дело № 2-566/2020
03RS0048-01-2020-000629-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2020 г. с.Кармаскалы
Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хасанова Р.У., при секретаре Гизатуллиной Э.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в Архангельском районе РБ о включении периодов работы в специальный страховой стаж, об установлении общего страхового стажа для исчисления стажевого коэффициента, обязании произвести суммирование стажа на соответствующих видах работ, обязании произвести исчисление стажа периодов работы в районах Крайнего Севера, об установлении районного и стажевого коэффициента, обязании произвести перерасчет пенсии с учетом включения периодов работы в специальный стаж, суммирования специального стажа, льготного исчисления стажа работы на Крайнем Севере,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в Архангельском районе Республики Башкортостан о включении периодов работы в специальный страховой стаж, об установлении общего страхового стажа для исчисления стажевого коэффициента, обязании произвести суммирование стажа на соответствующих видах работ, обязании произвести исчисление стажа периодов работы в районах Крайнего Севера, об установлении районного и стажевого коэффициента, обязании произвести перерасчет пенсии с учетом включения периодов работы в специальный стаж, суммирования специального стажа, льготного исчисления стажа работы на Крайнем Севере.
Требования мотивированы тем, что является получателем досрочной трудовой пенсии с 20 августа 2003 г. С расчетом пенсии не согласен. При расчете его пенсии были учтены периоды работы истца согласно справке ф. №1 от 09.10.2019, выданной Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельском районе Республики Башкортостан: подземные работы, вредные условия труда в горячих цехах – 8 лет 9 месяцев 5 дней; работы с тяжелыми условиями труда – 5 лет 8 месяцев; обычные условия – 12 лет 10 месяцев 23 дня. Истец считает, что при расчете его пенсии не было применено суммирование специального стажа, что привело к уменьшению стажевого коэффициента. Неверно исчислен стаж работы на Севере, который по мнению истца должен составлять 28 лет 9 месяцев 21 день – при исчислении стажа 1 год работы за 1 год 6 месяцев, учитывая, что периоды работы истца в районах Крайнего Севера с особыми условиями труда составляет 14 лет 5 месяцев 26 дней, периоды работы с обычными условиями труда составляет 6 лет 3 месяца 21 день, всего 19 лет 2 месяца 14 дней.
При этом, при расчете пенсии ему был установлен стажевой коэффициент в размере 0,59, с данным расчетом Управления Пенсионного фонда РФ в Архангельском районе истец не согласен.
В уточненных исковых требованиях истец указывает на то, что ответчиком в специальный стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы в СПМК-1 «Ташоблмелиоводстрой» в должности скрепериста бульдозера 4 разряда – работы с тяжелыми условиями труда с 07.07.1977 по 12.12.1977 (5м.6 д.); периоды работы с вредными условиями труда в должности тракториста Бекобадской зоне экспедиции по борьбе с гнусом – с 12.04.1979 по 09.10.1981 (2 г. 5 м. 28 д.); периоды работы с тяжелыми условиями труда на шахте горнорабочим поверхности первого разряда с 18.02.1985 по 20.06.1985 (4 м. 3 д.). Истец считает, что указанные периоды должны быть включены в специальный стаж истца, поскольку подтверждаются записями в трудовой книжке, справками, а также указанный период работы является периодом до 01 января 1992 г., не требует документальных подтверждений от работодателя.
Уточнив исковые требования истец просит включить в специальный страховой стаж истца периоды работы с тяжелыми условиями труда в СПМК-1 «Ташоблмелиоводстрой» в должности Скрепериста бульдозера 4 разряда с 07.07.1977 по 12.12.1977 – 5 м. 6 д.; период работы с вредными условиями труда трактористом по Бекобадской зоне экспедиции по борьбе с гнусом с 12.04.1979 по 09.10.1981 – 2 г. 5 м. 28 д.; период работы с тяжелыми условиями труда на шахте горнорабочим поверхности первого разряда с 18.02.1985 по 20.06.1985 – 4 м. 3 д.
Установить, что общий страховой стаж истца для исчисления стажевого коэффициента составляет 27 лет 4 мес. 19 дней в календарном порядке, стаж работы в РКС составляет 19 лет 2 месяца 14 дней, специальный стаж на соответствующих видах работ календарно составляет 17 лет 9 месяцев 3 д. Обязать произвести суммирование стажа истца на соответствующих видах работ Подземных работ, вредных условий труда, в горячих цехах с 12.04.1979 по 09.10.1981, 18.02.1985 по 20.06.1985, 26.06.1988 по 28.01.1991, 03.02.1991 по 02.04.1991, 25.04.1991 по 05.05.1991, 09.05.1991 по 16.11.1992, 19.11.1992 по 05.04.1993, 21.04.1993 по 04.07.1993, 26.05.1997 по 01.06.1999, 14.07.1999 по 04.08.2000, 11.08.2000 по 25.04.2001 – 11 лет 3 месяца 3 дня и работ с тяжелыми условиями труда с 07.07.1977 по 12.12.1977, 18.02.1985 по 20.06.1985, 21.06.1985 по 25.06.1988, с 31.08.1994 по 05.03.1995, 14.03.1995 по 30.09.1996, 02.10.1996 по 25.05.1997 – 6 лет 6 месяцев, всего 17 лет 9 месяцев 3 дня для исчисления стажевого коэффициента.
Обязать произвести исчисление стажа истца периодов работы в районах Крайнего Севера с 31.10.1981 по 26.01.1983, 27.01.1983 по 11.01.1985, 18.02.1985 по 20.06.1985, 21.06.1985 по 25.06.1988, 26.06.1988 по 28.01.1991, 03.02.1991 по 02.04.1991, 25.04.1991 по 05.05.1991, 09.05.1991 по 16.11.1992, 19.11.1992 по 05.04.1993, 21.04.1993 по 04.07.1993, 26.05.1997 по 01.06.1999, 14.07.1999 по 04.08.2000, 11.08.2000 по 25.04.2001, 21.06.1985 по 25.06.1988, 31.08.1994 по 05.03.1995, 14.03.1995 по 30.09.1996, 02.10.1996 по 25.05.1997, 31.10.1981 по 26.01.1983, 27.01.1983 по 11.01.1985, 18.02.1985 по 20.06.1985, 29.01.1991 по 02.02.1991, 06.04.1993 по 20.04.1993, 03.08.1993 по 25.05.1993, 12.11.2001 по 31.12.2001, 01.01.2002 по 29.03.2002 (19 л. 2 м. 14 д.) как 1 год работы за 1 год 6 месяцев такой работы – 28 лет 9 месяцев 21 день.
Установить истцу стажевой коэффициент в размере 0,75 как для полного выработанного стажа на особых условиях труда и с учетом полного страхового (общего) стажа. Обязать произвести перерасчет пенсии с учетом включения периодов работы в специальный стаж, суммирования специального стажа, льготного исчисления стажа работы на Крайнем Севере, установления стажевого коэффициента в размере 0,75. Обязать установить истцу районный коэффициент в размере 1.7 при расчете фиксированной и страховой части пенсии.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 уточненные исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда в Архангельском районе РБ ФИО3 с исковыми требованиями истца не согласился по основаниям указанным в возражениях, просил отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они трудились на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа ( т.е. не менее 5 лет), и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждый полный год такой работы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 закона, на один год за каждые 2 г. и 6 мес. такой работы.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25, гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 с 20 августа 2003 г. является получателем трудовой пенсии по старости, установленной досрочно в связи с работой во вредных условиях труда по Списку №1 и в районах Крайнего Севера.
Согласно представленной истцом справке формы №1 от 25 сентября 2019 г. оспариваемые истцом периоды работы в СПМК-1 «Ташоблмелиоводстрой» в должности скрепериста бульдозера 4 разряда с 07.07.1977 по 12.12.1977 – 5 м. 6 д.; период работы трактористом по Бекобадской зоне экспедиции по борьбе с гнусом с 12.04.1979 по 09.10.1981 – 2 г. 5 м. 28 д.; периоды работы на шахте горнорабочим поверхности первого разряда с 18.02.1985 по 20.06.1985 – 4 м. 3 д. включены в стаж как обычные условия в соответствии со ст. 8 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665).
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 разъяснения Министерства Труда РФ от 22.05.1996 года N 5 предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В пп. 1, 2 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с п. 3 Порядка, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно п. 4 Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оспариваемые истцом периоды учтены при установлении страховой пенсии как обычные условия труда.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 разъяснения N 5 от 22 мая 1996 г., утвержденного постановлением Минтруда и социального развития РФ от 22 мая 1996 г. N 29, работникам специализированных ремонтных организаций, цехов и участков, постоянно полный рабочий день занятым на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, специальный стаж исчисляется по общим правилам. Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, то специальный трудовой стаж исчисляется им по фактически отработанному времени. При этом минимальной расчетной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был занят в особых условиях труда. В таких случаях необходимо вести журнал учета рабочего времени.
Между тем, документы, подтверждающие факт постоянной занятости в течение полного рабочего дня и (или) о фактически отработанном времени на работах, предусмотренных Списком №2 за оспариваемые периоды в материалах дела отсутствуют, истцом также суду не представлены.
Таким образом требования истца о включении в специальный страховой стаж истца периодов работы с тяжелыми условиями труда в СПМК-1 «Ташоблмелиоводстрой» в должности Скрепериста бульдозера 4 разряда с 07.07.1977 по 12.12.1977 – 5 м. 6 д.; периодов работы с вредными условиями труда трактористом по Бекобадской зоне экспедиции по борьбе с гнусом с 12.04.1979 по 09.10.1981 – 2 г. 5 м. 28 д.; периодов работы с тяжелыми условиями труда на шахте горнорабочим поверхности первого разряда с 18.02.1985 по 20.06.1985 – 4 м. 3 д., об установлении общего страхового стажа для исчисления стажевого коэффициента подлежат отказу в удовлетворении.
Рассматривая требования истца о суммировании стажа на соответствующих видах работ Подземных работ, вредных условий труда, в горячих цехах с 12.04.1979 по 09.10.1981, 18.02.1985 по 20.06.1985, 26.06.1988 по 28.01.1991, 03.02.1991 по 02.04.1991, 25.04.1991 по 05.05.1991, 09.05.1991 по 16.11.1992, 19.11.1992 по 05.04.1993, 21.04.1993 по 04.07.1993, 26.05.1997 по 01.06.1999, 14.07.1999 по 04.08.2000, 11.08.2000 по 25.04.2001 – 11 лет 3 месяца 3 дня и работ с тяжелыми условиями труда с 07.07.1977 по 12.12.1977, 18.02.1985 по 20.06.1985, 21.06.1985 по 25.06.1988, с 31.08.1994 по 05.03.1995, 14.03.1995 по 30.09.1996, 02.10.1996 по 25.05.1997 – 6 лет 6 месяцев, всего 17 лет 9 месяцев 3 дня для исчисления стажевого коэффициента суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года N 651 установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости введено суммирование стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 упомянутого Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от N 516 от 11 июля 2002 года.
Согласно пункту 3 Правил N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке: путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11 (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), - периодов работ, указанных в подпункте 2 (работы с тяжелыми условиями труда).
Таким образом, когда часть стажа на вышеперечисленных работах совпадает с периодами работы на Крайнем Севере, то при суммировании прибавление стажа на соответствующих видах работ к работе на Крайнем Севере дополнительно не производится. В данном случае, учитывая, что вся работа по Списку № 1 и Списку № 2 осуществлялась на Крайнем Севере требование о суммировании данных периодов работы удовлетворению не подлежит.
В части требований истца в части установления районного коэффициента в размере 1,7 при расчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5 до 1.8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Постановлением Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, содержатся в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного Фонда РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995.
Соответственно отношение среднемесячного заработка ФИО1 с момента назначения пенсии установлена - 1.7.
Согласно частям 4, 5, 6 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона. Сумма фиксированной выплаты истца согласно ст.16 ч.1,2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у истца составляет 5686,25, сумма повышения фиксированной выплаты за работу в РКС не менее 15 лет составила 2843,13руб (50% от суммы ФВ).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ФИО1 пенсия установлена в соответствии нормами действующего законодательства, на основе представленных документов.
Требования истца об установлении стажевого коэффициента в размере 0,75 как для полного выработанного стажа на особых условиях труда и с учетом полного страхового стажа и обязании произвести перерасчет пенсии также не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу п. 6 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
В подпунктах 3, 4 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее: расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи; в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 30.01.2020 N 180-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки П. на нарушение ее конституционных прав положением пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", законодатель, реализуя свои полномочия, в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установил порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц (пункт 1), предусмотрев несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии указанных лиц (пункты 3, 4 и 6), предоставив им право выбора наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2). Положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению. В пункте 4 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. Данная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в высших учебных заведениях, но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой. Установленное абзацем сороковым пункта 4 данной статьи ограничение расчетного размера пенсии согласуется с правилами, предусмотренными законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть первая статьи 18 действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Следовательно, смешанное применение способов определения расчетного размера трудовой пенсии одновременно по п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона не допускается.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона
Согласно п. 3 ст. 30 ФЗ 173 от 17.12.2001 года расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП X СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
Стажевый коэффициент (СК) – это величина, участвующая в определении расчетного размера пении (РП) по формуле:
По состоянию на 01.01.2002 г. общий трудовой стаж ФИО1 составляет 24 года 7 мес. 22 дня, специальный трудовой стаж по Списку № 1 – 8 лет 9 мес. 5 дней и по Списку № 2 с учетом суммирования Списка № 1 – 14 лет 5 мес. 26 дней.
Стажевый коэффициент для выработавших необходимую продолжительность общего трудового стажа (для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 0,55, но не более чем на 0,20. При наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх 0,55, но не более чем на 0,20.
Для граждан, выработавших на 01.01.2002г. необходимый трудовой стаж по Списку № 1 (не менее 10 лет для мужчин) расчет размера трудовой пенсии может быть произведен по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства с учетом сниженных на 5 лет требований к продолжительности общего трудового стажа (то есть для применения стажевого коэффициента 0,55 требуется не 25 лет стажа, а 20 лет).
Судом установлено, что стажевый коэффициент 0,59 (0,55 + 0,04 (по 0,01 за каждый год работы сверх 20 лет для мужчин) установлен истцу исходя из продолжительности специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда 14 лет 5 мес. 26 дней.
При определении стажевого коэффициента из продолжительности общего трудового стажа необходимого для назначения пенсии по Списку № 2 требуемый общий трудовой стаж для мужчин составляет 25 лет. В этой связи стажевый коэффициент истца в данном случае составит 0,55 и пенсия определена из отношения «неполного» общего трудового стажа продолжительностью 24 года 7 мес. 22 дня к требуемым 25 годам для мужчин, что составляет 0,985777.
Стажевый коэффициент, исчисленный из продолжительности стажа работы по Списку № 1 также составит 0,55 и пенсия будет определена из отношения «неполного» специального трудового стажа продолжительностью 8 лет 9 мес. 5 дней к требуемым 10 годам для мужчин, что составляет 0,876388.
При определении стажевого коэффициента из продолжительности специального трудового стажа по Списку № 2, он составит 0,57 (0,55 + 0,02 за 2 года сверх требуемых 12 лет 6 месяцев для мужчин).
С учетом изложенного наиболее выгодным вариантом исчисления стажевого коэффициента является исчисление из общего трудового стажа с применением сниженных стажевых требований гражданам, имеющим требуемый стаж работы по Списку № 1 и составляет 0,59, который и был применен при расчете размера пенсии заявителя.
Таким образом, оснований для установления стажевого коэффициента в размере 0,75 в соответствии с законодательством не имеется.
При таком положении суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в Архангельском районе Республики Башкортостан о включении в специальный страховой стаж истца периодов работы с тяжелыми условиями труда в СПМК-1 «Ташоблмелиоводстрой» в должности Скрепериста бульдозера 4 разряда с 07.07.1977 по 12.12.1977 – 5 м. 6 д.; периодов работы с вредными условиями труда трактористом по Бекобадской зоне экспедиции по борьбе с гнусом с 12.04.1979 по 09.10.1981 – 2 г. 5 м. 28 д.; периодов работы с тяжелыми условиями труда на шахте горнорабочим поверхности первого разряда с 18.02.1985 по 20.06.1985 – 4 м. 3 д., установлении общего страхового стажа для исчисления стажевого коэффициента - 27 лет 4 мес. 19 дней в календарном порядке, стажа работы в РКС - 19 лет 2 месяца 14 дней, специального стажа на соответствующих видах работ календарно - 17 лет 9 месяцев 3 д., обязании произвести суммирование стажа истца на соответствующих видах работ Подземных работ, вредных условий труда, в горячих цехах с 12.04.1979 по 09.10.1981, 18.02.1985 по 20.06.1985, 26.06.1988 по 28.01.1991, 03.02.1991 по 02.04.1991, 25.04.1991 по 05.05.1991, 09.05.1991 по 16.11.1992, 19.11.1992 по 05.04.1993, 21.04.1993 по 04.07.1993, 26.05.1997 по 01.06.1999, 14.07.1999 по 04.08.2000, 11.08.2000 по 25.04.2001 – 11 лет 3 месяца 3 дня и работ с тяжелыми условиями труда с 07.07.1977 по 12.12.1977, 18.02.1985 по 20.06.1985, 21.06.1985 по 25.06.1988, с 31.08.1994 по 05.03.1995, 14.03.1995 по 30.09.1996, 02.10.1996 по 25.05.1997 – 6 лет 6 месяцев, всего 17 лет 9 месяцев 3 дня для исчисления стажевого коэффициента. Обязании произвести исчисление стажа истца периодов работы в районах Крайнего Севера с 31.10.1981 по 26.01.1983, 27.01.1983 по 11.01.1985, 18.02.1985 по 20.06.1985, 21.06.1985 по 25.06.1988, 26.06.1988 по 28.01.1991, 03.02.1991 по 02.04.1991, 25.04.1991 по 05.05.1991, 09.05.1991 по 16.11.1992, 19.11.1992 по 05.04.1993, 21.04.1993 по 04.07.1993, 26.05.1997 по 01.06.1999, 14.07.1999 по 04.08.2000, 11.08.2000 по 25.04.2001, 21.06.1985 по 25.06.1988, 31.08.1994 по 05.03.1995, 14.03.1995 по 30.09.1996, 02.10.1996 по 25.05.1997, 31.10.1981 по 26.01.1983, 27.01.1983 по 11.01.1985, 18.02.1985 по 20.06.1985, 29.01.1991 по 02.02.1991, 06.04.1993 по 20.04.1993, 03.08.1993 по 25.05.1993, 12.11.2001 по 31.12.2001, 01.01.2002 по 29.03.2002 (19 л. 2 м. 14 д.) как 1 год работы за 1 год 6 месяцев такой работы – 28 лет 9 месяцев 21 день. Установлении стажевого коэффициента в размере 0,75 как для полного выработанного стажа на особых условиях труда и с учетом полного страхового (общего) стажа. Обязании произвести перерасчет пенсии с учетом включения периодов работы в специальный стаж, суммирования специального стажа, льготного исчисления стажа работы на Крайнем Севере, установления стажевого коэффициента в размере 0,75. Обязании установить районный коэффициент в размере 1.7 при расчете фиксированной и страховой части пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Р.У. Хасанов