РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 11 июля 2012 года
Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края
Петренко А.П.
с участием помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Челебиева А.Н.
при секретаре Козычевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, указав в нем, что на основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 01 февраля 2011 года № 174 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № № между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее - «Арендодатель»), и ФИО1 (далее -«Арендатор») был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий от 01.02.2011 года № №.
Согласно пункту 1.1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № №, с кадастровым номером № для размещения домика рыбака и охотника. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 01 февраля 2060 года.
При предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требования природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая Ачуевскую косу.
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением также определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
01.06.2007 главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 г.» издано постановление № 1660 «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района», которым установлены на землях особо охраняемых территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района рекреационные зоны площадью <данные изъяты> га, из них в границах кадастрового квартала № - <данные изъяты> га.
На основании вышеуказанного постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 01.06.2007 № 1660 территориальным отделом по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю проведены работы по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка категории - земли особо охраняемых территорий и объектов площадью <данные изъяты> тыс. кв.м. в границах кадастрового квартала №, имеющего в соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Федеральной службы земельного кадастра России от 18.07.2001 № 103-П категорию - земли запаса, с присвоением ему кадастрового номера №, которые в соответствии с ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса РФ - могут использоваться только после перевода их в другую категорию.
Согласно требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу ст. 10 вышеуказанного Закона перевод земель иной категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае: создания особо охраняемых территорий; создания туристско-рекреационных особых экономических зон; в иных установленных Земельным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.
Вместе с тем, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № не была соблюдена вышеуказанная процедура перевода земель из одной категории в другую, отсутствует акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, предусмотренный Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Проверкой установлено, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером №, предоставленный ФИО1 на основании договора аренды от 01.02.2011г. № №, образован из земельного участка, образованного из квартала № согласно постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район № № от 01.06.2007г. Следовательно, категория предоставленного земельного участка установлена с нарушением законодательства.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденного, постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме.
В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров. Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман - является отдельной частью моря.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок с кадастровым номером № входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохраной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком - неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Согласно информации ГУЛ КК «Приморско-Ахтарский центр» вышеуказанный земельный участок находится на береговой полосе в 160м. от уреза воды лимана «Золотой».
Кроме того, на рассматриваемом земельном участке допускается движение и стоянка транспортных средств, что в свою очередь является нарушением режима использования данной территории, определенного п. 11 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 №413).
Также при предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером № администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушен ряд требований земельного законодательства.
Так, согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Так, согласно требований вышеуказанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации.
Из смысла вышеуказанной статьи следует, что администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район необходимо опубликовать информацию о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях в виде извещения о приеме заявлений от граждан и юридических лиц, желающих получить указанные земельные участки.
В ходе проверки установлено, что в «Вестник» № 41 (100) от 30.12.2010г., являющимся информационным приложением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к газете «Приазовье», размещена информация о приеме заявлений от граждан и юридических лиц, желающих получить в аренду ряд земельных участков, в том числе земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № № для размещения домика рыбака и охотника.
Согласно агентских договоров от 31.03.2008г., 30.04.2008г., заключенных между Редакцией газеты «Приазовье» («Издатель») и ФГУП «Почта России» («Почтамт»), Издатель предлагает к распространению по подписке районную газету «Приазовье» с подписным индексом 52202 и районную газету «Вестник» с подписным индексом 22202, а Почтамт обязуется провести их подписку.
Согласно сведений ГУП ЮС «Редакция газеты «Приазовье» от 26.07.2011г. количество подписчиков газеты «Приазовье» на второе полугодие 2010 года составило 4200 экземпляров, на «Вестник» - 8 экземпляров.
Тираж «Вестник» № 41 (100) от 30.12.2010г., выполненный ГУП КК «Редакция газеты «Приазовье» по заявке администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, составил 999 экземпляров. Согласно сведений ГУП КК «Редакция газеты «Приазовье» тираж районной газеты «Приазовье» от 30.12.2010г. составил 4863 экземпляров. Следовательно, тираж «Вестник» № 41 (100) от 30.12.2010г. предназначен не всем подписчикам газеты «Приазовье», а только каждому пятому подписчику газеты.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 N 1369 «Об утверждении Перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений» установлено, что обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, осуществляется в средствах массовой информации, указанных в Перечне к этому нормативному правовому акту.
Согласно вышеуказанного перечня для Приморско-Ахтарского района таким средством массовой информации определена газета «Приазовье», что также подтверждается муниципальным контрактом № № от 13.04.2010г., согласно которого ГУП КК «Редакция газеты «Приазовье» принимает на себя обязательства по организации и осуществлению информационного обеспечения деятельности администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район на страницах газеты «Приазовье».
Таким образом, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязана обеспечить публикацию извещения о приеме заявлений от граждан и юридических лиц, желающих получить в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий «с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № №, для размещения домика рыбака и охотника, в официальном печатном издании - газете «Приазовье», а не в печатном издании «Вестник», выпущенным ограниченным тиражом в 999 экземпляров, без обеспечения его доставки всем подписчикам газеты «Приазовье».
Следовательно, опубликование сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № №, для размещения домика рыбака и охотника, в печатном издании «Вестник» является ненадлежащим и ограничивает права неопределенного круга лиц на получение указанного земельного участка в аренду на равных условиях.
В связи с тем, что указанная информация распространяется на неопределенный круг лиц, то любое лицо может считаться заинтересованным в оспаривании договора аренды от 01.02.2011 года № №.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также грубо нарушают права неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения:
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор, доводы, изложенные в иске поддержал и просил суд иск прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки – удовлетворить. Признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 01 февраля 2011 года № №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1. Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать ФИО1 вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>» участок № № с кадастровым номером №, а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить ФИО1 доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 01 февраля 2011 года № № за период действия договора. Признать недействительным зарегистрированное право ФИО1 на земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>» участок № № с кадастровым номером №, и аннулировать регистрационную запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве аренды ФИО1 на земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>» участок № №, с кадастровым номером №.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район по доверенности – ФИО2, исковые требования не признал и суду пояснил, что на основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 1 февраля 2011 года № 174 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № №» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка от 1 февраля 2011 года № №.
Постановление администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 1 февраля 2011 года № 174 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, ФИО3 гряда, в районе лимана «Золотой» издано на основании статей 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и заявления гражданина ФИО1 о предоставлении земельного участка в аренду на основании опубликованной информации в газете Приазовье «Вестник» администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район.
Предметом договора является предоставление земельного участка в аренду из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>» участок № №» под домик рыбака и охотника сроком на 49 лет.
По вопросу законности предоставления земельного участка пояснил, что Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский» (Краснодарский край) признаны водно-болотными угодьями, имеющими международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года №1050, издано постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года», которым утверждено положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Постановлением были утверждены условные границы угодий с указанием необходимости их уточнения и проведения инвентаризации. Однако на сегодняшний день указанные мероприятия не выполнены, точные границы и площадь угодий не установлены.
Приблизительная площадь угодий составляла <данные изъяты> га, из них <данные изъяты> га на территории Темрюкского и Славянского районов, <данные изъяты> га на территории Приморско-Ахтарского района.
Положением в нарушение статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории не присвоена категория (заказник, заповедник, парк и т. д.), не указано ее значение (федеральное или региональное), не создана дирекция особо охраняемой территории.
Раздел положения о запрещенных видах деятельности в границах угодий содержит перечень потенциально вредных видов деятельности и носит не запретительный, а рекомендательный характер, не позволяющий однозначно установить, что можно и что нельзя делать на территории угодий.
Пунктом 11 положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья включая государственный заказник «Приазовье», утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 установлено, что регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения на территории водно-болотных угодий согласовываются с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (постановление правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400)).
Данная формулировка опять же обтекаема и не отражает реалий действующего законодательства, так как на основании статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий является объектами государственной экологической экспертизы (в данном случае проводимой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).
Таким образом, водно-болотные угодья, как особо охраняемые территории должны иметь федеральный статус, в отношении которых на основании статьи 23 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решение должно приниматься на уровне Правительства РФ. Так же, на основании пункта 2 статьи 24 этого же закона, положение о задачах и особенностях режима особой охраны территорий федерального значения должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а не постановлением региональных органов исполнительной власти.
Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 года предусмотрена территориальная охрана водно-болотных угодий в виде природных резерватов (п. п. 2, 3 ст. 4). В соответствии со статьей 1 данной Конвенции понятие водно-болотных угодий включает в себя, в том числе морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров.
Согласно статье 8 Водного кодекса РФ водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7, 94 Земельного Кодекса РФ земли особо охраняемых территорий составляют отдельную категорию земель РФ, полностью или частично изымаемые из хозяйственного использования или оборота, и для которых установлен особый правовой режим.
В то же время, в земельном балансе Приморско-Ахтарского района земли особо - охраняемых природных территорий Ахтаро-Гривенской системы лиманов отнесены к категориям земель запаса, промышленности и землям сельскохозяйственного назначения, которые не имеют ограничений в хозяйственном использовании и особого правового режима. Соответственно, их предоставление для хозяйственных нужд не требует проведения государственной экологической экспертизы и согласования с органами по надзору в сфере природопользования. В 2010 году приказом Минприроды РФ от 10 июня 2010 года № 201 было утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский» устанавливающее особый режим его охраны. Заказник <данные изъяты> га расположен на территории Славянского района и входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов.
Режим особой охраны оставшейся территории водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов примерной площадью <данные изъяты> га (из них на территории Темрюкского и Слявянского райна - около <данные изъяты> га, на территории Приморско-Ахтарского района - около <данные изъяты> га) по прежнему регулируется положением, утвержденным вышеуказанным постановлением главы Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413.
Таким образом, в нарушение международных обязательств по Рамсарской Конвенции 1971 года на федеральном уровне не принято Решение о создании заказника (заповедника) водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов, (на федеральном уровне) не принято положение об особом порядке охраны его территории, не создана дирекция заказника (заповедника). Как следствие этого, земельно-правовая документация по особо охраняемой территории не приведена в соответствие с требованиями земельного законодательства РФ. В результате, проектная документация по предоставлению земельных участков на этих землях не направляется на государственную экологическую экспертизу в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 1 июня 2007 года № 1660 «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района» были определены рекреационные зоны на землях особо охраняемых территорий и объектов на территории Приморско-Ахтарского района, перевод земель из одной категории в другую данным постановлением не осуществлялся. Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанной нормой не предусмотрены иные документы, которые определяют категорию земель.
В связи с этим утверждения прокурора в интересах неопределенного круга лиц, о том, что приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Федеральной службы земельного кадастра России от 18 июля 2001 года № 103-П кадастровый квартал № был определен как земли запаса, не соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того, постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 года № 660 «Об утверждении правил кадастрового деления территории Российской Федерации», во исполнение которого был вынесен вышеуказанный приказ, постановлением Правительства РФ от 14 июня 2011 года № 469 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 года № 660» признано утратившим силу.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2011 года № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» предусмотрено, что ранее присвоенные кадастровые номера сохраняются только за земельными участками, а не кадастровыми кварталами. Руководствуясь названными нормами можно сделать вывод, что ранее предусмотренное кадастровое деление, в части кадастровых кварталов, признано утратившим силу.
На основании изложенного представитель полагает, что нарушений норм федерального законодательства в области земельного законодательства администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район допущено не было.
