ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-567/2013 от 27.06.2013 Чебоксарского районного суда (Чувашская Республика)

  Дело № г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2013 г.                                                                                                             пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики

В составе председательствующего судьи Иванова С.В.

При секретаре Уворотовой Т.В.

С участием пом. прокурора Барановой Т.Ю.

Представителя администрации Чебоксарского района ФИО1, представителя Управления образования администрации Чебоксарского района ФИО2, представителя Акулевского сельского поселения ФИО3

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Управлению образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным п.п. 1,3 Постановления администрации Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района с момента его вынесения, обязании администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики возобновить деятельность МБОУ «Акулевская ООШ» с 1 сентября 2013г.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Управлению образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным п.п. 1,3 Постановления администрации Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района с момента его вынесения, обязании администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики возобновить деятельность МБОУ «Акулевская ООШ» с ДД.ММ.ГГГГ С учётом уточнений требования мотивированы тем, что во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики прокура_турой Чебоксарского района ЧР проведена проверка по обращению жителей д. Акулево о несогласии с ликвидацией МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарско_го района.

Проведенной проверкой установлено, что постановлением администра_ции Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Аку_левская ООШ» Чебоксарского района» принято решение о ликвидации муни_ципального общеобразовательного учреждения.

До закрытия в этой школе обучалось 30 детей в возрасте от 7 до 15 лет. После принятия решения о ликвидации, родители детей были вынуждены пере_вести их в ближайшие образовательные учреждения - МБОУ «Абашевская СОШ» МБОУ «Атлашевская СОШ».

Указывает, что что органом местного самоуправления в нарушение ст. 13 Федераль_ного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при принятии решения о ликвидации образовательно_го учреждения не проведена предварительная экспертная оценка последствий принятого решения.

Указанная норма предполагает, что ликвидации должна предшествовать процедура, состоящая из следующих этапов:выявление объекта социальной инфраструктуры для детей, который фактически требует ликвидации;

проведение осмотра, экспертного анализа данных об объекте и оценки последствий принятого решения для обеспечения дальнейшего образования, воспитания, развития детей;

в случае положительного экспертного заключения об отсутствии нега_тивного влияния на состояние социальной инфраструктуры - осуществление ликвидации объекта.

Как следует из представленного протокола № схода граждан - родителей учащихся МБОУ «Акулевская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ в сходе приняли участие лишь родители учащихся образовательного учреждения, трудовой коллектив школы, глава Акулевского сельского поселения, а также начальник управления образования администрации Чебоксарского района.

Какое количество граждан приняло участие из данного протокола, уста_новить не представляется возможным. Из протокола схода невозможно инди_видуализировать этих граждан, не понятно, из каких они населенных пунктов, сколько из них проголосовало за ликвидацию школы, а сколько - против. Кро_ме того, из выступлений граждан нельзя сделать однозначного вывода об их со_гласии с ликвидацией образовательного учреждения.

В этой связи, установить, что сход проведен надлежащим образом и по_лучено волеизъявление граждан из деревни Акулево, и других населенных пунктов, обслуживаемых данным образовательным учреждением, не представ_ляется возможным.

Из информации, представленной Управлением образования администра_ции Чебоксарского района ЧР, следует, что основанием для решения ликвидации МОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района послужили следующие факты.

Наполняемость классов учащимися с 2008-2009 по 2010-2011 учебные года заметно уменьшилась (с 7,78 уч-ся до 5,75 уч-ся в одном класса). По предваритель_ной оценке на начало 2011-2012 учебного года наполняемость классов учащимися составила 3,11. Качество образования также снизилось.

Большинство родителей, проживающих на территории Акулевского сель_ского поселения, своими силами доставляли учащихся (с 1 по 11 классы) до мест обучения: МБОУ «Кугесьский лицей», «Кугесьская СОШ №», «Абашевская СОШ», «Атлашевская СОШ», несмотря на то, что на территории поселе_ния функционировала МБОУ «Акулевская ООШ».

В 2011 году затраты на 1 ученика по району в среднем составляли <данные изъяты> рубля. В Кугесьском лицее - <данные изъяты> рублей, а в Акулевской школе - <данные изъяты> руб_лей, что демонстрирует неэффективное использование бюджетных средств.

В целях повышения экономического эффекта, качества образования целе_сообразно организовать подвоз учащихся в базовые школы района МБОУ « Абашевская СОШ», «Атлашевская СОШ». Управлением образования обеспечивается подвоз учащихся в Атлашевскую СОШ (22 учащихся из 5 деревень Акулевско_го сельского поселения) и в Абашевскую СОШ (39 детей из д. Шорчекасы Акулевского сельского поселения).

Постановлением администрации Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района» принято решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреж_дения. Вместе с тем, экспертная комиссия для проведения экспертной оценки последствий принимаемого решения не создавалась, предметом же рассмотре_ния являлся вопрос оптимизации бюджетных средств учреждений образования, а не вопросы соблюдения прав и законных интересов детей дошкольного воз_раста.

При принятии решения о ликвидации МОУ «Акулевская ООШ» дано лишь экономическое обоснование закрытия МОУ, что не соответствует интере_сам граждан, имеющим детей дошкольного возраста и принципам общедоступ_ности дошкольного образования.

Социальные аспекты, последствия принятия такого решения для даль_нейшего перспективного обучения несовершеннолетних школьного возраста, проживающих на территории Акулевского сельского поселения Чебоксарского района, демографическая ситуация в населённых пунктах, которые обслужива_ло учебное заведение, не были приняты во внимание. При этом, школа к ново_му 2011 - 2012 учебному году была принята, здание соответствовало санитар_но-эпидемиологическим и противопожарным нормам.

В судебном заседании помощник прокурора Баранова Т.Ю. поддержала исковые требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации Чебоксарского района ЧР по доверенности ФИО1 исковые требования не признал, пояснив, что оснований для признания оспариваемого постановления администрации незаконным со ссылкой на ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не имеется, так как ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» предшествовала предусмотренная законодательством процедура.

Представитель ответчика Управления образования администрации Чебоксарского района ФИО2 исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Акулевского сельского поселения ФИО3 поддержал исковые требования.

Изучив материал дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района» принято решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреж_дения. Вместе с тем, экспертная комиссия для проведения экспертной оценки последствий принимаемого решения не создавалась, предметом же рассмотре_ния являлся вопрос оптимизации бюджетных средств учреждений образования, а не вопросы соблюдения прав и законных интересов детей дошкольного воз_раста.

Указанное Постановление администрации Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района» принято также в свете реализации районной целевой программы «Развитие об_разования в Чебоксарском районе на 2011-2015 годы», реализация которой на территории района также не учтена при экспертной оценке последствий ликви_дации учебного заведения.

Кроме того, в соответствии со ст.34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

В соответствии со ст.34 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жите_лей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Как следует из представленного протокола № схода граждан - родителей учащихся МБОУ «Акулевская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ в сходе приняли участие лишь родители учащихся образовательного учреждения, трудовой коллектив школы, глава Акулевского сельского поселения, а также начальник управления образования администрации Чебоксарского района.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.

На основании ст.34 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 в редакции от 18.07.2011 года «Об образовании» порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений- местной администрацией муниципального образования, ликвидация образовательного учреждения может осуществляться местной администрацией муниципального образования - для муниципальных образовательных учреждений, при этом согласно п.5 ст.34 указанного Федерального закона «Об образовании» установлен особый порядок ликвидации сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения, их ликвидация допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Согласно заключению экспертной комиссии по ликвидации МБОУ «Акулевской основной общеобразовательной школы» Чебоксарского района, комиссия считает целесообразным принятия решения о ликвидации МОУ «Акулевская ООШ».

После указанного заключения экспертной комиссии и далее принимая во внимание решение схода граждан от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено оспариваемое постановление Главы администрации Чебоксарского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района».

На основании ст.34 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции от 18.07.2011 года) «Об образовании» порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений- местной администрацией муниципального образования, ликвидация образовательного учреждения может осуществляться местной администрацией муниципального образования - для муниципальных образовательных учреждений, при этом согласно п.5 ст.34 указанного Федерального закона «Об образовании» установлен особый порядок ликвидации сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения, их ликвидация допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Как указано выше, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ схода граждан с. Акулево Чебоксарского района зафиксировано принятое на сходе решение о закрытии школы с ДД.ММ.ГГГГ, но при этом в указанном протоколе отсутствуют сведения о волеизъявлении граждан из с. Акулево и других ближайших населенных пунктов, ученики из которых обучались в МБОУ «Акулевская ООШ», о закрытии школы, то есть в указанном протоколе не нашло своего отражения согласие схода жителей указанных деревень о закрытии школы.

Из представленного протокола № схода граждан от ДД.ММ.ГГГГ установить, что сход проведен надлежащим образом и получено волеизъявление граждан из деревни Шорчекасы, и других населенных пунктов, обслуживаемых данным образова_тельным учреждением, не представляется возможным.

В этой связи, установить, что сход проведен надлежащим образом и по_лучено волеизъявление граждан из деревни Акулево, и других населенных пунктов, обслуживаемых данным образовательным учреждением, не представ_ляется возможным.

В соответствии с ч. 6. ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. По состоянию на 27.03.2013 сведений о завершении процедуры ликвидации образовательного учреждения не имеется.

Постановлением администрации Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района» принято решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреж_дения. Вместе с тем, экспертная комиссия для проведения экспертной оценки последствий принимаемого решения не создавалась, предметом же рассмотре_ния являлся вопрос оптимизации бюджетных средств учреждений образования, а не вопросы соблюдения прав и законных интересов детей дошкольного воз_раста.

При принятии решения о ликвидации МОУ «Акулевская ООШ» дано лишь экономическое обоснование закрытия МОУ, что не соответствует интере_сам граждан, имеющим детей дошкольного возраста и принципам общедоступ_ности дошкольного образования.

Социальные аспекты, последствия принятия такого решения для даль_нейшего перспективного обучения несовершеннолетних школьного возраста, проживающих на территории Акулевского сельского поселения Чебоксарского района, демографическая ситуация в населённых пунктах, которые обслужива_ло учебное заведение, не были приняты во внимание. При этом, школа к ново_му 2011 - 2012 учебному году была принята, здание соответствовало санитар_но-эпидемиологическим и противопожарным нормам.

С учетом изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что в судебном заседании нашло свое подтверждение, что ликвидация МБОУ «Акулевская ООШ» была проведена без согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением, что противоречит нормам ст.34 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции от 18.07.2011 года) «Об образовании» и чем нарушаются права и свободы граждан, проживающих в с. Акулево и ближайших деревень, обслуживаемых МБОУ «Акулевская основная общеобразовательная школа».

Кроме того, в судебном заседании установлено, что учащиеся, обучающиеся в Акулевской ООШ, после ликвидации школы, с ДД.ММ.ГГГГ стали обучаться в МБОУ «Абашевская СОШ», «Атлашевская СОШ».

В связи с тем, что данные школы находятся на значительном удалении от места жительства детей, обучавшихся ранее в Акулевской школе, детям приходиться рано вставать в школу и поздно возвращаться из школы, что связано с транспортной доставкой детей домой, что суд расценивает как обстоятельство, которое ухудшило обучение детей в новых школах, по сравнению с Акулевской школой, так как большая часть детей, обучающихся ранее в Акулевской школе проживали рядом со школой и им не приходилось тратить много времени, чтобы добираться до школы.

К тому же, согласно п. 1.7 Устава МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района ЧР учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование - Чебоксарский район ЧР, от имени которого выступает администрация Чебоксарского района ЧР. Управление образование администрации Чебоксарского района ЧР осуществляет только управленческие функции, соответственно, Управление образованием не является надлежащим ответчиком по делу. Иск в этой части подлежит отклонинию.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление Главы администрации Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района принято с нарушением норм действующего законодательства и ущемляет права и свободы граждан, в связи с чем указанное постановление подлежит признанию незаконным со дня его принятия и соответственно

На основании ст. 258 ГПК РФ в связи с признанием постановления незаконным, на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики возлагается обязанность возобновить деятельность МБОУ «Акулевская ООШ» с 1 сентября 2013 г., то есть заявленные требования прокурора Чебоксарского района в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                   РЕШИЛ:

Признать незаконным п.п. 1,3 Постановления администрации Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района с момента его вынесения.

Обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики возобновить деятельность МБОУ «Акулевская ООШ» с 1 сентября 2013г.

В удовлетворении искового заявления прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным п.п. 1,3 Постановления администрации Чебоксарского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МБОУ «Акулевская ООШ» Чебоксарского района с момента его вынесения, обязании Управление образования администрации Чебоксарского района Чувашской Республики возобновить деятельность МБОУ «Акулевская ООШ» с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.

Судья:                                                                                                    С.В. Иванов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