Дело №2-5671/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
630107, <...>
Ленинский районный суд г. Новосибирска в лице судьи Новиковой И.С.,
при секретаре судебного заседания Косенко С.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о перерасчете размера пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, просила обязать ответчика:
- произвести оценку пенсионных прав истца до ДД.ММ.ГГГГ с обязательным применением нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» в первоначальной его редакции, увеличив ожидаемый период выплаты пенсии «Т» в формуле (п.1 ст. 30 ФЗ №): ПК = (РП - БЧ) х Т на недостающее количество лет до возраста, указанного в статье 7 ФЗ №. Увеличение составит: 55 лет - 50 лет = 5 лет или 60 месяцев. То есть в указанной выше формуле, величина «Т» должна составлять 144 + 60 = 204 месяца, а не 144 месяца, как в расчетах ответчика;
- со всеми повышениями и индексациями, предусмотренными законодательством, в том числе проведенной «валоризацией» (статья 30.1 ФЗ №, введенной Федеральным закона №213-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), определить размер трудовой пенсии истца на сегодняшний день;
- в соответствии со статьей 26 (п. 2 последний абзац) Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ возвратить (доплатить) не полученную истцом часть пенсии по вине ответчика в связи с неисполнением (по незнанию закона или умышленно) четко прописанных норм закона за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В обоснование иска указано, что при исчислении пенсии истца ответчик не применяет абз. 3 п. 5 ст. 30 Закона « О трудовых пенсиях в РФ». Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 30 Закона при исчислении расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости (далее - «Т»), определяемый в соответствии с пунктом 1 этой статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной трудовой пенсии до возраста, установленного статьей 7 Закона. Учитывая нормы пунктов 1 и 2 статьи 32, регулирующей введение в действие величины «Т», указанное увеличение ожидаемого периода выплаты пенсии при ее назначении досрочно будет осуществляться с 2013 года» (дословно из ответа ОПФ России по НСО от ДД.ММ.ГГГГ№ стр. 2). Должностное лицо ответчика, ссылаясь на статью 32 п. 1 и 2 ФЗ №, выбрасывает (пропускает) из текста Закона слова, что «при определении размера страховой части трудовой пенсии... предусмотренной пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона - лицам, указанных в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле СЧ = ПК/Т.. . (далее по тексту)». Истец просила произвести оценку пенсионных прав до ДД.ММ.ГГГГ с обязательным применением абзаца третьего пункта 5 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №, увеличив ожидаемый период выплаты пенсии «Т» на 60 месяцев, то есть на количество лет, недостающих при назначении досрочной трудовой пенсии ей до возраста, установленного статьей 7 Закона (55 лет - 50 лет = 5 лет или 60 месяцев) в формуле (п. 1 ст. 30 ФЗ №): ПК = (РП - БЧ) х Т, где величина «Т» - ожидаемый период выплаты для всех видов пенсии в 2002 году, устанавливается равной 144 месяцам; и если оценка пенсионных прав производится не по общему трудовому стажу, а по выбору застрахованного лица - по стажу на соответствующих видах работ, то (абзац третий пункта 5 статьи 30 ФЗ №) это величина «Т» = 144 месяцам должна быть увеличена в ее случае на 5 лет, или 60 месяцев. А потом уже из увеличенного расчетного пенсионного капитала определить страховую часть досрочной трудовой пенсии истца.
В судебном заседании истец ФИО1 требования и доводы иска поддержала в полном объеме, ранее в судебном заседании пояснила, что не обращалась с заявлением о переконвертации, настаивала на незаконности действий, неверно рассчитанном размере пенсии ответчиком, ссылалась на Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1482-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 29 и положениями статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против доводов иска, просила отказать в полном объеме в удовлетворении иска, поддержала письменные возражения. Указала, что заявления о перерасчете пенсии от истца не поступало, в отсутствие воли, изложенной в письменном заявлении от истца, у пенсионного органа отсутствуют основания для переконвертации пенсионных прав. Представитель ответчика настаивала на верности выполненных пенсионным органом начислений, указывала, что расчет пенсии был осуществлен с учетом отсутствия заявления, но внесенных в закон изменений, письменные пояснения с расчетом представила в объяснениях, (л.д. 32-34).
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив по совокупности представленные в дело доказательства, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (50лет), ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска с заявлением о назначении страховой пенсии по возрасту.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
ФИО1 является получателем пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Специальный стаж истца составил 26 лет 6 месяцев, 15 дней, общий трудовой стаж составил 30 лет 10 месяцев 14 дней. При назначении пенсии пенсионным органом было принято расчетное соотношение заработков 1,2, расчетный стажевый коэффициент 0,66, ожидаемый период выплаты 144 месяца, начальный расчетный размер трудовой пенсии 1323,43 руб., начальный пенсионный капитал 125773,92 руб.
ФИО1 оспаривает только примененный пенсионным органом ожидаемый период выплат – 144 мес., в остальной части расчет не оспорен.
Указывая на неверное определение ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, ФИО1 ссылается на положения абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ), согласно которому в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 15.04.2010 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска о признании факта применения нормы закона общеизвестным и восстановлении нарушенных пенсионных прав отказано в удовлетворении требований истца, в том числе и по требованию ФИО1 об обязании ответчика пересчитать пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с учетом того, что ожидаемый период выплаты ее пенсии должен составлять 204 месяца.
Кассационным определением Новосибирского областного суда от 19.08.2010 г. решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 15.04.2010 г. оставлено без изменения.
В обоснование рассматриваемого иска ФИО1 ссылается на Определение Конституционного суда РФ от 19.07.2016 г. № 1482-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 29 и положениями статьи 30 федерального закона "о трудовых пенсиях в российской федерации", в котором Конституционный суд РФ разъяснил:
«…Что касается абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в первоначальной редакции, то данное положение, устанавливавшее особенности исчисления расчетного пенсионного капитала граждан, которые были заняты на отдельных видах работ с особыми условиями труда, и предоставлявшее им право выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществлялась конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, в том числе стажа на соответствующих видах работ, было направлено на реализацию их права на пенсионное обеспечение на наиболее благоприятных для них условиях, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 594-О)».
Действительно, в абзаце третьем пункта 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ), согласно которому в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно) (п.1 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии), при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
Ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 30.12.2008 N 319-ФЗ положения абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были отменены.
Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, начиная с 1 января 2002 года установлен продолжительностью 12 лет (144 месяца) и подлежит ежегодному увеличению на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев) (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ).
В таком же порядке в силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ определяется ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 данного Федерального закона. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ (для мужчин и женщин соответственно).
Расценивание абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в первоначальной редакции, не нарушающим конституционные права граждан (Определение Конституционного суда РФ от 19.07.2016 г. № 1482-О), не является разъяснением порядка применения положений данной нормы при исчислении расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу.
Положения абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержат отсылку к п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащему в свою очередь отсылку к п. 1 ст. 32 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и имеющему взаимосвязь относительно п. 2 ст. 32 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Соответственно Положения абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" надлежит рассматривать в совокупности с нормами, предусмотренными п. 1 ст. 30, п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных норм не следует, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, была предусмотрена возможность увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии единовременно, при обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.
Возможность увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии была предусмотрена для застрахованных лиц указанными нормами начиная с 1 января 2013 года.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Соответственно, регулирование исчисления размера страховой части трудовой пенсии, установленное в статье 32 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», распространялось и на все исходные величины, в том числе и на определение ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, установленное в абзаце третьем пункта 5 статьи 30 Закона.
Таким образом, доводы истца о том, что величина: «ожидаемый период выплаты пенсии» при проведении оценки пенсионных прав истца до 01.01.2002 года должна составлять 204 месяцев, а не 144 месяца, как в расчетах ответчика, являются необоснованными, поскольку на момент назначения пенсии данная величина была определена пенсионным органом верно, как следствие требование истца об обязании ответчика произвести оценку пенсионных прав истца до 01.01.2002 года с обязательным применением нормы абзаца третьего пункта 5 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года в первоначальной его редакции, увеличив ожидаемый период выплаты пенсии «Т» в формуле (п.1 ст. 30 ФЗ № 173): ПК = (РП - БЧ) х Т на недостающее количество лет до возраста, указанного в статье 7 ФЗ - № 173 со 144 до 204 месяцев, не подлежит удовлетворению.
Требование истца об обязании ответчика определить размер трудовой пенсии ФИО1 со всеми повышениями и индексациями, предусмотренными законодательством, в том числе проведенной «валоризацией» суд также находит не подлежащим удовлетворению, поскольку несогласие с расчетом, представленным ответчиком ФИО1 обосновывала неверным применением величины ожидаемого периода выплаты пенсии при расчете расчетного пенсионного капитала, при этом доводы истца о нарушении ее пенсионных прав в указанной части не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В удовлетворении требования ФИО1 об обязании ответчика в соответствии со статьей 26 (п. 2 последний абзац) Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. возвратить (доплатить) не полученную ею часть пенсии по вине пенсионного органа в связи с неисполнением четко прописанных норм закона за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, суд полагает отказать, поскольку данное требование является производным от требований истца об обязании ответчика произвести оценку пенсионных прав истца до 01.01.2002 года с обязательным применением нормы абзаца третьего пункта 5 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года в первоначальной его редакции, и определить размер трудовой пенсии ФИО1 со всеми повышениями и индексациями, предусмотренными законодательством, в том числе проведенной «валоризацией», основания для удовлетворения данного требования отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) И. С. Новикова
Подлинник решения хранится в гражданском деле № Ленинского районного суда <адрес>.
54RS0№-58