дело №2-5683/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2018 года город Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Ибрагимова А.Р.,
при секретаре Гилевой З.Ф.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителя ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа» - ФИО5, действующего на основании доверенности от 18 июля 2018 года,
ответчика ФИО6,
третьего лица ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО2, ФИО8 к Муниципальному бюджетному учреждению «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа», ФИО6 о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перезахоронение, взыскании денежных средств для восстановления могилы, признании ответственной за захоронение,
установил:
ФИО11 (ФИО17) О.В., ФИО2, ФИО12 обратились в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа» (далее МБУ КСО) о признании действий МБУ КСО по подзахоронению в могилу ФИО9ФИО10 незаконными, возложении на МБУ КСО обязанности произвести перезахоронение ФИО10, взыскании с ФИО4 денежных средств для восстановления могилы в размере 50000 рублей, признании ответственной за захоронение ФИО3
В обоснование заявленных требований указано, что 07 июля 1998 года скончался супруг истца и дочерей ФИО1, ФИО8 – ФИО16 Захоронение осуществлено на деньги ее семьи.
01 мая 2018 года при посещении могилы ФИО16 было обнаружено, что демонтирован установленный памятник, снята ограда и произведено 23 января 2018 года подзахоронение в могилу ФИО9 его двоюродного брата ФИО10
На обращение истца в МБУ КСО был получен ответ, что поскольку ответственного за захоронение ФИО13 не было в живых, МБУ КСО дало разрешение на подзахоронение на основании разрешения ФИО4 – родной сестры ФИО9 В требовании о перезахоронении ФИО10 на свободное место на кладбище – было отказано.
На дату захоронения ФИО10 период минерализации предыдущего захоронения не прошел, поскольку ФИО9 был захоронен ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО10 – ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Истец ФИО18 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа» – ФИО5 в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Ответчик ФИО6 в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, пояснив, что является родной сестрой ФИО23, двоюродной сестрой ФИО19, похоронами которого занималась она, ФИО13 является мужем ее сестры, он был ответственным за захоронение, он умер 7 лет назад, у ФИО24 на этом кладбище захоронена мама, при жизни его решили похоронить рядом. Также пояснила, что на кладбище истцы не приезжали, памятник ставила сама и сама ухаживала за могилой, ФИО28 не стали хоронить на новое место, похоронили на место ФИО29 сверху в нишу.
Третье лицо ФИО14 в судебном заседании поддержал письменное возражение на заявление истца, в котором указал, что является зятем ФИО4, плита памятника ФИО9 целая, фоторамка и надгробная надпись без изменений и повреждений, памятник находится в пределах ограды рядом с памятником ФИО10, ограда обрамляет могилу со всех сторон, видимых повреждений нет, могильное ограждение находится без изменений со дня установки. Также указал, что на семейном совете, с согласия всех родственников, по просьбе ФИО4, было принято решение о подзахоронении и создании семейно-родового захоронения.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 25 ФЗ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 29 указанного закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В силу ст. 21 закона гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", похоронное дело - это самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание похоронных и мемориальных услуг населению с учетом социальных, экономических, этико-моральных, историко-культурных, религиозных, экологических, технологических факторов, связанный с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения.
Ритуальное обслуживание населения: предоставление ритуальных услуг на безвозмездной основе или за плату (пункт 2.1.2); специализированная служба по вопросам похоронного дела: хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших (пункт 2.1.3).
Предлагаемый пакет услуг населению должен формироваться без отступления от нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт (примечание 2 к пункту 2.1.3).
Пунктом 2.1.4 установлено, что ритуальные услуги - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (примечание к пункту 2.1.4).
Исполнитель ритуальной, мемориальной услуги - это организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела (пункт 2.1.7 указанного национального стандарта).
Согласно пункту 2.1.9 этого же стандарта, потребитель ритуальной, мемориальной услуги: физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязанности по осуществлению погребения умершего или погибшего.
Таким образом, ритуальные услуги в целом, в том числе и оказание услуг по санитарной и косметической обработке тел, сохранению (бальзамированию) тел умерших, реставрации тел умерших, не относятся к медицинской (или иной) деятельности и, в свою очередь, образуют рынок свободного обращения товара, на который не может быть ограничен доступ хозяйствующим субъектам; при этом конечными потребителями ритуальных услуг являются граждане или юридические лица, которые в целях получения таких услуг заключают договоры на оказание ритуальных услуг.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения «Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения рядом с ранее умершим гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
Пунктом 13.14 и 13.15 Положения предусмотрено, что на действующем кладбище разрешается родственное захоронение (погибшего) в существующей ограде, при наличии свободного места, с письменного согласия лица, ответственного за захоронение. Погребение умершего (погибшего) на действующем кладбище, в существующую могилу, разрешается по прошествии 20 лет с момента предыдущего погребения при наличии письменного согласия лица, ответственного за захоронение, а также разрешения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан
.
Из материалов дела следует, что ФИО9, супруг истца ФИО3, захоронен на кладбище <данные изъяты> 09 сентября 1998 года, регистрационный №№
Данный факт подтверждается сообщением, выданным Муниципальным бюджетным учреждением Комбинатом специализированного обслуживания ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 14 июня 2018 года №.
Изначально ответственным за захоронение являлся ФИО13, умерший в 2009 году.
Ответственным за могилу ФИО9 определен ФИО14 (зять ФИО4), о чем ему выдано соответствующее удостоверение.
23 января 2018 года на территории указанного кладбища на основании заявления нового ответственного за могилу - ФИО14 произведено захоронение ФИО10 в одной ограде с его двоюродным братом - ФИО9
Указанное заявление согласовано с органом местного самоуправления, что подтверждается соответствующим штампом на заявлении.
Согласие на такое подзахоронение дала также и родная сестра умершего ФИО9 – ФИО4, приложив к соответствующему заявлению документы о родстве.
Также судом установлено, что в 1997 году на кладбище захоронена ФИО15, приходившаяся тетей ФИО9 Из представленных фотографий, пояснений сторон в судебном заседании следует, что могилы ФИО9 и ФИО15 расположены рядом.
Из смысла и содержания Федерального закона "О погребении и похоронном деле" следует, что закон определяет погребение как захоронение тела (останков) человека после его смерти. Одним из видов погребения является предание тела умершего человека земле (захоронение в могилу). Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших. Таким образом, под местом погребения закон понимает кладбища, а не конкретные земельные участки на его территории.
Устанавливая гарантии каждому человеку быть погребенным после смерти с учетом его волеизъявления, а в случае его отсутствия, - волеизъявления супруга, близких родственников умершего, либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими, закон определяет, что это право не является абсолютным и гарантируется при наличии на данном месте погребения свободного участка земли.
В соответствии с пунктом 2.2 регламента осуществления похоронного дела на общественных кладбищах ГО г.Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением главы администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан от 06.08.2015 года № 3044, ответственное лицо за захоронение, взявшее на себя обязанность по погребению умершего для получения разрешения на погребение обращается в специализированную службу с пакетом документов, предусмотренным пунктом 12.2 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории ГО г.Уфа Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета ГО г.Уфа Республики Башкортостан от 17.05.2007 года № 24/10.
Таким образом, указанные требования истцов не соответствуют нравственной обязанности каждого человека и гражданина на достойное отношение к умершим, соблюдения их чести и достоинства, а перезахоронение умершего ФИО10 не отвечает целям погребения и организации похоронного дела, установленного Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".
Исходя из принципа достойного отношения к умершим эксгумация останков захороненных ранее лиц и их последующее перезахоронение в другое место с целью исполнения воли иного лица законом не предусмотрены.
Оснований для удовлетворения иска в части признания ответственной за захоронение ФИО3 не имеется, поскольку она не обращалась с соответствующим заявлением в специализированную службу; доказательств нарушения права истца отказом ответчика об определении ответственного за захоронение лица суду не представлено.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что само по себе подзахоронение в могилу ФИО9 его двоюродного брата – ФИО10 не повлекло нарушение прав и законных интересов истцов. Из представленных фотографий следует, что памятник ФИО9 расположен в пределах могильной ограды, сохранена надпись и фотография погребенного лица. Подзахоронение выполнено на основании волеизъявления родственников и ответственного за могилу, с учетом установленных требований и правил. Оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО20, ФИО2, ФИО12 к Муниципальному бюджетному учреждению «Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа», ФИО6 о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перезахоронение, взыскании денежных средств для восстановления могилы, компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.Р. Ибрагимов