ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-567/2013 от 30.08.2013 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2-567/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2013 года г. Петровск- Забайкальский

                                 Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи                  Герасимовой Н.А.,

с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора

                                     Морозовой И.Ю.

представителей ответчика                     ФИО1,

действующего на основании прав по должности,      ФИО2,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре                             Пархоменко Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Балягинское» о признании бездействия незаконным, понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора обратился в суд c вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса РФ, одним из принципов бюджетной системы, в которую входят и местные бюджеты, является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Указанный принцип подразумевает повышение эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета. Без надлежащего осуществления контроля за использованием муниципальной собственности реализация этого принципа на практике невозможна. В силу положений п.п.5,6,20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения органов местного самоуправления отнесено осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, а также земельного контроля за использованием земель поселения. Согласно ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроля, относится: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 2) принятия административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика которого утверждаются Правительством РФ; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий. Федеральный закон № 294-ФЗ предусматривает основания проведения плановых и внеплановых проверок, порядок их проведения, последствия нарушения данных положений. Наличие плана проверок в органе муниципального контроля обязательно. На основании ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленными муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами. В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, предметом плановой проверки являются соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видом предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Согласно ч. 3, 6 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, в срок до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проверки ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Уклонение органов муниципального контроля от возложенных на них полномочий по согласованию с органами прокуратуры плана проверок влечет невозможность их проведения в следующем году, принятие своевременных мер по защите прав и законных интересов муниципальных образований, их населения, по профилактике правонарушений в сфере использования земель и охраны муниципальной собственности, непоступление денежных средств в местный бюджет городского поселения «Балягинское», в связи с чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. В нарушение указанных норм администрацией городского поселения «Балягинское» к 01 сентября 2012 года не разработаны и не представлены в прокуратуру проекты ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. В связи с тем, что в 2012 году органом муниципального контроля городского поселения «Балягинское» проект плана проверок на 2013 год в установленный срок в межрайонную прокуратуру не направлен, то имеются все основания полагать, что ответчик не примет достаточных мер для согласования плана проверки на 2014 год. Просит признать бездействие администрации городского поселения «Балягинское», выразившееся в непринятии мер по составлению и согласованию с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год по соблюдению земельного, жилищного законодательства, а также законодательства о сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, незаконным. Обязать ответчика до 01 сентября 2013 года составить и направить в межрайонную прокуратуру для согласования проект плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год.

Определением суда от 30 августа 2013 года производство по делу в части требований и.о. прокурора района о понуждении ответчика до 01 сентября 2013 года составить и направить в межрайонную прокуратуру для согласования проект плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, прекращено в связи с отказом от иска.

В судебном заседании помощник прокурора района Морозова И.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.

Представители ответчика исковые требования прокурора не признали, представив отзыв на исковое заявление, где указано, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Понуждение Администрации поселения составить и направить в межрайонную прокуратуру для согласования проект плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год является вмешательством в компетенцию указанного органа местного самоуправления, что не соответствует положениям ст. 12 Конституции РФ, устанавливающим принцип самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации. В ст. 10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган исполнительной власти составить и направить в межрайонную прокуратуру для согласования проект плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ суд рассматривает заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы граждан и организаций. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Фактически доказательств нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, создание препятствий к осуществлению их прав и свобод прокурором не представлено, ссылка на ст. 28 Бюджетного Кодекса Российской Федерации не состоятельна. Основанием для подачи иска явилась справка о проведении проверки исполнения законодательства в области осуществления муниципального контроля от 20 июня 2013 года. Однако фактически проверка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 16.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась. Таким образом, отсутствуют доказательства о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о бездействии Администрации поселения по принятию мер по составлению и согласованию с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год по соблюдению законодательства за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Выслушав доводы сторон, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В соответствии с частью второй статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и закон. Указанное требование закона является обязательным для исполнения всеми.

Статьей 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Таким образом, обращение прокурора с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации городского поселения «Балягинское», выразившееся в непринятии мер по составлению и согласованию с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год по соблюдению земельного, жилищного законодательства, а также законодательства о сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, незаконным, является легитимным. При таком положении, доводы представителя ответчика в том, что прокурор района не вправе обращаться в суд с указанным иском, суд признает несостоятельными.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроля, относится: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Частью 4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определено, что муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленными муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 3, 6 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, в срок до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проверки ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489, устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их согласования и представления в органы прокуратуры, а также типовую форму ежегодного плана. Из указанных правил следует, что органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований, обязаны направить проект ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок.

Из пунктов 5,6,20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения органов местного самоуправления отнесено осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, а также земельного контроля за использованием земель поселения.

Из системного анализа данных норм следует, что муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, а также земельного контроля за использованием земель поселения осуществляется органами местного самоуправления в форме проверок, план которых на следующий год подлежит согласованию с органами прокуратуры, при этом ежегодное согласование органами местного самоуправления с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязательно.

Как следует из представленных материалов, Администрацией городского поселения «Балягинское» в 2012 году проект плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в прокуратуру района не представлен, чем нарушены требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Наличие указанных прокурором района нарушений, ответчиком не опровергнуто, доказательств отсутствия нарушений не представлено, а потому бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по составлению и согласованию с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год по соблюдению земельного, жилищного законодательства, а также законодательства о сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, незаконно, в связи с чем, исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика в том, что понуждение Администрации поселения составить и направить в межрайонную прокуратуру для согласования проект плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год является вмешательством в компетенцию указанного органа местного самоуправления, что не соответствует положениям ст. 12 Конституции РФ, устанавливающим принцип самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации, суд не принимает во внимание, поскольку основано на неверном толковании норм закона, при этом производство по делу в данной части прекращено в связи отказом от иска (в связи с добровольным исполнением требований прокурора района).

Учитывая, что в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены, соответственно, в силу ст. 103 ГПК РФ, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования и.о. Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Балягинское» о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского поселения «Балягинское», выразившееся в непринятии мер по составлению и согласованию с органами прокуратуры плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год по соблюдению земельного, жилищного законодательства, а также законодательства о сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, муниципального жилищного контроля, незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Петровск-Забайкальского городского суда

Забайкальского края                         Н.А. Герасимова

КОПИЯ ВЕРНА