ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5679/2016 от 22.11.2016 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 ноября 2016 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Успуна И.И., при секретаре М-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Тываэнерго» о возложении обязанности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям, к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о согласовании схемы строительства линии электропередач,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее Роспотребнадзор по РТ) обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Открытому акционерному обществу «Тываэнерго» (далее по тексту - ОАО «Тываэнерго») о возложении обязанности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств жителей, проживающих по <адрес>, к электрическим сетям, к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее ООО «Водоканал») о согласовании схемы строительства линии электропередач, указав, что между потребителями, проживающими по <адрес>, и ОАО «Тываэнерго» заключены типовые договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, им выданы технические условия, потребителями оплачена сумма в соответствии с тарифами, однако по сегодняшний день ответчиком не исполнены условия заключенных договоров. Сетевая организация бездействует, не подключает электроэнергию к электропринимающим устройствам, ежегодно заключает с потребителями дополнительные соглашения о продлении срока исполнения договора, опломбировать счетчики отказывается, тем самым нарушает права потребителей услуг по электроснабжению домов по <адрес> и как следствие неопределенного круга лиц. Просил признать действия ОАО «Тываэнерго» по ненадлежащему исполнению обязанностей в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилых домов по <адрес>, выразившееся в необоснованном отказе в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, противоправными в отношении неопределенного круга лиц, обязать ОАО «Тываэнерго» осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств жителей, проживающих по <адрес> РТ, к электрическим сетям, возложить на ОАО «Тываэнерго» обязанность довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации.

С учетом последнего уточнения Роспотребнадзор по РТ просит обязать ОАО «Тываэнерго» осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств жителей к электрическим сетям, ООО «Водоканал» согласовать схему строительства линии электропередач к домам, находящимся по следующим адресам: <адрес>

Определением суда по делу в качестве третьего лица привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее Минземимущество РТ), Мэрия г. Кызыла, Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла.

В судебном заседании представитель истца Т. иск поддержал по указанным в нем основаниям с учетом уточнения.

Представитель ответчика ОАО «Тываэнерго» по доверенности А в судебном заседании пояснил, что для исполнения договоров о технологическом присоединении с жителями, проживающими по <адрес>, согласно проектно-сметной документации необходимо построить линию электропередач 0,4 кВ. так как дома находятся в санитарно-защитной зоне Правобережных очистных сооружений канализации, ООО «Водоканал» отказывается согласовать актуализационную схему прохождения ВЛ-0,4 кВ, в связи с чем ОАО «Тываэнерго» не может выполнить мероприятия по постройке ВЛ-0,4 кВ без согласованию схемы подтверждения ВЛ-0,4 кВ с ООО «Водоканал», тем самым не может исполнить свои обязательства по договорам технологическом присоединении электропринимающих устройств жителей, проживающих по <адрес>.

Представитель ответчика ООО «Водоканал» по доверенности Т. в судебном заседании пояснил, что согласовать схему строительства линии электропередач к спорным домам не предоставляется возможным ввиду нарушения санитарно-экологических норм, поскольку разрешение на строительство на данные дома отсутствует.

Представитель третьего лица Минземимущество РТ в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Представитель третьего лица Мэрии г. Кызыла по доверенности М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. В своем отзыве Мэрия г. Кызыла не возражает в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Как следует из материалов дела, граждане, проживающие по адресам: <адрес>) ДД.ММ.ГГГГ обратились прокурору РТ с просьбой принять меры прокурорского реагирования в целях обеспечения исполнения Технологических условий, выданных жителям домов по <адрес>, сетевой организацией ОАО «Тываэнерго».

Данное обращение жителей было направлено прокурору г. Кызыла, затем перенаправлено руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ (далее УФАС по РТ).

Жители, проживающие по <адрес>, сообщали УФАС по РТ, что одна линия электропередач по <адрес> построена уже 3-4 года назад, в настоящее время электроснабжение осуществляется от источника, находящегося в доме по адресу <адрес>, по временной схеме алюминиевыми проводами, проложенными своими силами по заборам и по самой улице, что является опасным. Имеются случаи отключений электричества и выхода из строя сложно- бытовых приборов.

ДД.ММ.ГГГГ УФАС по РТ направило обращение жителей, проживающих по <адрес>, в Управление Роспотребнадзора, для рассмотрения по существу.

Судом установлено, что в 2014 г. ОАО «Тываэнерго», как сетевая организация, заключило договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с жителями, проживающими по <адрес>.

Согласно п. 1 договора об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее технологическое присоединение) жилого дома, в т.ч. по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства ( включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению электропринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (электропринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых электропринимающих устройств – 5 кВт, категория надежности третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,22 кВ. Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, не более 4 месяцев, 6 месяцев.

Согласно п. 2 договора об осуществлении технологического присоединения сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по техническому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях. Сетевая организация при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения вправе по обращению заявителя продлить срок действия технических условий.

Также ОАО «Тываэнерго» выдало жителям, проживающим по адресу <адрес>, Технические условия для присоединения к электрическим сетям. (приложение к договору об осуществлении технологического присоединения).

Дополнительным соглашением, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, не более 1 года.

Обстоятельства о заключении договора об осуществлении технологического присоединения со всеми жителями, проживающими по адресу <адрес> и оплаты ими расходов на технологическое присоединение, сторонами не оспаривается.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861, Правила).

Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

Процедура технологического присоединения включает подачу заявки заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.

Из положений подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для физических лиц, подавших заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, используемых для бытовых нужд, максимальной мощностью до 15 кВт включительно, составляет 6 месяцев при условии, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с физическими лицами распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 Правил N 861).

Как установлено судом, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 5 кВт, по заявке жителей, проживающих по <адрес>, ответчик заключил с указанными жителями договора об осуществлении технологического присоединения и выдал Технические условия для присоединения к электрическим сетям.

Однако мероприятия по осуществлению технологического присоединения ответчик не осуществил ни к установленному сроку, ни к моменту подачи иска, что ущемляет интересы жителей, проживающих по адресу <адрес>.

Согласно обращениям ОАО «Тываэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ просит ООО «Водоканал» согласовать актуализационную схему прохождения ВЛ-0,4 кВ по адресу <адрес>

Как пояснил представитель ОАО «Тываэнерго» и указал в ходатайстве о привлечении в качестве соответчика ООО «Водоканал», ответчик не оспаривает факт не исполнения своих обязательств по договорам о технологическом присоединении электропринимающих устройств, заключенными с жителями, проживающими по <адрес>, ссылаясь на то, чтодля исполнения договоров о технологическом присоединении согласно проектно-сметной документации необходимо построить линию электропередач 0,4 кВ. так как дома находятся в санитарно-защитной зоне Правобережных очистных сооружений канализации, ООО «Водоканал» отказывается согласовать актуализационную схему прохождения ВЛ-0,4 кВ.

Доводы представителя ответчика ОАО «Тываэнерго» о наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения своих обязательств по договору в установленный срок, таких как отказ ООО «Водоканал» согласовать актуализационную схему прохождения ВЛ-0,4 кВ, суд счел данные обстоятельства, подпадающими под условия, указанные в п. 1 Договора об осуществлении технологического присоединения - урегулирование отношений с третьими лицами в случае необходимости.

Судом отмечено, что обязательное согласование сетевой организации актуализационной схемы прохождения ВЛ-0,4 кВ с иными лицами Правилами N 861 не предусмотрено.

Таким образом, поскольку нарушение процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, а именно: не осуществление мероприятий по технологическому присоединению в установленные договорами срок и привело к ущемлению интересов жителей, проживающих по <адрес>, то исковые требования к ОАО «Тываэнерго» о возложении обязанности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям подлежит удовлетворению.

Поскольку суду предоставлен акт об осуществлении технологического присоединения по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, акт об осуществлении технологического присоединения по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то суд отказывает в удовлетворении исковых требований в части осуществления технологического присоединения жителей к электрическим сетям, проживающих по адресу <адрес>

Учитывая, что в силу Федерального Закона № 35-Ф3 от 26 марта 2005 года «Об электроэнергетике» услуги населению по электроснабжению оказывает ОАО «Тываэнерго», то суд полагает необходимым возложить на ОАО «Тываэнерго» обязанность осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям жилых домов, расположенных по адресу <адрес>

Рассматривая исковые требования к ООО «Водоканал» суд приходит к следующему.

Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс Российской Федерации предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43). Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Водоканал» отказывается согласовать актуализационную схему прохождения ВЛ-0,4 кВ, так как идет процедура разбирательства с Минземимуществом РТ по поводу законности размещения участков для ИЖС в санитарно-защитной зоне Правобережных очистных сооружений канализации.

Согласно сообщению Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на строительство домов, расположенных по <адрес> в Департаменте отсутствует.

Между тем, суду было предоставлено разрешение на строительство индивидуального жилого дома, выданное заместителем мэра г. Кызыла ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> со сроком действия – на 10 лет.

Согласно свидетельству о регистрации права, земельный участок категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 805 кв.м., по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности К. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации <данные изъяты>

Представитель ответчика ООО «Водоканал» в суде сослался на процедуру разбирательства с Минземимуществом РТ по поводу законности размещения участков для ИЖС в санитарно–защитной зоне Правобережных очистных сооружений канализации.

Из обращения ООО «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Водоканал» обращался в Минземимущество РТ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации относительно выделения земельных участков под ИЖС в районе Правобережных очистных сооружений канализации по <адрес>, без соблюдения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в котором предписано, что размер санитарной-защитной зоны для канализационных очистных сооружений производительностью от 2000 м3/сут. до 5000 м3/сут. согласно таблице 7.1.2 следует принимать размером 200 м., в то время как вновь образованные земельные участки практически вплотную примыкают к ограждению существующих очистных сооружений. Таим образом, непосредственная близость жилья от источников выбросов в атмосферу может негативно отразиться на здоровье людей. Кроме того, отсутствие централизованного питьевого водоснабжения в данном районе может привести к бактериальному и химическому загрязнению подземных вод.

Согласно ответу Минземимущество РТ от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ООО «Водоканал», для проведения проверки и принятия мер направлено в Управление административно-технического надзора Мэрии г. Кызыла.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, доказательств, подтверждающих о какой-либо процедуре, о незаконности размещения участков по адресу <адрес> для ИЖС в санитарно – защитной зоне Правобережных очистных сооружений канализации, суду не представлено.

Кроме того, согласно п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в связи с чем, доводы представителя ООО «Водоканал» о несоответствии размера санитарно-защитной зоны для канализационных очистных сооружений к жилой зоне необоснованны.

При таких обстоятельствах, исковые требования к ООО «Водоканал» о согласовании схемы строительства линии электропередач подлежит удовлетворению, суд полагает необходимым на ООО «Водоканал» возложить обязанность согласовать актуализированную схему размещения строительства линии электропередач к домам, находящимся по адресу <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Тываэнерго» о возложении обязанности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям, к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о согласовании схемы строительства линии электропередач, удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Тываэнерго» осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств жителей к электрическим сетям, проживающих по адресам: <адрес>

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» согласовать схему строительства линии электропередач к домам, находящимся по адресам: <адрес>

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2016 г.

Судья И.И. Успун