ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-567/2017 от 22.08.2017 Усть-абаканского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-567/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Усть-Абакан, Республика Хакасия 22 августа 2017 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Бугановой Н.В.,

при секретаре Гуляевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ДАР» о признании государственной регистрации недействительной,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ДАР» с исковым заявлением о признании государственной регистрации недействительной пояснив, что *** Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ДАР» (СКПК «ДАР») незаконно зарегистрировал истца учредителем. О существовании указанного кооператива истец не знал, узнал при получении повестки о судебном заседании в Абаканском городском суде. Истцу неизвестен факт регистрации его как учредителя. В связи с чем просит суд признать недействительной государственную регистрацию истца в качестве учредителя СКПК «ДАР», исключить запись об истце, как об учредителе, из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – СКПК «ДАР» в судебное заседание не явился, о времени и месте был уведомлен своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (МИФНС № 3 по РХ) - начальник инспекции ФИО2, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, представила суду отзыв на исковое заявление, в котором указала, что налоговые органы не наделены полномочиями по проверке достоверности представленных заявителями сведений. Информации о фальсификации документов по регистрации СКПК «ДАР» в качестве юридического лица в регистрирующий орган не поступало. Просит суд в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Суд, в соответствии с ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

Согласно положений ст. 4 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О сельскохозяйственной кооперации" Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности. Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Из ст. 8 Федерального закона № 193-ФЗ В целях образования кооператива граждане и юридические лица, изъявившие желание создать кооператив, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят: подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности кооператива, включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования; подготовка проекта устава кооператива; прием заявлений о вступлении в члены кооператива, в которых должно быть отражено согласие участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива; подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива. Общее организационное собрание членов кооператива: принимает решение о приеме в члены кооператива; утверждает устав кооператива; избирает органы управления кооперативом (правление кооператива и в установленных настоящим Федеральным законом случаях наблюдательный совет кооператива).

Согласно протоколу *** заседания общего собрания СКПК «ДАР» от *** утвержден Устав СКПК «ДАР» и утверждено его наименование, положение о его деятельности, избраны председатели правления.

Согласно ст. 9. № 193-ФЗ кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц, путем подачи следующих документов в регистрирующий орган: заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов по форме N Р11001; учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах; решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; сведения об учредителях в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины; сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией; документы, подтверждающие правомочия на использование в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица; заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации.

Как видно из выписки единого государственного реестра юридических лиц от *** СКПК «ДАР» зарегистрирован в качестве юридического лица ***. В качестве одного из учредителей указан истец ФИО1

Согласно положений ст.ст. 13,15,16 Федерального закона № 193-ФЗ членами производственного кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Работа в производственном кооперативе для его членов является основной. Членами потребительского кооператива могут быть признающие устав потребительского кооператива, принимающие участие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями граждане и (или) юридические лица, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, граждане, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, граждане, занимающиеся садоводством, огородничеством или животноводством, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Граждане или юридические лица, изъявившие желание вступить в кооператив после его государственной регистрации и удовлетворяющие требованиям, предусмотренным статьей 13 настоящего Федерального закона, подают в правление кооператива заявление с просьбой о приеме в члены кооператива. Решение правления кооператива о приеме нового члена подлежит утверждению наблюдательным советом кооператива, а при его отсутствии - общим собранием кооператива. Заявление с просьбой о приеме в члены кооператива должно содержать обязательства соблюдать требования устава кооператива, в том числе вносить предусмотренные уставом кооператива паевые взносы, нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива и другие. Заявитель считается принятым в члены кооператива со дня утверждения соответствующего решения правления кооператива наблюдательным советом кооператива или общим собранием членов кооператива. Члену кооператива выдается членская книжка.

При ликвидации кооператива в течение шести месяцев после выхода члена кооператива последний участвует в ликвидации кооператива наравне со всеми его членами.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения является принятие решения в отношении прав и обязанностей лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, законом не предусмотрено.

В судебном заседании установлено, что *** на основании заявления по форме *** и приложенных к нему документов председателя Б., МИФНС № 3 по РХ принято решение о государственной регистрации ответчика в качестве юридического лица. Решением общего собрания СКПК «ДАР» в качестве соучредителя зарегистрирован истец ФИО1

Из возражений представителя третьего лица МИФНС № 3 по РХ, а также согласно п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Однако данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.

В соответствии с п. 24 постановления Пленума ВС РФ и Пленум ВАС РФ от 09.12.99 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение (протокол) общего собрания участников общества, однако судом установлено, что данное решение принято с существенными нарушениями закона или иных правовых актов, суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из участников общества или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона. Следовательно, решение общего собрания членов КПКГ "ДАР" от *** в отношении истца не имеет юридической силы с момента его принятия, и произведенная на его основании государственная регистрация истца в качестве соучредителя является неправомерной.

Учитывая, что истец не признавал устав производственного кооператива и не принимал личное трудовое участие в его деятельности, с заявлением с просьбой о приеме в члены кооператива в правление кооператива не обращался, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительной государственную регистрацию ФИО1 в качестве учредителя Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ДАР», исключить данную запись из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий Н.В.Буганова

Мотивированное решение изготовлено и подписано 27 августа 2017 года.

Председательствующий Н.В.Буганова