ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-567 от 17.12.2015 Шумихинского районного суда (Курганская область)

Дело № 2 – 567

17 декабря 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Леоновой Л.А.

при секретаре Буденовских В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха 17 декабря 2015 года

гражданское дело по иску Администрации города Шумихи Курганской области к Администрации Шумихинского района о возложении обязанности по подписанию передаточного акта и передаче имущества,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация города Шумихи Курганской области обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Шумихинского района Курганской области, указывая, что в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения *** относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. В настоящее время имущество по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению населения *** находится в собственности муниципального образования ***. В силу ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. В <Дата> Администрацией города Шумиха в Администрацию Шумихинского района и в Шумихинскую районную Думу были направлены письма с просьбой о передаче имущества по водоснабжению и водоотведению населения *** из муниципального образования *** в муниципальное образование ***. Истец просит обязать муниципальное образование *** передать в собственность муниципального образования *** имущество согласно перечню.

В ходе рассмотрения дела по существу истцом было представлено дополнение к исковому заявлению, в котором указано, что в собственности МО *** находятся объекты недвижимости, оборудование, здания и сооружения для обеспечения городского поселения теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, тепловые сети протяженностью 25 444,30 м, расположенные в ***. Право собственности на сети не зарегистрировано, в реестре муниципальной собственности они не состоят. Считает, что нахождение в собственности администрации района указанных объектов не отвечает полномочиям МО ***, названные объекты необходимы МО *** для исполнения возложенных на него полномочий по организации тепло-, водоснабжения, водоотведения в силу ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указанное имущество является социально значимыми объектами, предназначенными для водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения жилых многоквартирных домов, частных домовладений, объектов социальной сферы, участвуют в функционировании систем жизнеобеспечения городского поселения. <Дата> решением Шумихинской районной Думы № *** в соответствии со ст. 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 из собственности *** решено передать в собственность *** имущество, предназначенное для оказания населению и организациям *** услуг по водоснабжению и водоотведению, обремененное правом долгосрочной аренды. К числу передаваемого имущества относится:

- Здание главного корпуса общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; здание гаража и котельной общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; здание гаража общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; здание склада общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; здание КНС общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; здание водонасосной общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание водонапорной башни общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; производственный корпус очистных сооружений общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание административное общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание гаража общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание склада общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание склада ГСМ общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***.

- Артезианская скважина № ****** общей площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***; артезианская скважина № ******, глубиной 110 м., расположенная по адресу: ***; артезианская скважина глубиной 80 м., расположенная по адресу: ***; артезианская скважина глубиной 120 м., расположенная по адресу: ***.

- Водонапорная башня общей площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***; водонапорная башня общей площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***; водонапорная башня, расположенная по адресу: ***, очистные сооружения; водонапорная сеть по городу ***, расположенная по адресу: ***.

- Трубопровод очистных, расположенный по адресу: ***.

- Главный коллектор, расположенный по адресу: ***; коллектор № ***, ***, ***, ***, расположенные по адресу: ***.

- Сети водоотведения, протяженностью 150 м. по ***, расположенные по адресу: ***; сети водопроводные по *** протяженностью 30 м. в ***; сети водоотведения по ***, протяженностью 75 м. в ***; сети водопроводные по ***, протяженностью 115 м. в ***.

- Станок древообрабатывающий, расположенный в ***.

Решением Шумихинской районной Думы от <Дата>*** названое решение № *** признано утратившим силу, принято решение о его публикации в информационном бюллетене «***». Доказательств опубликования не представлено.

МО *** выразило свое намерение принять в собственность заявленное имущество в порядке разграничения полномочий, в соответствии с законом Курганской области от 02.10.2009 № 483 «О регулировании отдельных положений разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами Курганской области». МО *** отказалось от передачи имущества, необходимого для исполнения полномочий истца.

Практически все имущество прошло государственную регистрацию, представлены подтверждающие документы.

Также истец ссылается на то, что в <Дата> состоялась передача безвозмездно из собственности МО *** в собственность городского поселения *** здания бани с котельной общей площадью *** кв.м., инвентарный номер ***, расположенное по адресу: *** в соответствии с ч. 11 ст. 154 ФЗ № 122 от 22.08.2004. то есть сама передача произошла ввиду того, что данные полномочия отнесены к полномочиям городского поселения.

На основании изложенного и в соответствии с ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ч. 2,3,5 ст. 50, п. 4 ч. 8 ст. 85 ФЗ от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Курганской области от 02.10.2009 № 483-ФЗ «О регулировании отдельных положений разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами Курганской области» просит обязать муниципальное образование *** передать в собственность муниципальному образованию *** имущество согласно перечню, обязать муниципальное образование *** подписать передаточный акт в течение 10 дней с момента вступления решения *** суда в законную силу.

Представитель истца, 3 лица – Шумихинской городской Думы Шабалин А.Н. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, пояснил, что в <Дата> Администрация города Шумихи обращалась в Администрацию Шумихинского района с вопросом о передаче имущества и технической документации. В <Дата> это письмо было переадресовано в Шумихинскую районную Думу, которая приняла решение № *** о передаче имущества, отмененное решением № ***. В связи с этим передача имущества не состоялась. В <Дата> Глава *** повторно обратился к Шумихинской районной Думе и Главе района с вопросом о передаче имущества для осуществления полномочий на территории городского поселения, был дан ответ, что имущество не может быть передано в связи с тем, что законом о приватизации не предусмотрена безвозмездная передача имущества, что имущество – это экономическая основа ***. Полномочия Администрации г. Шумихи распространяются на территории ***, однако истец просит передать ему объекты водоснабжения, находящиеся на территории *** в связи с тем, что находящаяся там артезианская скважина проектировалась для обеспечения водой не только жителей ***, но и жителей ***. Просит обязать Администрацию Шумихинского района передать имущественный комплекс по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению в собственность Администрации г. Шумихи безвозмездно, т.к. в законе не закреплено, что имущество должно передаваться возмездно. Дополнительные исковые требования он также поддержал, указал, что ответчик, считая спорное имущество основой своего бюджета, передает его она безвозмездной основе другим организациям, в связи с чем считает свои полномочия по водоснабжению, водоотведению исполненными. Не имея имущества, истец несет ответственность за ненадлежащее водоснабжение и водоотведение, поскольку названные полномочия возложены на Администрацию города Шумихи. Указывает, что процедура передачи имущества со стороны истца была начата, было принято решение о приеме имущества из различных форм собственности. Ранее при администрации города Шумихи была создана комиссия по приему имущества, предназначенного для оказания услуг водоснабжения, водоотведения, обремененного правом долгосрочной аренды из муниципального образования *** в собственность муниципального образования ***. Был сформирован состав комиссии, проведено первое заседание. Но после отмены решения Шумихинской районной Думы от <Дата>*** администрация города никаких действий, связанных с передачей имущества, не производила. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Шумихинского района Порядина Е.С., действующая также по доверенности от третьего лица ОСТ ЖКХ ИЗО Администрации Шумихинского района, третьего лица Шумихинской районной Думы, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что спорное имущество принадлежит Администрации Шумихинского района, обеспечивает деятельность органов местного самоуправления, предприятий и учреждений на территории ***, ***, которые относятся к учреждениям муниципального района. Данное имущество соответствует требованиям, закрепленным в п.п. 1-4 ст. 50 ФЗ № 131, т.к. оно обслуживает социальную сферу, поэтому оно не подлежит отчуждению. Что касается решения о передачи имущества от Администрации Шумихинского района к Администрации г. Шумихи, считает, что в течение 20 дней с момента принятия решения районной Думой о передаче имущества истец должен был согласовать список имущества, принять его или не принять. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что город согласен был это имущество принять. Перечень имущества согласован не был, имущество не передавалось. На сегодняшний день имеется решение районной Думы о том, что имущество должно остаться в муниципальной собственности района, передано быть не может. Также отметила, что между существующими муниципальными образованиями безвозмездная передача имущества запрещена. Поскольку процедура по передаче имущества не была осуществлена в рамках Закона Курганской области от 02.10.2009 № 483, то в судебном порядке передача имущества не может быть осуществлена. Просила в удовлетворении иска отказать.

В отзыве, представленном в материалы дела, представитель ответчика Администрации Шумихинского района указал, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется на основании Закона Курганской области № 483 от 02.10.2009. В ст. 5 названного закона закреплено, что если в ходе рассмотрения перечня орган местного самоуправления передающей стороны придет к выводу об отсутствии необходимости передачи муниципального имущества, указанного в перечне, либо будут выявлены обстоятельства, препятствующие разграничению муниципального имущества между принимающей и передающей сторонами, орган местного самоуправления принимает решение об отказе в согласовании перечня. Уполномоченный орган муниципального образования *** с мотивированным и обоснованным предложением о передаче имущества в рамках Закона Курганской области не обращался. В собственности муниципального образования «***» находится имущество, предназначенное для обеспечения населения *** и *** теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением. Порядок передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в процессе разграничения вопросов местного значения между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с Законом № 131-ФЗ определен в части 11.1 ст. 154 Закона № 122-ФЗ. Федеральным законодательством регулируется передача имущества между муниципальными образованиями в процессе разграничения имущества между вновь образованными муниципальными образованиями. При этом федеральный законодатель не учитывает передачу имущества между уже существующими муниципальными образованиями, которое происходит в процессе перераспределения имущества. Таким образом, безвозмездная передача имущества будет противоречить принципам ФЗ № 122. Считает, что стороны вправе заключить соглашение о передаче осуществления полномочий по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению с муниципальным образованием «***» в соответствии со ст. 142.5 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ст. 15 ФЗ № 131 от 06.10.2003. <Дата> Администрация Шумихинского района, депутаты Шумихинской районной Думы обратились к депутатам *** с вопросом передачи полномочий по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению. <Дата> Шумихинская городская Дума направила в адрес Администрации Шумихинского района ответ о том, что депутатами решение по вышеу4азанному вопросу не принято, решено вернуться к вопросу об имуществе после вынесения решения суда по данному делу. Также необходимо учитывать тот факт, что имущество, предназначенное для осуществления полномочий по водоснабжению и водоотведению, обеспечивает водоснабжение не только городского населения, но и сельского, неразрывно связано между собой и не может быть разделено без ущерба. Скважины, из которых подается вода в городское поселение (***), находится в границах сельского поселения и обеспечивает его водоснабжение, поэтому в собственность города передано быть не может. Процедура разграничения муниципального имущества должна осуществляться в отношении каждого объекта муниципальной собственности, подлежащего перераспределению между муниципальными районами и поселениями, а также независимо от того, в собственности какого муниципального образования находится данный объект до его передачи в собственность другого муниципального образования. При этом требования о безвозмездной передаче имущества из собственности муниципальных районов в собственность поселений без соблюдения указанной процедуры неправомерны. На основании изложенного и руководствуясь нормами ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», нормами ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.

Согласно дополнению к отзыву на измененное исковое заявление представитель ответчика Администрации Шумихинского района считает, что в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации никто не вправе принудительно изъять имущество у собственника, если отсутствуют основания, предусмотренные ст. 235 ГК РФ. Передача имущества в связи с наличием полномочий, разграничение имущества в связи с перераспределением полномочий и др. публично-правовые процедуры не являются основанием для принудительного изъятия имущества, на что неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П, определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 № 542-0 и др.). Передача права собственности на имущество может осуществляться исключительно добровольно, при этом процедура передачи должна не только соответствовать установленному порядку, но и однозначно свидетельствовать о добровольности и самостоятельности сторон в принятии соответствующих решений. При передаче имущества должны соблюдаться соответствующие конституционные принципы, а также принципы, заложенные в Федеральном законе № 131-ФЗ, согласующиеся с положениями п. 2 ст. 1 ГК РФ, ст. 421,422 ГК РФ. В целом безвозмездная передача предназначенного для решения вопросов местного значения имущества вступает в противоречие с принципами и нормами эффективного управления муниципальной собственностью и нарушает интересы муниципального образования. Конституционный Суд Российской Федерации повторил правовую позицию, изложенную в Определении от 4 декабря 2007 года № 828-О-П, указав, что передача в муниципальную собственность имущественных объектов, находящихся в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий требует учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу. Исковые требования Администрации города Шумихи не соответствуют ст. 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. 7, ч. 4 ст. 15, ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 50, пп. 8, 10 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 1, 120, 235, 296, 421 ГК РФ, ст. 61.1, 69.1, п. 3 ст. 69.2, подп. 9 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. Уверен, что данный иск носит прецедентный характер: во-первых, сам процесс передачи имущества от района к поселению не может осуществляться в нарушение действующих норм российского законодательства. При этом особое значение имеют нормы Конституции РФ, гражданского законодательства, Федерального закона № 131-ФЗ. Одновременно большую роль с точки зрения оценки легитимности (правомерности) действий сторон играют локальные нормативные акты, принятые в рамках действующего законодательства, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ, Во - вторых, при установлении факта добровольности передачи имущества важную роль играет вопрос о том, кто инициирует процесс передачи. Поскольку инициатива исходит от потенциального получателя имущества, то добровольность последующих действий оценивается достаточно критически. Кроме того, добровольность предполагает наличие согласия не только представительного органа, но и других органов, если в соответствии с действующим законодательством и локальными нормативными актами они обладают соответствующими полномочиями в сфере распоряжения муниципальным имуществом. Поэтому в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Шумихинской городской Думы в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица Шумихинской городской Думы Поспелов В.В. исковые требования поддержал, пояснил, что <Дата> на заседании Шумихинской городской Думы было принято положение о порядке принятия имущества из других форм собственности, была создана правовая основа принятия спорного имущества. Шумихинская районная Дума не приняла решение о передаче имущества потому, что имущество не было определено. Шумихинская городская Дума не принимала решение о принятии имущества.

Представитель третьего лица ООО «АкваСервис» Клименко Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в отзыве на иск. Пояснила, что по решению суда был расторгнут договор аренды между ООО «АкваСервис» и Администрацией Шумихинского района, решение суда вступило в законную силу <Дата>. Именно этой датой был оформлен акт приема-передачи имущества и договор безвозмездного пользования имуществом с ООО «Водоканал Шумиха».

В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица ООО «АкваСервис» указал, что вступившим в законную силу решением *** суда *** от <Дата> по делу № *** установлено, что решение о передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению представительным органом местного самоуправления *** не принималось, передача межбюджетных трансфертов в городском бюджете не предусматривалась, расходы на водоснабжение и водоотведение населения на территории *** городским бюджетом не предусматривались ни в <Дата>, ни в последующие годы, денежные средства на исполнение переданных полномочий из городского бюджета в бюджет *** не передавались. Поскольку соглашение о передаче полномочий между муниципальным образование *** и муниципальным образованием *** от <Дата> не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и федерального закона оно признано судом ничтожной сделкой. Администрация города Шумиха является органом местного самоуправления, уполномоченным в силу закона на выполнение полномочий по организации водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения. <Дата> Решением Шумихинской районной Думы №***, в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-Ф3, из собственности *** решено передать в собственность *** имущество, предназначенное для оказания населению и организациям *** услуг по водоснабжению и водоотведению, обремененное правом долгосрочной аренды Муниципальные правовые акты *** публикуются в районной газете «***» и (или) средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления ***, исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов в течение 10 дней с момента их подписания. <Дата> Решением Шумихинской районной Думы № ***, вышеуказанное Решение № *** признано утратившим силу. Одновременно принято Решение о его публикации в информационном бюллетене «***».Доказательств опубликования вышеуказанного решения в материалы дела не представлено. Известно, что Администрация города Шумихи обратилась в Арбитражный суд *** с исковым заявлением о признании недействительным решения Шумихинской районной Думы от <Дата>***. Судебное заседание отложено на <Дата> на 13 час. 00 мин. Одновременно Шумихинскую районную Думу обязали представить доказательства опубликования оспариваемого решения в информационном бюллетене «***»; представить дополнение к отзыву, в котором обосновать указанные причины (ненадлежащее оформление права собственности) признания утратившим силу решения Шумихинской районной Думы от <Дата>***. <Дата> Решение Шумихинской городской Думы № *** утверждено положение «О порядке принятия имущества в муниципальную собственность *** из других форм собственности». Согласно п. 1.2 указанного положения, в муниципальную собственность муниципального образования *** могут приниматься: здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, в том числе встроено- пристроенные; неприватизированный жилой фонд социального использования и деприватизированные жилые помещения от граждан; объекты транспортного и инженерного обеспечения; объекты инженерной инфраструктуры; объекты внешнего благоустройства; иные объекты. Согласно п. 2.13 Положения, обязанность по подготовке документов для государственной регистрации права муниципальной собственности на принимаемое имущество возлагается на передающую сторону. Известно, что ранее (например: <Дата>) Шумихинской районной Думой принимались Решения об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче в собственность муниципального образования ***. Таким образом, позиция ответчика о том, что передача имущества не отвечает принципам ФЗ №122- ФЗ, не соответствует действительности.

Представитель третьего лица Администрации Каменского сельсовета Шумихинского района Курганской области Забродин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что в случае передачи спорного имущества в собственность Администрации города Шумиха *** может остаться без водоснабжения. Водонасосные артезианские скважины, расположенные в ***, находятся в собственности Администрации Шумихинского района, переданы по договору гарантирующему поставщику. Администрацией Каменского сельского совета переданы полномочия по водоснабжению Администрации Шумихинского района, которая передала их в свою очередь гарантирующему поставщику. Указанные насосные скважины снабжают водой население *** и ***.

Представитель третьего лица ООО «Водоканал Шумиха» в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица ООО «Водоканал Шумиха» Карпов Д.М. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что <Дата> по договору безвозмездного пользования ООО «Водоканал Шумиха» было передано имущество, <Дата> было начато оказание услуг по водоснабжению. Считает, что Администрация района не обязана передавать имущество безвозмездно, законом не предусмотрена обязанность передавать имущество из одного муниципального образования в другое. Если нет имущества, Администрация города Шумихи может создавать свое имущество путем строительства, приватизации или иным способом. Также Администрация города может передать полномочия по решению вопросов местного значения Администрации района. ООО «Водоканал Шумиха» является ресурсоснабжающей организацией, занимающейся водоснабжением и отведением вод, статуса гарантирующего поставщика у нее пока нет.

Представитель третьего лица ООО «Энергосервис» Казаков Д.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что между Администрацией Шумихинского района и ООО «Энергосервис» заключены договоры аренды, все указанное в них имущество принадлежит на праве собственности Администрации района. Считает, что раз на Администрацию города Шумихи возложены полномочия по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению, то у нее в собственности должно быть соответствующее имущество. И если изначально имущество было передано в ***, то оно должно быть перераспределено, причем безвозмездно.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 49 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Согласно ст. 51 вышеуказанного Закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации ( органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч. 5 ст. 50 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

К вопросам местного значения городского поселения, в соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 14 названного закона относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации ( п.4 ст. 15 Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

В соответствии с п.п.4 п.8 ст. 85 вышеуказанного Закона, органы местного самоуправления осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на <Дата>, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований.

В соответствии с п.11.1 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке.

Разграничение имущества осуществляется между: муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества. До <Дата> в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.

Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из вышеназванных положений упомянутой законодательной нормы, вопросы, связанные с передачей имущества между соответствующими муниципальными образованиями, в том числе: порядок согласования перечня подлежащего передаче имущества и направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований *** уполномоченному органу государственной власти ***, урегулированы Законом Курганской области № 483 от 02.10.2009г.

В ст. 3 Закона Курганской области от 02.10.2009 N 483 (ред. от 30.11.2015) "О регулировании отдельных положений разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами Курганской области" (Принят Постановлением Курганской областной Думы от <Дата> N ***) указано, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется постановлением Правительства Курганской области, принимаемым по согласованным предложениям уполномоченных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований ***, которым утверждается согласованный указанными органами местного самоуправления перечень передаваемого имущества, включающий в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, здания, сооружения и иное недвижимое имущество, а также движимое имущество, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 4 указанного Закона Курганской области право инициировать передачу (принятие) имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования в целях его разграничения принадлежит как уполномоченному органу местного самоуправления муниципального образования - собственника имущества, так и уполномоченному органу местного самоуправления муниципального образования - получателя имущества. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования - собственника имущества направляет в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования - получателя имущества предложение о передаче имущества для его согласования. Инициирование уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования - получателя имущества передачи имущества осуществляется письмом, которое направляется уполномоченному органу местного самоуправления муниципального образования - собственника имущества. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования - собственника имущества рассматривает указанное в настоящем пункте письмо в течение пятнадцати рабочих дней со дня его поступления. В случае согласия уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования - собственника имущества передать имущество, предложение о передаче имущества и прилагаемые к нему документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, в течение двух месяцев со дня рассмотрения письма, указанного в пункте 5 настоящей статьи, направляются для согласования в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования - получателя имущества. В случае, если уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования - собственника имущества не согласен передать имущество, мотивированное письмо об отказе в передаче имущества направляется в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования - получателя имущества в течение пятнадцати рабочих дней со дня рассмотрения письма, указанного в пункте 5 настоящей статьи.

В ст. 5 Закона Курганской области от 02.10.2009 № 483 закреплено, что по результатам рассмотрения документов, не позднее двадцати рабочих дней со дня их поступления, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования - получателя имущества принимает одно из следующих решений:

1) о согласовании предложения о передаче имущества и согласовании перечня передаваемого имущества в полном объеме. При принятии указанного решения перечень передаваемого имущества скрепляется подписью руководителя и печатью уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования - получателя имущества;

2) о согласовании предложения о передаче имущества и согласовании перечня передаваемого имущества в части;

3) об отказе в согласовании предложения о передаче имущества и в согласовании перечня передаваемого имущества.

Документы, указанные в пункте 2 статьи 4 настоящего Закона, решение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, а также копии муниципальных правовых актов, подтверждающих компетенцию органа местного самоуправления муниципального образования – получателя имущества, участвующего в процедуре разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, направляются сопроводительным письмом с описью вложения документов в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования – собственника имущества не позднее десяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования – собственника имущества не позднее пятнадцати рабочих дней после получения от уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования – получателя имущества документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, рассматривает его решение и принимает одно из указанных в данном пункте решений.

В статье 6 Закона указан порядок урегулирования разногласий при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <Дата> МО *** принадлежит на праве собственности производственный корпус очистных сооружений площадью *** кв.м., расположенный по адресу: ***.

В соответствии со свидетельствами от <Дата> в собственности МО *** находятся: здание водонапорной башни площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; административное здание площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание склада ГСМ площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание склада площадью ***, расположенное по адресу: ***; здание гаража площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***;

На основании свидетельств о государственной регистрации от <Дата> в собственности МО *** находится здание гаража и котельной площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; артезианская скважина № ****** площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***; водонапорная башня, расположенная по адресу: ***, очистные сооружения; здание водонапорной башни площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание главной КНС площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; здание главного корпуса площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; здание водонасосной площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание гаража площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; здание склада площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***, северная часть ***; водонапорная башня площадь. *** кв.м., расположенная по адресу: ***; водонапорная башня площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***; артезианская скважина глубиной 120 м., расположенная по адресу: ***; артезианская скважина № ****** глубиной 110 м., расположенная по адресу: ***; артезианская скважина глубиной 80 м., расположенная по адресу: ***;

