ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5674/2015 от 10.12.2015 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Литвиненко Е.В.

при секретаре Гасниковой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> общественного фонд защиты прав потребителей «Крис», Кашенцева Р. С. к ООО «Мэлон Ф. Г.» о взыскании морального вреда, признании действий ответчика неправомерными,

у с т а н о в и л:

<адрес> общественный фонд защиты прав потребителей «Крис», Кашенцев Р.С. обратились в суд с иском к ООО «Мэлон Ф. Г.», просят

- признать действия ответчика по распространению ненадлежащей рекламы противоправными и обязать ответчика прекратить распространение такой рекламы;

- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей в пользу истца Кашенцева Р.С.

В судебное заседание истец Кашенцев Р.С. не явился, уведомлен.

Представитель истца <адрес> общественного фонда защиты прав потребителей «Крис» Пасюк А.А. по доверенности исковые требования поддержал, дал соответствующие пояснения.

В судебное заседание ответчик ООО «Мэлон Ф. Г.» представителя не направил, уведомлен, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, иск не признает.

С учетом мнения представителя истца суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца Кашенцева Р.С. и ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судебным разбирательством установлено, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в витрине магазина «Love Republic», расположенного в семейном торговом центре «Мега» по адресу <адрес>, размещены следующие объявления:

- объявление следующего содержания: «Super Sale*» с указанием на поле объявления чисел «-70%», «-30%», «-50%»;

- объявление следующего содержания: «интернет магазин loverepublic-shop.com»

Кроме того, на витрине на входе в магазин расположена вывеска следующего содержания: «ООО «Мэлон Ф. Г.» 190103, Санкт-Петербург, 10-я Красноармейская ул., <адрес> LOVE REPUBLIC 10-22».

В магазине установлено объявление следующего содержания: «МЕLON FASHION CLUB LOVE REPUBLIC ZARINA befree SPRINGFIELD women secret».

Данное объявление направлено на привлечение внимания к ответчику, товарам и услугам, которые он продает в торговом зале, а также на поддержание интереса к ответчику и товарам.

В соответствии с ч. 1. ст. 3 Закона «О рекламе» объявление «Super Sale» является рекламой.

Распространение рекламы ответчиком на иностранном языке без перевода является нарушением законодательства РФ о рекламе.

Поскольку данная реклама ответчика направлена на граждан, которые имеют намерение заказать или приобрести либо заказывают, приобретают или используют эти товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, постольку на правоотношения, возникающие между ответчиком и потребителями распространяется законодательство о защите прав потребителей. Следовательно, истец имеет право на предъявление иска в соответствии со ст. 46 закона «О защите прав потребителей».

Согласно части 11 статьи 5 Закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Указанное положение содержит отсылочную норму, предусматривающую необходимость соблюдения в рекламе требований законодательства Российской Федерации в любой сфере.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005г. № 53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе. В части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке в Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

Информация «Super Sale», распространявшаяся на витрине магазина «Love Republic» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующими рекламодателями.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

В связи с тем, что отсутствует перевод иностранного слова на русский язык, потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения.

Таким образом, ответчик распространяет ненадлежащую рекламу, действия ответчика по распространению ненадлежащей рекламы нарушают права потребителей.

Доводы ответчика в письменном отзыве о недоказанности факта нарушения прав потребителей судом не принимаются и опровергаются материалами дела. Законодательством о защите прав потребителей не предусмотрено требований к способу фиксации информации о фактах нарушений прав потребителей в рамках осуществления общественного контроля. В связи с чем, представленные истцами акт фиксации нарушений прав потребителей подписанный двумя свидетелями и фотоснимки принимаются судом в качестве допустимых доказательств. Кроме того, возражая против представленных истцом доказательств, ответчик вместе с тем не оспаривает факта наличия в магазине рекламы на иностранном языке.

В связи с установленным нарушением прав потребителя суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца Кашенцева Р.С. о взыскании компенсации морального вреда в заявленном размере 1000 рублей в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен вред, требований разумности и справедливости.

Согласно п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В силу приведенной нормы права с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию штраф в размере по 250 рублей каждому (1000:2:2).

Требование истцов о признании противоправными действий ответчика по размещению вывески магазина на иностранном языке не подлежит удовлетворению, поскольку в силу пункта 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет». Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес> общественного фонд защиты прав потребителей «Крис», Кашенцева Р. С. удовлетворить

Признать действия ООО «Мэлон Ф. Г.» по распространению ненадлежащей рекламы противоправными и обязать ООО «Мэлон Ф. Г.» прекратить распространение такой рекламы.

Взыскать с ООО «Мэлон Ф. Г.» в пользу Кашенцева Р. С. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 250 рублей, всего сумму 1250 рублей.

Взыскать с ООО «Мэлон Ф. Г.» в пользу <адрес> общественного фонд защиты прав потребителей «Крис» штраф в размере 250 рублей.

Взыскать с ООО «Мэлон Ф. Г.» в доход бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение одного месяца.

Судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.