По вопросу предоставления спорного земельного участка находящегося в водоохранной зоне, относящегося к федеральному уровню собственности пояснил следующее. Прокурор в своем исковом заявлении указывает на то, что спорный земельный участок входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохраной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Данный довод о том, что водоохранная зона моря (лимана) составляющая в силу части 8 статьи 65 Водного кодекса РФ 500 метров является неотъемлемой частью водного объекта, связанная с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое как природный комплекс и поэтому является в силу прямого указания закона федеральной собственностью, не основан на нормах закона, так как с 1 января 2007 года земли водоохранных зон водных объектов исключены из состава земель водного фонда (статья 102 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ»).
Так статья 5 Водного кодекса РФ определяет понятие водного объекта, как поверхностный водный объект, состоящий из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Таким образом, законодатель четко обозначил границы водного объекта, а именно в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса РФ границы водного объекта (лиманов Азовского моря) находящегося в федеральной собственности оканчиваются 20-ти метровой зоной береговой полосы, определяемой для моря или его части (лимана) - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.
По мимо этого, Постановлением Верховного Совета от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрен исчерпывающий перечень объектов относящихся исключительно к федеральной собственности.
В данном перечне отсутствуют водоохранные зоны, в том числе Азовского моря и его частей - лиманов, а так же, принимая во внимание, как было указано выше, что так как до настоящего времени Российской Федерацией не создан заказник (заповедник) водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов, территорию указанных угодий так же нет оснований относить к федеральной собственности.
Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район, руководствуясь пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации», правомерно приняла решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду и считает, что нарушений требований земельного, водного и природоохранного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район, при предоставлении спорного земельного участка допущено не было.
На основании изложенного, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора Приморско-Ахтарского района - отказать в полном объеме.
Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, от него поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, а также отзыв о несогласии с иском прокурора ввиду следующего: В соответствии со статьями 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и на основании поданного заявления, ему предоставили постановлением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарского района от 01.02.2011 №174 в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок №№ под домик охотника и рыбака сроком на 49 лет.
Им был выполнен пункт 2 вышеуказанного постановления, а также соблюдены все условия договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 01.02.2011 №№.
Согласно статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Однако, это полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а не Ответчика. В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставляются земельные участки. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Таким образом, выполнив все необходимые требования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарского района для заключения договора аренды, он на законных основаниях реализовал свои права и обязанности как участник земельных отношений и заключил договор аренды на 49 лет.
Ввиду того, что земли запаса, с присвоением ему кадастрового номера №, которые в соответствии с ч.2 ст. 103 Земельного кодекса Р.Ф. - могут использоваться только после перевода их в другую категорию, он как добросовестный приобретатель не знал и не мог знать. Кроме того, арендная плата, установленная по договору аренды исчисляется со дня фактической передачи земельного участка и вносится им ежемесячно, своевременно и в полном объеме. Им соблюдаются все установленные обязательства по договору.
Считает требования прокуратуры Приморско-Ахтарского района о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки незаконными и неправомерными и просит суд в их удовлетворении отказать.
Третье лицо–Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось, от его представителя по доверенности поступил письменный отзыв, в котором он просит требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо – Департамент имущественных отношений в Краснодарском крае, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось.
Третье лицо- Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось.
Начальник Приморско-Ахтарского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО9, просил суд принять решение по иску прокурора на усмотрение суда.
Суд, выслушав прокурора, ответчиков, третье лицо, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования прокурора, подлежат удовлетворению на основании следующего:
На основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 01 февраля 2011 года № 174 «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № № между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий от 01.02.2011 года № №.
Согласно пункту 1.1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № №, с кадастровым номером № для размещения домика рыбака и охотника. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 01 февраля 2060 года.
При предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требования природоохранного и земельного законодательства.
Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации было издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Согласно п.1 указанного Положения водно-болотные угодья Ахтаро-Гривенской системы лиманов, включая заказник «Приазовский» и группы лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, имеющие международное значение в качестве местообитаний водоплавающих птиц, выделены в особо охзраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением также определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденного, постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч.2 ст.95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 1.ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме.
В силу ч.8 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров. Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман -является отдельной частью моря.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок с кадастровым номером № входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохраной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком - неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Вышеуказанный земельный участок находится на береговой полосе в 160 м. от уреза воды лимана «Золотой».
Кроме того, на рассматриваемом земельном участке допускается движение и стоянка транспортных средств, что в свою очередь является нарушением режима использования данной территории, определенного п. 11 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 №413).
Также при предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером № администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушен ряд требований земельного законодательства.
Так, согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно требований вышеуказанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации.
Из смысла вышеуказанной статьи следует, что администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район необходимо опубликовать информацию о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях в виде извещения о приеме заявлений от граждан и юридических лиц, желающих получить указанные земельные участки.
В «Вестник» № 41 (100) от 30.12.2010г., являющимся информационным приложением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к газете «Приазовье», размещена информация о приеме заявлений от граждан и юридических лиц, желающих получить в аренду ряд земельных участков, в том числе земельный участок из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № №, для размещения домика рыбака и охотника.
Согласно агентских договоров от 31.03.2008г., 30.04.2008г., заключенных между Редакцией газеты «Приазовье» («Издатель») и ФГУП «Почта России» («Почтамт»), Издатель предлагает к распространению по подписке районную газету «Приазовье» с подписным индексом 52202 и районную газету «Вестник» с подписным индексом 22202, а Почтамт обязуется провести их подписку.
Согласно сведений ГУП КК «Редакция газеты «Приазовье» от 26.07.2011г. количество подписчиков газеты «Приазовье» на второе полугодие 2010 года составило 4200 экземпляров, на «Вестник» - 8 экземпляров.
Тираж «Вестник» № 41 (100) от 30.12.2010г., выполненный ГУП КК «Редакция газеты «Приазовье» по заявке администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, составил 999 экземпляров. Согласно сведений ГУП КК «Редакция газеты «Приазовье» тираж районной газеты «Приазовье» от 30.12.2010г. составил 4863 экземпляров. Следовательно, тираж «Вестник» № 41 (100) от 30.12.2010г. предназначен не всем подписчикам газеты «Приазовье», а только каждому пятому подписчику газеты.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 N 1369 «Об утверждении Перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений» установлено, что обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, осуществляется в средствах массовой информации, указанных в Перечне к этому нормативному правовому акту.
Согласно вышеуказанного перечня для Приморско-Ахтарского района таким средством массовой информации определена газета «Приазовье», что также подтверждается муниципальным контрактом № № от 13.04.2010г., согласно которого ГУП КК «Редакция газеты «Приазовье» принимает на себя обязательства по организации и осуществлению информационного обеспечения деятельности администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район на страницах газеты «Приазовье».
Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязана обеспечить публикацию извещения о приеме заявлений от граждан и юридических лиц, желающих получить в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий «с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № №, для размещения домика рыбака и охотника, в официальном печатном издании - газете «Приазовье», а не в печатном издании «Вестник», выпущенным ограниченным тиражом в 999 экземпляров, без обеспечения его доставки всем подписчикам газеты «Приазовье».
Следовательно, опубликование сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>», участок № №, для размещения домика рыбака и охотника, в печатном издании «Вестник» является ненадлежащим и ограничивает права неопределенного круга лиц на получение указанного земельного участка в аренду на равных условиях.
В связи с тем, что указанная информация распространяется на неопределенный круг лиц, то любое лицо может считаться заинтересованным в оспаривании договора аренды от 01.02.2011 года № №.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также грубо нарушают права неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения:
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки – удовлетворить.
Признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 01 февраля 2011 года № № заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать ФИО1 вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>» участок № №, с кадастровым номером №, а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить ФИО1 доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 01 февраля 2011 года № № за период действия договора.
Признать недействительным зарегистрированное право ФИО1 на земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>» участок № №, с кадастровым номером №, и аннулировать регистрационную запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве аренды ФИО1 на земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в районе базы отдыха «<данные изъяты>» участок № № с кадастровым номером №.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца.
Судья: А.П. Петренко