В реестре муниципальной собственности Администрации Шумихинского района числятся: административное здание площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание гаража площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание склада площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание склада ГСМ площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание главной КНС площадью *** кв.м., расположенное по адресу: северная часть ***; здание главного корпуса площадью *** кв.м., расположенное по адресу: северная часть ***; здание гаража и котельной площадью *** кв.м., расположенное по адресу: северная часть ***; здание гаража площадью *** кв.м., расположенное по адресу: северная часть ***; водонапорная башня площадью *** кв.м., расположенная по адресу: северная часть ***; здание насосной площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; здание водонапорной башни площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***; артезианская скважина глубиной 80 м, расположенная по адресу: ***; водонапорная башня, расположенная по адресу: ***, очистные сооружения; артезианская скважина № ****** площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***; артезианская скважина № ****** глубиной 110 м., расположенная по адресу: ***; водонапорная насосная станция площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***; артезианская скважина глубиной 120 м., расположенная по адресу: ***; водонапорная башня площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***; водонапорная башня площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц, Администрация города Шумихи зарегистрирована как юридическое лицо <Дата>; Администрация Шумихинского района – <Дата>.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования *** к вопросам местного значения *** относятся организация в границах *** электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования *** закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах *** электро-, газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Из решения Шумихинской районной Думы от <Дата>*** следует, что последней было принято решение о передаче из собственности *** в собственность *** имущества, предназначенного для оказания населению и организациям *** услуг по водоснабжению и водоотведению, обремененное правом долгосрочной аренды, согласно приложению. В приложении указано имущество, являющееся предметом спора.

Решением Шумихинской районной Думы от <Дата>*** вышеназванное решение было признано утратившим силу в связи с ненадлежащим оформлением права собственности, опубликовано в *** (выпуск № *** от <Дата>).

Согласно решению Каменской сельской Думы от <Дата>*** полномочия по организации водоснабжения и водоотведения в границах *** переданы от Администрации Каменского сельсовета Администрации Шумихинского района.

В соответствии с решением Шумихинской районной Думы от <Дата>*** полномочия по организации водоснабжения в границах *** от Администрации Каменского сельсовета приняты Администрацией Шумихинского района.

На основании решения Каменской сельской Думы от <Дата>***, решения Шумихинской районной Думы от <Дата>*** заключено соглашение между Администрацией Каменского сельсовета и Администрацией Шумихинского района о передаче отдельных полномочий Каменского сельского поселения по организации в границах поселения водоснабжения населения, согласно которому администрация поселения передает, а Администрация района принимает на себя полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения.

Постановлением Администрации Каменского сельсовета от <Дата>*** ООО «Водоканал Шумиха» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения Каменского сельсовета Шумихинского района Курганской области.

Решением Шумихинской городской Думы от <Дата>*** утверждено Положение «О порядке принятия имущества в муниципальную собственность *** из других форм собственности», согласно которому перечень принимаемого имущества утверждается решением Шумихинской городской Думы. Принятое имущество включается правовым актом главы городского поселения в Единый реестр муниципальной собственности, в состав имущества муниципальной казны. Для координации работы по приему имущества в муниципальную собственность создается постоянно действующая комиссия, состав которой утверждается правовым актом Главы города. Комиссия рассматривает предоставленные передающей стороной документы, рекомендует принять имущество в состав муниципальной собственности с условиями или без них, либо отказать в приеме имущества. Исполнительный орган местного самоуправления, являющийся собственником передаваемого имущества либо осуществляющий полномочия собственника, принимает решение о передаче имущества, и предложение о передаче имущества (о согласовании перечня передаваемого имущества) направляется в Администрацию города Шумихи. Поступивший пакет документов рассматривается на заседании постоянно действующей комиссии, которая принимает решение, оформляемое протоколом. На основании протокола комиссии Администрация МО город Шумиха разрабатывает проект решения Шумихинской городской Думы об утверждении перечня имущества, принимаемого в состав муниципальной собственности полностью, частично или отказе в утверждении перечня имущества для принятия в муниципальную собственность. При положительном решении Шумихинской городской Думы о принятии имущества в муниципальную собственность *** пакет документов направляется в Администрацию города Шумихи для подготовки передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность, правового акта Главы города о принятии имущества в собственность, включении имущества в реестр муниципальной собственности, государственной регистрации права муниципальной собственности *** на поступившее имущество, или о его передаче муниципальному предприятию, учреждению на соответствующем праве. При отрицательном решении Шумихинской городской Думы – в уполномоченный орган, осуществляющий управление имуществом передающей стороны для решения вопроса о дальнейшей перспективе после устранения указанных недостатков.

