ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5685/18 от 29.08.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

№ 2-5685/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Кислой М.В.,

при секретаре Алееве А.А.,

при участии:

представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 29 августа 2018 года гражданское дело по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» о взыскании задолженности по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» (ООО «САТП № 1») о признании незаконными действий ответчика по применению не соответствующей требованиям трудового законодательства системы оплаты труда истца, взыскании задолженности по заработной плате за период с мая 2017 года по октябрь 2017 года, задолженности по выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Требования мотивированы незаконностью и необоснованностью установления ответчиком заработной платы истца в меньшем размере, чем предписано для лиц, занимающих аналогичную должность, положениями «Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2014-2016 годы», утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24 октября 2013 года, в редакции от 18 ноября 2016 года.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивал, согласившись с представленным ответчиком расчетом задолженности.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представив письменные возражения на исковое заявление, согласно которым, ООО «САТП № 1» не считает себя присоединившимся к данному соглашению, поскольку общество зарегистрировано в качестве юридического лица по истечении срока предоставления в Минтруд России мотивированного письменного отказа от присоединения, а так же не является субъектом соглашения в силу ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку не является членом Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз (РАС) и не уполномочивал РАС заключить Отраслевое соглашение, не присоединялось добровольно к Отраслевому соглашению после его заключения. Также указано, что поскольку ООО «САТП № 1» не присоединилось к основному Отраслевому соглашению, действие продленного Отраслевого соглашения на него также не распространяется, а письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 февраля 2017 года № 14-4/10/В-1039 не является нормативно-правовым актом.

Заслушав объяснения стороны истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Трудовой кодекс Российской Федерации, регламентируя взаимоотношения между работником и работодателем, не предусматривает такого самостоятельного способа защиты права как признание незаконным действий работодателя, поскольку указанное обстоятельство является основанием для восстановления судом какого-либо нарушенного материального права. Споры между работниками и работодателями рассматриваются в порядке искового производства, в котором разрешаются материально-правовые требования, направленные на защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Само по себе требование о признании действий незаконными не является восстанавливающим нарушенное право. На незаконность действий ответчика истец ссылается как на обстоятельства, на которых он основывает свои материально-правовые требования к ответчику о взыскании задолженности по оплате труда, в связи с чем, заявленное истцом в просительной части искового заявления требование о признании действий незаконными не могут рассматриваться в качестве самостоятельного предмета иска.

Установлено, что ФИО2 состояла с ООО «САТП № 1» в трудовых отношениях в период с ** ** **, замещая должность ....

В соответствии с п. 2.2 заключенного сторонами трудового договора и раздела 3 Положения об оплате труда и премировании работников, утвержденного 01 февраля 2015 года, являющегося неотъемлемой часть заключенного сторонами договора, в отношении истца действовала сдельно-премиальная система оплаты труда.

При этом, при исчислении заработной платы истца работодателем не учитывались требования «Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2014-2016 годы», утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24 октября 2013 года в редакции от 18 ноября 2016 года. Размер выплачиваемой истцу ответчиком в рассматриваемый период заработной платы был менее минимального размера заработной платы кондуктора, установленного в п. 3.1 Соглашения.

Согласно п. 1.5 «Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы», оно является правовым актом, его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется, в том числе для работодателей, являющихся членами РАС или уполномочивших РАС заключить настоящее Соглашение, а также на присоединившихся к Соглашению после его заключения.

Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников отраслевых организаций, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению, оно прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (Регистрационный № 234/14-16 от 29 ноября 2013 года), опубликовано в установленном порядке и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Действие Соглашения продлено Дополнительным соглашением № 1, утвержденным Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 18 ноября 2016 года, на 2017 - 2019 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный 16/17-19 от 20 декабря 2016 года), опубликовано в установленном порядке и размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Официально опубликованным 17 февраля 2017 года Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 февраля 2017 года № 14-4/10/В-1039 «О присоединении к Дополнительному соглашению № 1 о продлении на 2017 - 2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы» в соответствии с ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации предложено работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему и обращено внимание, что то если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «САТП № 1» зарегистрировано 02 декабря 2014 года, к основному виду его деятельности относиться деятельность сухопутного пассажирского транспорта внутригородские и пригородные перевозки пассажиров, код по ОКВЭД «49.31».

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, при отсутствии мотивированного письменного отказа работодателя присоединиться к изменениям, которые вносятся в заключенное на федеральном уровне отраслевое тарифное соглашение, такое соглашение распространяется на него в полном объеме.

В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Учитывая изложенное, исходя из того, что отвечающих признаку относимости, допустимости и достоверности доказательств того, что указанное Соглашение не распространяется на ответчика суду в нарушение требований ст. 12, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, суд приходит к выводу о том, что положения Соглашения подлежали учету ответчиком при установлении размера заработной платы истца.

Согласно п. 3.1 Соглашения, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2017 года в размере 7500 рублей в месяц.

В п. 3.5 Соглашения установлено, что указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.

В соответствии с п. 3.7 Соглашения тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов (квалификационных уровней) рабочим, категорий специалистам и служащим, определения соответствия квалификационного уровня работников квалификационным требованиям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере транспорта производится Квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37 с последующими дополнениями, а также в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых профессий рабочих, утвержденными постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 года № 31 с дополнениями и изменениями, внесенными последующими постановлениями Минтруда России, и в соответствии с требованиями «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 года № 9 «Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (с изменениями и дополнениями), а также в соответствии с профессиональными стандартами, применяемыми на предприятии, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37 (в ред. Постановления Минтруда Российской Федерации от 12 августа 1998 года № 33), должность ... отнесена к третьему разряду оплаты, в связи с чем в силу Приложения № 1 к Соглашению при исчислении базовой (минимальной) тарифной ставки ... подлежит применению коэффициент 1,7.

По расчету ответчика, при исчислении заработной платы истца в рассматриваемый период исходя из базовой тарифной ставки ... в соответствии с приведенными нормами Соглашения, с которым согласилась сторона истца, задолженность ответчика пред истцом по заработной плате за период с мая 2017 года по октябрь 2017 года составила 12312,53 руб. (в том числе: май – 2984,84 руб., июнь – 4075,26 руб., июль – 1058,71 руб., август – 889,14 руб., сентябрь 1225,50 руб., октябрь – 534,77 руб.), задолженность по выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 3453,63 руб.

При таких обстоятельствах, указанные суммы задолженности подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. При этом, поскольку взысканная судом сумма задолженности подлежит налогообложению в общем порядке, работодатель после вступления решения суда в законную силу обязан выплатить всю указанную в решении суда сумму и, как налоговый агент, обязан сообщить в налоговый орган о том, что налог с указанной суммы им не был удержан.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 548,87 руб.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» о взыскании задолженности по заработной плате – удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате за период с мая 2017 года по октябрь 2017 года в размере 10268,22 руб., задолженность по выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3453,63 руб., а всего 13721 (Тринадцать тысяч семьсот двадцать один) руб. 85 коп.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» госпошлину в бюджет МО ГО «Сыктывкар в размере 548 (Пятьсот сорок восемь) руб. 87 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Кислая