ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-568/17 от 15.12.2017 Новоорского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-568/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2017 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Квиринг О.Б.,

при секретаре Егоровой Л.А.,

с участием:

прокурора Гущина В.В., ответчика ФИО1, представителей ответчиков ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО7, третьего лица ФИО8, ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района в интересах Российской Федерации к Совету депутатов муниципального образования Новоорский поссовет, главе администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 о признании решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным, установлении факта конфликта интересов, обязании Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,

установил:

Прокурор Новоорского района обратился в суд с иском в интересах Росссийской Федерации с иском к Совету депутатов МО Новоорский поссовет, главе администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 о признании решения Совета депутатов МО Новоорский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным и подлежащим отмене, в связи с его несоответствием федеральному законодательству о противодействии коррупции; установлении факта конфликта интересов в действиях главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 при предоставлении земельного участка сыну ФИО3; обязании Совета депутатов МО Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В обоснование иска указывая, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками в администрации МО Новоорский поссовет. Проверкой установлено, в администрацию Новоорского поссовета ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от ФИО3, являющегося сыном главы администрации Новоорского поссовета ФИО1, о предоставлении земельного участка без проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале .

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новоорского поссовета вынесено постановление -п «О предоставлении в аренду земельного участка», указанным постановлением предоставлялись земельные участки в кадастровом квартале .

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новоорского поссовета в общественно-политической газете Новоорского района Оренбургской области «Новоорская газета» размещено извещение «О предоставлении земельных участков».

ДД.ММ.ГГГГ постановлением -п ФИО3 предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов.

По информации, представленной из администрации Новоорского поссовета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссий по урегулированию конфликта интересов и служебному поведению не проводились. Между тем, главой администрации выделен земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов. Главой МО Новоорский поссовет ФИО1 меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принимались. Прокуратурой района по факту выявленных нарушений в адрес Совета депутатов МО Новоорской поссовет ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Рассмотрев представление прокурора, Советом депутатов принято решение -рс от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого депутатами принято решение не инициировать процедуру удаления главы согласно ст. 74.1 Федерального закона от 22.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Просит суд признать решение Совета депутатов МО Новоорский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным и подлежащим отмене, в связи с его несоответствием федеральному законодательству о противодействии коррупции; установить факт конфликта интересов в действиях главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 при предоставлении земельного участка сыну ФИО3; обязать Совет депутатов МО Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Ранее прокурор района обращался в Новоорский районный суд в защиту интересов РФ с административным исковым заявлением к Совету депутатов МО Новоорский поссовет, главе администрации МО Новоорский поссовет ФИО1, о признании незаконным решения Совета депутатов, установлении факта конфликта интересов, инициировании процедуры удаления главы в отставку.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в принятии к производству суда административного искового заявления.

Определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение судьи Новоорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба прокурора без удовлетворения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Оренбургской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято уточненное исковое заявление, в котором истец просит суд признать решение Совета депутатов МО Новоорский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным и подлежащим отмене, установить факт конфликта интересов в действиях главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 при предоставлении земельного участка сыну ФИО3; обязать Совет депутатов МО Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Представитель истца – прокурор Гущин В.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Пояснил, что при проведении проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками в администрации МО Новоорский поссовет было установлено, в администрацию Новоорского поссовета ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от ФИО3, являющегося сыном главы администрации Новоорского поссовета ФИО1, о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале . ДД.ММ.ГГГГ постановлением -п ФИО3 предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов. Главой МО Новоорский поссовет ФИО1 меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принимались. Прокуратурой района по факту выявленных нарушений в адрес Совета депутатов МО Новоорской поссовет ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Рассмотрев представление прокурора, Советом депутатов принято решение -рс от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого депутатами принято решение не инициировать процедуру удаления главы согласно ст. 74.1 Федерального закона от 22.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Полагает указанное решение незаконным и подлежащим отмене.

Представитель ответчика Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет - ФИО2 в судебном заседании иск не признал, просил оставить его без удовлетворения. Пояснил суду, что Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено представление прокурора района и выявлено следующее. В администрацию муниципального образования обращаются заинтересованные лица с документами на определенный земельный участок, что было и сделано ФИО3, который приходится сыном ФИО1 Указанное заявление прошло регистрацию в книге обращений граждан и передано главе для резолюции. Указанное заявление направлено для исполнения специалисту ФИО12, которая проверила представленные от физического лица документы, осуществила подготовку извещения о предоставлении земельного участка для дальнейшего опубликования в газете. Затем указанное извещение было опубликовано в газете, заинтересованные в приобретении лица на указанный земельный участок могли в течение 30 дней со дня опубликования в газете подать заявление о намерении участвовать в аукционе. Таких заявок не поступило, поэтому был подготовлен проект договора аренды. Процедура предоставления земельного участка была соблюдена, заявлений от иных заинтересованных лиц в получении земельного участка не поступало. С учетом всех изложенных обстоятельств Совет депутатов муниципального образования не усмотрел факта конфликта интересов в действиях главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 при предоставлении земельного участка своему сыну ФИО3 и не выявил оснований для инициирования главы ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». На основании изложенного было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ-рс.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, просил оставить его без удовлетворения. Пояснил, что является главой администрации МО Новоорский поссовет. В поссовет в ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от его сына ФИО3 о предоставлении ему земельного участка. Так как он не занимается вопросом выделения земельных участков, он отписал это заявление специалисту поссовета по земельным вопросам – ФИО6, которая провела проверку документов, дала объявление в газету, по истечении положенного срока составила проект договора аренды, который был им подписан. Процедура предоставления земельных участков проходит без участия главы, он лишь подписывает конечный документ, а именно договор. У него как у главы поселения не имелось оснований для отказа ФИО3 в предоставлении земельного участка. Просил отказать в удовлетворении иска.

Представители ответчика ФИО4, ФИО7, ФИО10, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали. Пояснили, что определяющим моментом для конфликта интересов является личное заинтересованность человека и влияние личной заинтересованности на принятие им решения. В данном случае сама процедура предоставления земельных участков, регламентируемая Земельным кодексом, исключает возможность для главы муниципального образования возникновения конфликта интересов. Глава муниципального образования не участвует в принятии решения о предоставлении или не предоставлении земельного участка. Глава направляет заявление специалисту для проведения процедуры. Процедурой по проведению торгов фактически занимается комиссия, состав которой утвержден Постановлением главы администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия действует на основании Положения, утвержденного Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, глава муниципального образования, подписывая постановление о предоставлении земельного участка в аренду, не принимает решение о предоставлении земельного участка, а утверждает уже принятое решение комиссии и законность проведенной процедуры. Просили суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в приемную Новоорского поссовета с заявлением о предоставлении земельного участка. После проверки представленных им документов, опубликования в газете объявления, его пригласили на подписание договора аренды. Договор был зарегистрирован в ДД.ММ.ГГГГ В выделении указанного земельного участка он был заинтересован, поскольку он примыкает к участку по адресу: <адрес>. Никаких строений он не возводил на нем.

Представитель Правительства Оренбургской области – ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что производство по делу по требованию о признании решения Совета депутатов незаконным и подлежащим отмене подлежит прекращению, так как оно подлежит рассмотрению по правилам ст. 22 КАС РФ. Формулировка ч. 2 ст. 47.1 Федерального закона № 131-ФЗ указывает на то, что фактическое удаление главы муниципального образования в отставку возможно только при условии обнаружении в его действиях совокупности обстоятельств. В материалы дела какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности указанных в данной норме обстоятельств, прокурором не представлены. Требование об установлении и факта конфликта интересов в действиях главы администрации в соответствии с ч. 3 ст. 263 ГПК РФ подлежит оставлению без рассмотрения, так как указанное требование связано с последующим разрешением спора о праве на замещение муниципальной должности ФИО1, а также спора о праве ФИО3 на земельный участок. Также полагал, что принятие судом решения об обязании реализации права Совета депутатов МО Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации муниципального образования в отставку, приведет к подмене судом органа местного самоуправления к чьим полномочиям отнесено рассмотрение данного вопроса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).

По смыслу приведенных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с иными нормами Конституции Российской Федерации, местное самоуправление по своему конституционно-правовому статусу является обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно представляет собой неотъемлемую часть единого механизма управления делами государства, в рамках которого органы местного самоуправления на началах взаимодействия и согласованного функционирования с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в конституционно закрепленных пределах в осуществлении на соответствующей территории функций демократического правового и социального государства.

Соответственно, конституционное предназначение местного самоуправления, приоритет которого - решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования, как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется, вместе с тем, целями наиболее эффективной реализации вытекающих из статей 2 и 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека; органы же местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава МО Новоорский поссовет структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган поссовета - Совет депутатов поссовета (далее по тексту - Совет депутатов); глава муниципального образования - глава поссовета; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация поссовета; контрольно-счетный орган муниципального образования.

Согласно ст. 20 Совет депутатов – представительный орган поссовета состоит из 16 депутатов, избираемых населением муниципального образования на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании сроком на 5 лет. Совет депутатов поссовета обладает правами юридического лица.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 23 в компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

В соответствии с ч.2 ст.23 Совет депутатов сельсовета заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования о результатах его деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.

Согласно ст.27 глава поссовета является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Гарантии осуществления полномочий Главы поссовета устанавливаются решением Совета депутатов сельсовета в соответствии с федеральными законами и законами Оренбургской области.

Глава поссовета в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов.

Глава поссовета представляет Совету депутатов поссовета ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов сельсовета.

Глава поссовета должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия Главы поссовета, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 28 глава поссовета обладает следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поссовета;

2) подписывает и обнародует в порядке установленным настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов;

5) обладает правом внесения в Совет депутатов проектов муниципальных правовых актов;

6) представляет на утверждение представительного органа планы и программы социально-экономического развития поссовета, отчеты об их исполнении;

7) предлагает изменения и дополнения в Устав поссовета;

8) осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

9) назначает и освобождает от должности заместителей главы администрации поссовета;

10) назначает и освобождает от должности руководителей органов администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

11) принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;

12) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

ФИО1 является главой муниципального образования, то есть замещает должность, которая Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) квалифицируется как муниципальная должность (статья 2).

Распоряжением администрации МО Новоорский поссовет -л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приступил к исполнению обязанностей главы администрации с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно распоряжению администрации МО Новоорский поссовет -л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приступил к исполнению обязанностей главы МО Новоорский поссовет с ДД.ММ.ГГГГ

Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, установлен Федеральным законом N 131-ФЗ, согласно абзацу первому части 5.1 статьи 40 которого гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа предписаний статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ и статьи 6 Федерального закона N 25-ФЗ в их системном единстве следует, что муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей лиц, замещающих муниципальные должности, то есть их совместная деятельность направлена на решение вопросов местного значения.

Согласно представленным документам, ДД.ММ.ГГГГФИО3 было подано заявление о предоставлении земельного участка кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов в аренду. Заявление зарегистрировано в книге обращений граждан ДД.ММ.ГГГГ за . Основание предоставления земельного участка – подпункт 15 п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.

На основании заявления ФИО3 о предоставлении земельного участка было вынесено постановление администрации МО Новоорский поссовет ДД.ММ.ГГГГ за -п «О предоставлении в аренду земельного участка», которое является основанием для опубликования в СМИ, на официальном сайте торгов извещения о предоставлении земельных участков в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Нооворская газета», было размещено извещение о предоставлении земельных участков в аренду. В извещение указано о подаче в течение 30 дней со дня опубликования желающими заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, и только при поступлении нескольких заявлений на один и тот же земельный участок будет проводиться аукцион по продаже права на заключение договоров аренды.

В течение 30 дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении прибрести права на земельные участки, указанные в извещении, в том числе на земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> и участвовать в аукционе не поступили. В связи с отсутствием иных заявлений по истечении указанного срока администрация МО, в лице главы ФИО1 предоставила ФИО3 земельный участок, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор аренды .

В соответствии с п. 1.1 указанного договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м., из земель наследных пунктов, местоположение: <адрес>. разрешенное использование – индивидуальные жилые <адрес> этажа с приусадебными земельными участками до 6000 кв.м. для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, не требующей организации санитарно-защитных зон.

Согласно п. 2.1 аренда участка осуществляется в течении 20 лет со дня регистрации договора аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

В силу п. 3.1 размер арендной платы за участок составляет <данные изъяты> руб. на один год аренды.

Указанный договор аренды земельного участка был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ за номером .

По сведениям администрации МО Новоорский район платежи в бюджет МО Новоорский район от ФИО3 по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поступали.

Постановлением администрации МО Новоорский поссовет -п от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в муниципальном образовании Новоорский поссовет.

Положения по работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению главы администрации в МО Новоорский поссовет не разработано. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссий по урегулированию конфликта интересов и служебному поведению не проводились.

Законодателем во исполнение основных принципов противодействия коррупции, установленных Федеральным законом, - законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (пункты 3 и 5 статьи 3), установлены основания и пределы ответственности, которая наступает для гражданина, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, при их невыполнении.

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер в предотвращении и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Понятие "конфликта интересов" применительно к государственной муниципальной службе определено в статье 10 названного Федерального закона, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежаще исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В развитие указанных положений частями 1 - 5 статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Устанавливая ответственность лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, федеральный законодатель тем самым допустил возможность применения по аналогии к возникающим с их участием правоотношениям понятия "конфликта интересов" и "личной заинтересованности" и содержащихся признаков, установленных статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Иное истолкование закона могло бы привести к неоправданному освобождению лиц, замещающих государственную должность России Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, от предусмотренной Федеральным закон 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ответственности.

Указанный вывод, очевидно, следует и из положений пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ противодействии коррупции", в силу которой к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено проведение именно единой государственной политики в области противодействия коррупции.

Более того, обязанность соблюдения требований, установлена Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами предусмотрена ч. 9.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф ст. ст. 13 - 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Приведенное законодательное регулирование в области противодействия коррупции в его системной взаимосвязи применительно к лицам, замещающим муниципальную должность, направлено не только на исключение ситуаций, когда личная заинтересованность такого лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, или становится для него приоритетной по отношению к выполнению государственной функции, что может служить следствием нарушений прав и законных интересов граждан, организаций общества или государства, но в равной степени налагает на это лицо обязанность принимать все возможные меры к исключению аналогичных ситуаций в деятельности лиц, им подчиненных.

С учетом вышеприведенных норм закона, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае глава администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 должен был принять исчерпывающие меры, позволяющие не допустить конфликт интересов при предоставлении земельного участка своему сыну ФИО3, поскольку, являясь главой администрации МО Новоорский поссовет в силу занимаемого им должностного положения подписывал и утверждал документы, являющиеся основанием для получения гражданами земельных участков, расположенных на территории поссовета.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.12.2003 N 19-П, муниципальная служба, как и государственная, в силу своего публично-правового характера предполагает необходимость профессиональной подготовки служащих и наличие у них соответствующих моральных качеств, что согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления 1985 года об обеспечении подбора высококвалифицированных кадров, основанного на принципах учета опыта и компетентности (статья 6).

