ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5663/2022 от 24.10.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-5663/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 24 октября 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Гуреевой К.С.,

при секретаре судебного заседанияСтоляровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл и взыскании невыплаченной части единовременной социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее-МВД по Республике Марий Эл), Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее-МВД РФ), в котором с учетом уточнений просил признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, оформленное протоколом от04.03.2022 № 5, и утвержденное распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл № 1/469р от 05.03.2022 в части расчета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО2; взыскать с Российской Федерации в лице МВД РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в свою пользу единовременную социальную выплату в размере 1 718 494 руб. 52 коп.; возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование требования указано, что 31.12.2014 ФИО2 был уволен со службы МВД по Республике Марий Эл в связи с сокращением занимаемой должности. С 20.12.2012он был поставлен на учет со своей семьей для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Центральной жилищно-бытовой комиссией Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл (далее-ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл) принято решение от 04.03.2022 о предоставлении Копылову М.В. на состав семьи 2 человек единовременной социальной выплаты в размере 2429595 руб.70 коп.на основании распоряжения МВД РФ от 16.03.2022 указанная сумма была перечислена истцу. ФИО2не согласен с принятым ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл решением в части произведенного расчета единовременной социальной выплаты, полагая, что комиссией в нарушение положения п.29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, при расчете необоснованно была учтена площадь комнаты № 32 в коммунальной <адрес>. В связи с неправильным расчетом истец недополучил единовременную социальную выплату в размере 1 718 494 руб. 52коп. Учитывая, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику один раз за весь период службы по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и она уже была предоставлена истцу, соответственно, истец просит восстановить его нарушенное право путем взыскания с ответчика Российской Федерации в лице МВД РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета недополученную часть единовременной социальной выплаты в указанном выше размере.

Истец ФИО2в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности ФИО4 уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчиков МВД по Республике Марий Эл, РФ в лице МВД РФ по доверенностям ФИО5исковые требования не признал, просил в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве.

Третье лицоФИО7 в суд не явилась, извещена о времени месте судебного заседания надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, учетное дело ФИО2, технический паспорт, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 с 14.04.1994 по 31.12.2014 проходил службу в органах внутренних дел РФ, на день увольнения выслуга лет в органах внутренних дел составляла 24 года 2 месяца 16 дней в календарном исчислении.

Решением ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 20.12.2012ФИО2 принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 2 человека (он, жена ФИО7) с даты обращения–16.10.2012.

04.03.2022 ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл принято решение, утвержденное распоряжением МВД по Республике Марий Эл от 05.03.2022 №1/469р, о ходатайстве предоставления пенсионеру МВД по Республике Марий Эл на семью в составе 2 человека (он, супруга ФИО7) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2429 595 руб. 70 коп.

На основании распоряжения МВД РФ от 16.03.2022№1/2653 о предоставлении пенсионеру МВД России ФИО2 единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, платежным поручением от 29.03.2022 № 100805 перечислены денежные средства в размере 2429 595 руб. 70коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

На основании п. 2 ч. 2 этой же статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее-Правила).

Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле (формула приводится в данном пункте), включающей в себя такие обязательные параметры как общая площадь жилого помещения;размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемый в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья применяется с учетом последнего места прохождения службы сотрудником;поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации, определяемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения". Указанный коэффициент применяется с учетом последнего места прохождения службы сотрудником;поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил.

Согласно п.29 Правил при определении общей площади жилого помещения учитываются:жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи;жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи;совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу пункта 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Таким образом, предусмотренный пунктом 27 вышеуказанных Правил вычет суммы общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма, не должен производится в случае, предусмотренном, в частности п.5 ч.2 ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ, то есть в случае проживания сотрудника в коммунальной квартире.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что определение размера единовременной социальной выплаты производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, согласно которым обязательному учету подлежат жилые помещения, занимаемые сотрудником органов внутренних дел и (или) членами его семьи по договору социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности.

Из решения ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 04.03.2022 следует, что комиссией произведен следующий расчет единовременной выплаты: 24,6кв.м*47 967 руб.* 1,42*1,45=2429 595 руб. 70коп., где:

24,6кв.м. – общая площадь жилого помещения, положенная на данную семью (п.29 Правил);

47 967 руб. – размер средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Марий Эл (применяется в размере, установленном нормативными правовыми актами Минстроя России, утверждающими среднюю рыночную стоимость 1 кв.метра общей площади по субъектам РФ);

1,42 – поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья с учетом места прохождения службы в Республике Марий Эл на момент расчета;

1,45 поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы на момент расчета (24 года 2 месяца16 дней).

ФИО2, не согласен с размером выплаченной единовременной социальной выплаты, полагает, что при расчете единовременной социальной выплаты комиссией при определении общей площади жилого помещения, положенной его семье (42кв.м.), необоснованно была учтена площадь комнаты в коммунальной квартире, принадлежащейего супруге на праве собственности.

Расчет ответчиком произведен в соответствии с положением п. 29 Правил, исходя из разницы между нормой предоставления общей площади на жилого помещения на семью из двух человек (42кв.м.) и общей площади имеющегося жилого помещения (17,4кв.м).

По мнению истца, помещение является комнатой в коммунальной квартире и не должно учитываться при определении размера единовременной социальной выплаты. Здание, в котором его семья занимала комнату, ранее являлось общежитием, в последующем занимаемое жилое помещения приобрело статус комнаты в коммунальной квартире, так как в одной квартире проживает несколько семей. У каждой семьи есть отдельная комната, вместе с тем кухня, санузел и душевая являются общими.

Из материалов дела следует, что с момента постановки на учет и до принятия комиссией решения о предоставлении единовременной социальной выплаты истец с семьей проживал в комнате № 32 по адресу: <адрес>, общей площадью 17,4кв.м, которое было предоставлено ФИО701.12.2005 по договору коммерческого найма комнаты общежития, впоследствии данное жилое помещение было предоставлено ФИО7 по договору социального найма от 04.09.2012, затем в 2013 году жилое помещение приобретено в собственность ФИО7

В подтверждение доводов истца, последним представлен акт обследования жилищно-бытовых условий от 10.09.2022 и фотоматериалы, из которых следует, что в квартире проживают несколько семей, каждая имеет отдельную комнату, вместе с тем в общем пользовании всех жильцов этажа находится туалет, душевая, умывальник. Водопровод, канализация, газоснабжение, кухня, ванная комната, туалет в самих комнатах жильцов отсутствует.

Из представленных в материалы дела договора коммерческого найма комнаты общежитияот 01.12.2005 в качестве предмета договора указана комната <номер> в общежитии <номер> по адресу: <адрес>А.

В договоре социального найма жилого помещения от 04.09.2012 в качестве предмета договора указана комната <номер><адрес> по адресу: <адрес>А.

В представленном истцом на обозрение суда техническом паспортекомнаты <номер><адрес> по адресу: <адрес> отражен план <адрес> на 3 этаже, на котором значатся квартиры №<номер>, а также места общего пользования туалет, душ, коридор.Учитывая изложенное, довод стороны ответчиков о том, что семье ФИО2 выделялось изолированное жилое помещение, которое не является коммунальной квартирой, не соответствуют фактическим обстоятельствам, свидетельствующим о том, что предоставленное жилое помещение имеет коммунальный характер.

В Жилищном кодексе РФ отсутствует законодательное определение коммунальной квартиры, однако анализ ст.ст. 57,59 ЖК РФ позволяет прийти к выводу, что квартира становится коммунальной в силу особенностей ее заселения, когда она не предназначена для заселения членами одной семьи. При этом собственники (наниматели) комнат в коммунальной квартире пользуются помещениями в данной квартире, предназначенными для обслуживания более одной комнаты (общее имущество в коммунальное квартире), к которым, как правило, относится кухня, коридор, ванная комната, туалет.

С учетом изложенного факт проживания истцом с семьей в коммунальной квартире у суда сомнений не вызывает.

На основании изложенного в соответствии с установленным порядком размер единовременной социальной выплаты, право на получение которой имеет ФИО2, подлежит определению исходя из нормы предоставления площади жилого помещения 42 кв. м, для семьи из 2 человек.

В результате незаконного решения ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл в части расчета единовременной социальной выплаты истец ФИО2 был неправомерно лишен части единовременной социальной выплаты, на которую имел право в соответствии с законом.

Таким образом, требование истца о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, оформленного протоколом от 04.03.2022 № 5, и утвержденного распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл № 1/469р от 05.03.2022 в части расчета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО2 подлежит удовлетворению.

Расчет единовременной социальной выплаты следующий: 42,0 кв.м*47967 руб.*1,42коэф.*1,45коэф.=4 148090 руб.23 коп.

В соответствии с приведенным расчетом, ФИО2 должен был получить единовременную социальную выплаты в размере 4 148 090 руб.23 коп.

Фактически ФИО2 была произведена единовременная социальная выплата на состав семьи двоих человек в размере 2429 595 руб. 70коп. Недоплата составила 1 718 494 руб. 53коп. (4 148 090 руб.23 коп.- 2 429 595 руб. 70 коп.).

Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В силу пункта 3 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Учитывая, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику один раз за весь период службы по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и она уже была предоставлена истцу, соответственно, суд полагает возможным восстановить нарушенное право истца путем взыскания с ответчика Российской Федерации в лице МВД РФ за счет бюджетных ассигнования федерального бюджета недополученную часть единовременной социальной выплаты.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В связи с этим суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пользу ФИО2 единовременной социальной выплаты в испрашиваемом размере 1 718 494 руб. 52 коп.

На основании изложенного, в совокупности собранных по делу доказательств суд находит требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. (не имущественное требование) и 16793руб. (имущественное требование).

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл и взыскании невыплаченной части единовременной социальной выплаты удовлетворить.

Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, оформленное протоколом от 04.03.2022 № 5, и утвержденное распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл № 1/469р от 05.03.2022 в части расчета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО2.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пользу ФИО2 единовременную социальную выплату в размере 1 718 494 руб. 52коп.; судебные расходы по оплате государственной пошлины 16793 руб.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья К.С. Гуреева

В окончательной форме решение принято 26 октября 2022 года.

Решение29.10.2022