «Авиакомпания «Россия» авиабилеты истцу не оформляло и не получало от истца никакой платы за перевозку. Авиабилеты были оформлены авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» под собственным кодом «» от своего имени. Согласно п. 4 приложения А к соглашению, заключенному между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Россия», управление доходами и контроль бронирования (обработка дублированного бронирования, контроль загрузки и уровня бронирования, групповое бронирование) по код-шеринговым пассажирам осуществляется маркетинговым партнером (ПАО «Аэрофлот»), в соответствии со своим правилами. Таким образом, договор воздушной перевозки был заключен истцом не с AО «Авиакомпания «Россия», а с ПАО «Аэрофлот». АО «Авиакомпания «Россия» является 3-м лицом (исполнителем) в обязательстве по договору воздушной перевозки. Согласно п. 12.2 основного текста соглашения, заключенного между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Россия», рассмотрением обращений пассажиров код-шеринговых рейсов, связанных с заключенными с ПАО «Аэрофлот» договорами воздушной перевозки, о возврате провозной платы, иных сборов и платежей, занимается маркетинговый партнер (ПАО «Аэрофлот»). Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является ПАО «Аэрофлот», как сторона заключившая договор воздушной перевозки с истцом. Согласно условиям договора перевозки, опубликованного на официальном сайте ПАО «Аэрофлот», п. 9 авиабилет, в том числе электронный, является свидетельством заключения договора между пассажиром и перевозчиком. Приобретая билет, пассажир подтверждает свое согласие с условиями этого договора. Согласно п. 11 указанного договора пассажир должен соблюдать требования государственных органов, касающихся передвижений, предъявлять въездные, выездные и другие необходимые документы. При пересечении границы РФ в соответствии с требованиями Российского законодательства, гражданин обязан предъявить оформленные в установленном законом порядке документы, позволяющие ему осуществить прохождение границы РФ. К перевозочным документам в частности относятся национальный паспорт удостоверяющий личность и въездные/выездные визы. Согласно п. 83 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса от 28 июня 2007 года , при международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка. Таким образом, установлено, что истец не выполнила требования пограничной службы РФ, в связи с чем не была допущена к перевозке рейсом /08.11.2019 по маршруту Москва (Шереметьево) - Денпасар. Поскольку договор воздушной перевозки заключен истцом с ПАО «Аэрофлот», то и изменения могут быть внесены только стороной по договору в соответствии с правилами применения тарифа, по которому был оформлен указанный авиабилет. Просило отказать Гашевой Е.А. в исковых требованиях к АО «Авиакомпания «Россия».

Выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1,2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В соответствии с п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

07 октября 2019 года через сайт ПАО «Аэрофлот» Гашевой Е.А. был приобретен авиабилет по маршруту Москва – Денпасар на рейс с датой отправления – 08 ноября 2019 года 01:45 часов, датой прибытия – 08 ноября 2019 года 19:10 часов, по маршруту Денпасар - Москва на рейс с датой отправления - 20 ноября 2019 года 20:55 часов, датой прибытия – 21 ноября 2019 года 05:25 часов, код бронирования: , стоимостью 29 091 рубль, тариф «», Эконом Промо, что подтверждается маршрутной квитанцией электронного билета от 07 октября 2019 года.

07 ноября 2019 года Гашева Е.А. была зарегистрирована на рейс Москва-Денпасар, пассажиру выдан посадочный талон.

Согласно уведомлению от 08 ноября 2019 года 00:50 часов в аэропорту Шереметьево Гашевой Е.А. сообщено, что ей ограничено право на выезд из Российской Федерации на основании решения ФССП России.

Предъявляя к ответчикам требования о возложении обязанности внести изменения в договор перевозки Гашева Е.А. указывает, что сразу после того, как ей объявили об ограничении права на выезд из Российской Федерации, то есть до вылета рейса, она обратилась к представителям авиакомпании «Россия» для внесения изменений в договор перевозки, несмотря на это, ее отправили ожидать багаж у стойки .

Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

В силу п. 75 ФАП перевозка пассажиров, багажа и груза выполняется между указанными в перевозочном документе в установленной последовательности аэропортами (пунктами) отправления, трансфера (остановки) и назначения (далее - маршрут перевозки). Изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем. В случае изменения пассажиром маршрута перевозки перевозчиком может производиться перерасчет стоимости перевозки.

Согласно п. 80 ФАП пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка (п. 81 ФАП).

Согласно п.п. 90,91 ФАП пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс. Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру

Из п. 230 ФАП следует, что перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в том числе в случаях: нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита; отказа пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами.

В силу п. 230.1 ФАП добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза осуществляется по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем в соответствии с условиями примененного тарифа.

Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира (п. 27 ФАП).

Согласно п. 6 ФАП перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

22 августа 2019 года между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Россия» заключено соглашение «код-шеринг/блок мест», в соответствии с п. 1 которого в целях увеличения присутствия на рынке авиаперевозок, а также повышения показателей коммерческой загрузки стороны будут совместно осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам, оговоренным в соответствующем (их) дополнительном (ых) Приложении (ях) , на основе модели «компьютерных» (региональных) перевозок, предусматривающей публикацию совместных рейсов в системах бронирования под единым кодом «ПАО «Аэрофлот» - SU в диапазоне .

Маркетинговый партнер размещает свой код на рейсах партнера –оператора, что разрешено действующим законодательством РФ (п. 2 соглашения).

Согласно п. 12.2 соглашения рассмотрением обращений пассажиров код-шеринговых рейсов, связанных с заключенными с ПАО «Аэрофлот» договорами воздушной перевозки, о возврате провозной платы, иных сборов и платежей, а также о возмещении расходов, понесенных из-за нарушения договора воздушной перевозки со стороны перевозчика (отмена рейса, невозможность предоставления места на рейсе) или ошибочных действий работников, занимается маркетинговый партнер.