Согласно положениям статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.02.2015 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу 07.03.2015 г.) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

ФИО1 занимает высшую должность муниципальной службы, осуществляя полномочия главы поселения Новоорского района Оренбургской области и полномочен осуществлять руководство деятельностью администрации муниципального образования на основе единоначалия и персональной ответственности, решать вопросы местного значения на территории поселения.

Кроме того, он как муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть образцом профессионализма, безупречной репутации, принимать меры по предупреждению коррупции, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. Указанные нормы к муниципальному служащему и его поведению предъявляются и в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол N 21).

Учитывая принципы действующего законодательства о предотвращении коррупции в сфере муниципальной службы, суд принимает во внимание и нормы международного права, которым отдан приоритет (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принятой в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ и вступившей в силу на территории России с 08.06.2006) для целей настоящей Конвенции публичное должностное лицо" означает, в том числе, любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица.

Согласно п. "а" п. 1 ст. 7 этой Конвенции каждое Государство-участник стремится, в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, создавать, поддерживать и укреплять такие системы приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых публичных должностных лиц, какие основываются на принципах эффективности и прозрачности и на таких объективных критериях, как безупречность работы, справедливость и способности.

В силу п. 4 этой статьи каждое Государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов.

В соответствии со ст. 8 этого же акта в целях борьбы с коррупцией каждое Государство-участник поощряет, среди прочего, неподкупность, честность и ответственность своих публичных должностных лиц в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы.

Согласно ст. 10 Федерального закона возможность возникновения такого противоречия также является конфликтом интересов, подлежащим урегулированию.

Каких-либо доказательств того, что ФИО1 сообщал в Совет депутатов либо в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимал меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суду не представлено. Данные факты подтверждают бездействие главы муниципального образования Новоорский поссовет в части непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе.

Доводы представителя ответчика ФИО4 о том, что поскольку отсутствует нормативное закрепление порядка исполнения обязанности по сообщению о конфликте интересов высшими должностными лицами муниципальных районов и городских округов, должностное лицо (орган) подлежащее уведомлению, сроки, форма, а также процедура и результаты рассмотрения уведомления не регламентированы, то в связи с указанным правовым пробелом ФИО1 не может нести какую-либо ответственность по не урегулированию возможного наступления конфликта интересов, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ-273 и другими федеральными законами (ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ-131).

В соответствии с действующим законодательством на главу муниципального образования возлагаются обязанности: сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Названные обязанности в полном объеме распространены на лицо, замещающее должность главы муниципального поселения, района и городского округа, а невыполнение указанных обязанностей является основанием для его отставки. Сообщение о возникающем или возникшем конфликте интересов осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иных должностей, порядок сообщения закреплен Указом Президента РФ от 22.12.2015 N 650. Данным Указом определяются должностные лица, подлежащие уведомлению, установлены форма уведомления, порядок рассмотрения и варианты принимаемых по уведомлению решений.

Так, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, например, Председатель Правительства РФ, федеральный министр - руководитель федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, Генеральный прокурор РФ и ряд иных должностных лиц сообщают в письменной форме в виде уведомления Президенту РФ. При этом форма уведомления установлена и включает: сообщение об обстоятельствах, являющихся основанием возникновения личной заинтересованности; о должностных обязанностях, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность, а также предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (пп. 2 - 3 прил. N 1 - 4). Рассмотрение уведомления Председателя Правительства РФ осуществляет лично Президент РФ (п. 7). Иные направленные Президенту РФ уведомления по поручению Президента РФ могут быть рассмотрены руководителем Администрации Президента РФ, председателем президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (п. 8). Уведомления по решению уполномоченных лиц могут быть переданы в президиум Совета (п. 10).

Соответственно, на уровне федеральных органов государственной власти порядок уведомления установлен и предполагает единоличное рассмотрение и принятие решения уполномоченным лицом. Коллегиальное рассмотрение возможно только по решению уполномоченного на рассмотрение уведомления лица, но при этом условия принятия такого решения не определены.

Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации не устанавливают порядок сообщения главой муниципального образования, муниципального района и городского округа о конфликте интересов. Санкция за неисполнение главой муниципального образования муниципального района и городского округа указанных обязанностей сурова - удаление в отставку, при этом отсутствие порядка исполнения обязанности не освобождает от ответственности.

В отсутствие должного нормативного закрепления соответствующего порядка сообщения о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, допустимы несколько вариантов действий главы.

-Главе муниципального образования муниципального района и городского округа следует уведомить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

-Главе муниципального образования муниципального района и городского округа следует уведомить представительный орган муниципального образования.

Главе муниципального образования муниципального района и городского округа достаточно уведомить комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Из анализа вышеизложенных норм, суд полагает, что направление главой муниципального образования, муниципального района и городского округа уведомления в один из указанных адресов позволит считать выполненной обязанность по сообщению о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и не повлечет за собой применения санкций.

Глава, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющий местную администрацию, связан в силу порядка избрания, подотчетности, подконтрольности с представительным органом муниципального образования.

Представителем третьего лица – Правительства Оренбургской области - ФИО9, в подтверждение указанных выводов представлено решение Совета депутатов МО Мухрановского сельсовета Илекского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

В соответствии с п. 2 Положения сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в соответствии с настоящим Порядком, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов обязаны: глава МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области, депутат Совета депутатов МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области.

Согласно п. 4 Положения глава муниципального образования, депутат, лично или по почте, направляют в муниципальное образование уведомление, составленное по форме согласно приложению № 1 к Положению.

Из п. 6 Положения следует, что уведомление главы муниципального образования, рассматривает заместитель председателя Совета депутатов МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области.

В соответствии с п. 10 Положения Совета депутатов, заместитель председателя осуществляют предварительное рассмотрение уведомления.

В ходе предварительного рассмотрения уведомления председатель Совета депутатов, заместитель председателя имеют право получать в установленном порядке от лиц, направивших уведомления, пояснения по изложенным в них обстоятельствам и направить в установленном порядке запросы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

Согласно п. 12 Положения по результатам предварительного рассмотрения уведомлений председатель Совета депутатов, заместитель председателя готовит мотивированное заключение на каждое из них.

В силу п. 14 Положения в случае принятия решения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 14 Положения председатель Совета депутатов, заместитель председателя принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что являясь главой сельского поселения ФИО1 при заключении договора и предоставлении в аренду земельного участка своему сыну ФИО3, не принял мер по уведомлению представителя работодателя, в данном случае Совета депутатов о возможности возникновения у него конфликта интересов при предоставлении земельного участка своему сыну ФИО3, а также не принял мер по самоотводу от исполнения должностных обязанностей, связанных с подписанием постановления и договора аренды о предоставлении земельного участка ФИО3, возложенных на него ФЗ «О коррупции».

Рассматривая требования прокурора о признании решения Совета депутатов МО Новоорский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным и подлежащим отмене, в связи с несоответствием федеральному законодательству о противодействии коррупции и обязании Совета депутатов МО Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации МО Новоорский поссовет ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд приходит к следующему.

Прокуратурой Новоорского района Оренбургской области по факту выявленных нарушений в адрес Совета депутатов МО Новоорской поссовет ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Советом депутатов указанное представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ и вынесено решение -рс, согласно которому депутатами принято решение не инициировать процедуру удаления главы согласно ст. 74.1 Федерального закона от 22.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В Российской Федерации существует закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей (статья 10). Власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В частности, суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти.

Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статьи 12, 18,46 и 133 Конституции Российской Федерации).

Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В частности, как было отмечено выше, вопрос удаления главы муниципального образования в отставку относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, и по основанию "несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом.

Совокупность содержания приведенных норм права указывает на то, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления к принятию конкретного решения.

Статьей 74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также статьей 23 Устава регламентировано, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку лишь по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), и в случае нарушения главой муниципального образования ФЗ "О противодействии коррупции".

В соответствии с требованиями закона депутаты свободны в своем волеизъявлении, и никто не вправе повлиять на их выбор и мнение, поэтому суд не правомочен обязывать депутатов принимать решение об удалении главы МО в отставку.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что решение -рс от ДД.ММ.ГГГГ принималось Советом депутатов, когда указанный факт не был установлен.

В силу части 3 статьи 67 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Из приведенных выше правовых положений в их взаимосвязи следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О противодействии коррупции", а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов предоставления необходимых документов и материалов о выполнении должностными лицами государственных органов установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов с целью выявления и пресечения коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон N 273-ФЗ.

Прокурор Новоорского района обратился к Совету депутатов МО Новоорский поссовет с представлением об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором просил рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры района, принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь указанных нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос об удалении главы МО Новоорский поссовет ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Удаление главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления.

Данное решение принимается представительным органом муниципального органа с учетом всех обстоятельств. Предпосылкой для удаления главы муниципального образования в отставку является установление факта нарушения действующего законодательства, в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Факт конфликта интересов в действиях главы администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 при предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, местоположение <адрес>, ФИО3 установлен решением суда от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом привлечение к ответственности главы муниципального образования (удаление его в отставку) в случае неисполнения им обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, является правом, а не обязанностью представительного органа муниципального образования.

Порядок отставки главы муниципального образования должен определяться в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования.

Увольнение относится к компетенции представительного органа местного самоуправления (ст. 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), и данный вопрос подлежит рассмотрению с соблюдением процедуры, установленной законом.

В силу ч.ч. 3, 4, 7 - 9 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования.

Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку.

О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.

На основании ч. 13 ст. 74.1 поименованного закона при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания; ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку; предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

Часть 16 ст. 74 №131-ФЗ устанавливает, что в случае отклонения инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку представительным органом муниципального образования повторное рассмотрение данного вопроса возможно только по истечении двух месяцев.

Следовательно, указанная норма не содержит запрета на выдвижение новой инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку в связи с обстоятельствами, которые не послужили основанием для выдвижения рассмотренной и отклоненной инициативы, до истечения двухмесячного срока с момента рассмотрения последней.

Все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В частности, суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти. Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статьи 12, 18,46 и 133 Конституции Российской Федерации).

Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В частности, как было отмечено выше, вопрос удаления главы муниципального образования в отставку относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, и по основанию "несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ и другими федеральными законами". Совокупность содержания приведенных норм права указывает на то, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления к принятию конкретного решения.

Кроме того, в Определении от 24.02.2005 N 84-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Совета депутатов муниципального образования по принятию решения от 14 июля 2017 года, которое прокурор просил признать незаконным осуществлены в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией указанного органа местного самоуправления, процедура рассмотрения представления органа прокуратуры и принятия соответствующего решения, а также форма и порядок муниципального правового акта не нарушены, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права и законные интересы Новоорской районной прокуратуры по рассмотрению такого представления не нарушены.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18.01.1996 г. N 2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Таким образом, суд не может обязать ответчика, в отношении которого, как указано выше, существует установленная нормативными правовыми актами процедура коллегиального принятия решений, принять конкретное решение об обязании инициировать процедуру удаления главы в отставку.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказу в удовлетворении исковых требований в части признания решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным, его отмене, обязании Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Руководствуясь ст. ст. 194 и 198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области удовлетворить частично.

Установить факт конфликта интересов в действиях главы администрации муниципального образования Новоорский поссовет ФИО1 при предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. из категории земель – земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, местоположение <адрес>, ФИО3.

В удовлетворении исковых требований прокурора Новоорского района в интересах Российской Федерации о признании решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-рс незаконным, его отмене, обязании Совета депутатов муниципального образования Новоорский поссовет инициировать процедуру удаления главы администрации ФИО1 в отставку, в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2017 года.

Судья: