дело № 2-567/2019 мотивированное решение составлено 17.07.2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2019 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Л.И.,
при секретаре Фицнер А.И.,
с участием законного представителя истца - ООО «ЖКП-Сервис», ФИО1,
ответчиков ФИО2, ФИО3 и их представителя по устному ходатайству ФИО4,
представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
администрации МО г.п. Мурмаши, по доверенности ФИО5,
ООО «Мурмашинская тепловая компания» по доверенностям ФИО6 и ФИО7,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное предприятие-Сервис» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени и судебных расходов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное предприятие-Сервис» (далее – ООО «ЖКП-Сервис») обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени, а также судебных расходов, в обоснование указав, что ООО «ЖКП-Сервис» оказывает услуги по содержанию общего имущества и предоставляет коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома <адрес> (далее – МКД). Ответчик ФИО2 является собственником квартиры <адрес>, где зарегистрирован и проживает совместно с ФИО3, которая является членом семьи собственника и несет солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением. Поскольку обязательства по внесению платы за предоставленные услуги по теплоснабжению ответчики исполняют ненадлежащим образом, за период с <дата> по <дата> образовалась задолженность в размере 90 042 руб. 74 коп., начислены пени в размере 9 301 руб. 88 коп. Просит взыскать с ответчиков солидарно задолженность и пени в указанных размерах, а также расходы по уплате госпошлины в сумме 3 180 руб. 34 коп.
Определениями суда, в том числе протокольными от <дата> и <дата> принято уточнение заявленных требований в части взыскания с ответчиков задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в размере 150 327 руб. 95 коп., пени в размере 26 707 руб. 83 коп., к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области и ООО «Мурмашинская тепловая компания».
Представитель истца в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме. При рассмотрении дела с учетом представленных письменных пояснений указала, что ООО «ЖКП-Сервис», которое осуществляет управление МКД с января 2017 года, просит взыскать только задолженность по оказанной услуге «отопление» и пени, поскольку предоставленная ответчикам коммунальная услуга «горячее водоснабжение» ими оплачивается. Начисление платы за постановленную услугу «отопление» осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее также Правила № 354), исходя из норматива потребления данной услуги. Поставка коммунальной услуги «отопление» в занимаемое ответчиками жилое помещение осуществляется через сети центрального теплоснабжения в объеме, предусмотренном схемой теплоснабжения. Как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации начисления за указанную коммунальную услугу не производятся только в том случае, если граждане, перешедшие на альтернативный источник отопления, произвели переустройство, соблюдая установленный порядок переустройства системы отопления многоквартирного дома, а также нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, заключающиеся в соблюдении температурного режима в жилом помещении (+18С). То есть граждане должны иметь соответствующее разрешение на переустройство, которое согласуется органами местного самоуправления, в технический паспорт многоквартирного дома должны быть внесены соответствующие изменения, которые и подлежат применению исполнителями коммунальных услуг при осуществлении расчетов с потребителями. Прежде всего, в техническом паспорте многоквартирного дома, который в характеристиках жилого помещения предусматривает указание вида отопления, из общей площади МКД исключается площадь жилого помещения, переведенного на электрообогрев. Завершение переустройства подтверждается актом приемочной комиссии, который должен в соответствии со ст. 28 ЖК РФ быть направлен в орган по учету объектов недвижимости. Отсутствие у собственника жилого помещения обязанности направлять акт приемочной комиссии в организацию по учету объектов недвижимого имущества, не исключает его обязанности внести изменения в технический паспорт жилого помещения, на основании этих изменений управляющей организацией актуализируется техническая документация на многоквартирный дом. Необходимые документы ответчиками либо предыдущей управляющей организацией в ООО «ЖКП-Сервис» не представлялись, изменения в технический паспорт жилого помещения либо МКД не вносились. Представленный ответчиками акт подтверждает факт соответствия переустройства проектной документации, но не свидетельствует о соблюдении установленного порядка переустройства. Также данный акт ставится под сомнение в виду возражений ООО «Мурмашинская тепловая компания». Помимо этого, проведенное ответчиками переустройство, поскольку происходит уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, не согласовано с общим собранием собственников МКД. Кроме того, п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» говорит о том, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Сведения о занимаемом ФИО8 жилом помещении в актуализированную схему теплоснабжения МО г.п. Мурмаши на 2019 год не внесены. Поскольку ответчики не оплачивают предоставленную им услугу, возникающие от этого убытки подлежат распределению между другими собственниками. Вопрос о возмещении возникших у них убытков ФИО8 не лишены возможности решать в судебном порядке. Против довода ответчиков о применении к спорным правоотношениям формулы 3(6) расчета платы за коммунальную услугу возражала, поскольку данная формула начала действовать за рамками спорного периода задолженности.
Ответчики и их представитель по устному ходатайству в судебном заседании с заявленными требованиями согласились частично, поскольку в соответствии с расчетами, произведенными при переводе квартиры на электрообгрев в технической документации, должны вносить плату в размере 9, 18% от норматива потребления. До смены управляющей МКД организации плата за отопление вносилась именно в таком размере. Переоборудование жилого помещения произведено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, которое действовало на момент перевода квартиры на электрообогрев. Вся техническая документация, связанная с переоборудованием, была передана в предыдущую управляющую организацию - МУП ЖКП п. Мурмаши, которая, в свою очередь, была обязана передать её ООО «ЖКП – Сервис», как новой управляющей МКД организации. Температурный режим в квартире соблюден. В соответствии с представленным ответчиками расчетом стоимости отопления применению подлежит формула 3(6), установленная Правилами № 354, согласно которой объем потребленной за расчетный период тепловой энергии равен нулю, если переход на альтернативный источник отопления выполнен в установленном законом порядке.
Представитель администрации г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам и основаниям, изложенным стороной ответчика. Также в соответствии с представленными при рассмотрении дела возражениям на исковое заявление завершением переустройства в соответствии со ст. 28 ЖК РФ, действовавшей на момент спорных правоотношений (в редакции 18.10.2007) является не внесение изменений в технический паспорт жилого помещения, а акт приемочной комиссии. Невнесение изменений в технический паспорт жилого помещения не свидетельствуют о незаконности переустройства. Считает, что объем потребленной ответчиками энергии подлежит расчету по формуле 3(6) приложения № 2 к Правилам № 354. 01.10.2007 администрации г.п. Мурмаши Кольского района Мурманской области выдано решение о согласовании переустройства в квартире ответчиков, выполнение которого удостоверяется актом приемочной комиссии от <дата>.
Представители ООО «Мурмашинская тепловая компания» заявленные требования поддержали по доводам и основаниям аналогичным представителя истца. Кроме того, указали, что, несмотря на наличие в акте на ввод в эксплуатацию индивидуального электроотопления подписи представителя ООО «Мурмашинская тепловая компания», данный акт этим лицом не подписывался. Также ответчиком не представлен проект на весь дом. Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такую возможность не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном жилом доме не освобождает собственника этого жилого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления. Отсутствие (демонтаж) приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиками не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом. Демонтаж радиаторов центрального отопления не означает, что теплоснабжение квартиры прекратилось, ответчики являются получателями услуги по отоплению хотя и не в полном объеме. Поскольку действующим законодательством дифференциация по расчетам, позволяющим произвести необходимый расчет не предусмотрена, начисления обоснованно производятся как для услуги, потребленной в полном объеме. Предполагают, что работы по переоборудованию ФИО2 выполнены не в соответствии с проектом, возражения по имеющейся в деле технической документации не представили. Установленная Правилами № 354 формула 3(6) содержит расчет одной из составляющих, необходимых для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению по формуле 3(1), которая также установлена Правилами № 354.
Суд, заслушав участвовавших в деле лиц, исследовав материалы гражданских дел №, №, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности.
По смыслу п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, среди прочего, плату за обслуживание общего имущества многоквартирного дома, плату за коммунальные услуги, в том числе, исходя из положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плату за тепловую энергию.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Правила № 354 устанавливают права и обязанности собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, порядок контроля качества коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 6-8 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 данных Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. 9 и 10 данных Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 данных Правил.
Согласно пп. «а» п. 31 и пп. «и» п. 34 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги, а потребитель, в свою очередь, обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Судом установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, управляющей организацией, обслуживающей указанный многоквартирный дом, с <дата> выбрано ООО «ЖКП-Сервис», а также утвержден, в том числе, договор управления многоквартирным домом с ООО «ЖКП-Сервис» сроком на пять лет (л.д. 19 том 1).
По договору управления многоквартирным домом от <дата> ООО «ЖКП-Сервис» оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в данном доме лицам (л.д. 10-19 том 1).
Подача ответчикам через присоединенную сеть тепловой энергии по открытой системе центрального теплоснабжения осуществляется ресурсоснабжающей организацией на основании договора теплоснабжения № от <дата>, заключенного между ООО «Мурмашинская тепловая компания» и ООО «ЖКП-Сервис» (л.д. 167-177 том 1).
МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В соответствии с условиями договора управления срок для оплаты услуг установлен до 20 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов, представляемых собственнику (иному лицу, занимающему помещение на законных основаниях) управляющей организацией до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Выпиской из ЕГРН от <дата> подтверждается, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО2 (л.д. 147-150 том 1).
Также в указанном жилом помещении в качестве члена семьи собственника зарегистрирована и проживает ответчик ФИО3 (л.д. 145-146 том 1).
Таким образом, ответчики в силу закона обязаны были ежемесячно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Вместе с тем, ответчики оплату за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме не производили, в связи с чем, образовалась задолженность за потребляемые услуги на общую сумму 150 327 руб. 95 коп. (л.д. 136 том 1). Кроме того, истцом начислены пени за несвоевременное внесение указанной платы в размере 26 707 руб. 83 коп. (л.д. 136(об) том 1).
При этом, из представленных ответчиками документов следует, что занимаемая ими квартира в 2007 году переведена на электрообогрев, в соответствии с техническими условиями выполнены работы по демонтажу отопительных приборов центрального отопления и теплоизоляции стояков (л.д. 93-128 том 1).
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами гражданских дел №, № и участвовавшими в деле лицами не оспаривались.
Таким образом, суд считает требования истца законными и обоснованными, поскольку ответчики обязанность по своевременному внесению платы за предоставленные им услуги не исполнили, наличие обязанности частично оплатить вышеуказанную задолженность ответчики не отрицали.
Разрешая заявленные требования о взыскании имеющейся у ответчиком задолженности за предоставленные коммунальные услуги, суд учитывает, что отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями ЖК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с данными федеральными законами. Кроме того, отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «е» п. 4 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в число услуг, которые могут быть предоставлены потребителю входит отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно п. 36, 38 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Как установлено при рассмотрении дела, начисление ответчикам платы за отопление за спорный период производилось истцом исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги в соответствии с порядком и формулами, установленными действующими в тот момент Правилами № 354.
Согласно произведенных истцом расчетов размер задолженности по коммунальной услуге отопление за период с января 2017 года по февраль 2019 года составил 150 327 руб. 95 коп. (л.д. 136 том 1).
Проверив представленный истцом расчет задолженности за указанный период, составленный исходя из норматива потребления коммунальной услуги по теплоснабжению, который ответчиками не оспорен, суд находит его правильным, составленным с учетом действующих тарифов и нормативов. Плата на общедомовые нужды в данный расчет не включена.
Согласно абз. 1 и 2 п. 40 Правил № 354 (в редакции, действовавшей до 25.02.2019) потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л.В.И. и Т.Н.Я.» (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст. 17 (ч. 3), 19 (ч. 1), 35 (ч. 1 - 3), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3) абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
В указанном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации предписал Правительству Российской Федерации незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708 и от 23.02.2019 № 184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правила № 354 дополнены пунктами 2(3) - 2(6), 3(6) – 3(7) приложения № 2, содержащими формулы, позволяющими рассчитать по квартирам, переведенным на индивидуальное отопление, размер платы за отопление только в целях содержания общего имущества, абз.2 п. 40 изложен в следующей редакции: «потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с п. 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил», тем самым исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в силу абз. 2 п. 40 Правил № 354 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 № 184) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с п. 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Пунктом 42(1) Правил № 354 предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
По формуле 3 (6) приложения № 2 к Правилам № 354 объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6):
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по квартирам, переведенным на электрообогрев, рассчитывается плата за отопление только на общедомовые нужды, одним из оснований расчета этой платы является осуществление переустройства в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Как указывалось выше, в 2007 году занимаемая ответчиками квартира переведена на электрообогрев.
В соответствии с частью ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона по делу должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Частью 1 ст. 25 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
Согласно ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии который направляется органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Выданное ответчику ФИО2 органом местного самоуправления разрешение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на перевод квартиры на автономное электроотпление предусматривало осуществление приемки выполненных работ и подписание акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в установленном порядке приемочной комиссией (л.д. 49,50 том 1).
Из представленных в материалы дела акта на ввод в эксплуатацию индивидуального электроотопления квартиры <адрес> с <дата>, а также решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения следует, что переустройство квартиры осуществлялось в соответствии с проектом и техническими условиями перевода квартиры на автономное электроотопление, согласовано с администрацией городского поселения (л.д. 49,50, 203 том 1).
При этом, администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши, которая в силу ч. 5, 8 ст. 2, пп 7 п. 1 ст. 14 ЖК РФ в пределах своих полномочий обеспечивает контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляет муниципальный жилищный контроль, согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений, незаконным переоборудование на электрообогрев квартиры ответчиков не считает, переустройство жилого помещения ответчиков, осуществленное в 2007 году и соответствует требованиям жилищного законодательства, действующим на момент его проведения, к собственникам жилого помещения требование о возврате жилого помещения в исходное состояние не предъявлялось.
Кроме того, <дата> ФИО2 на основании акта осмотра принадлежащей ему электроустановке отделом государственного энергетического надзора Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области выдано разрешение на подключение системы отопления квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, к ВРУ – 0,4 кВ МКД по постоянной схеме (л.д. 62-64 том 1).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что установленный законодательством Российской Федерации порядок переустройства жилого помещения ответчиками соблюден.
По приведенным основаниям, суд отклоняет довод представителя третьего лица – ООО «Мурмашинская тепловая компания», о том, что работы по переустройству жилого помещения ответчиком выполнены не в соответствии с представленным проектом, доказательства обратного, как того требует положение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлены.
Довод представителей истца и третьего лица - ООО «Мурмашинская тепловая компания», о предоставлении в обоснование соблюдения порядка переустройства в материалы дела акта на ввод в эксплуатацию индивидуального электроотопления квартиры <адрес>, а не акта завершения переустройства, не является основанием считать, что порядок переустройства ответчиками не соблюден, поскольку законодательством Российской Федерации форма такого акта и требования к нему не установлены.
По аналогичным основаниям не принимается также довод указанных представителей о том, что данный акт представитель ООО «Мурмашинская тепловая компания» не подписывал. Кроме того, как указывалось выше, до настоящего времени проведенное в жилом помещении ответчиков переустройство не соответствующим требованиям жилищного законодательства не признавалось, требование о возврате жилого помещения в исходное состояние к собственникам жилого помещения не предъявлялось.
Ссылка представителей ООО «ЖКП-Сервис» и ООО «Мурмашинская тепловая компания» на то, что согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации граждане, перешедшие на альтернативный источник отопления, должны производить переустройство, соблюдая не только установленный порядок переустройства системы отопления многоквартирного дома, а также нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, заключающиеся в соблюдении температурного режима в жилом помещении судом не принимается в связи со следующим.
Пунктом 15 приложения № 1 к Правилам № 354 установлено, что обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях должно быть: не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
Согласно представленной в дело технической документации в квартире по <адрес>, автономная система отопления отрегулирована таким образом, что поддерживает среднюю температуру в квартире на уровне +24С (л.д. 91 том 1).
Факт того, что в жилом помещении ответчиков, переведенном на электрообогрев, в течение периода возникновения вышеуказанной задолженности установленный законодательством Российской Федерации температурный режим не соблюдался, суду, как этого требует положение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Довод представителя ООО «ЖКП-Сервис» о том, что предыдущей управляющей организацией не предоставлены необходимые документы судом не принимается по следующим основаниям.
Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом изложены в ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с ч. 1 которой управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила № 416).
В силу ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Согласно п. 20 Правил № 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Изложенное свидетельствует о том, что ООО «ЖКП-Сервис» должно было предпринять достаточные меры к исполнению ранее осуществлявшей управление МКД организацией установленной законом обязанности по передаче технической и иной документации с целью передачи МКД в управление.
Факт того, что необходимые истцу для расчетов платы за коммунальную услугу изменения в техническую документацию МКД и жилого помещения до настоящего времени не внесены, не свидетельствует о наличии у ответчиков обязанности по внесению платы за фактически неполученную услугу по отоплению.
При изложенных обстоятельствах, остальные доводы, приведенные представителями истца и третьего лица, правового значения для рассматриваемого спора не имеют.
При разрешении вопроса о размере подлежащей взысканию задолженности суд учитывает, что до 01.01.2019 указанный Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения, в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, установлен не был.
Соответствующие изменения в Правила № 354 внесены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708 и 23.02.2019 № 184, вступившими в силу с 01.01.2019 и 25.02.2019 соответственно.
Формулы 3 и 3(6) приложения № 2 к Правилам № 354 введены в действие с 01.01.2019.
Как указывалось выше, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Методические рекомендации по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии и платы за нее собственниками и пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, в период с 20.12.2018 по 28.02.2019 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики по нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения (п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038), утверждены не были.
Как следует из имеющихся в технической документации по проведенному переводу на электроообгрев квартиры <адрес>, основанием для расчета оплаты услуг центрального отопления в квартирах, переведенных на автономное отопление могут являться теплопоступления от транзитных стояков и итоговые перетоки тепла между соседними помещениями, для данной квартиры эта величина составит 9,18% от норматива потребления (л.д. 92 том 1).
Таким образом, суд считает, что до введения в действие формул 3 и 3(6) приложения № 2 к Правилам № 354 расчет размера платы, которую должны были вносить ответчики, возможно произвести с учетом указанной величины в размере 9,18%.
Поскольку рассчитанный истцом размер задолженности по коммунальной услуге отопление за период с января 2017 года по декабрь 2018 года составил 138 284 руб. 52 коп., с ответчиков с учетом приведенных обстоятельств подлежит взысканию задолженность за период с января 2017 года по декабрь 2018 года в размере 12 694 руб. 52 коп. (138 284 руб. 52 коп.х9,18%).
При рассмотрении дела представителем истца по запросу суда о расчете задолженности, исходя из имеющейся технической документации представлен расчет теплопотребления в жилом помещении <адрес>, согласно которому размер задолженности за период с января 2017 года по февраль 2019 года составил 22 846 руб. 74 коп. (л.д. 10 том 1). Данный расчет составлен исходя из % тепловых потерь в размере 15,39%.
Судом данный расчет не принимается, поскольку тепловые потери в указанном размере в соответствии с имеющейся в деле технической документацией 15, 39% - это суммарные теплопотери с учетом дополнительных потерь через изолированные участки стояков отопления (л.д.102 том 1). Вместе с тем, как указывалось выше, истцом начисление платы за услугу «отопление» осуществлялось исходя из норматива потребления. Данному требованию соответствует величина 9,18%, которая в соответствии с технической документацией исчисляется от норматива потребления. Эта величина рассчитана исходя из того, что по представленным за май 2014 года квитанциям при наличии центрального отопления и отопительных приборов на квартиру площадью 101,4 кв.м выделяется 1,9986 Гккал тепловой энергии.
Кроме того, указанный расчет составлен также и за январь - февраль 2019 года, за которые объем потребленной энергии в соответствии с формулой 3(6) приложения № 2 к Правилам № 354 равен нулю.
Поскольку истцом требование о взыскании платы на общедомовые нужды не заявлено, суд в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ полагает, что с данным требованием истец не лишен возможности обратиться в суд в порядке отдельного искового производства.
При изложенных обстоятельствах довод представителей истца и третьего лица – ООО «Мурмашинская тепловая компания» о том, что формула 3(6) приложения № 2 к Правилам № 354, не может быть применена к спорным правоотношениям, судом отклоняется.
Ссылка представителя третьего лица – ООО «Мурмашинская тепловая компания», на необходимость несения ответчиками расходов на общедомовые нужды судом не принимается ввиду того, что при рассмотрении дела данное требование истцом не заявлено.
При разрешении требования о взыскании с ответчиков пеней за несвоевременное вынесение платы за коммунальные услуги, суд, учитывая, что ответчики не исполняли свою обязанность по своевременному внесению полагающейся платы за отопление в указанный истцом период, находит обоснованными требования в части взыскания пеней, исчисленных на имеющуюся задолженность.
В силу ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, проверив представленный истцом расчет пеней, который соответствует требованиям жилищного законодательства и ответчиками не оспорен, учитывая заявленное ответчиками ходатайство о снижении размера пени, а также исходя из размера подлежащей взысканию задолженности, суд полагает возможным снизить заявленную к взысканию неустойку, как не соразмерную последствиям нарушения ответчиками своих обязательств до 2 000 руб. 00 коп. Данный размер пеней подлежит взысканию с ответчиков солидарно в пользу истца.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований истца.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска в суд ООО «ЖКП-Сервис» уплачена государственная пошлина в сумме 3 180 руб. 34 коп. исходя из заявленных требований в размере 99 344 руб. 62 коп., которые в последующем увеличены до 177 035 руб. 38 коп. без уплаты государственной пошлины в остальной части.
При таких обстоятельствах, с ответчиков в пользу истца солидарно подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, с учетом её минимального размера, установленного пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, то есть в размере 400 руб. 00 коп.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГКП РФ, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное предприятие-Сервис» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, пени – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, ФИО3 солидарно в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное предприятие-Сервис» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в размере 12 694 руб. 52 коп., пени в размере 2 000 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп., а всего 15 094 (пятнадцать тысяч девяносто четыре) руб. 52 коп.
В остальной части заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное предприятие-Сервис» требований к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, пени – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья – подпись - Л.И. Власова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>