ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-566/19 от 02.04.2019 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 апреля 2019 года г. Братск

Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Чагочкиной М.В.,

при секретаре Игумновой Е.П.,

с участием представителя истца – старшего помощника Братского транспортного прокурора Соколовой А.В., представителя ответчика ПАО «АэроБратск» - Бжевской И.А., представителя третьего лица – ФГУП «УВО Минтранса России» Карань Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-566/2019 по иску Братского транспортного прокурора к Публичному акционерному обществу «Аэропорт Братск» об обязании обеспечить охрану границ территории (периметра) аэропорта,

у с т а н о в и л:

Братский транспортный прокурор, действующий в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений указал, что Братской транспортной прокуратурой в ноябре 2018 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение транспортной, авиационной безопасности на воздушном транспорте в деятельности ПАО «АэроБратск».

Проверкой установлено, что в нарушение требований п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42, охрана границ территории международного аэропорта Братск не осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 09 октября 1995 года № 1381-р Аэропорт Братск открыт для международных полетов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р международный аэропорт Братск включен в перечень аэропортов федерального значения.

Проверкой установлено, что ПАО «АэроБратск» в соответствии с сертификатом соответствия осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности, в том числе работы по обеспечению охраны аэропорта, организации и обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов.

Проведенной проверкой установлено, что охрана аэропорта Братск (его периметра) осуществляется силами САБ аэропорта, без привлечения подразделения ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.

Таким образом, ПАО «АэроБратск», нарушая требования законодательства по охране территории аэропорта, допускает возможность проникновения в контролируемую зону аэропорта и на борт воздушного судна посторонних лиц, а также совершение актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, что может повлечь человеческие жертвы, причинение вреда собственности граждан, юридических лиц и государства.

Деятельность, связанную с эксплуатацией аэропорта осуществляет ПАО «АэроБратск», в этой связи на нем лежит обязанность по заключению возмездного договора с подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации по охране границ территории (периметра) аэропорта.

Постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления Госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО Ространснадзора от 29 октября 2019 года ПАО «АэроБратск» привлечено к административной ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ – невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, в том числе, в связи с необеспечением охраны границ (периметра) аэропорта Братск подразделением УВО Минтранса России.

Братской транспортной прокуратурой в связи с необеспечением охраны границ (периметра) аэропорта Братск подразделением УВО Минтранса России в ПАО «АэроБратск» 23 ноября 2018 года внесено представление. Из ответа на представление от 27 декабря 2018 года следует, что обществом ведутся переговоры с УВО «Минтранса России» по заключению договора, представлена переписка с Сибирским филиалом ФГУП УВО «Минтранса России».

Вместе с тем, проверкой установлено, что до настоящего времени обществом передача охраны периметра аэропорта Братск подразделениям ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации не обеспечена.

Выявленные нарушения в сфере авиационной безопасности создают возможность совершения актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов, угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц.

Просит с учетом уточнений:

Обязать Публичное акционерное общество «Аэропорт Братск» обеспечить охрану границ территории (периметра) аэропорта подразделением ведомственной охраны силами Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 «Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца – старший помощник Братского транспортного прокурора Соколова А.В., действующая на основании доверенности от 28 марта 2019 года, требования с учетом уточнений поддержала и просила их удовлетврить.

Представитель ответчика ПАО «АэроБратск» - Бжевская И.А., действующая на основании доверенности от 27 апреля 2018 года, требования не признала, представила письменный отзыв.

Представитель третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» - Карань Н.М., действующая на основании доверенности № 138 от 27 декабря 2018 года, требования прокурора поддержала, возражала в части увеличения срока исполнения требований прокурора, представила письменный отзыв.

Выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 года следует, что прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо органов прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

При таких обстоятельствах и во взаимосвязи со статьями 4, 38, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Поэтому Братский транспортный прокурор был вправе обратиться в Падунский районный суд города Братска Иркутской области с данным иском.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Согласно п.п. 2, 6 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается посредством:

1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;

3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;

5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов;

6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.

Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3, 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется:

в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации;

в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

В Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 928-р, включены международные аэропорты, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе, международный аэропорт г. Симферополя (п. 17).

Распоряжением Правительства РФ от 09 октября 1995 года № 1381-Р аэропорт «Братск» открыт для международных полетов.

Распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2016 года № 726-р международный аэропорт «Братск» включен в перечень аэропортов федерального значения (п. 9).

07 июля 2017 года Управлением транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта выдан ПАО «АэроБратск» сертификат № ФАВТ.АБ.110, которым удостоверено, что ПАО «АэроБратск», расположенное по адресу: (адрес), аэропорт, признано соответствующим федеральным авиационным правилам. Сфера деятельности: авиационная безопасность.

Согласно п. 5.2.1 Устава ПАО «АэроБратск» основным видом деятельности общества являются: аэропортовая деятельность, включающая в себя, в том числе обеспечение авиационной безопасности – комплекс режимно-охранных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов.

Постановлением УГАН НОТБ СФО Ространснадзора о назначении административного наказания от 29 октября 2018 года установлено в том числе, что в нарушение п. 4 «Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42, охрана границ территории международного аэропорта Братск не осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Лицо, допустившее нарушение – ПАО «АэроБратск».

Из ответа ПАО «АэроБратск» от 27 декабря 2018 года на представление Братского транспортного прокурора от 23 ноября 2018 года следует, что в соответствии с требованиями п. 4 Постановления Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42 «Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» ведутся переговоры с Сибирским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» по заключению договора на оказание охранных услуг.

Судом установлено, что на ПАО «АэроБратск», как организации осуществляющей деятельность по эксплуатации международного аэропорта «Братск», в соответствии с действующим законодательством лежит обязанность по заключению возмездного договора с подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации по охране границ территории (периметра) аэропорта. С июня 2018 года по февраль 2019 года ПАО «АэроБратск» и Сибирский филиал ФГУП «УВО Минтранса России» велась переписка по заключению вышеуказанного договора, однако до настоящего времени стороны не пришли к согласию в части согласования условий данного договора.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требование истца об обязании ПАО «АэроБратск» обеспечить охрану границ территории (периметра) аэропорта подразделением ведомственной охраны силами Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 «Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подлежит удовлетворению.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из вышеизложенного, с ответчика на основании статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит взыскать с ответчика ООО «АэроБратск» государственную пошлину в доход муниципального образования города Братска в сумме 300 рублей.

В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» - решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1 часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что иск Братского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

Все иные доводы представителя ответчика, представителя третьего лица не влияют на существо принятого судом решения и не могут быть приняты во внимание.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск Братского транспортного прокурора к Публичному акционерному обществу «Аэропорт Братск» об обязании обеспечить охрану границ территории (периметра) аэропорта удовлетворить.

Обязать Публичное акционерное общество «Аэропорт Братск» обеспечить охрану границ территории (периметра) аэропорта подразделением ведомственной охраны силами Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 «Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Аэропорт Братск» в пользу муниципального образования города Братска государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, прокурором, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – принесения апелляционного представления в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 5 апреля 2019 года.

Судья: М.В. Чагочкина