Ленинский районный суд города Тамбова Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд города Тамбова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
« 19 » марта 2012 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
при секретаре Жилиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 567/12 по иску ФИО1 к Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании суммы премии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 с ***. работала в отделе военного комиссариата Тамбовской области по г.Тамбову в должности ***); трудовой договор *** от *** был заключен на определенный срок до ***.
Приказом Военного комиссариата Тамбовской области *** от *** ФИО1 была уволена с *** по сокращению штата по п.2 ст.81 ТК РФ.
23.01.2012г. ФИО1 обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании премии по итогам работы за 3 и 4 квартал 2011г. в сумме *** процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченный в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня после установления срока выплаты по день фактического расчета, указав в обоснование исковых требований, что при увольнении ей не выплачена премия за 3 и 4 квартал 2011г., выплата которой регламентируется Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, утвержденных приказом МО РФ № 1010 от 26.07.2010г. К дисциплинарной ответственности она не привлекалась, действие приказа распространяется на всех лиц, осуществлявших выполнение работы в период, за который производится премирование. Она имеет право на получение дополнительного материального стимулирования (премии) за 3 и 4 квартал 2011г. в соответствии с приказом МО РФ № 1010 от 26.07.2010г., так как исполняла функциональные обязанности помощника начальника отделения (по учету и бронированию) с ***. по ***. включительно. В соответствии с указаниями ФБУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» от 12.12.2011г. расчетная сумма для выплаты дополнительно премии гражданскому персоналу за июль-декабрь 2011гю установлена в размере ***. (в месяц) на одного работника военного комиссариата.
01.03.2012г. ФИО1 уточнила исковые требования и просила взыскать премию за 3 и 4 квартал 2011г. в соответствии с приказом МО РФ № 1010 пропорционально проработанному времени, то есть с ***. по *** в сумме ***., проценты по ст.236 ТК РФ за период с *** по *** в сумме ***
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала по тем же основаниям, дополнив, что приказ МО РФ № 1010 устанавливает дополнительное материальное стимулирование в виде премий, которые выплачиваются систематически за качественное, квалифицированное исполнение должностных обязанностей. Денежные средства на выплату премии были выделены исходя из списочной численности по состоянию на 09.12.2011г., в которую она входила. С расчетом, представленным ответчиком, она согласна. Уточняя исковые требования, ФИО1 просила взыскать с Военного комиссариата Тамбовской области премию по итогам работы в 3 и 4 квартале 2011 года в сумме ***., проценты по ст.236 ТК РФ за период с *** по *** в сумме ***
Представитель ответчика, по доверенности ФИО2, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, и пояснил, что п.7 Указа Президента РФ от 26.12.2006 года № 1459 Министру обороны РФ предоставлено право использовать средства федерального бюджета на материальное стимулирование гражданского персонала в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательством. Во исполнение данного Указа Министром обороны РФ издан приказ 26.07.2010г. № 1010, пункт 2 которого предусматривает выплату дополнительных премий работающим лицам гражданского персонала. Согласно Порядку определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты, утвержденного приказом МО РФ № 1010, дополнительное материальное стимулирование личного состава производится на основании приказов руководителей учреждений. При этом на основании пункта 7 Порядка конкретные размеры определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели. Таким образом, необходимым условием для назначения оспариваемой премии является наличие выделенных на эти цели ассигнований. Согласно п.10 Порядка утверждение и доведение выделенных средств осуществляется соответствующими распорядителями, каковым для ВКТО является ФКУ (ранее ФБУ) «Управление финансовое обеспечения МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям». Соответствующее распоряжение ВКТО было получено 13.12.2011г. Выплата оспариваемой премии пропорционально отработанному времени приказом МО РФ № 1010 и коллективным договором ВКТО на 2010-2012 год не предусмотрена. Трудовые отношения с истицей прекращены ***. Таким образом, правовых оснований для включения ФИО1 в приказ о выплате премии у военного комиссара Тамбовской области не имелось. Управление финансового обеспечения МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям истребовало списочную численность работников гражданского персонала по состоянию на 09.12.2011г., в списочную численность истица не входила, денежные средства на выплату премии, предусмотренной приказом МО РФ № 1010, ВКТО были выделены исходя из списочной численности по состоянию на 09.12.2011г, в которую истица входила, но в приказ на премирование истица не включалась, так как была уволена ***. ***. премия была перечислена на банковские карточки работников.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
По смыслу ст.17, ст.18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности и использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Порядок).
Данным Порядком установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п.1, 2). Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей). Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов (п.6).
В соответствии с п.7, п.10 Порядка размер дополнительного материального стимулирования не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава.
Пунктом 11 Порядка установлен перечень лиц, которые не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон и установлено в судебном заседании, ФИО1 с *** работала в отделе военного комиссариата Тамбовской области по г.Тамбову в должности ***); трудовой договор *** от ***. был заключен на определенный срок до ***
Приказом Военного комиссариата Тамбовской области *** от *** ФИО1 была уволена с *** по сокращению штата по п.2 ст.81 ТК РФ.
ФИО1 за время работы к дисциплинарной ответственности не привлекалась, материальный ущерб Вооруженным Силам не причиняла, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.
Из письма руководителя ФБУ «Управление финансовое обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» *** от ***, поступившего в Военный комиссариат Тамбовской области 13.12.2011г., следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 2010г. № 1010 и его решением от 19.11.2011г. выделены лимиты бюджетных обязательств на премии гражданскому персоналу исходя из фактической численности за счет экономии денежных средств за июль-декабрь 2011г. - ***., расчетная сумма установлена в размере (в месяц) - *** на одного гражданского работника в военном комиссариате.
При этом из пояснений представителя ответчика и справок ВКТО от ***, *** следует, что денежные средства на выплату премии, предусмотренной приказом Минобороны РФ № 1010, военному комиссариату Тамбовской области выделены исходя из списочной численности, запрошенной ФБУ «Управление финансовое обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» до увольнения истицы, по состоянию на ***; истица ФИО1 в это число входила.
Во исполнение указаний руководителя ФБУ «Управление финансовое обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» военным комиссаром Тамбовской области *** издан приказ *** о выплате денежной премии по результатам работы за второе полугодие 2011 года гражданскому персоналу военного комиссариата Тамбовской области; ФИО1 в число премируемых лиц не была включена, поскольку, как следует из пояснений представителя ответчика, была уволена ***, а премия в соответствии с приказом Минобороны РФ № 1010 выплачивается только работающим лицам гражданского персонала.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказ Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010г. устанавливает дополнительное материальное стимулирование в виде премий, которые выплачиваются систематически за качественное, квалифицированное выполнение должностных обязанностей всему работающему гражданскому персоналу организаций Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, за исключением лиц, указанных в вышеизложенном пункте 11.
Таким образом, действие приказа распространяется на всех лиц, осуществляющих выполнение работы в 3 и 4 кварталах 2011 года.
Истица ФИО1 полностью отработала 3 квартал 2011г., октябрь, ноябрь 2011г., с *** по ***, в связи с чем, подлежит взысканию премия по итогам работы за указанный период в сумме ***. согласно расчету, представленному ответчиком, и с которым истица ФИО1 согласилась.
Обстоятельств, предусмотренных п.11 Порядка, исключающих возможность выплаты премии ФИО1 за 3 квартал и отработанный период времени за 4 квартал, судом не установлено. Доказательств наличия таких обстоятельств ответчиком суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что данный вид вознаграждения подлежит выплате только работающим лицам, в то время как истица была уволена, не может быть принят во внимание, поскольку из приказа Минобороны РФ № 1010 этого не следует. Кроме того, судом бесспорно установлено, что денежные средства на выплату премии поступили исходя из списочной численности по состоянию на ***; истица ФИО1 в это число входила, так как была уволена только ***
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с ВКТО денежных компенсаций за нарушение срока выплаты премии в сумме ***., суд исходит из следующего.
Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Однако положения ст.236 ТК РФ не применяются, когда между работником и работодателем возник индивидуальный трудовой спор.
О наличии между сторонами спора по выплате премии, по мнению суда, свидетельствует сам факт издания приказа № *** от *** о выплате премии только лишь в отношении лиц гражданского персонала, которые состояли в трудовых отношениях на момент издания приказа, поскольку, как следует из пояснений представителя ответчика, военный комиссариат считает, что действие приказа Минобороны № 1010 в части выплаты премии (дополнительного материального стимулирования) распространяется только на работающих лиц, а ФИО1 была уволена ***, на момент издания приказа не состояла в трудовых отношениях с военным комиссариатом.
При таких обстоятельствах суд считает необоснованными требования истицы о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия в сумме 855 рублей 43коп.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Тамбовской области в пользу ФИО1 премию по итогам работы в 3 и 4 квартале 2011 года в сумме ***
В удовлетворении остальной части иска ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья
Мотивированное решение составлено 20.03.2012 года.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья