Дело №2-5683/2017 22 декабря 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Зубковой А.В.,
при секретаре Куцолаба Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу о признании незаконным дисциплинарного взыскания,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконным и отмене приказа № 2116-ко от 27.07.2017, которым была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за совершение дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных п.2 ч.1 ст. 15 ФЗ от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», п.п. 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.12, 3.5.45, 3.5.47 должностного регламента № 9041 от 08.12.2014, которое выразилось в не распределении денежных средств в пользу взыскателей за период с ноября 2016 года по май 2017 года на общую сумму 744663 руб. 03 коп. по 1708 строкам Книги учета.
В обоснование иска указано, что ФИО1 с 20.03.2006 состоит в должности судебного пристава-исполнителя УФССП России по Санкт-Петербургу, с 31.03.2011 - в должности судебного пристава-исполнителя Западного ОСП Приморского района ФССП России по Санкт-Петербургу. С оспариваемым приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение сроков распределения денежных средств в пользу взыскателей ФИО1 была ознакомлена 06.09.2017.
Истица полагает, что дисциплинарного проступка не совершала, так как все нераспределенные денежные средства, поступившие на депозитный счет отдела, были прикреплены ведущими специалистами-экспертами депозита на исполнительные производства находящиеся в статусе «окончено», а совершать какие-либо исполнительные действия, в том числе и распределять денежные средства, судебный пристав-исполнитель вправе только по исполнительным производствам, находящимся у него на исполнении. Право возвращать денежные средства, поступившие в рамках оконченных исполнительных производств, принадлежит ведущим специалистам-экспертам депозита. Судебный пристав может (имеет право) совершать какие-либо действия с денежными средствами, произвести возврат должнику только при условии, что исполнительное производство будет в статусе «в исполнении». Вынесение судебным приставом-исполнителем постановлений в рамках оконченных исполнительных производств невозможно. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, истец устранить нарушения не может, поскольку отсутствуют права и возможности совершать действия по распределению денежных средств по оконченным исполнительным производствам.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала.
Представители ответчика возражали против удовлетворения иска. Из представленных отзывов на иск следует, что в период с 22.05.2017 по 02.06.2017 контрольно-ревизионным отделом УФССП России по Санкт-Петербургу была проведена тематическая проверка Западного отдела судебных приставов Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу в части ведения финансовых документов и организации перечислений, соблюдения учета средств, поступающих во временное распоряжение отдела, оперативного учета администрируемых поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ за период с 01.11.2016 по 30.04.2017. В ходе проверки были выявлены нарушения ст. 110 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем ФИО1 При просмотре поступлений в программном комплексе АИС ФССП установлено, что с ноября 2016 года по май 2017 года ФИО1 в нарушение ст. 110 ФЗ «Об исполнительном производстве» не распределены денежные средства на общую сумму 744663,03 руб. по 1708 строкам Книги учета. Проверкой было установлено, что истцом не были распределены денежные средства не только по оконченным исполнительным производствам, но и по исполнительным производствам, которые находились у истца на исполнении. Проверкой было выявлено двойное списание сумм долга с должников, однако меры к возврату излишне списанных денежных средств в рамках еще не оконченных исполнительных производств в сроки, указанные в ст. 110 ФЗ «Об исполнительном производстве» истцом предприняты не были. До настоящего времени выявленные нарушения истцом не устранены, что может повлечь обращение заинтересованных граждан в суды с исками о взыскании убытков со службы, что выразится в причинении ущерба Управлению.
До издания приказа о применении дисциплинарного взыскания истец представила письменное объяснение в рамках служебной проверки до ухода в отпуск. Представитель нанимателя вправе привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в период отпуска и приказ о применении дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен объявить гражданскому служащему под подпись в течение пяти рабочих дней со дня его выхода из отпуска (п.6 ст. 58 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Суд, выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Согласно ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Приказом руководителя Управления федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу №2116-ко от 27.07.2017 судебному приставу-исполнителю Западного отдела судебных приставов Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу ФИО1 за совершение дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных п.2 ч.1 ст. 15 ФЗ от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» п.п. 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.12, 3.5.45, 3.5.47 должностного регламента № 9041 от 08.12.2014 было объявлено замечание.
В соответствии с приказом руководителя УФССП России по Санкт-Петербургу № 1847-ко от 12.07.2017 судебный пристав-исполнитель ФИО1 с 17.07.2017 по 25.08.2017 находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске.
26.07.2017 начальником отдела государственной службы и кадров в адрес начальника Западного отдела Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу было направлено уведомление об обеспечении явки в отдел государственной службы и кадров государственных гражданских служащих, в отношении которых была окончена служебная проверка, в том числе ФИО1, для ознакомления с результатами служебной проверки.
01.09.2017 из отдела государственной службы и кадров в адрес начальника Западного отдела Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу было направлено уведомление об обеспечении явки 04.09.2017 к 12.00 ФИО1 в отдел государственной службы и кадров для ознакомления с результатами проверки.
ФИО1 с обжалуемым приказом ознакомлена лишь 06.09.2017 (т.1 л.д. 44).
Ознакомление истца с приказом о применении дисциплинарного взыскания по истечении срока, предусмотренного ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не является основанием для признания незаконным самого приказа, так как не связано с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, а лишь с правами государственного служащего на информирование и обжалование приказа.
