ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-566/2016 от 28.01.2016 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело №2-566/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Аберкон И.В., при секретаре Барбасовой Д.Д., с участием прокурора Самченко С.В. и представителя ответчика – ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта Республики Коми 28 января 2016 года гражданское дело по заявлению Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,

Установил:

Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Ухтинский городской суд РК в порядке ст. 45 ГПК РФ с требованием об обязании Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №19Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее по тексту - ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК, Учреждение) провести в срок до <...> г. специальную оценку условий труда 11 рабочих мест. В обоснование указывая, что прокуратурой при проведении проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства при организации труда осужденных, установлено, что в нарушение Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест осужденных, трудоустроенных на должностях хозяйственной обслуги: нарядчик, заведующий хозяйством профучилища, заведующий хозяйством общеобразовательной школы, заведующий баней, подсобный рабочий, заведующий хозяйством клуба, санитар медчасти, дневальный, подсобный рабочий (уборщик), электрогазосварщик, уборщик служебных помещений. Невыполнение администрацией Учреждения требований закона влечет нарушение права трудоустроенных осужденных на безопасные условия труда, что может привести к травматизму, причинению вреда их здоровью.

В судебном заседании прокурор Самченко С.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований, уточнил их в части срока: просил обязать ответчика провести специальную оценку условий труда вышеуказанных рабочих мест (общее количество мест -11) в срок до <...> г..

Представитель ответчика – ФКУ ИК -19 УФСИН России по РК Тихонова Н.В., действующая по доверенности, в настоящем судебном заседании заявленные прокурором требования (с учетом уточнений в части срока) признала, пояснив, что Учреждение согласно с вменяемыми ему нарушениями, однако устранить их до <...> г.. не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования; полагает разумным срок для устранения нарушений – до <...> г..

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежит удовлетворению. Данный вывод суда основан на следующем.

В соответствии с частью 1 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.22 Трудового кодекса РФ). На работодателя возложены обязанности обеспечения соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте и проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (ст.212 Трудового кодекса РФ).

В силу ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда определен Федеральным законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014г. (за исключением ст. 18 данного Закона, вступившей в силу с 01.01.2016г.) (далее по тексту – ФЗ №426-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда проводится в отношении всех рабочих мест, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст.3 Федерального закона №426-ФЗ (в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями).

Сроки проведения специальной оценки условий труда устанавливаются организацией исходя из того, что каждое рабочее место подлежит специальной оценке условий труда не реже чем один раз в пять лет (ч.4 ст.8 ФЗ №426-ФЗ).

Согласно ч.4 ст. 27 этого же Федерального закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

В силу ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993г. №5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; (см. текст в предыдущей редакции)

2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест осужденных, трудоустроенных на должностях хозяйственной обслуги: нарядчик, заведующий хозяйством профучилища, заведующий хозяйством общеобразовательной школы, заведующий баней, подсобный рабочий, заведующий хозяйством клуба, санитар медчасти, дневальный, подсобный рабочий (уборщик), электрогазосварщик, уборщик служебных помещений (всего 11 рабочих мест).

Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что ответчик признает обстоятельства, на которых основаны требования прокурора, и не оспаривает вменяемые ему нарушения, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований. При этом суд принимает во внимание, что ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК является учреждением с массовым пребыванием людей (сотрудников и осужденных), невыполнение требований по проведению специальной оценки условий труда может привести к производственному травматизму, причинению вреда жизни и здоровью трудоустроенных осужденных.

С учетом всех обстоятельств дела, в т.ч. организационной – правовой формы, в которой осуществляет деятельность Учреждение, суд находит обоснованным предложенный прокурором срок исполнения заявленных требований - до <...> г. и в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ устанавливает ответчику срок проведения специальной оценки условий труда – до <...> г..

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Требования Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Коми» в срок до <...> г. провести специальную оценку условий труда рабочих мест осужденных, трудоустроенных на должностях хозяйственной обслуги:нарядчик, заведующий хозяйством профучилища, заведующий хозяйством общеобразовательной школы, заведующий баней, подсобный рабочий, заведующий хозяйством клуба, санитар медчасти, дневальный, подсобный рабочий (уборщик), электрогазосварщик, уборщик служебных помещений (всего 11 рабочих мест).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон