26RS0№-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Грачёвка 27 июля 2020 года
Грачёвский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пармона И.В.,
при секретаре Романенко О.А.,
с участием помощника прокурора Грачёвского района Ставропольского края Тумасяна С.П.,
рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску прокурора Грачевского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края о принуждению к устранению нарушений при содержании мостовых сооружений,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Грачевского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Грачевский районный суд Ставропольского края с указанным иском.
Просил обязать администрацию муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы (Росреестра) бесхозяйные мостовые сооружения, в том числе мост, расположенный в с. Старомарьевка и ведущий через р. Чла от пер. Широкий к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом квартале 26:07:040138 и мост расположенный в п. Солнечный и ведущий через р. Чла от ул. Солнечная к землям сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 26:07:040603. Обязать администрацию муниципального образованияСтаромарьевскогосельсоветаГрачевскогорайона Ставропольского края поистечении года со дня постановки указанных бесхозяйных недвижимых вещей на учет, зарегистрировать право собственности на них. Обязать администрацию муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу принять меры к установке знаков, ограничивающих движение автотранспортных средств общей массой до 10 т. и скорость до 40 км/час., восстановить металлическое перильное ограждение высотой не менее 1,1 м., установить барьерное ограждение на проезжей части моста и подходах не менее 0,75 м. перед мостовым сооружением, расположенным в с. Старомарьевка, ведущим через р. Чла от пер. Широкий к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом квартале 26:07:040138 и перед мостовым сооружением п. Солнечный от ул. Солнечная к землям сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 26:07:040603.
В судебном заседании помощник прокурора Грачёвского района Тумасян С.П. уточнил заявленные требования в части обязания администрацию муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу принять меры к установке на данных участках запрещающих дорожных знаков 3.4 «движение грузовых автомобилей запрещено», 3.24 «Ограничение максимальной скорости до 20 км. в час», восстановить металлическое перильное ограждение высотой не менее 1,1 м., установить барьерное ограждение на проезжей части моста и подходах не менее 0,75 м. перед мостовым сооружением, расположенным в с. Старомарьевка, ведущим через р. Чла от пер. Широкий к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом квартале 26:07:040138 и перед мостовым сооружением п. Солнечный от ул. Солнечная к землям сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 26:07:040603.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края не явился согласно полученного заявления просили рассмотреть материалы дела в их отсутствие, решение принять на усмотрение суда.
Заслушав мнение сторон участвующих при рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при реализации полномочий по содержанию и надлежащему обслуживанию мостовых сооружений, расположенных в с. Старомарьевка, ведущих через р. Чла от пер. Широкий к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом квартале 26:07:040138 (далее - мост с. Старомарьевка) и от ул. Солнечная к землям сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 26:07:040603 (далее - мост п. Солнечный).
По результатам проверки установлено, что право собственности на мост с. Старомарьевка и мост п. Солнечный не зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник имущества юридически не установлен.
Обязанность по принятию на учет объекта недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления, который в силу закона является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в Порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 на основании заявления органа местного самоуправления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей. При принятии на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного органом государственной регистрации прав осуществляются действия, аналогичные тем, которые осуществляются при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе вносятся записи в ЕГРН, при этом Порядок и Правила не содержат исключений из общего правила о необходимости осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости для целей постановки его на учет в качестве бесхозяйного.
Принимая во внимание, что государственный кадастровый учет подтверждает существование объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости является необходимой и для его принятия на учет в качестве бесхозяйного.
Таким образом, судом установлено, что администрация муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края меры, необходимые для постановки на учет спорных мостовых сооружений на учет, с целью определения их дальнейшего собственника или балансодержателя, не приняла, что нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создает угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
В связи, с чем требование прокурора об обязании органа местного самоуправления по постановке данных мостовых сооружения на кадастровый учет для последующей постановки его на учет в качестве бесхозяйного обоснованно и подлежит удовлетворению
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На основании ч. 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что специалистами филиала «КРАЙАВТОМОСТ» ГБУ СК «СТАВАВТОДОР» были выявлены дефекты влияющие на грузоподъёмность, долговечность и безопасность мостовых переходов через р.Чла.
Так, при обследовании моста с. Старомарьевка установлены: отсутствие деформационных швов; отсутствие барьерного ограждения на проезжей части моста; разрушение бетонамежбалочныхшвов до оголения арматуры; отсутствие части перильного ограждения с левой стороны; трещина крыла крайней балки в пролёте № 3 с левой стороны; разрушение бетонного укрепления конусов; потёки воды на поверхности насадок береговых опор; следы выщелачивания на поверхности бетона балок пролётных строений; сколы и раковины на поверхности бетона балок пролётных строений; на защитном слое бетона балок пролётных строений наблюдаются трещины с раскрытием до 3 мм; разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части моста; отсутствие гидроизоляции проезжей части, влияющая на дальнейшее разрушениемежбалочныхшвовомоноличивания.
Кроме того, при обследовании моста п. Солнечный установлено: отсутствие деформационных швов; отсутствие перильного ограждения с левой стороны; отсутствие барьерного ограждения на мосту; разрушение шкафных стенок; разрушение торцов балок пролётных строений на береговой опоре № 2; сколы бетона, раковины, трещины с раскрытием до 3 мм на балках пролётных строений; отсутствие резиновых опорных частей под опорной частью балок пролётных строений; вымыв грунта из-под переходных плит; разрушение бетона монолитныхмежбалочныхшвов с оголением арматуры в местах сопряжения со шкафной стенкой; разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части моста; сколы бетона на поверхности береговых насадок.
Техническое обследование обоих мостов выполнено согласно СНиП 3.06.07-86 и «Временной инструкцией по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах» разработанной ГП «РОСДОРНИИ и Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ ГТУ), внесённой Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве. Департаментом эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, принятой и введённой в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, составленной взамен «Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах», Федеральный дорожный департамент Минтранса России, «ГП «РосдорНИИ», М., 1996 г.
По результатам обследования технического состояния мостов их состояние оценено как неудовлетворительное, что не обеспечивает соблюдение предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257) требований безопасного передвижения как автотранспортных средств, так и пешеходов.
Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 130, 131, 225 ГК РФ, ст. 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и ст.ст. 1, 5, 28 Закона № 218, до настоящего времени не приняты меры по признанию аварийных мостов с. Старомарьевка и п. Солнечный бесхозяйным имуществом, указанные сооружения не поставлены на баланс, права на них в установленном законом порядке не зарегистрированы, что препятствует выделению денежных средств на ремонт и обслуживание, а также в нарушение требований Закона № 257 и Закон № 169 не приняты меры к обеспечению безопасного движения транспортных средств в виде ограничения движения по аварийным мостовым сооружениям, что является недопустимым и создает реальную угрозу безопасности при движении по нему как автотранспорта, так и пешеходов, сохранению жизни, здоровья и имущества населения, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих указанные мостовые сооружения.
С учетом изложенного суд считает, что требования прокурора Грачевского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Старомарьевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края о принуждению к устранению нарушений при содержании мостовых сооружений, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образованияСтаромарьевскогосельсоветаГрачевскогорайона Ставропольского края в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы (Росреестра) бесхозяйные мостовые сооружения, в том числе мост, расположенный в с. Старомарьевка и ведущий через р.Чла от пер. Широкий к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом квартале 26:07:040138 и мост расположенный в п. Солнечный и ведущий через р.Члаот ул. Солнечная к землям сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 26:07:040603.
Обязатьадминистрацию муниципального образованияСтаромарьевскогосельсоветаГрачевскогорайона Ставропольского края поистечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет зарегистрировать право собственности намостовые сооружения, в том числе мост,расположенный в с.Старомарьевка и ведущий через р.Члаот пер. Широкий к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом квартале 26:07:040138 и мост расположенный в п. Солнечный и ведущий через р.Члаот ул. Солнечная к землям сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 26:07:040603.
Обязать администрацию муниципального образованияСтаромарьевскогосельсоветаГрачевскогорайона Ставропольского края, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу принять меры к установке на данных участках запрещающих дорожных знаков 3.4 «движение грузовых автомобилей запрещено», 3.24 «Ограничение максимальной скорости до 20 км в час», восстановить металлическое перильное ограждение высотой не менее 1,1 м., установить барьерное ограждение на проезжей части моста и подходах не менее 0,75 м. перед мостовым сооружением,расположенным в с.Старомарьевка, ведущим через р. Чла от пер. Широкий к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом квартале 26:07:040138 и перед мостовым сооружением п. Солнечный от ул. Солнечная к землям сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 26:07:040603.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Ставропольский краевой суд через Грачёвский районный суд.
Судья: Пармон И.В..