ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5681/17 от 11.12.2017 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

№ 2-5681/2017

Решение

Именем Российской Федерации

г. Гатчина 11 декабря 2017

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Лобанева Е.В.,

при секретаре Юрченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кобринского сельского поселения Гатчинского района и ФИО1 о признании незаконным постановления администрации Кобринского сельского поселения от ***; о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора от *** о бесплатной передаче в собственность однокомнатной квартиры площадью *** кв.м., расположенной по адресу: *** о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем исключения из ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилое помещение, возврате квартиры в муниципальную собственность Кобринского сельского поселения;

установил:

в обоснование иска указано, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что на основании постановления главы администрации Кобринского сельского поселения от *** администрацией с ФИО1 *** заключен договор передачи спорного жилого помещения бесплатно в собственность ФИО1 *** за ответчиком зарегистрировано право собственности на жилое помещение. К моменту передачи квартиры в собственность ФИО1 жилое помещение находилось в муниципальной собственности, имело статус специализированного служебного жилого помещения, в связи с чем в силу ст.ст. 92, 93, 100, 101, 104 ЖК РФ не подлежало отчуждению. На момент приватизации жилого помещения ФИО1 не был признан нуждающимся в жилом помещении, и не являлся малоимущим гражданином, в связи с чем в соответствии со ст. 51 и ст. 57 ЖК РФ не имел права на получение жилья на основании договора социального найма. На основании ч. 2 ст. 168 ГК РФ, ст. 166 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» просил признать сделку недействительной, и применить последствия ее недействительности путем возврата квартиры в муниципальную собственность и исключения сведений о регистрации права собственности ФИО1 из ЕГРН. Предоставление жилого помещения в собственность бесплатно ответчику в отсутствие законных оснований повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц на получение жилого помещения в установленном законом порядке, в связи с чем у прокурора имеются основания для обращения в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель Гатчинской городской прокуратуры Дорошенко А.А. настаивал на удовлетворении иска в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Ответчик ФИО1 просил в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. ***).

Представитель Администрации Кобринского сельского поселения просил в иске отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на иск, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Представитель 3 лица Совета депутатов МО «Кобринское сельское поселение» ФИО2 просила в иске отказать. Пояснила, что предоставление квартиры в собственность ФИО1 было согласовано администрацией Кобринского сельского поселения со всеми депутатами. Принимать по данному поводу отдельное решение посчитали, что нет необходимости. С момента начала своей работы ФИО1 зарекомендовал себя ответственным, квалифицированным специалистом, заслужившим уважение различных социальных групп местного населения. Замены ему в сельской администрации не имелось и не имеется. ФИО1 не имел собственного жилья, проживая в служебной квартире. В конце *** он получил предложение перейти на более престижную и более высокооплачиваемую работу в ***. Администрация по согласованию с Советом депутатов Кобринского поселения приняла решение предоставить квартиру в собственность ФИО1 в порядке исключения, чтобы удержать на более длительный срок ценного работника. Права поселения не нарушены, и право представлять интересы муниципального образования прокурору не предоставлено.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, установил следующее:

Впервые ФИО1 был принят на младшую должность муниципальной службы с окладом *** руб. в администрацию Кобринского сельского поселения на основании распоряжения от *** (л.д. ***).

*** с ФИО1 был заключен трудовой договор на неопределенный срок, который не расторгнут до настоящего времени (л.д. ***).

Постановлением главы администрации Кобринского сельского поселения от *** однокомнатная квартира площадью *** кв.м., расположенная по адресу: *** была исключена из муниципального жилищного фонда социального пользования и включена в муниципальный специализированный жилищный фонд Кобринского поселения (л.д. ***).

*** по договору найма спорная однокомнатная квартира площадью *** кв.м., расположенная по адресу: *** была предоставлена ФИО1, как служебное жилое помещение, на срок действия трудового договора от *** (л.д. ***).

П. *** договора найма предусмотрено, что наниматель имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, его приватизацию в соответствии с жилищным законодательством, непрерывно проработав в администрации более 5 лет.

Представленной фототаблицей, достоверность которой прокурором не опровергнута, подтверждается, что к моменту предоставления квартиры ответчику на условиях служебного найма жилое помещение находилось в антисанитарном, требующем ремонта состоянии – в квартире отсутствуют полы, обои, мебель, сантехническое оборудование и т.д. (л.д. ***).

Постановлением главы администрации Кобринского сельского поселения от ******.И. и члены ее семьи: ответчик ФИО1, дочь ***.Д., *** г.р., признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в мероприятиях, предусмотренными федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами, в связи с обеспечением жилыми помещениями менее учетной нормы (л.д. ***).

Выписками из ЕГРН и сведениями реестра БТИ подтверждается, что ответчик ФИО1 и члены его семьи в собственности на территории РФ иных жилых помещений не имели. В собственности матери супруги ответчика ***.В. имеется однокомнатная квартира общей площадью *** кв.м., расположенная по адресу: ***

Главой администрации Кобринского сельского поселения издано постановление от *** о заключении с ФИО1 договора передачи жилого помещения в собственность бесплатно (л.д. ***).

*** между администрацией МО «Кобринское сельское поселение» и ФИО1 заключен договор передачи спорной квартиры в собственность граждан (л.д. ***).

*** за ФИО1 в ЕГРН зарегистрировано право собственности на спорное жилое помещение (л.д. ***).

В связи с предоставлением жилого помещения в собственность ответчику ФИО1, его супруга ***.И., дочь ***.Д., *** г.р., постановлением и.о. главы администрации Кобринского поселения от *** были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. ***).

Отдельное положение о приватизации служебных жилых помещений на территории Кобринского сельского поселения не утверждалось (л.д. ***).

Решением Совета депутатов МО «Кобринское с.п.» от *** утверждено «Положение о бесплатной приватизации жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности Кобринского сельского поселения», в соответствии с п. 13 которого решение о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения вправе принимать собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы. Решение о приватизации служебных жилых помещений в целях передачи их в собственность муниципальных служащих, сотрудников муниципальных учреждений принимается главой администрации Кобринского сельского поселения только при наличии следующих условий:

- наличие непрерывного стажа работы у нанимателя не менее пяти лет;

- проживание нанимателя в занимаемом служебном жилом помещении не менее трех лет;

- отсутствие у нанимателя в собственности иного жилого помещения на территории РФ (л.д. ***).

Выпиской из реестра муниципальной собственности подтверждается, что по состоянию на *** в муниципальном жилищном фонде Кобринского сельского поселения имелось *** квартир. По состоянию на ****** квартир.

По состоянию на *** в специализированном жилищном фонде числилось *** квартиры, из них *** служебных жилых помещения, по состоянию на ****** квартир, из них *** служебных жилых помещения. Количество свободных жилых помещений по состоянию на *** составило ***, из них *** квартир специализированного фонда, по состоянию на ****** свободных квартир, из них *** специализированного жилого фонда (л.д. ***).

В период с *** г по *** г в администрацию Кобринского поселения поступило *** обращений граждан о предоставлении служебных жилых помещений, все были удовлетворены (одно из них заявление ФИО1). Квартиры предоставлялись сотрудникам администрации, муниципального учреждения здравоохранения, сотрудникам предприятия «***”, из всех служебных помещений в собственность предоставлено одно – ФИО1 (л.д. ***).

Данные доказательства подтверждают, что предоставление служебного жилого помещения в сельской местности в порядке бесплатной приватизации ответчику носит исключительный характер.

К моменту предоставления служебного жилого помещения в собственность ФИО1 он непрерывно проработал в администрации более 5 лет, и проживал в квартире на условиях служебного найма более 3 лет, т.е. положения местного правого акта, регламентирующего приватизацию служебных жилых помещений, были соблюдены.

Поскольку спорное жилое помещение к моменту приватизации не относилось к фонду социального жилья, которое возможно предоставить по договору социального найма, правомерность перевода квартиру в фонд служебного жилья прокурором не оспорена, то положения ст. 51 и ст. 57 ЖК РФ, регламентирующих предоставление жилых помещений не в собственность, а в социальный найм граждан, и принятие их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, к рассматриваемому спору не применимы.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.

Вместе с тем законодатель, исполняя возложенную на него обязанность по обеспечению права граждан на приватизацию жилья и соблюдая необходимый баланс их интересов и интересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, предоставил последним право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия для принятия таких решений с учетом положений статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

Как указано в пункте 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 9-П о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл, положение части второй статьи 4 названного закона, регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.

Делая вывод о ничтожности сделки на основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 93 ЖК РФ прокурор не учел, что в силу части 2 статьи 4 этого же Закона собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Положения закона «О приватизации жилищного фонда», регламентируют процесс бесплатной передачи муниципальных жилых помещений в собственность граждан, и являются специальной норма права по отношению к положениям общей нормы ст. 93 ЖК РФ, которая в данном случае применению не подлежит.

Таким образом, наличие у спорного жилого помещения статуса служебного само по себе не влечет ничтожность договора приватизации.

Аналогичная позиция высказана в определении Верховного Суда РФ от 13.01.2015 по делу N 10-КГ14-7.

Предоставление ФИО1 жилого помещения и заключение договора найма в установленном законом порядке администрацией Кобринского сельского поселения прокурором не оспаривалось, также как и Положение о приватизации жилых помещений, действующее как нормативно-правовой акт на территории муниципального образования.

Прокурор не обосновал наличие предусмотренных ст. 45 ГПК РФ исключений, позволяющих ему обратиться с иском в суд. Правом на получение служебных жилых помещений на территории поселения обладает строго определенный круг лиц, состоящий в трудовых отношениях с администрацией и муниципальными учреждениями, в связи с чем предоставление конкретного жилого помещения ответчику права неопределенного круга лиц не нарушает.

Прокурор не заявлял иск в интересах МО «Кобринского сельского поселения», в собственность которого требует вернуть жилое помещение против воли бывшего собственника.

Прокурор не оспорил, что копия каждого правого акта, изданного органом местного самоуправления, поступает в орган прокуратуры в месяц его принятия. С иском об оспаривании постановления администрации от *** обратился в суд ***, т.е. за пределами трехмесячного срока обжалования правовых актов, и уважительность пропуска срока не обосновал.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Гатчинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кобринского сельского поселения Гатчинского района и ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления через канцелярию Гатчинского городского суда в течение месяца с даты составления.

Судья: Е.В. Лобанев

Решение составлено ***