Основанием для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности послужило заключение от 21.07.2017, составленное по результатам служебной проверки проведенной в отношении судебного пристава-исполнителя Западного отдела судебных приставов Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу ФИО1
В заключении указано следующее. Тематическая проверка ведения финансовых документов и организации перечислений Западного отдела судебных приставов Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу проводилась в период с 22.05.2017 по 02.06.2017, в ходе которой, была проведена документальная проверка соблюдения учета администрируемых поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ за период 01.11.2016 по 30.04.2017. В ходе проверки были выявлены факты нарушения судебным приставом-исполнителем ФИО1 ст. 110 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007.
При просмотре поступлений в программном комплексе АИС ФССП установлено, что с ноября 2016 года по май 2017 года ФИО1 в нарушение ст. 110 ФЗ № 229-ФЗ не распределены денежные средства в пользу взыскателей на общую сумму 744663,03 руб. по 1708 строкам Книги учета. На момент окончания служебной проверки судебным приставом-исполнителем ФИО1 не распределены денежные средства по 1446 строкам Книги учета на общую сумму 618578,56 (т.1 л.д.45-48).
В соответствии с частью 1 ст. 110 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об исполнительном производстве" денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
В своих письменных объяснениях от 04.07.2017 ФИО1 указала, что распределение денежных средств по оконченным исполнительным производствам не представлялось возможным по тем основаниям, что у нее отсутствовали права специалиста депозитного отдела. После наделения ее правами для распределения денежных средств по оконченным исполнительным производствам она предпринимала максимальные усилия для уменьшения количества исполнительных производств, по которым денежные средства не были перераспределены. Учитывая большое количество исполнительных производств, и необходимость одновременного исполнения обязанностей «депозитчика» и судебного пристава-исполнителя распределить денежные средства по оконченным исполнительным производствам в кратчайшие сроки не представилось возможным. ФИО1 указала, что большое количество денежных средств поступает по оконченным исполнительным производствам в связи с несвоевременной квитовкой и в связи с тем, что денежные средства не своевременно поступают на исполнительное производство, в связи с чем, выносятся повторные взыскания денежных средств (т.1 л.д.82-84).
Руководителем УФССП по Санкт-Петербургу ФИО2 08.12.2014 был утвержден должностной регламент судебного пристава-исполнителя Западного отдела судебных приставов Приморского района Санкт-Петербурга УФССП по Санкт-Петербургу, с которым ФИО1 была ознакомлена 08.12.2014.
Пунктами 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.12, 3.5.45, 3.5.47 должностного регламента предусмотрены следующие должностные обязанности судебного пристава-исполнителя: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; соблюдать требования руководящих документов по вопросам ведения бухгалтерского учета, делопроизводства, обеспечению секретности безопасности информации по депозитам; вносить в ПК ОСП сведения о наличии и движении денежных средств, поступивших на счет по учету денежных средств, поступающих во временное распоряжение отдела судебных приставов, по каждому исполнительному производству.
30.11.2017 руководителем УФССП России по Санкт-Петербургу был утвержден типовой должностной регламент ведущего специалиста-эксперта (по ведению депозитного счета) Западного отдела судебных приставов Приморского района Санкт УФССП России по Санкт-Петербургу, однако на момент вменяемых истице дисциплинарных проступков действовал должностной регламент ведущего специалиста-эксперта (по ведению депозитного счета) Западного отдела Приморского района Санкт-Петербурга УФССП по Санкт-Петербурга утвержденный руководителем УФССП России по Санкт-Петербургу 08.12.2014 (т.1 л.д. 187-207), из которого следует, что действия по осуществлению своевременного направления денежных средств на удовлетворение требований взыскателей в соответствии с требованиями исполнительных производств; регистрации информации в подсистемах АИС ФССП России о наличии и движении денежных средств, поступающих по каждому исполнительному производству на счет по учету денежных средств, совместно с судебным приставом-исполнителем входило в обязанности ведущего специалиста-эксперта (по ведению депозитного счета) (пункт 3.5.9, 3.5.16 т.1 л.д.191).
Как следует из должностного регламента судебного пристава-исполнителя Западного отдела судебных приставов Приморского района Санкт-Петербурга УФССП по Санкт-Петербургу, в его должностные обязанности не входило распределение денежных средств по оконченным исполнительным производствам.
Согласно ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания.
По сообщению заместителя руководителя Управления ФИО3 от 21.12.2017, с 03.04.2017 по настоящее время ФИО1 наделена правами для распределения денежных средств по оконченным исполнительным производствам.
Однако, ни приказов, ни изменений в должностной регламент и служебный контракт ФИО1 произведено не было.
Таким образом, ответчиком не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что на судебного пристава-исполнителя Западного отдела Приморского района ФИО1 были возложены обязанности ведущего специалиста-эксперта (по ведению депозитного счета).
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
Из вышеизложенного следует, что привлечение судебного пристава-исполнителя ФИО1 к дисциплинарной ответственности за не распределение денежных средств по оконченным исполнительным производствам, обусловленное поздним (не своевременным) прикреплением денежных средств, что не относится к должностным обязанностям истца, следует признать незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
признать незаконным приказ № 2116-ко от 27.07.2017 о привлечении к дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего ФИО1 в виде замечания.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья