ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5686/18 от 27.12.2018 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2018 года <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дурневой С.Н., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» о возложении обязанности обеспечить хранение данных видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор КАО <адрес> обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что прокуратурой КАО <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о противодействии терроризму, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части обеспечения безопасных условий обучения и пребывания в БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида», в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Вместе с тем в БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» не обеспечивается хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца, что противоречит пункту 27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Просил суд обязать БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» обеспечить архивирование и хранение данных видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) БДОУ <адрес> «Детский сад » в течение одного месяца, взыскать с ответчика государственную пошлину в местный бюджет.

В судебном заседании помощник прокурора КАО <адрес>ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что установленные видеокамеры не являются собственностью учреждения, на балансе учреждения не числятся. С целью обеспечения безопасности воспитанников администрация детского сада изыскивает любые возможности, в том числе принятие помощи от физических лиц и сотрудников. Это личная собственность заведующего хозяйством детского сада, которые она передала во временное пользование. Департамент образования Администрации <адрес> на установку видеонаблюдения денежных средств не выделял, видеокамеры не устанавливал. Для обеспечения хранения данных системы видеонаблюдения в течение одного месяца администрация детского сада неоднократно обращалась в департамент образования Администрации <адрес> о выделении дополнительного финансирования и включения расходов в план ПФХД (письма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ прилагаются). Ответчиком был получен ответ, что информация о потребности в финансировании вышеуказанных расходов учтена, и расходы будут включены в дополнительную потребность в бюджетных ассигнованиях при формировании проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 год. Указала, что собственных средств учреждение не имеет, предпринимательскую деятельность не осуществляет, дополнительные платные услуги не оказывает, спонсорской и иной помощи из внебюджетных источников не получает. Иных доходов, кроме бюджетного финансирования, утвержденного бюджетом муниципального образования городской округ <адрес>, не имеет. На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований прокуратуры Кировского административного округа <адрес> отказать в полном объеме.

Представитель Департамент Образования Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 15 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий охраны и укрепления здоровья.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Подпунктом 8 пункта 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу пунктов 1, 5, 7, 9 статьи 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексности использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма, сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

На основании ч. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (долее — Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.

Согласно пункту 23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).

Пунктом 27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что прокуратурой КАО <адрес> проведена, в том числе проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части обеспечения безопасных условий обучения и пребывания в БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида».

Актом обследования и категорирования объекта (территории) от ДД.ММ.ГГГГ БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» в соответствии с п. 12 требований антитеррористической защиты установлена вторая категория опасности (л.д.10-12)

В ходе проверки выявлено, что деятельность образовательного учреждения не отвечает требованиям положений пункта 27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» не обеспечивается хранение данных с камер видеонаблюдения в течение одного месяца.

В ходе проверки установлено, что БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (пункт 1.3 Устава).

Согласно п. 1.15 Устава Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами, настоящим Уставом, договорами между Учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.

В соответствии с п.п. 5.6 Устава источниками формирования имущества Учреждения являются, в том числе субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования городской округ <адрес> на возмещение затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием образовательных услуг.

На основании п.5.17 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением.

Согласно Постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующие цели.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания казенными учреждениями <адрес> осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы учреждения, утвержденной учредителем путем предоставления субсидии.

Департамент образования Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ <адрес> функции в сфере образования (Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О департаменте образования Администрации <адрес>»).

Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете <адрес> на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» утвержден перечень главных распорядителей бюджета <адрес>, к числу которых относится департамент образования Администрации <адрес>.

Согласно пункту 17 Положения о департаменте образования, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами департамента являются, в том числе, создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.

В связи с имеющимися нарушениями прокуратурой округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление о принятии мер к устранению нарушений, а также причин и условий, способствующих выявленным нарушениям законодательства и недопущению их впредь. До настоящего времени образовательным учреждением нарушения не устранены (л.д.14).

Судом установлено, что заведующим БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» в связи с отсутствием собственных средств, направлялись служебные записки о выделении средств необходимых для устранения нарушений требования законодательства в области антитеррористической защищенности (л.д.13)

В настоящее время департаментом образования Администрации <адрес> информация о потребности в финансировании указанных работ учтена, при формировании проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов данные расходы по БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» включены в дополнительную потребность в бюджетных ассигнованиях.

Между тем осуществление деятельности учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

При этом изложенные факты свидетельствуют о невыполнении в полном объеме администрацией учреждения функций, возложенных на образовательное учреждение законодательством об образовании, а также собственником муниципального имущества и учредителем учреждения мер по устранению указанных нарушений требований законодательства на объекте с массовым пребыванием людей не предпринято, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащихся, сотрудникам образовательного учреждения, и лицам, посещающим учреждение.

При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

При установлении срока выполнения данной обязанности, суд полагает разумным установить срок для исполнения требований по обеспечению архивирования и хранения данных видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта территории БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» в течении одного месяца.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать БДОУ <адрес> «Детский сад » обеспечить архивирование и ранение данных видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с БДОУ <адрес> «Детский сад общеразвивающего вида» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись С.Н.Дурнева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