Согласно протоколу № *** заседания Шумихинской городской Думы от <Дата> принято решение о принятии имущества из собственности *** в собственность *** в соответствии с Положением « О порядке принятия в муниципальную собственность *** объектов различных форм собственности», с момента вступления его в силу, а также после утверждения схемы водоснабжения и водоотведения ***.

На основании постановления Администрации Шумихинского района от <Дата>*** статусом гарантирующей организации в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования *** наделено ООО «Водоканал Шумиха».

В соответствии с договорами аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования *** с последующим предоставлением услуг по водоснабжению и водоотведению, очистке сточных вод населению и организациям на территории *** и *** от <Дата>, арендодатель – Отдел строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района предоставил Арендатору – ООО « Водоканал-Шумиха» имущество ( согласно перечню), являющееся собственностью муниципального образования ***, во временное владение и пользование за плату в целях бесперебойного круглосуточного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения, эксплуатации и обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в *** и ***. Договоры заключены сроком по <Дата>.

В перечне объектов, передаваемых в аренду, указано и спорное имущество.

В соответствии с договорами аренды от <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата> объектов муниципальной собственности ***, предназначенных для предоставления услуг по теплоснабжению на территории *** и *** заключенных между арендодателем – Отделом строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района и арендатором – ООО « Энергосервис», Арендодатель передал Арендатору во временное владение и пользование имущество ( согласно перечню) для оказания услуг по теплоснабжению на территории *** и ***.

В перечне объектов, передаваемых в аренду, указано и спорное имущество.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что до обращения Администрации города Шумихи в суд о передаче в собственность имущества не был соблюден установленный законодательством порядок разграничения прав на имущество между названными муниципальными образованиями, с которым связана передача указанного истцом имущества.

Имеющаяся в деле переписка между муниципальными образованиями, а также изданные ими нормативные правовые акты, не могут служить доказательством соблюдения требований Закона Курганской области « О регулировании отдельных положений разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами Курганской области», в части соблюдения порядка согласования перечня передаваемого имущества, урегулирования разногласий при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Суд считает, что только при соблюдения вышеуказанной процедуры в рамках вышеуказанного Закона Курганской области возможна безвозмездная передача имущества из одного муниципального образования в другое, поскольку разграничение имущества, в силу ст. 2 Закона осуществляется между муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Оба муниципальных образования были созданы до указанной даты.

Безвозмездная же передача имущества из одного муниципального образования в другое вне рамок Закона Курганской области № 483 от 02.10.2009г. невозможна, поскольку в силу ст. 50 ч.5 Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указанное имущество подлежит перепрофилированию ( изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Отчуждение имущества подразумевает только его приватизацию, т.е. продажу имущества.

Таким образом, исковые требований Администрации города Шумихи к Администрации Шумихинского района о безвозмездной передаче имущества в рамках ст. 50 Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» удовлетворению не подлежат, также не подлежат удовлетворению и исковые требования о возложении обязанности по подписанию передаточного акта.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Администрации города Шумихи Курганской области к Администрации Шумихинского района Курганской области о возложении обязанности по передаче в собственность имущества, подписании передаточного акта, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.

Судья: Л.А. Леонова