В соответствии с п. 4 Приложения А к соглашению «код-шеринг/блок мест» между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Россия» управление доходами и контроль бронирования (обработка дублированного бронирования, контроль загрузки и уровня бронирования, групповое бронирование) по код-шеринговым пассажирам осуществляется маркетинговым партнером в соответствии со своими правилами.

Поскольку авиабилеты на имя Гашевой Е.А. были оформлены авиакомпанией ПАО «Аэрофлот», указанной авиакомпании истцом была оплачена провозная плата, договор перевозки по маршруту Москва-Денпасар-Москва был заключен Гашевой Е.А. с ПАО «Аэрофлот», что также следует из маршрутной квитанции электронного билета, в котором в качестве перевозчика указан ПАО «Аэрофлот».

В соответствии с п. 9 договора перевозки, размещенного на сайте ПАО «Аэрофлот», авиабилет, в том числе электронный, является свидетельством заключения договора между пассажиром и перевозчиком. Приобретая билет, пассажир подтверждает свое согласие с условиями этого договора. Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то он должен сообщить перевозчику об изменении условий договора и своих намерениях продолжить перевозку на последующих участках маршрута. Для этого пассажир должен обратиться по месту бронирования или в кассу Аэрофлота для внесения необходимой информации в свое персональное бронирование. Если пассажир не сделал этого, то система бронирования без уведомления пассажира аннулирует последующие сегменты полета в автоматическом режиме «как неприступившего к перевозке».

В силу п. 11 договора перевозки пассажир должен соблюдать требования государственных органов, касающиеся передвижений, предъявлять въездные, выездные и другие необходимые документы и прибыть в аэропорт ко времени, назначенному перевозчиком, а если это время не установлено, то к сроку, достаточному для завершения предполетных формальностей.

В соответствии с п. 13 договора перевозки, при намерении пассажира отказаться от полета пассажир или уполномоченное им лицо обязаны уведомить ПАО «Аэрофлот» о расторжении договора перевозки в одностороннем порядке одним из следующих способов: для перевозок, оформленных на web сайте ПАО «Аэрофлот»: обращение пассажира или его уполномоченного лица в центр информации и бронирования с одновременным осуществлением процедуры возврата авиабилета; личное обращение пассажира или его уполномоченного лица в любой офис собственных продаж, филиал, представительство ПАО «Аэрофлот», при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира, с одновременным осуществлением процедуры возврата авиабилета.

Неотъемлемой частью договора перевозки с ПАО «Аэрофлот» являются Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот», утвержденные приказом ПАО «Аэрофлот» от 13 февраля 2019 года .

Согласно п. 4.2 указанных Правил если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить ПАО «Аэрофлот» об изменении условий договора и своих намерениях продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки не позднее 30 минут после времени отправления рейса, указанного в авиабилете. Для этого пассажир должен обратиться по месту бронирования или в офис/контакт центр ПАО «Аэрофлот» для внесения необходимой информации в свое персональное бронирование. При этом тариф может быть пересчитан по фактическому маршруту перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, ПАО «Аэрофлот» имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира. Если правилами примененного тарифа такие изменения не разрешены, то пассажиру предлагается оформить добровольный возврат сумм в порядке, предусмотренном пунктом 4.7.1 настоящих Правил (если по условиям примененного тарифа возможен полный или частичный возврат провозной платы и/или сборов), и/или оплатить новую перевозку по измененным пассажиром условиям перевозки.

В силу п. 4.8 Правил перевозки пассажиров и багажа внесение изменений в договор перевозки возможно, в том числе, при обращении в офис продаж ПАО «Аэрофлот» и через контакт-центр ПАО «Аэрофлот».

Учитывая изложенное, изменения в договор перевозки, заключенный Гашевой Е.А. с ПАО «Аэрофлот, могли быть внесены на основании обращения Гашевой Е.А. в офис продаж ПАО «Аэрофлот» и через контакт-центр ПАО «Аэрофлот» не позднее 30 минут после времени отправления рейса, указанного в авиабилете, то есть не позднее 02:15 часов 08 ноября 2019 года.

Сведений об обращении Гашевой Е.А. для внесения изменений в договор перевозки по авиабилету и уведомления перевозчика продолжить перевозку на следующем участке маршрута, с учетом необходимых для этого условий, материалы дела не содержат, доказательств тому истцом не представлено. Представленная в материалы дела переписка с электронной почты истца выполнение условий, необходимых для внесения изменений в договор перевозки, также не подтверждает.

При таких обстоятельствах, оснований для возложения на ПАО «Аэрофлот» обязанности внести изменения в договор перевозки, заключенный с Гашевой Е.А., не имеется.

Более того, 08 ноября 2019 года и 20 ноября 2019 года бронирования на рейсы и соответственно были автоматически аннулированы, действие договора перевозки между сторонами прекращено, что также не позволяет внести в него какие-либо изменения в настоящее время.

Учитывая, что из представленных документов установлено, что договор перевозки по маршруту Москва – Денпасар – Москва был заключен Гашевой Е.А. с ПАО «Аэрофлот», АО «Авиакомпания «Россия» надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку прав и законных интересов истца, касающихся внесения изменений в договор перевозки, им не нарушено. При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска к АО «Авиакомпания «Россия» Гашевой Е.А. должно быть отказано.

Руководствуясь ст. ст. 193, 194, 197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать Гашевой Елене Александровне в иске к акционерному обществу «Авиакомпания «Россия», публичному акционерному обществу «Аэрофлот» о возложении обязанности внести изменения в договор перевозки.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Судья: