Дело № 2-565/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 июля 2014 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Чесноковой Г.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Нечаева Е.А., представителя заинтересованного лица - администрации МО ... Духанина Д.Н., при секретаре Резановой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... по созданию условий для массового отдыха населения поселения и организации обустройства мест массового отдыха - пляжей на территории МО ..., и возложении обязанности организовать работу по оборудованию мест массового отдыха населения городского поселения - пляжей на территории МО ..., в срок до ...г.,
установил:
Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в Устьянский районный суд Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... (далее по тексту МО ...) по необеспечению организации обустройства и содержания мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством РФ, возложении обязанности организовать обустройство и содержание мест массового отдыха граждан на водных объектах, расположенных на территории МО ..., в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до ...г.. В обоснование заявления указал, что в период с 10 по ...г. прокуратурой Устьянского района проведена внеплановая проверка исполнения администрацией МО ... возложенных на нее обязательств по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования ... места массового отдыха граждан на водных объектах, оборудованные в соответствии с требованиями нормативных документов, отсутствуют. Местом отдыха и купания граждан на территории МО ... является берег реки ..., указанное место отдыха и купания граждан надлежащим образом не оборудовано и не обследовано. Ссылаясь на неисполнение п. 15, 24, 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6, 27 Водного Кодекса РФ, Устав МО ... указывает на то, что администрация не принимает мер по оборудованию места массового отдыха жителей поселения на водных объектах, не обеспечивает безопасный для здоровья свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Указанное бездействие администрации МО ... нарушает права неопределенного круга лиц в части обеспечения безопасности людей на водных объектах, в связи с чем, создается угроза жизни и здоровью людей.
В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Нечаев Е.А. уточнил заявленные требования, предоставив письменное заявление прокурора: просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ... по созданию условий для массового отдыха населения поселения и организации обустройства мест массового отдыха - пляжей на территории МО ..., и обязать администрацию МО ... организовать работу по оборудованию мест массового отдыха населения городского поселения - пляжей на территории МО ..., в срок до ...г., поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО ... Духанин Д.Н. уточненные требования не признал. Ссылается на то, что в 2014 год заключено соглашение между администрацией МО ... и администрацией МО ... о передаче полномочий на создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований. Полагает, что берега ..., протекающей по территории муниципального образования, не имеют подходящего ландшафта, позволяющего оборудовать места массового отдыха на водных объектах. Кроме того, указывает на то, что река протекает на расстоянии менее 500 м от региональной автодороги ..., и место отдыха напротив ... находится в санитарно-защитной зоне ОАО ..., что не позволяет оборудовать место массового отдыха- пляж в соответствии санитарными правилами.
Заслушав помощника прокурора Устьянского района Нечаева Е.А., представителя заинтересованного лица Духанина Д.Н., специалистов: ТО Роспотребнадзора ФИО1, ст. государственного инспектора по маломерным судам ... инспекторского участка ФКУ Центр ГИМСМЧС России по ... ФИО2, исследовав письменные доказательства дела, суд приходит к следующему.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании части первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Также, в п. 25 данного Постановления разъяснено, что в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона и иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценить целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в рамках, предоставленных ему законом полномочий.
В соответствии с ч.3 ст. 249 ГПК РФ при разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Из содержания ст.7, ч.5 ст.37 и ч.1 ст.41, ст.42 Конституции РФ следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на отдых. Каждый имеет право на охрану здоровья. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 15, 24, 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В соответствии с п. 15, 26 ст. 7 Устава МО ... к вопросам местного значения МО ... относятся: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В силу п. 3 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Во исполнение данной нормы постановлением Администрации Архангельской области от 28.04.2009 №119-па/17 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области» которые устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других организованных местах массового отдыха на водных объектах, переправах и наплавных местах.
Пунктом 2 Правил определено что, "место массового отдыха людей на водном объекте" - это место нахождения больших групп людей (более 50 человек) у водного объекта при проведении отдыха и купания.
Пунктом 3 Правил установлено, что места массового выхода людей на водные объекты, используемые для массового отдыха, проведения праздничных мероприятий, купания, спорта и туризма, устанавливаются органами местного самоуправления поселений и городских округов по согласованию с соответствующим органом, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, ГИМС МЧС России по Архангельской области и государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением настоящих Правил. Использование акватории водных объектов общего пользования осуществляется с учетом правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Постановлением главы муниципального образования ... ... от ...г. утверждены Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории МО ... для личных и бытовых нужд.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Из содержания п.11 ч.2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.
Судом установлено, что на территории МО ... отсутствуют оборудованные места массового отдыха на водных объектах- пляжи, что не оспаривается представителем заинтересованного лица
Согласно сведениям ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области» (... инспекторский участок) от ...г. ... в адрес ... инспекторского участка ФКУ «ГИМС МЧС России по АО» информация от глав муниципальных образований района о наличии, оборудовании (готовности к эксплуатации) пляжей и мест массового отдыха на территории поселений не направлялась. Технических освидетельствований Вельско-Устьянским инспекторским участком ФКУ «ГИМС МЧС России по АО» пляжей в районе не проводилось, акты технических освидетельствований не составлялись.
В судебном заседании специалист- ст. государственный инспектор по маломерным судам ... инспекторского участка ФКУ Центр ГИМСМЧС России по ... ФИО2, пояснил, что поселок ..., являясь районным центром должен иметь оборудованное место отдыха на воде, а именно пляж, фактически такое место сложилось на берегу ..., недалеко от карьера, на данном месте отдыха в жаркое лето может отдыхать более 50 человек. Однако, администрация МО ... не принимает мер по организации пляжа в поселке. Так, за согласованием по обустройству пляжа администрация не обращалась, хотя неоднократно на многих совещаниях у главы администрации МО ... предлагалось начать работы по организации пляжа. Более того, в 2008-2009г. было проведено обследование водолазами участка реки, где находится фактическое место массового отдыха. Проведенное обследование позволяет сделать вывод о возможности организации пляжа на берегу обследованного участка реки Устья.
Как следует из акта от 8.06.2008г., составленного представителями водолазной станции ОГУ «Центра ГЗ Архангелькой области», по заявке МО ... были проведены водолазные работы по обследованию и очистке дна акватории места купания людей МО ... на реке ... общей площадью 2000кв.м. При этом в акте указано, что установлена глубина 1,8м, скорость течения 0,3м/сек, грунт- песок.
Согласно информации от ...г., поступившей из ОМВД России по ..., место отдыха и купания граждан на территории МО ... является берег реки .... Указанное место отдыха и купания граждан надлежащим образом не оборудовано и не обследовано.
По информации ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области от ...г., фактов обращения глав муниципальных образований ... за получением санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, расположенных на территории МО ..., санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования не установлено.
В судебном заседании специалист- зам начальника ТО в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО1, имеющая стаж работы по специальности 20лет, пояснила, что администрация МО ... с заявками на предмет согласования обустройства пляжа в поселке на берегу реки ... не обращалась ни в 2014г., ни в предыдущие годы. Между тем, местом купания является песчаный берег выше по течению от ОАО .... В то же время, Роспотребнадзором в 2011г. главе администрации МО ... направлялось письмо с предложением решить вопрос организации организованных мест отдыха(пляжей) в ..., при этом полагает, что данное письмо должно было быть доведено до сведения и администрации МО .... Для решения вопроса о возможности организации пляжа администрации необходимо обратиться с заявкой, приложив выкопировку с карты поселка- графического отображения места предполагаемого обустройства пляжа, приложив пояснительную записку. Каких-либо иных документов не требуется.
Письмом 22.05.2014г. в адрес главы МО ... во исполнение приказа Управления Ропотребнадзора по Архангельской области «Об организации надзора в местах массового отдыха населения у водных объектов» от 16.05.2014г. предлагалась предоставить информацию о наличии пляжей в МО. Письмо было переадресовано в адрес главы администрации МО ..., которая ответила, что места организованного отдыха населения( пляжи)- отсутствуют- река ... в рекреационных целях не используется.
Как установлено в судебном заседании, меры, направленные на обустройство места массового отдыха населения на водных объектах- пляжа на территории поселения администрацией МО ... не принимаются. Деятельность администрации в данном направлении ограничивается информированием населения по ограничению использования водных объектов.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов, расположенных на территории МО ..., администрации МО ... не получено, условия для массового отдыха жителей поселения на водных объектах(пляжах) не созданы.
Судом установлено, что на территории МО ... отсутствуют оборудованные места для массового отдыха населения(пляжи), включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, тем самым не осуществляются мероприятия по обеспечению безопасности населения МО ... на водных объектах, что не оспаривается представителем ответчика.
Местное самоуправление является одной из форм народовластия, выступает реальным осуществлением общезначимых задач под свою ответственность и в интересах собственного населения.
По причине этого администрация муниципального образования ... обязана выполнять надлежащим образом возложенную на неё задачу в сфере организации массового отдыха населения поселения у воды и охраны жизни и здоровья людей на водных объектах на территории поселения, с учетом того, что в летний период должна быть обеспечена безопасность людей в местах массового отдыха на водных объектах.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Отсутствие на территории поселения мест массового отдыха(пляжей),, свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления – администрации муниципального образования ... в части осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории поселения.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Доводы представителя администрации МО ... об отсутствии с их стороны незаконного бездействия со ссылкой на издание Постановления администрации МО ... от ...г. ... «О мерах но предотвращению несчастных случаев на водоёмах на территории МО ..., которым утверждён план мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах; установлении информационных знаков о запрете купания в местах представляющих опасность для жизни людей; доведении через СМИ информации населению об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования; распространении памяток и плакатов, не могут быть приняты во внимание, поскольку эти меры не относятся к организации обустройства мест массового отдыха населения у воды – пляжей.
Администрация ссылается на то, что традиционные места массового отдыха у воды в поселении отсутствуют, в то же время доказательств тому не представила. Кроме того, по пояснениям и специалиста ТО в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО1, и специалиста ФКУ Центр ГИМСМЧС России по ... ФИО2, администрация МО для согласования вопроса о получения заключения о возможности, либо невозможности оборудования пляжа в конкретном месте, не обращалась. В связи с чем суд не может принять довод администрации о невозможности организации пляжа на фактически сложившемся месте купания ввиду нахождения в санитарно-защитной зоне и нахождения на расстоянии менее 500м от дороги регионального значения. Заключения соответствующих специалистов ими не получены.
Таким образом, на основании изложенного, суд находит доказанным незаконное бездействие администрации МО ... по созданию условий для массового отдыха населения поселения и организации обустройства мест массового отдыха - пляжей на территории МО ..., и полагает необходимым возложить на администрацию обязанность организовать работу по оборудованию мест массового отдыха населения городского поселения - пляжей на территории МО ....
Указанный в заявлении срок исполнения до ...г. является реальным для проведения организационных работ по созданию мест массового отдыха, учитывая, что организация таких работ носит сезонный характер.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Устьянского района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ... по созданию условий для массового отдыха населения поселения и организации обустройства мест массового отдыха - пляжей на территории МО ....
Возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность организовать работу по оборудованию мест массового отдыха населения - пляжей на территории МО ..., в срок до ...г..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий судья Г.А. Чеснокова
Мотивированное решение вынесено 16.07.2014г.