УИД: 59RS0004-01-2019-007842-57
Дело № 2-566/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2020 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Бессоновой К.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми об установлении размера платы
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, с требованиями об установлении размера платы за увеличение площади земельного участка при перераспределении земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, площадь 799 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 378 кв.м., в размере <данные изъяты>; возложении обязанности внести изменения в проект соглашения о перераспределении земельных участков № в части размера цены за увеличение площади земельного участка в размере <данные изъяты>, взыскании судебных расходов.
В обоснование своих требований указал, что на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 799 кв.м. по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о перераспределении данного земельного участка с земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в чём было отказано. Постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден проект межевания территории, ограниченной <Адрес>. После чего, ДД.ММ.ГГГГ. обратился с заявлением о перераспределении находящегося в собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью 799 кв.м. по адресу: <Адрес> с земельным участком общей площадью 296 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ№. Ответчик дал согласие на заключение соглашения о перераспределении земельного участка. Далее подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ о заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил о подготовке проекта соглашения с расчетом цены за увеличение площади земельного участка, подлежащего уплате в размере <данные изъяты> При этом, ответчик рассчитал цену за увеличение площади земельного участка как 75% от кадастровой стоимости земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность. ДД.ММ.ГГГГ получено соглашение № о перераспределении земель и (или) земельных участков. В обоснование примененного процента ответчик ссылается на ч. 2 ст. 2 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК, которая действует в данной редакции с ДД.ММ.ГГГГ. с момента вступления в законную силу Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК. С применением процента в размере 75% при расчете цены за увеличение площади земельного участка не согласен, поскольку Департамент направил согласие на заключение соглашения о перераспределении ДД.ММ.ГГГГ., затем было обеспечено проведение кадастровых работ и подано заявление о государственном кадастровом учете земельного участка. Основанием возникновения правоотношений с ответчиком является заявление от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, применяется законодательство, действовавшее на момент подачи заявления. Так, законом № 837-ПК в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ. размер платы определяется как 15% кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, ответчиком незаконно при расчете размера платы за перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, применен процент 75. Размер платы за увеличение площади земельного участка в результате перераспределения должна быть установлена в сумме <данные изъяты> Ответчику направлен протокол разногласий к проекту соглашения, который им отклонен.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам искового заявления.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, ранее представил письменный отзыв на иск, из которого следует, что исковые требования не признает, поскольку на момент обращения истца с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ границы образуемого земельного участка не были установлены, в соответствии с п. 12 ст. 39.29 ЗК РФ обеспечены выполнение кадастровых работ и не была произведена постановка на государственный кадастровый учет образованного земельного участка. Обращение с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и дальнейшие действия по постановке земельного участка на кадастровый учет носят технический характер и не влекут правовых последствий. С заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков с указанием кадастрового номера, с приложением необходимых документов истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ. Именно указанное заявление, поступившее ДД.ММ.ГГГГ, послужило основанием для подготовки соглашения и расчета цены выкупа земельного участка. Таким образом, размер платы за перераспределение земельного участка рассчитан в размере 75% от кадастровой стоимости части земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 837-ПК в редакции, действующей на дату обращения с заявлением о подготовке соглашения о перераспределении земельного участка.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
Законом Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК установлен Порядок определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту Порядок).
Согласно статье 2 Порядка (в ред. Закона Пермского края от 06.02.2019 N 323-ПК), если иное не предусмотрено федеральными законами, размер платы определяется как 75 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ФИО1 является собственником земельного участка площадью 799 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес> (л.д. 10-12).
Постановлением администрации г.Перми от 20.11.2018 г. N 904 утвержден проект межевания территории, ограниченной <Адрес> (л.д.60-64).
ДД.ММ.ГГГГ. через многофункциональный центр ФИО1 обратился в Департамент с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в частной собственности (л.д. 45-46,65-66).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № Департамент уведомил ФИО1 о согласии на заключение соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 68).
Земельный участок площадью 1177 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № (л.д.79-81).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером № (л.д. 24-25, 69-70).
Департаментом земельных отношений администрации г.Перми на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ направлен проект соглашения о перераспределении земельных участков, пунктом 2 которого размер платы за увеличение площади земельного участка в результате его перераспределения установлен в сумме <данные изъяты> (л.д.26-33).
Истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлен протокол разногласий к проекту соглашения о перераспределении земельных участков, согласно которому предложено установить размер платы за увеличение площади земельного участка в сумме <данные изъяты> (л.д.34,35).
Протокол разногласий отклонен Департаментом земельных отношений администрации г.Перми письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).
Проанализировав изложенные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку первоначально с заявлением о перераспределении земельного участка истец обратился в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ.
На момент обращения с заявлением о перераспределении земельного участка действовала редакция Закона Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК "О порядках определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" от 15.06.2018, в соответствии с которой если иное не предусмотрено федеральными законами, размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пермского края или государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи (ст.2 Порядка).
Принимая во внимание, что Порядком определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не установлена дата, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость перераспределяемых земельных участков, суд считает необходимым применить к спорным правоотношениям аналогию закона и руководствуется регулирующим сходные правоотношения пунктом 2 статьи 1 Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, установленного Законом Пермского края от 07.10.2011 N 837-ПК, согласно которому расчет цены по конкретному земельному участку осуществляется исполнительным органом государственной власти Пермского края или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующим земельным участком, на день подачи заявления о приобретении права собственности на земельный участок.
Таким образом, размер платы за увеличение площади земельного участка должен определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков на момент обращения истцов с соответствующим заявлением, плата за увеличение площади участка в результате его перераспределения должна быть установлена в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>*15%, где <данные изъяты> – кадастровая стоимость земельного участка, подлежащего передаче, площадью 378 кв.м., 15% - размер платы за увеличение площади земельных участков, установленный на момент обращения истца с заявлением о перераспределении земельных участок: ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об установлении размера платы за увеличение площади земельного участка при перераспределении в размере <данные изъяты>, и обязании Департамента земельных отношений администрации г.Перми внести изменения в проект соглашения о перераспределении земельных участков в части расчета платы за увеличение площади указанного земельного участка в размере <данные изъяты>
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки, связанные с оплатой государственной пошлины. Факт уплаты истцом государственной пошлины подтверждается материалами дела (л.д.2) Однако поскольку по заявленным истцом требованиям размер государственной пошлины составляет <данные изъяты>, то с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, в оставшейся части истец вправе обратиться с заявлением о возврате уплаченной им государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
установить для ФИО1 размер платы за увеличение площади земельного участка при перераспределении земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, площадь 799 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 378 кв.м., в размере <данные изъяты>
Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми внести изменения в проект соглашения о перераспределении земельных участков № в части размера платы за увеличение площади земельного участка в размере <данные изъяты>
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации г.Перми в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2-566/2019 Ленинского районного суда г.Перми.