ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-566-2018ГОДА от 29.11.2018 Чулымского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-566-2018 года

Поступило – 29.11.2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года г. Каргат

Чулымский районный суд Новосибирской области

в составе:

Председательствующего: Г.М. Смагиной

С участием прокурора: А. К. Костенко

При секретаре Н.А. Иванеко

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каргатского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области о понуждении к совершению действий.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каргатского района Новосибирской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области о понуждении к совершению действий.

В судебном заседании помощник прокурора А. К. Костенко исковые требования поддержала, пояснила, что прокуратурой района в ноябре 2018 года проведен мониторинг официального сайта администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области в сети Интернет http://suminskiy.ru/ с целью выявления возможных нарушений требований бюджетного законодательства при размещении предусмотренной законодательством информации.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2008 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ принцип прозрачности (открытости) означает:

-обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

-обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

-обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;

-стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

С соответствие с частью 6 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Проверкой исполнения, соблюдения администрацией Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области требования действующего законодательства от 27.11.2018г. установлено, что администрацией Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области в нарушение положений Федерального закона № 131-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда (за 1,2 3,4 кварталы 2017 года, 1, 2, 3 кварталы 2018 года) не размещены на сайте. Отсутствует информация и об исполнении местного бюджета за 1-3 кварталы 2018 года.

Своим бездействием администрация Суминского сельсовета Каргатского пиона Новосибирской области нарушает не только действующее законодательство РФ, но и не обеспечивает жителям района возможности знакомиться с документами в средствах массовой информации (в частности, на официальном сайте в сети Интернет).

Проверка по аналогичным основаниям проводилась прокуратурой района в июне 2018 года. По результатам проверки 05.06.2018г. прокурором района внесено представление Главе Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области в связи с тем, что ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда не размещены на официальном сайте администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области (за 1 - 4 квартал 2017 года, 1 квартал 2018 года).

19.07.2018г. в прокуратуру района поступил ответ о том, что требования прокурора удовлетворены, информация размещена, 16.07.2018г. виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Однако при мониторинге официального сайта в сети Интернет 27.11.2018г. установлено, что фактически требования прокурора надлежащим образом не выполнены, размещена информация сведения о доходах за 2017 год» в трех файлах формата Microsoft Word в разделе «Сведения о доходах». В разделах «Сведения о численности муниципальных служащих», «Бюджет» информация не размещена. Однако при ознакомлении с указанной информацией установлено, что размещена обобщенная информация (не ежеквартальные, за период с 01.01.2017г. по 51.12.2017г.), которая содержит сведения, не подлежащие опубликованию в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ: информация об имуществе (земельный участок, квартира, транспортное средство), информация об имущественном положении супруга/супруги). Также не размещена указанная информация за 1 квартал 2018 года (по представлению от 05.06.2018г.). Администрация Суминского сельсовета нарушает требования бюджетного законодательства длительное время, с 2017 года и по момент проверки. На 27.11.2018г., помимо вышеназванной информации, не размещены ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2, 3 кварталы 2018 года, информация и об исполнении местного бюджета за 1-3 кварталы 2018 года. Длительное неисполнение требований бюджетного законодательства является недопустимым, нарушает принцип прозрачности и доступности информации для неопределенного круга лиц.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

Просит суд Каргатского района Новосибирской области устранить нарушения в сфере бюджетного законодательства, а именно разместить информацию на официальном сайте администрации Суминского сельсовета Каргатского района:

-ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1,2 3,4, кварталы 2017 года, 1, 2, 3 кварталы 2018 года;

-отчеты об исполнении бюджета Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области за 1-3 кварталы 2018 года.

Установить ответчику разумный срок для устранения нарушений.

Представитель администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области ФИО4 с исковыми требованиями согласен. Просят установить срок для исполнения решения суда до 31.01.2019 года.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Каргатского района по следующим основаниям:

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституций РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ принцип прозрачности (открытости) означает:

-обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

-обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

-обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;

-стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

С соответствие с частью 6 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Проверкой исполнения, соблюдения администрацией Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области требования действующего законодательства от 27.11.2018г. установлено, что администрацией Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области в нарушение положений Федерального закона № 131-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда (за 1,2 3,4 кварталы 2017 года, 1, 2, 3 кварталы 2018 года) не размещены на сайте. Отсутствует информация и об исполнении местного бюджета за 1-3 кварталы 2018 года.

Своим бездействием администрация Суминского сельсовета Каргатского пиона Новосибирской области нарушает не только действующее законодательство РФ, но и не обеспечивает жителям района возможности знакомиться с документами в средствах массовой информации (в частности, на официальном сайте в сети Интернет).

Проверка по аналогичным основаниям проводилась прокуратурой района в июне 2018 года. По результатам проверки 05.06.2018г. прокурором района внесено представление Главе Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области в связи с тем, что ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда не размещены на официальном сайте администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области (за 1 - 4 квартал 2017 года, 1 квартал 2018 года).

19.07.2018г. в прокуратуру района поступил ответ о том, что требования прокурора удовлетворены, информация размещена, 16.07.2018г. виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Однако при мониторинге официального сайта в сети Интернет 27.11.2018г. установлено, что фактически требования прокурора надлежащим образом не выполнены, размещена информация сведения о доходах за 2017 год» в трех файлах формата Microsoft Word в разделе «Сведения о доходах». В разделах «Сведения о численности муниципальных служащих», «Бюджет» информация не размещена. Однако при ознакомлении с указанной информацией установлено, что размещена обобщенная информация (не ежеквартальные, за период с 01.01.2017г. по 51.12.2017г.), которая содержит сведения, не подлежащие опубликованию в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ: информация об имуществе (земельный участок, квартира, транспортное средство), информация об имущественном положении супруга/супруги). Также не размещена указанная информация за 1 квартал 2018 года (по представлению от 05.06.2018г.). Администрация Суминского сельсовета нарушает требования бюджетного законодательства длительное время, с 2017 года и по момент проверки. На 27.11.2018г., помимо вышеназванной информации, не размещены ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 2, 3 кварталы 2018 года, информация и об исполнении местного бюджета за 1-3 кварталы 2018 года. Длительное неисполнение требований бюджетного законодательства является недопустимым, нарушает принцип прозрачности и доступности информации для неопределенного круга лиц.

В соответствии ч. 3, ст. 173 – ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, выносится решение об удовлетворении требования истца.

В судебном заседании установлено, что бездействие администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области нарушает требования бюджетного законодательства. Длительное неисполнение требований бюджетного законодательства является недопустимым, нарушает принцип прозрачности и доступности информации для неопределенного круга лиц, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель, применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.

Следует учитывать, что в силу ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Частью 1 статьи 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Частью 1 статьи 132 установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.

Кроме того, при определении срока исполнения решения суда суд учитывает, что для исполнения решения суда не требуется дополнительного выделения средств местного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Представитель администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области ФИО4 просит предоставить срок для исполнения решения до 31.01.2019 года.

Прокурор Костенко А. К. по предложенному представителями ответчика срокам возражений не имеет.

Суд полагает возможным согласиться с названным сроком. Данный срок достаточен для того, чтобы реально исполнить решение суда.

Прокурор при подаче иска в суд на основании п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 173, ст.194–ст.196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Каргатского района Новосибирской области удовлетворить.

Обязать администрацию Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области разместить информацию на официальном сайте администрации Суминского сельсовета Каргатского района:

-ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1,2 3,4, кварталы 2017 года, 1, 2, 3 кварталы 2018 года;

-отчеты об исполнении бюджета Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области за 1-3 кварталы 2018 года.

Установить администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области срок для исполнения решения суда до 31.01.2019 года.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий -