ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5675/17 от 21.12.2017 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-5675/2017

Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2017 года г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Полянской Е.Н.

При секретаре – Олиной А.А.

С участием истца ФИО1

Представителя истца Царева М.В.

Представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, мотивировав свои требования следующим.

Истец родился в ДД.ММ.ГГГГ году в <...>. Проживал на спецпоселении совместно с матерью Д.П.И., которая в 1931 году была выселена в административном порядке из Чувашской АССР в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации по борьбе с кулачеством» и состояла на учете спецпоселения Томской и Кемеровской областей по март 1952 года. На основании ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» истец реабилитирован, что подтверждается справкой ГУВД по Кемеровской области от 10.04.2008 № Д-674.

В соответствии со свидетельством , истцу предоставлены льготы, установленные ст.16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». В соответствии со ст.2 Закона Красноярского края №12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» реабилитированные лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья. Согласно ст.3 Закона Красноярского края от 08.10.2009 №9-3683 «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями и членов их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Красноярский край», постановка граждан на учет для обеспечения жилыми помещениями осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения на основании письменного заявления и документов, указанных в ст.4 Закона. В силу ст.6 приведенного Закона, граждане обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления им единовременных социальных выплат на приобретении жилого помещения в собственность. Согласно ст.7 названного Закона, финансирование расходов на предоставление социальной выплаты осуществляется за счет средств краевого бюджета.

В настоящее время истец является также инвалидом второй группы бессрочно. Истец неоднократно обращался в органы социальной защиты населения с целью реализации своего права на получение жилья, в 2016 году предъявил иск к администрации Советского района г. Красноярска о возложении обязанности предоставить льготы, однако в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано, поскольку им был избран ненадлежащий ответчик, в решении суда указано, что надлежащим ответчиком по настоящим исковым требованиям является Министерство социальной политики Красноярского края.

Просит обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить ему жилое помещение вне очереди.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель адвокат Царев М.В., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от 11.12.2017, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Согласно представленного отзыва ФИО1 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории «малоимущий» распоряжением Администрации Советского района г. Красноярска от 21.01.2009 № 66. В отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (включая реабилитированных лиц), принятых на учет после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), очередность предоставления жилых помещений по договорам социального найма регулируется непосредственно и исключительно статьей 57 ЖК РФ.

Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 30-п. Данное Положение в компетенции министерства не предусматривает обеспечение жильем реабилитированных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Другие нормативные правовые акты также не устанавливают такие полномочия министерства. Министерство не располагает каким-либо жилищным фондом, в том числе жилищным фондом социального использования, и в отношениях по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда не участвует.

Красноярский край для истца не был местом жительства до применения репрессий, в связи с чем Закон Красноярского края от 08.10.2009 № 9-3683 «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, и членов их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Красноярский край», предусматривающий предоставление министерством единовременных социальных выплат реабилитированным лицам, утратившим жилые помещения в связи с политическими репрессиями, и членам их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Красноярский край, не применим к спорным правоотношениям.

Инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации без участия в этих отношениях министерства. Кроме того, истец не просит обеспечить его жильем как инвалида.

Как следует из уточненного искового заявления, основанием для обращения истца с иском к министерству послужило решение Советского районного суда г. Красноярска от 14.12.2016, из которого, по мнению истца, следует, что по данному иску надлежащим ответчиком является министерство.

Указанное решение Советский районный суд вынес по делу, в котором министерство не участвовало. Данным решением Советский районный суд вопрос об обязанностях министерства не разрешил; в решении суда не указано, что министерство является надлежащим ответчиком по иску. По этой причине апелляционная жалоба министерства на решение Советского районного суда от 14.12.2016 апелляционным определением Красноярского краевого суда от 04.10.2017 оставлена без рассмотрения.

Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация Советского района г. Красноярска своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, причин неявки суду не сообщило.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <...>, проживал на спецпоселении совместно с матерью – Д.П.И., которая в 1931 году была выселена в административном порядке из Чувашской АССР в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации по борьбе с кулачеством» и состояла на учете спецпоселения в Томской и Кемеровской областях по март 1952 года. На основании ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» истец реабилитирован. Указанное обстоятельство подтверждается справкой ГУВД по Кемеровской области от 10.04.2008 № Д-674. В соответствии со свидетельством Р№034922, выданным УСЗН администрации Советского района г. Красноярска 19.06.2008, истец имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

Распоряжением администрации Советского района г. Красноярска от 21.01.2009 №66 ФИО1 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие».

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Красноярского края от 10.12.2004 №12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» установлено, что реабилитированные лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья.

Других условий, предусматривающих порядок постановки на учет, обеспечения жильем реабилитированных лиц, формы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанный Закон не содержит, и полномочия Министерства социальной политики Красноярского края по реализации жилищных прав реабилитированных лиц не устанавливает.

Следовательно, иного порядка обеспечения жильем реабилитированных лиц, отличающегося от положений Жилищного кодекса РФ, указанный Закон не предусматривает.

Закон Красноярского края от 08.10.2009 № 9-3683 «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, и членов их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Красноярский край», на положения которого ссылается истец, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" определяет порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, и членов их семей в случае возвращения на прежнее место жительства в Красноярский край (статья 1 Закона).

Согласно ст. 2 указанного Закона Красноярского края его действие распространяется на следующие категории граждан:

1) реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, в случае возвращения реабилитированных лиц и членов их семей для проживания в те местности и населенные пункты Красноярского края, где они проживали до применения репрессий;

2) членов семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним политических репрессий, утратившими жилые помещения в связи с политическими репрессиями, в случае их возвращения для проживания в те местности и населенные пункты Красноярского края, где они проживали до применения репрессий;

3) детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении при отбывании наказания репрессированными по политическим мотивам лицами, впоследствии реабилитированными, в случае их возвращения для проживания в те местности и населенные пункты Красноярского края, где проживали до применения репрессий их родители, утратившие жилые помещения в связи с политическими репрессиями.

Указанным Законом действительно предусмотрено, что постановка граждан на учет для обеспечения жилыми помещениями осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения на основании письменного заявления и документов, указанных в статье 4 настоящего Закона (статья 3 Закона); обеспечение жилыми помещениями осуществляется путем предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность( статья 6 Закона); финансирование расходов на предоставление социальной выплаты осуществляется за счет средств краевого бюджета (статья 7 Закона).

Вместе с тем, мать истца до применения репрессий на территории Красноярского края не проживала, жилого помещения на территории края не имела. В этой связи, истец не относится к лицам, перечисленным в ст.2 названного Закона, и права на обеспечение жильем в соответствии с установленным этим Законом порядком не имеет. Таким образом, на спорные правоотношения Закон Красноярского края № 9-3683 не распространяется.

То обстоятельство, что истец является инвалидом, так же не является основанием для возложения на ответчика обязанности по обеспечению ФИО1 жилым помещением.

В силу ст.17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории инвалидов.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Красноярского края от 25.03.2010 №10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов, и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» министерство социальной политики Красноярского края предоставляет меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, вставшим на учет до 1 января 2005 года. (статьи 1,2,6 Закона).

Поскольку истец поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жильем после указанной даты, приведенный Закон на него так же не распространяется.

При таком положении, правовых оснований для возложения на Министерство социальной политики Красноярского края обязанности по обеспечению ФИО1 жилым помещением суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении исковых требований считает необходимым отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья Е.Н. Полянская