ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-566/2021 от 01.10.2021 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-566/2021

УИД 54RS 0008-01-2021-000564-11

Поступило 18.08.2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2021 года г. Обь Новосибирской области

Суд в составе председательствующего судьи Обского городского суда Новосибирской области Зайнутдиновой Е.Л.,

при секретаре судебного заседания Свириной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугаева Валерия Кузьмича к АО «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Бугаев В.К. обратился в суд с иском к АО «Авиакомпания «Сибирь», с учетом уточненных исковых требований просил взыскать с ответчика стоимость авиабилетов в размере 82 979 рублей 87 копеек, расходы на проживание — 212 788 рублей 20 копеек, расходы на питание — 536 930 рублей 79 копеек, компенсацию морального вреда - 30 000 рублей, неустойку (пени) за нарушение срока выполнения и невыполнения требований потребителя 49 297 рублей 68 копеек, штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке - 455 998 рублей 27 копеек, расходы по оплате юридических услуг — 57 000 рублей и расходы на оформление нотариальной доверенности — 2 607 рублей 00 копеек.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. им был приобретен электронный авиабилет по маршруту <адрес> на рейс с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ минут стоимостью 42 498 рублей.

29.05.2020г. вылет не состоялся по независящим от истца причинам, электронный билет был переоформлен на другой электронный билет на рейс с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ. в 14 часов 05 минут, однако, вылет также не состоялся по независящим от истца причинам, ваучеры ему не выдавались.

В связи со сложившейся обстановкой только ДД.ММ.ГГГГ им был приобретен билет на рейсы по маршруту <адрес> по цене 71 645 рублей 87 копеек с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ. в 5 часов 50 минут pm. По прибытию в <адрес> он приобрел электронный билет на рейс по маршруту <адрес> с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ. в 23 часа 25 минут стоимостью 11 334 рубля.

До момента вылета он был вынужден на протяжении 4 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ года арендовать комнату в доме, который находится в <адрес>, провинция <адрес>, по цене 1000 канадских долларов, общая сумма за аренду жилого помещения составила 212 788 рублей 20 копеек, которая подлежит взысканию в силу ч. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» как убытки, причиненные ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Документы, подтверждающие расходы на аренду жилья, у него отсутствуют.

Кроме того, ему необходимо было питаться в период с ДД.ММ.ГГГГ., всего 118 дней. Документы, подтверждающие расходы на питание, не сохранились, в связи с чем, полагает возможным взыскание расходов на питание исходя из средней стоимости питания в провинции Ванкувер в 2020 году, которая составляет 85 канадских долларов в день. Считает, что в силу п. 99 Федеральных авиационных правил, с учетом средней стоимости питания и вынужденного проживания истца в провинции Ванкувер в течение 118 дней, расходы истца на питание подлежат в сумме 536 930 рублей 79 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ. он направил претензию в адрес АО «Авиакомпания «Сибирь». ДД.ММ.ГГГГ. им был получен ответ, что невозможен возврат денежных средств, оплаченных за авиабилет, до истечения трехлетнего срока, а также прекращения обязательства по перевозке. Требования истца по сущеcтву рассмотрены не были. В связи с чем, на основании ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит взысканию неустойка за нарушение срока ответа на претензию и неволнение требований истца, с ответчика надлежит взыскание неустойка (пеня) за 116 дней в общей сумме 49 297 рублей 68 копеек.

Считает, что сложившейся ситуацией ему были причинены значительные неудобства и нравственные страдания, он остался без средств к существованию в иностранном государстве и был вынужден брать взаймы денежные средства у своих знакомых, и в силу положений ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» считает подлежащей взысканию компенсацию морального вреда.

Также в силу положений ст. 15 ГК РФ считает подлежащими взысканию с ответчика его расходы на приобретение новых билетов до Новосибирска и на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В судебное заседание истец Бугаев В.К. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца Гартман А.В. поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Авиакомпания Сибирь» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, указав, что с 27.03.2020г. Согласно п. 1 Поручения Правительства РФ от 26.03.2020г. «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой короновирусной инфекции на территории РФ 25.03.2020г.» прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан сформированными МИД России), а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства РФ. В связи с чем, прибытие истца по приобретенному им билету было объективно невозможно по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика, так как воздушное сообщение между Россией и Японией было возобновлено только в ноябре 2020 года на основании распоряжения Правительства РФ от 14.10.2020г. № 2649-р. Указывают, что в силу ст. 416 ГК РФ обязательство было прекращено в связи с невозможностью его исполнения, в связи с чем, правовых оснований для применения к ответчику мер ответственности как взыскание убытков, неустоек, компенсации морального вреда, нет. Кроме того, расходы на проживание истца не подтверждены, как и о взыскании судебных расходов. В случае, если суд усмотрит наличие оснований для взыскания неустоек и штрафа, ходатайствует об их снижении в порядке ст. 333 ГК РФ, а также определить разумные пределы оплаты услуг представителя.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. им был приобретен электронный авиабилет по маршруту <данные изъяты> с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ. в 14 часов 05 минут стоимостью 42 498 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ вылет не состоялся по независящим от истца причинам, электронный билет был переоформлен на другой электронный билет на рейс с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ. в 14 часов 05 минут, однако, вылет также не состоялся по независящим от истца причинам, ваучеры ему не выдавались.

С 27.03.2020г. согласно п. 1 Поручения Правительства РФ от 26.03.2020г. «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 25.03.2020г.» прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полётов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Если обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения, то должник (перевозчик) не несёт ответственности за его неисполнение.

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ускорение темпов ее распространения в большинстве стран мира, включая Российскую Федерацию, введение отдельными государствами режима чрезвычайной ситуации и запрета международного сообщения, привели к существенному сокращению внутренних воздушных перевозок, а также к прекращению международных воздушных перевозок пассажиров.

Указанные обстоятельства, а также принятые Правительством Российской Федерации и главами субъектов Российской Федерации меры, направленные на ограничение пассажирских воздушных перевозок и транспортной мобильности граждан, препятствуют авиакомпаниям Российской Федерации выполнять свои обязательства перед пассажирами, и являются чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (форс-мажор), влияющими, в том числе, на устойчивость функционирования авиакомпаний.

Согласно ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в связи с распространением пандемии и введением в РФ режима повышенной готовности, воздушный перевозчик имеет право осуществлять возврат провозной платы в порядки и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

В целях урегулирования ситуации, связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), 08.06.2020 г. был принят Федеральный закон № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».

Закон предусматривает обязанность возврата провозной платы по договорам воздушной перевозки, подлежащим исполнению с 01.02.2020 г. по международным перевозкам с КНР, с 18.03.2020 г. по всем внутренним и иным международным перевозкам при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, повлекшим ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020г. № 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Согласно п. 1 указанного Положения данные правила применяются к договорам воздушной перевозки пассажира, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, и заключенные до 1 мая 2020 г.

В соответствии с 5 указанного Положения, в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Пунктом 6 Положения установлено, что денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

Пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 991, установлено, что правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на следующие категории пассажиров: лица, признанные инвалидами I или II группы, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, ветераны Великой Отечественной войны, члены многодетной семьи.

Указанные категории пассажиров имеют право на возврат провозной платы, в том числе по договорам, заключенным по «невозвратным» тарифам в течение 10 дней со дня получения перевозчиком заявления о возврате. При этом указанное заявление может быть подано как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и после нее.

Возврат сумм за несостоявшуюся перевозку в случае отказа пассажира от перевозки осуществляется в соответствии с условиями применения оплаченного тарифа.

Поскольку каких-либо документов, подтверждающих принадлежность Истца к лицам указанных категорий в адрес Ответчика представлено не было, то денежные средства, оплаченные за несостоявшуюся перевозку, в настоящее время возврату не подлежат.

Нарушение условий и порядка возвращения денежных средств по неиспользованным авиабилетам, установленных указанными выше нормами, ответчиком не допущено. Следовательно, не допущено и нарушение прав потребителя, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с ответчика заявленных стоимости билетов, а также неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно п. 6 вступившего в силу утверждённого Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 г. № 991, обязательство перевозчика по возврату провозной платы за неиспользованную перевозку возникает по истечении 3-х лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

На основании абз. 2 ст. 151 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (ч. 1 ст. 23 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Поскольку требование о взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда являются производными от основного требования (взыскания стоимости перевозки), они также не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, также не подлежат возврату в прядке ст. 15 ГК РФ убытки, понесенные в связи с несостоявшимся перелетом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Бугаева Валерия Кузьмича к АО «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителей отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2021 года.

Судья Е.Л. Зайнутдинова