ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-566/2013 от 09.10.2013 Баяндаевского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Баяндай 09 октября 2013г.

Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Цыреновой Л.Д.,

при секретаре Ботогоевой Г.А.,

с участием помощника прокурора Баяндаевского района Юшковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-566/2013 по иску прокурора Баяндаевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц: населения муниципального образования «Курумчинский» об оспаривании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Курумчинский»,

установил:

Прокурор обратился в суд с иском о признании бездействия муниципального образования «Курумчинский» по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка в муниципальном образовании «Курумчинский» по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении в сфере противодействия коррупции, о муниципальной службе, по результатам которой установлено следующее:

нарушение статей 8.1, 12, 13.1 ФЗ от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.27.1 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ст.3 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 №230-ФЗ, выразившееся в отсутствии правовых актов, регулирующих отношения в соответствующих сферах..

Кроме того, администрацией МО «Курумчинский» не разработан и не утвержден порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст.13.1 ФЗ «О противодействии коррупции».

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме, и просила суда исковые требования исполнить в срок до 01.01.2014 года.

Представитель администрации муниципального образования «Курумчинский» в судебное заседание не явился в суд, и направил ходатайство, в котором просит суд рассмотреть данное дело без их участия, возражений по заявленным требованиям прокурора не имеет.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, который принимается судом, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст.173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Баяндаевского района Иркутской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Глава 25 ГПК РФ регулирует производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям, бездействию органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся как коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно главы 25 ГПК РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с п.п.38 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно п.1 ч.1 ст.17 ФЗ N131-ФЗ органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В силу ст.2 ФЗ N273-ФЗ муниципальные правовые акты являются одной из составляющих правовую основу противодействия коррупции.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.(ст. 3 ФЗ " О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ).

Из информации главы администрации «Курумчинский» от 16.09.2013 г. №30 следует, что имеется Постановление главы об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов администрации МО «Курумчинский» от 14.03.2013 г. №27; Решение Думы об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов администрации МО «Курумчинский» от 03.04.2013 г. №73; Постановление о создании комиссии по соблюдению законодательства о противодействии коррупции от 26.04.2011 года №11; Постановление главы об утверждении Порядка уведомления муниципальным служащим АМО «Курумчинский» о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки этих сведений от 20.06.2012 года №35;

Постановление главы «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера своих супруги(супруга) и несовершеннолетних детей на официальном сайте МО «Курумчинский» и предоставление этих сведений средствам массовой информации для опубликования от 02.07.2013 года №49;

Перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах.

Вместе с тем, администрацией МО «Курумчинский» не разработан перечень должностей, в течение двух лет после увольнения с которых, гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое даётся в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Далее в нарушение ст. 27.1 ФЗ «О муниципальной службе» администрацией МО «Курумчинский» не разработан и не утвержден порядок применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ». В соответствии с частью 3 статьи 27.1 закона взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:

доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

объяснений муниципального служащего;

иных материалов.

Далее, с 01 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" принятый в целях противодействия коррупции и устанавливающий правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее - контроль за расходами), определяющий категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Как следует из материалов дела, согласно вышеуказанного федерального закона, администрацией МО «Курумчинский» не составлен перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах и не разработан их порядок предоставления.

Далее согласно ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

В данной статьи определен исчерпывающий перечень случаев, в которых осуществляется такое увольнение, а также предусмотрено, что такое увольнение осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. Целью установления законодательством такого взыскания в отношении муниципальных служащих является борьба с коррупцией.

Согласно представленных документов МО «Курумчинский» следует, ответчиком не разработан порядок увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст.13.1 ФЗ «О противодействии коррупции».

Таким образом, администрацией муниципального образования «Курумчинский» не исполнены требования законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции.

Указанные в исковом заявлении доводы нашли своё полное подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объёме.

Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Баяндаевского района о признании бездействия муниципального образования «Курумчинский» Баяндаевского района Иркутской области по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции удовлетворить.

1. Признать бездействие администрации муниципального образования «Курумчинский» Баяндаевского района Иркутской области по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции, а именно по разработке:

-перечня должностей, в течение двух лет после увольнения с которых, гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

-порядка применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»;

-перечня лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах;

-порядка предоставления сведений о расходах;

-порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Курумчинский» Баяндаевского района Иркутской области по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории муниципального образования путем принятия и утверждения перечня должностей, в течение двух лет после увольнения с которых, гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; порядка применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ; перечня лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах; порядка предоставления сведений о расходах; порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции, в срок до 1 января 2014 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в Иркутский областной суд через Баяндаевский районный суд.

Судья: Л.Д.Цыренова.