ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-567 от 11.11.2013 Шумихинского районного суда (Курганская область)

Дело № 2 – 567

11 ноября 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е (МОТИВИРОВАННОЕ)

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.

при секретаре ПРЯДКО Е. Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе 11 ноября 2013 года

гражданское дело по иску ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,

У С Т А Н О В И Л :

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (далее ФКУ «Сибуправтодор») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1, указывая, что <Дата> транспортное средство ***, принадлежащее ответчику, прицеп (полуприцеп) ***, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения *** «***» с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства без специального разрешения. Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора *** при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте СПВК № ***, *** «***» с подъездом к ***, ***, и подтверждается актом № *** от <Дата>, согласно которому ответчик в нарушение п. 1 ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ и п. 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, утвержденной Минтрансом России 27.05.1996 г., осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства. Размер нанесенного ущерба составил ***. Исходя из положений п. 1 ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 3 постановления Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», п.п. 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374, следует, что Федеральное дорожно агентство наделено полномочиями по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Согласно п. 1.3 Устава ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства истец является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства и наделен полномочиями по обращению в судебные органы РФ, а также является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиям по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет РФ. Согласно государственному контракту на оказание юридических услуг, заключенному ФКУ «Сибуправтодор» и ООО «***», № *** от <Дата> истец понес судебные расходы по подготовке искового заявления и представления интересов государственного заказчика в размере ***. Истец просит взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета плату за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размере ***, взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета судебные расходы в сумме ***.

Представитель истца в судебное заседание не явился, просит рассматривать дело без его участия.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имел в собственности автомобиль ***, собственником прицепа являлась его жена ФИО2 ФИО3 работал у него по трудовому договору водителем-экспедитором с <Дата> по <Дата>. Груз весом больше *** он никогда не перевозил, поэтому не могло быть перегруза. Товаро-транспортные накладные на товар у него не сохранились, так как прошло длительное время, а истец их суду не предоставил. О перегрузе ФИО3 сообщил ему по телефону, претензию о возмещении ущерба он не получал. В настоящее время автомобиль он продал, предпринимательскую деятельность прекратил.

ФИО2, привлеченная судом к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы ФИО1

Представитель третьего лица Управления государственного автодорожного надзора *** Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.

ФИО3, привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании пояснил, что он управлял автомобилем *** с прицепом, принадлежащим ФИО1, по доверенности, работал у ФИО1 водителем-экспедитором. <Дата> он загрузил томаты в *** в количестве ***, при погрузке мешки с томатами взвешивались. Груз он должен был отвезти в ***, но по дороге ему по телефону сообщили, что необходимо выгрузиться в ***. На подъезде к *** он был остановлен сотрудником ГИБДД, все документы были в порядке, но другой сотрудник ГИБДД пояснил, что ему необходимо составить протокол за перегруз, что необходимо будет заплатить штраф ***. Он проехал на автомобиле по весам и зашел на пост ДПС, куда сотрудник весового контроля принес лист бумаги, на котором были указаны результаты взвешивания. После этого он написал объяснения, что не согласен с тем, что имеется перегруз. Результаты взвешивания он не видел, контрольные весы на пункте не работали, заросли травой. Через два месяца он был привлечен к административной ответственности в виде штрафа мировым судьей ***, вину признал, чтобы не лишили права управления транспортными средствами. О том, что нужно будет возместить ущерб, ему не говорили, поясняли, что нужно будет заплатить штраф, копию акта он не получал, почему в акте указан маршрут «***» не знает, предоставлял товаро-транспортные накладные на товар.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 15, 1064, 1068 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.Согласно ч. 3 для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется:

1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи;

2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в соответствии с п.п. 2, 3 которых вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Пунктом 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом РФ 27 мая 1996 г. (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что тяжеловесным грузом является транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе 1 приложения 1.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно Уставу «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства Управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Для достижения целей и реализации предмета деятельности Управление выполняет различные функции, в том числе, согласование маршрутов движения по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами и выдача соответствующих разрешений на проезд по автомобильным дорогам федерального значения, транспортных средств, масса, нагрузка на ось или габариты которых превышают допустимые значения, кроме международных перевозок (п. 3.3.6).

Согласно распоряжению Департамента имущества и земельных отношений Администрации *** от <Дата> № *** и распоряжению Территориального Управления *** Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от <Дата> № *** автомобильная дорога *** «***» закреплена на праве оперативного управления за ГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства.

Таким образом, ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства наделено правом на обращение в суд с исковыми требованиями о возмещении ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза.

Согласно акту № *** <Дата> в 15:25 ч. на стационарном пункте весового контроля № *** федеральной автомобильной дороги *** «***» с подъездом к *** *** при измерении весовых параметров транспортного средства ***, с прицепом (полуприцеп) ***, было выявлено превышение предельно допустимой максимальной массы и осевых нагрузок транспортного средства.

Собственником транспортного средства *** являлся ФИО1, собственником прицепа ***, являлась ФИО2, управлял транспортным средством ФИО3, действующий по доверенности от собственников транспортного средства и согласно трудовому договору от <Дата>

Согласно постановлению исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № *** мирового судьи судебного участка № *** ФИО3 привлечен к административной ответственности в виде штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21-1 КоАП РФ –перевозка тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно.

Таким образом, факт совершения виновных действий водителем ФИО3 установлен. В предмет доказывания по настоящему делу входит также размер причиненного ущерба, который рассчитан истцом на основании данных весового контроля транспортного средства, зафиксированных в акте № *** от <Дата>

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств определен Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 г. № 125.

Согласно п. 10 вышеназванного Порядка весовое оборудование, применяемое на стационарном контрольном пункте, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.

В акте указано, что измерение весовых параметров производилось автомобильными весами ***, дата поверки которых <Дата>, к исковому заявлению истцом приложено свидетельство о поверки № *** на весы ***, принадлежащие ГП ДРСУ № ***, дата поверки которых <Дата> По запросу суда истцом направлены копии паспортов на весы ***, однако свидетельства о поверке данных весов не предоставлены. Поэтому результаты измерений, зафиксированные в акте № ***, не могут считаться достоверными и достаточными для взыскания размера ущерба, рассчитанного на основании данных акта.

Кроме того, истцом не предоставлены копии товарно-транспортных накладных на товар, перевозимый ФИО3, в которых было указано место загрузки товара.

В акте от <Дата> сумма нанесенного ущерба указана ***, согласно приложенному к исковому заявлению расчету сумма причиненного ущерба составляет ***. Истцом не представлены доказательства направления ответчику претензии о добровольном возмещении ущерба.

Оценивая в совокупности представленные истцом доказательства с точки зрения из достаточности и достоверности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.

Судья: О.Л. Михалева