50RS0039-01-2019-011500-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2020 года
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Шендеровой И.П.
при секретаре Хачатурян А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-568/20 по иску ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ №15 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, -
установил:
Истец- ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ №15 по г. Москве и Московской области, в котором просит признать незаконным решение <номер> от <дата> ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ <номер> по г. Москве и Московской области об отказе в установлении (выплате) ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в части отказа включить в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации период работы с <дата> по <дата> в должности старшего техника по эксплуатации воздушных судов на Жуковской летно - испытательной и доводочной базе (филиал ПАО «ТУПОЛЕВ»); обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ № 15 по г. Москве и Московской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, с <дата>, включив в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации период работы с <дата> по <дата> в должности старшего техника по эксплуатации воздушных судов на Жуковской летно - испытательной и доводочной базе (филиал ПАО «ТУПОЛЕВ»), за исключением отпусков без сохранения заработной платы: 1996 год - июнь - 9 дней, июль - 5 дней, август - 3 дня, сентябрь - 1 день, ноябрь - 1 день; 1997 год - январь - 1 день, февраль - 2 дня, март - 3 дня, апрель - 3 дня, май - 3 дня, июнь - 4 дня, июль - 14 дней, август - 7 дней, сентябрь - 8 дней, октябрь - полностью, декабрь - 13 дней; 1998 год - октябрь, ноябрь, декабрь -полностью; 1999 год - январь - полностью; 2000 год - январь - 11 дней, август - 12 дней, сентябрь - 10 дней, октябрь - 11 дней, ноябрь, декабрь - полностью; 2001 год -январь, февраль - полностью. В обоснование заявленных требований в иске ссылается на то, что в период с <дата> по настоящее время проработал в инженерно - техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на предприятиях гражданской авиации. <дата> он обратился в ГУ - УПФ РФ <номер> по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 15 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так его специальный стаж в инженерно-техническом составе составлял более 20 лет, а страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. В назначении досрочной страховой пенсии отказали (решение об отказе в установлении пенсии <номер> от <дата>) по мотиву отсутствия у него необходимого специального стажа в инженерно - техническом составе гражданской авиации. В бесспорном порядке комиссией пенсионного органа засчитано в специальный стаж в гражданской авиации 12 лет 02 месяца 29 дней, а в страховой стаж в гражданской авиации -25 лет 01 месяц 09 дней. В тоже время комиссия не засчитала в специальный стаж в инженерно - техническом составе гражданской авиации период его работы с <дата> по <дата> в должности старшего техника по эксплуатации воздушных судов на Жуковской летно - испытательной и доводочной базе филиал ПАО «ТУПОЛЕВ», ссылаясь на то, что должность старшего техника по эксплуатации воздушных судов не предусмотрена Списком. Истец не согласен с решением об отказе в установлении пенсии, в части отказа включить в специальный стаж в ИТС вышеуказанного периода работы, и считает отказ в этой части необоснованным и незаконным по следующим основаниям. В судебном заседании истец и его представитель адвокат Никулкин А.А. доводы иска поддержали.
Ответчик- ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ №15 по г. Москве и Московской области иск не признало, представило письменные возражения по иску, в которых ссылаются на то, что при рассмотрении первого обращения ФИО1 (заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости от <дата>) по их запросу ГУ-Управлением ПФР №28 по г. Москве и Московской области была проведена документальная проверка факта льготной работы истца в ЖЛИиДБ ОАО «АНТК им. А.Н. Туполева и составлен акт от <дата><номер> о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета и стаже на соответствующих видах работ, без разногласий подписанный сторонами. Управлением ПФР №28 были исследованы следующие документы, представленные работодателем: карточка формы Т-2; Положение Отдела Технической Эксплуатации самолетов летно-испытательного комплекса (ЛИК) от 1982г.; Положение об Авиационнотехническом отделении (АТО) от 24.05.1996г.; ЕТКС выпуск №57; должностная инструкция авиатехника (авиамеханика) по планеру и двигателям от 11.09.1980г.; должностная инструкция старшего техника по эксплуатации воздушного судна Авиационно-технического отделения ЛИЦ-ЖЛИиДБ АНТК им. А.Н. Туполева от 06.04.2000г.; приказы о назначении в инженерно-технический состав; коллективный договор с 1993г. по 2001г.; личная карточка на спецодежду, спецобувь и предохранительные приспособления за период с 1988г. по 1996г.; лицевые счета за период с 16.03.1982г. по 26.03.2001г. Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 (далее - Список), предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники (авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов) непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации. В заключении к Акту от 25.10.2016 №250 следует, что должность «старший техник» не предусмотрена Списком, следовательно, не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1998 - 2001 г.г., представленные работодателем без указания кода выслуги лет, признаны достоверными, а за 1997 год выявлены расхождения с документами и было рекомендовано администрации предприятия представить корректирующую форму для отмены кода особых условий труда. В результате было принято решение от <дата><номер> об отказе ФИО1 в установлении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого стажа в ИТС на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации ( менее 20 лет). В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 указанные возражения поддержала.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО1, <дата> года рождения, обратился 30. 08.2019 года в ГУ - УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по п.15 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходя из того, что его специальный стаж в инженерно-техническом составе составлял более 20 лет, а страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет.
Решением ГУ - УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области <номер> от <дата>ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п.15ч.1ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» по мотиву отсутствия необходимого специального стажа в инженерно - техническом составе гражданской авиации.
В бесспорном порядке комиссией пенсионного органа засчитано в специальный стаж в гражданской авиации - 12 лет 02 месяца 29 дней, а в страховой стаж в гражданской авиации - 25 лет 01 месяц 09 дней. В тоже время комиссия не засчитала в специальный стаж в инженерно - техническом составе гражданской авиации период работы истца с <дата> по <дата> в должности старшего техника по эксплуатации воздушных судов на Жуковской летно - испытательной и доводочной базе филиал ПАО «ТУПОЛЕВ», так как, по мнению ответчика, должность старшего техника по эксплуатации воздушных судов не предусмотрена Списком. При разрешении исковых требований об оспаривании указанного отказа суд исходит из следующих положений закона.
На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» - страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 30 ч.1 п.15 ФЗ № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности), и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации в следующим порядке:.. .з) при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на работах в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459 и Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного и инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением.
Частью 3 вышеуказанного Постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно - технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно - технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.
Согласно к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Согласно Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники гражданской авиации (НТЭРАТ ГА 93) Авиационный техник (Авиатехник) — специалист с техническим образованием по наземному обслуживанию авиационной техники — самолётов, вертолётов и т. д., имеющий действительное свидетельство авиационного техника (диплом об образовании). Высшее инженерно-техническое образование позволяет занимать инженерные (руководящие) должности. Авиационные техники при СССР учились 2 года (школа техников), 3 года (среднее техническое образование) или 5 лет (высшее инженерно-техническое образование). Все эти категории авиационного персонала составляют Инженерно-технический состав (ИТС) авиации.
Пунктом 9 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 258н от 31.03.2011 года установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются: для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждении непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Истец указывает, что более 25 лет (1982 - 2019 гг.) он проработал на авиационных предприятиях (Жуковская ЛИиДБ филиал ПАО «ТУПОЛЕВ», Авиакомпания «Сириус», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого») в должностях, предусмотренных Списком № 459 (авиатехники всех наименований), занимался одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, поэтому считаю, что отказ пенсионного органа о не включении в специальный стаж в ИТС гражданской авиации спорного периода незаконен и необоснован. С 1982 года по 2001 год он проработал в филиале ПАО «ТУПОЛЕВ» на Жуковской летно - испытательной и доводочной базе в должностях: авиамеханика, авиатехника, авиатехника по планеру и двигателям, авиатехника по эксплуатации воздушных судов 1 класса, старшего техника по эксплуатации воздушных судов полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Во внеаэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы он получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, также мне предоставлялся дополнительный отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда и выдавалась спецодежда, спецобувь и предохранительные приспособления.
В подтверждение указанных доводов истцом представлена льготная справка, выданная работодателем, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе приложена к иску. Согласно данной справке ФИО1 имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.15 ч.1 ст. 30 Федерального закона от <дата><номер> - ФЗ «О страховых пенсиях». При этом работодателем указано, организация несет ответственность за достоверность представленных сведений.
Согласно представленной должностной инструкции, в должностные обязанности старшего авиационного техника по эксплуатации воздушного судна на Жуковской летно - испытательной и доводочной базе входило: уметь лично выполнять в аэродромных условиях на авиационной технике в соответствии с требованиями ЭД все операции (работы) предусмотренные Регламентом Обслуживания, а также демонтажно-монтажные работы при замене частей, узлов, деталей и комплектующих изделий, проверке работоспособности и правильности функционирования систем и изделий и т.д.; контролировать полноту и качество технического обслуживания по планеру и двигателю, лично принимать участие в устранениях неисправностей на воздушном судне.
Истец также ссылался на вредные факторы его работы, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 - 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте, которые отражены в карте специальной оценки условий труда <номер>, где указан 2 и 3 класс опасности условий труда и право на досрочное назначение пенсии.
Кроме того, как видно из материалов дела, с <дата> по <дата>ФИО1 проходил обучение в Егорьевском авиационно - техническом училище гражданской авиации и ему был присвоен 1 класс авиатехника с выдачей свидетельства авиационного техника гражданской авиации <номер> с отметками о продлении до 1997 года включительно и указанием работ (оперативное, регламентные работы) по планеру и двигателю на самолетах гражданской авиации ТУ-154. <дата> Федеральной авиационной службой России ФИО1 было выдано свидетельство специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники серии R-I <номер>, с предоставлением права выполнять на воздушных судах работы, указанные в прилагаемых сертификатах, где указаны типы воздушных судов гражданской авиации, которые мне разрешено обслуживать: ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-76Т, а также выданы именные сертификаты на данные воздушные суда с указанием видов работ по обслуживанию их.
Таким образом, образование по специальности авиатехника по эксплуатации воздушных судов и свидетельства авиационного техника гражданской авиации и сертификаты на техническое обслуживание воздушных судов, действующие в спорный период, подтверждают его должность старшего авиационного техника по эксплуатации воздушных судов, которая предусмотрена Списком <номер> (авиатехники всех наименований). Неполное внесение записи о его должности в трудовой книжке (старший техник по эксплуатации воздушных судов) не может влиять на пенсионные права истца. Указание в должности на эксплуатацию воздушных судов подтверждает, что истец был именно авиационным техником.
Доводы ответчика о проведенной работодателем корректировке кода льгот, сами по себе не могут являться основанием к отказу в иске, поскольку отсутствие « кодов» льготы в индивидуальных сведениях за спорный период не является достаточным основанием для отказа истцу в назначении пенсии, поскольку обязанность указывать коды льгот возложена на работодателя и не может служить препятствием к назначению пенсии, в то время как исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства подтверждают, что характер работы истца в спорной период соответствовал Списку должностей инженерно - технического состава авиации, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от <дата><номер>; работодателем ФИО1 выдана справка, уточняющая характер и условия труда, необходимые для назначения пенсии и подтверждающая постоянную занятость истца на льготной работе, работодатель несет ответственность за достоверность сведений, в этой справке.
На основании исследованных доказательств суд пришел к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение <номер> от <дата> ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ № 15 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении (выплате) ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в части отказа включить в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации период работы с <дата> по <дата> в должности старшего техника по эксплуатации воздушных судов на Жуковской летно - испытательной и доводочной базе (филиал ПАО «ТУПОЛЕВ»).
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ № 15 по г. Москве и Московской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, с <дата>, включив в специальный стаж в инженерно-техническом составе гражданской авиации период работы с <дата> по <дата> в должности старшего техника по эксплуатации воздушных судов на Жуковской летно - испытательной и доводочной базе (филиал ПАО «ТУПОЛЕВ»), за исключением отпусков без сохранения заработной платы: 1996 год - июнь - 9 дней, июль - 5 дней, август - 3 дня, сентябрь - 1 день, ноябрь - 1 день; 1997 год - январь - 1 день, февраль - 2 дня, март - 3 дня, апрель - 3 дня, май - 3 дня, июнь - 4 дня, июль - 14 дней, август - 7 дней, сентябрь - 8 дней, октябрь - полностью, декабрь - 13 дней; 1998 год - октябрь, ноябрь, декабрь -полностью; 1999 год - январь - полностью; 2000 год - январь - 11 дней, август - 12 дней, сентябрь - 10 дней, октябрь - 11 дней, ноябрь, декабрь - полностью; 2001 год -январь, февраль - полностью.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Судья