ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-567/18 от 06.11.2018 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

Копия

Дело № 2-567/2018

УИД 66RS0039-01-2018-000732-38

Мотивированное решение составлено: «06» ноября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижние Серги «02» ноября 2018 года

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Запретилиной О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Майоровой Н.А.,

с участием ст. помощника прокурора Нижнесергинского района Свердловской области Мамай А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-567/2018

по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Верхние Серги, муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети Верхние Серги» о признании действий по размещению (захоронению) отходов на земельному участке незаконными, запрете осуществлять действия по размещению (захоронению) отходов на земельному участке, об организации работ по приведению земельного участка в пригодное для использования состояние путем рекультивации,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к МУП «Тепловые сети Верхние Серги» о признании действий по размещению (захоронению) отходов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> незаконными, к МУП «Тепловые сети Верхние Серги» и администрации городского поселения Верхние Серги о запрете осуществлять действия, направленные на размещение (захоронение) отходов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, возложении на администрацию городского поселения Верхние Серги обязанности в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по приведению земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в пригодное для использования состояние путем его рекультивации.

В основание требований прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды на территории городского поселения Верхние Серги на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 57 009 кв.м, расположен полигон отходов, эксплуатируемый МУП «Тепловые сети Верхние Серги» на основании договора аренды -ю от ДД.ММ.ГГГГ. На полигоне размещены несортированные отходы из жилищ, мусор от офисных и бытовых помещений организаций, обрезки и обрывки смешанных тканей, опилки древесины, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, лом изделий из стекла, отходы от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, учебно-воспитательных учреждений, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий. Объем накопленных отходов на конец 2016 года на полигоне составил 15,551 тыс.т. МУП «Тепловые сети Верхние Серги» технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2017 год не представлен, данные о размещенных на полигоне отходах по состоянию на 2017 год отсутствуют. Между тем, МУП «Тепловые сети Верхние Серги» заключен ряд договоров по захоронению отходов на полигоне. Всего МУП принято от других организаций и захоронено на полигоне 8 380,69 куб.м. ТКО. Отходы из жилищ являются отходами IV класса опасности. Деятельность по захоронению отходов на полигоне осуществляется МУП без соответствующей лицензии. МУП «Тепловые сети Верхние Серги» эксплуатируется полигон, не включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов. В реестр полигон включению не подлежит, поскольку расположен в границах населенных пунктов.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Мамай А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – глава администрации городского поселения Верхние Серги ФИО1 иск не признал в полном объеме. Считает, что срок рекультивации должен быть не менее 4 лет. Запрет по осуществлению действий по размещению отходов на данном земельном участке нецелесообразен.

Ответчик – представитель администрации городского поселения Верхние Серги ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал в полном объеме, не согласен со сроком в течение 2 лет провести рекультивацию земельного участка. Считает, что срок рекультивации должен быть увеличен, поскольку бюджет на 2019 год уже сформирован.

Ответчик - представитель МУП «Тепловые сети Верхние Серги» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.63).

Третье лицо – представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил письменный отзыв, согласно которому лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию – мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Расположенный на территории городского поселения Верхние Серги на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 57 009 кв.м, полигон отходов, эксплуатируемый МУП «Тепловые сети Верхние Серги» на основании договора аренды -ю от ДД.ММ.ГГГГ, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов. В настоящее время Министерством проводится актуализация территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. При актуализации полигон будет включен в территориальную схему как объект обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащими рекультивации. В рамках выполнений мероприятий подпрограммы «Чистая среда» предполагается софинансирование мероприятий по ликвидации (рекультивации) объектов размещения твердых коммунальных отходов. Министерство в рамках реализации своих полномочий проводит необходимые мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды (л.д.66-71).

Третье лицо – представитель регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ТБО Экосервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим оразом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с ч. 5, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к сельским поселениям.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Согласно п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ городским поселением Верхние Серги в лице главы администрации ФИО1 сдан в аренду МУП «Тепловые сети Верхние Серги» сроком на 360 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок - свалка, площадью 57 009 кв.м, категории – земли населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный в п. Верхние Серги Нижнесергинского района Свердловской области, с целевым использованием для свалки твердых и бытовых отходов (л.д.17-20, 23-25). Сторонами определен размер арендной платы в год (л.д.21).

Земельный участок передан администрацией в аренду МУП «Тепловые сети Верхние Серги» по акту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, на свалке размещены отходы их жилищ несортированные и крупногабаритные, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, обрезки и обрывки смешанных тканей, опилки натуральной чистой древесины, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, лом изделий из стекла, мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий.

МУП «Тепловые сети Верхние Серги» осуществляет деятельность без лицензии на осуществление сбора, транспортирования, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности.

За 2017 год МУП «Тепловые сети Верхние Серги» не представлен технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (л.д.26-29).

Из письменного объяснения директора МУП «Тепловые сети Верхние Серги» ФИО3, данного прокурора ДД.ММ.ГГГГ, следует, что предприятие осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг населению, в том числе эксплуатацию полигона ТКО в р.п. Верхние Серги на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. МУП «Тепловые сети Верхние Серги» заключен ряд договоров по захоронению отходов на полигоне ТКО: с администрацией городского поселения Верхние Серги ДД.ММ.ГГГГ, с ТСЖ «Партизан 4» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым МУП «Тепловые сети Верхние Серги» обязуется осуществлять захоронение на полигоне ТКО отходов мусора от бытовых помещений несортированного, исключая крупногабаритные. Всего за 2017 год МУП «Тепловые сети Верхние Серги» принято от других организаций и захоронено на полигоне 8 380,69 куб.м. ТКО. МУП «Тепловые сети Верхние Серги» осуществляет деятельность по размещению в виде захоронения отходов в отсутствие лицензии. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды (почвы, воды, атмосферного воздуха) на территории полигона не осуществлялся по причине недостаточного финансирования. Санитарно-защитная зона полигона ТКО не разработана и не утверждена. Полигон ТКО в р.п. Верхние Серги в Государственный реестр объектов размещения отходов не включен. На территории полигона ТКО р.п. Верхние Серги контрольно-дизенфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровоза отсутствует. Приемщик ТКО на полигоне профессиональное обучение для работы с отходами I-IV классов опасности не прошел (л.д.31-32).

Согласно реестру, МУП «Тепловые сети Верхние Серги» заключены договоры на размещение (захоронение) ТКО с образовательными и дошкольными учреждениями, обществами с ограниченной ответственностью и индивидуальными предпринимателями, ТСЖ (л.д.33-34, 38-41). Также ДД.ММ.ГГГГ МУП «Тепловые сети Верхние Серги» заключен договор с администрацией городского поселения Верхние Серги на осуществление захоронения на полигоне ТКО отходов мусора от бытовых помещений администрации (л.д.35-36, 37).

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Тепловые сети Верхние Серги» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, иными опасными веществами при эксплуатации полигона ТКО в районе Верхние Серги на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> и размещении (в виде захоронения) на полигоне отходов из жилищ несортированных IV класса опасности без лицензии на осуществление данного вида деятельности (л.д.47-55).

Судом установлено, что администрация городского поселения Верхние Серги передала МУП «Тепловые сети Верхние Серги» по договору аренды земельный участок, площадью 57 009 кв.м, расположенный в землях населенного пункта п. Верхние Серги Нижнесергинского района Свердловской области, с целевым использованием для свалки твердых и бытовых отходов. Предприятие на земельном участке осуществляет деятельность по накоплению отходов, не имея лицензии на осуществление деятельности по захоронению отходов. Полигон ТКО в р.п. Верхние Серги не включен в ГРОРО. За нарушение требований природоохранного законодательства МУП «Тепловые сети Верхние Серги» привлечено к административной ответственности.

Факт размещения на полигоне отходов путем захоронения МУП «Тепловые сети Верхние Серги» подтвержден директором предприятия ФИО3 при даче объяснения ДД.ММ.ГГГГ прокурору, а также установлен постановлением о назначении административного наказания МУП «Тепловые сети Верхние Серги» по ст.8.2 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Деятельность МУП «Тепловые сети Верхние Серги» по захоронению отходов является незаконной.

Обязанность по приведению земельного участка в пригодное для использования состояние подлежит возложению на ответчиков.

Как указывает Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Правительства Свердловской области в рамках выполнений мероприятий подпрограммы «Чистая среда» предполагается софинансирование мероприятий по ликвидации (рекультивации) объектов размещения твердых коммунальных отходов.

Доводы ответчика администрации городского поселения Верхние Серги относительно коротких сроков рекультивации земельного участка, составляющих два года, суд считает необоснованными. Срок аренды земельного участка истек ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств заключения договора на новый срок и на новых условиях суду не представлено. Также не представлена ответчиком соответствующая проектная документация по организации работ по рекультивации земельного участка. При установлении в данном проекте иного срока, администрация не лишена права обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

От уплаты государственной пошлины в бюджет по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции, органы местного самоуправления, выступающие в качестве ответчиков, освобождаются в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

С МУП «Тепловые сети Верхние Серги» в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать действия муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети Верхние Серги» по размещению (захоронению) отходов на земельном участке, площадью 57 009 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном в п. Верхние Серги Нижнесергинского района Свердловской области, незаконными.

Запретить администрации городского поселения Верхние Серги, муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети Верхние Серги» осуществлять действия по размещению (захоронению) отходов на земельном участке, площадью 57 009 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном в п. Верхние Серги Нижнесергинского района Свердловской области.

Возложить на администрацию городского поселения Верхние Серги, муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети Верхние Серги» обязанность в течение двух лет с момента вступления в законную силу настоящего решения суда организовать проведение работ по приведению земельного участка, площадью 57 009 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в п. Верхние Серги Нижнесергинского района Свердловской области, в пригодное для использование состояние путем его рекультивации.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети Верхние Серги» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом путем подачи жалобы через Нижнесергинский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна. Судья О.Ю. Запретилина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>