Дело № 2-568/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 11 апреля 2016 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Растегина Р.В.,
при секретаре Гангаловой Т.С.,
с участием заместителя прокурора Иловлинского района Волгоградской области Дашкова Д.П.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушения законодательства о защите прав многодетных семей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в Иловлинский районный суд с иском к администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушения законодательства о защите прав многодетных семей.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении земельных участков бесплатно на территории Иловлинского муниципального района.
Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 26 февраля 2016 года администрацией Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области поставлено на учёт 10 граждан, имеющих право на получение земельного участка бесплатно.
Однако формирование земельных участков на территории Авиловского сельского поселения администрацией не произведено.
Обязанность по формированию земельных участков на территории Авиловского сельского поселения, предназначенных для предоставления в собственность граждан бесплатно, возложена на администрацию Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района.
При этом администрацией поселения не проведены работы по формированию и постановке на кадастровый учёт земельных участков.
Непредставление земельных участков многодетным семьям и другим категориям граждан влечет за собой социальную напряженность, причиной которой является бездействие органов местного самоуправления, что в свою очередь возлагает финансовое бремя на формирование земельных участков за счет многодетных семей и другого круга граждан, определенного законодательством.
В связи с чем, просит суд обязать администрацию Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области сформировать, поставить на кадастровый учёт и включить в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно все свободные земельные участки, расположенные на территории Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области. Обязать администрацию Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области принять меры к утверждению проектов планировки и межевания территории поселения, в объёме обеспечивающем потребности10 граждан, с целью последующего предоставления гражданам, имеющим право на получение земельного участка бесплатно.
В судебном заседании заместитель прокурора Иловлинского района Волгоградской области Дашков Д.П. требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебном заседании исковые требования, заявленные прокурором, признал в полном объёме.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 45 ГПК РФ регламентирует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-Р, утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Одной из решений задач Концепции государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
Пунктом 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании п.1 ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В статье 39.5 Земельного кодекса РФ определены случаи и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно, а также предоставление земельного участка иным гражданам и юридическим лицам не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи (ч. 3).
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 указанного закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч. 4).
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 16 марта 2016 года одним из видов деятельности администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области является управление имуществом, находящимся в государственной собственности.
Закон Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (далее по тексту – Закон от 14 июля 2015 года № 123-ОД) во исполнение подпунктов 6 и 7 статьи 39.5 и статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность бесплатно, а также порядок постановки граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, на учёт и снятия с учёта, основания для отказа в таком предоставлении и предельные размеры предоставляемых земельных участков.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона от 14 июля 2015 года № 123-ОД земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области (далее - земельные участки) в собственность граждан бесплатно предоставляются, в следующих случаях: для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов: гражданам - членам казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной службы, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, постоянно проживающим и работающим в сельском поселении (педагогическим работникам общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, медицинским работникам, социальным работникам, работникам культуры, ветеринарным работникам, работникам организаций федеральной почтовой связи, участковым уполномоченным полиции); гражданам, окончившим профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования сельскохозяйственного профиля и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий; гражданам, являющимся членами молодой семьи, проживающим в сельских поселениях Волгоградской области.Членами молодой семьи для целей настоящего Закона признаются супруги, возраст каждого из которых не превышает 35 лет, либо родитель (в неполной семье), возраст которого не превышает 35 лет, имеющий одного и более детей, проживающий с ним (с ними) совместно.
В полной семье земельный участок предоставляется в совместную собственность супругам - членам молодой семьи или при наличии согласия второго супруга - одному из членов молодой семьи.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст.1 Закона от 14 июля 2015 года № 123-ОД земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области (далее - земельные участки) в собственность граждан бесплатно предоставляются, в том числе, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей (далее - граждане, имеющие трех и более детей).
Земельный участок предоставляется в совместную собственность супругов - родителей трёх и более детей либо при наличии согласия второго супруга - родителя трёх и более детей - одному из родителей трёх и более детей либо лицу, его заменяющему.
В неполной семье земельный участок предоставляется в собственность одному из родителей трёх и более детей либо лицу, его заменяющему;
На основании п. 2 ст. 1 Закона от 14 июля 2015 года № 123-ОД в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, право на получение земельного участка в собственность бесплатно имеют граждане, постоянно проживающие на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.
В целях настоящего Закона граждане признаются постоянно проживающими на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, при наличии сведений, подтверждающих их место жительства (место пребывания) на территории Волгоградской области в течение не менее 1765 дней суммарно в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.
Предоставление земельных участков по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, в собственность граждан бесплатно осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в настоящей статье, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Как следует из п. 1 ст. 3 Закона от 14 июля 2015 года № 123-ОД гражданин, изъявивший желание получить в собственность бесплатно земельный участок в соответствии с настоящим Законом, подает заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, содержащее согласие на обработку персональных данных в случаях и в форме, установленных Федеральным законом «О персональных данных» (далее - заявление), в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган).
Примерная форма заявления устанавливается органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере земельных отношений на территории Волгоградской области.
Заявление подается в уполномоченный орган по месту жительства заявителя.
Уполномоченный орган рассматривает принятые заявление и документы, предусмотренные ст. 4 настоящего Закона, и принимает решение о постановке гражданина на учёт в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее - учет) либо об отказе в постановке гражданина на учёт.
Решение уполномоченного органа о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке на учёт принимается по результатам рассмотрения поступивших документов и направляется гражданину в месячный срок со дня поступления заявления и документов, указанных в ст. 4 настоящего Закона (п. 1 ст. 5 Закона от 14 июля 2015 года № 123-ОД).
Статья 7 Закона от 14 июля 2015 года № 123-ОД, предусматривает, что в целях предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом уполномоченный орган осуществляет мероприятия по подбору и формированию земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, а также включает их в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан (далее - Перечень).
Проведение работ по формированию земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность граждан бесплатно, осуществляется уполномоченным органом на основе утвержденных в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного зонирования.
Формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в целях их последующего предоставления в собственность граждан бесплатно осуществляются уполномоченным органом за счет средств соответствующего бюджета.
В Перечень включаются земельные участки, сформированные в соответствии с настоящим Законом.
В Перечне содержатся сведения о местоположении (адресе), кадастровом номере, площади и виде разрешенного использования земельных участков.
Земельные участки исключаются из Перечня после принятия уполномоченным органом решений о предоставлении их в собственность граждан бесплатно.
Перечень подлежит опубликованию в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В судебном заседании установлено, что администрацией Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области принято на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно по месту жительства 10 граждан, проживающих на территории Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 04 августа 2015 года № 35 «О принятии на учёт граждан в целях последующего предоставления им земельного участка в собственность бесплатно по месту их жительства» (л.д. 19-22).
Согласно указанному Постановлению на учёт в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно приняты граждане, указанные в п. 3 настоящего постановления, принятые на учёт до дня принятия настоящего постановления администрацией Иловлинского муниципального района и проживающие на территории Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района.
Поскольку данные граждане включены в список граждан, имеющих право на получение земельного участка бесплатно, данное право ими не реализовано, то они имеет право на бесплатное предоставление земельного участка.
Из совокупности норм права, приведенных выше, следует, что обязанность по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области, по основаниям, предусмотренным Законом от 14 июля 2015 года № 123-ОД, в собственность граждан бесплатно, относится к вопросам местного значения сельского поселения, то есть в данном случае осуществляется администрацией Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
При этом из сообщения администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области № 71 от 26 февраля 2016 года следует, что в настоящее время земельные участки для дальнейшего предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также категориям граждан, установленных Законом Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» не предоставлялись, земельные участки не формировались, на кадастровый учёт не ставились (л.д. 18).
Таким образом, судом установлено, что администрацией Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области не соблюдаются требования Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», а следовательно, требования прокурора Иловлинского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушения законодательства о защите прав многодетных семей – удовлетворить.
Обязать администрацию Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области сформировать, поставить на кадастровый учёт и включить в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно все свободные земельные участки, расположенные на территории Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Обязать администрацию Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области принять меры к утверждению проектов планировки и межевания территории поселения, в объеме обеспечивающем потребности граждан, проживающих на территории Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области с целью последующего предоставления гражданам, имеющих право на получение земельного участка бесплатно.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Решение в окончательной форме принято 15 апреля 2016 года.
Судья Р.В. Растегин