ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-568/2016 от 28.03.2016 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2 – 568/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселёвский городской суд Кемеровской области

в составе:

председательствующего - судьи Смирновой Т.Ю.,

с участием истца Смирновой А.С.,

представителя истца Павленко И.А., действующего по устному ходатайству,

представителя ответчика Окунцовой Я.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Саповой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске

28 марта 2016 года

гражданское дело по иску Смирновой А.С. к управлению городского развития Киселёвского городского округа о взыскании социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Смирнова А.С. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику управлению городского развития Киселёвского городского округа о взыскании социальной выплаты.

Исковые требования мотивирует тем, что согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ был составлен список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахт <данные изъяты>, в соответствии с которым истица, наряду со своей <данные изъяты> Смирновой С.Н., ввиду их проживания в жилом доме по адресу: <адрес>, указаны в качестве лиц имеющих право на получение социальной выплаты, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» на приобретение жилья взамен вышеуказанного жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ, ввиду указания Смирновой А.С. управлением городского развития Киселёвского городского округа на необходимость снятия с регистрационного учёта для предоставления социальной выплаты, в конце <данные изъяты> или начале <данные изъяты> года истица снялась с регистрационного учёта по вышеуказанному адресу, при этом, как и раньше, продолжила проживание в доме по адресу: <адрес>, поскольку какое – либо иное пригодное для проживания жильё у неё отсутствует.

Однако, ответчик ДД.ММ.ГГГГ предоставил социальную выплату только <данные изъяты> Смирновой С.Н., из расчёта социальной выплаты только на одного человека в размере <данные изъяты> рублей, то есть из установленной пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 нормы общей площади жилого помещения, применяемой при расчёте размера социальной выплаты, <данные изъяты> кв.м для одиноких граждан.

Тем самым ответчик ДД.ММ.ГГГГ отказал Смирновой А.С. в праве на получение социальной выплаты, право на получение которой в силу вышеуказанного она имеет, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года.

Истица считает, что отказ ответчика является незаконным, какие-либо уведомления об исключении Смирновой А.С. из списка граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахт, в котором истица с матерью указаны в качестве лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, истица не получала.

ДД.ММ.ГГГГ Смирнова А.С. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении сведений в связи с чем её исключили из списка. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ответчик не указал об исключении истицы из вышеназванного списка граждан, подлежащих переселению, соответственно, не представил копии документов, где бы указывалось об исключении Смирновой А.С. из списка и вручении ей данного документа, что подтверждает нарушение ответчиком права истца на получение социальной выплаты.

При этом ответчик в ответе на заявление Смирновой А.С. указал о наличии справки от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии зарегистрированных лиц совместно со Смирновой С.Н. по адресу: <адрес>.

Однако, истица считает, что указание на данную справку не свидетельствует об исключении её из списка, а, следовательно, не опровергает нарушение её права ответчиком.

Кроме того, указание ответчиком на данную справку не соответствует вышеназванному, согласно которому Смирнова А.С. снялась ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учёта формально, ввиду указания ей ответчиком о необходимости снятия с регистрационного учёта для предоставления социальной выплаты в конце <данные изъяты> или начале <данные изъяты> года, что подтверждается продолжением её фактического проживания в жилом доме и после ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая Смирновой А.С. в праве на социальную выплату, ответчик не опровергает фактическое её проживание вместе с <данные изъяты> в доме по <адрес>.

Более того, необходимость наличия регистрации в доме, как условия реализации права на получение социальной выплаты, прямо не соответствует нормам материального права, в том числе не соответствует вышеуказанному Постановлению Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, согласно которому социальная выплата на приобретение жилья полагается гражданам и членам семьи, проживающим в доме, а не зарегистрированным в нём.

Разница в размере социальной выплаты с учётом нарушения ответчиком права истицы на её получение составляет 284004 рубля.

На основании изложенного истица Смирнова А.С. просит взыскать с управления городского развития Киселёвского городского округа в её пользу вышеуказанную разницу социальной выплаты в сумме 284004 рубля.

В дальнейшем истица увеличила исковые требования, по указанным выше основаниям и, ссылаясь на статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит также признать за ней право на социальную выплату, предусмотренную Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428, в связи с переселением из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего ветхим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; признать недействительным договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в него Смирновой А.С.; включить Смирнову А.С. в договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности от ДД.ММ.ГГГГ в число лиц, переселяемых из жилого дома по адресу: <адрес>, ставшего ветхим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Истец Смирнова А.С. и её представитель Павленко И.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, настаивали на их удовлетворении в полном объёме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и в заявлении об изменении исковых требований.

Представитель ответчика Окунцова Я.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются на счета органа местного самоуправления в виде субвенций.

В настоящее время данным Постановлением Правительства Российской Федерации предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Федеральным агентством по энергетике местным бюджетам шахтёрских городов и посёлков.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются на счета органа местного самоуправления в виде субвенций.

Нормами и требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, и Постановлением № 428 от 13 июля 2005 года социальная выплата на приобретение жилья взамен сносимого предоставляется однократно.

Ранее Смирнова А.С. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. Данный дом, как следует из решения <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ, разрушил <данные изъяты>, материальный ущерб возмещён.

Решением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> в пользу Смирновой А.С. было взыскано возмещение вреда в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.

В решении суда указано, что ответчиком <данные изъяты> причинён вред имуществу Смирновой А.С., жилой дом снесён <данные изъяты> в результате зачистки территории вместе с другими выкупленными домами, в процессе производственной деятельности земельный участок не пригоден к эксплуатации, другого жилья у истицы Смирновой А.С. не имеется, возмещение ущерба должно осуществляться по рыночной цене на день вынесения решения.

Данный факт Смирновой А.С. признаётся и не оспаривается.

Пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации № 428 говорит о том, что размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтёрскому городу и посёлку на основании утверждённых в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, список граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

Из анализа статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определённым слоям населения. Предоставление социальной помощи – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющих иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

В действующем законодательстве Российской Федерации, комментариях, судебной практике по вопросу включения граждан в список на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого, чётко оговорены основные условия (требования) для предоставления социальных выплат.

В данном случае жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, действительно признан ветхим и непригодным для проживания в соответствии с заключением СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Собственником дома являлась Смирнова С.Н. С ней был заключён договор и произведена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей из расчёта общей площади на семью <данные изъяты> кв.м. Договор был заключён только на Смирнову С.Н. Выплата произведена, в результате чего Смирновой С.Н. была приобретена квартиры по адресу: <адрес>. Данная сделка по приобретению указанной квартиры, последовавшая после заключённого договора от ДД.ММ.ГГГГ, а данный договор предусмотрен законодательством, на настоящий момент не признана недействительной, считается законной.

Смирнова А.С. на момент заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ была выписана из данного жилого дома.

Кроме того, пунктом 11 Правил также установлены условия предоставления социальной выплаты, согласно которым гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственной или в муниципальном жилищном фонде, гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, а также все совершеннолетние члены его семьи принимают обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счёт средств предоставленной им социальной выплаты.

В соответствии с Правилами орган местного самоуправления шахтёрского города или посёлка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в котором указываются все члены семьи; размер социальной выплаты рассчитывается по норме общей площади жилого помещения в зависимости от состава семьи. Приобретённое (построенное) за счёт средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты.

В данном случае жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был передан по договору о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления непосредственной самой собственницей дома Смирновой С.Н., причём без учёта интересов Смирновой А.С.

Данный договор также значится действительным, законным и никем не отменён.

Более того, Смирнова А.С. о данной сделке узнала с момента заключения договора, так как переехала в квартиру, купленную на социальную выплату, полученную за снос дома по <адрес>.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днём, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

При установлении факта пропукса без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Следовательно, ответчик считает, что заявителем Смирновой А.С. пропущен срок исковой давности на оспаривание решений.

В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

Третье лицо Смирнова С.Н. в назначенное судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой, согласно поступившей в адрес суда телефонограмме, просит рассмотреть дело в её отсутствие, обстоятельства, указанные в иске, не оспаривает, против удовлетворения иска не возражает.

Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Смирновой А.С. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения с данным иском в суд, со ссылкой на статью 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, несостоятельны, поскольку данная норма закона утратила силу с 15 сентября 2015 года в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В данном случае истицей подано не административное исковое заявление, а исковое заявление, для которого установлен иной срок подачи искового заявления, нежели предусмотренный для обжалования действий (бездействия), решений органов местного самоуправления, и который истцом не пропущен.

В то же время, в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтёрских городов и посёлков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков.

В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат; социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Из приведённых положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определённым слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Исходя из толкования указанных норм права, усматривается, что предоставление социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению. При этом такая выплата предоставляется не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

К числу таких условий, относится, в частности, постоянное проживание совместно с собственником жилья граждан, являющихся членами его семьи, зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным.

Согласно пункту 10.5.12. Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, финансируемых за счёт средств господдержки угольной отрасли, утверждённого приказом Минэнерго Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 185, к членам семьи получателя безвозмездной субсидии относятся супруги, дети, родители. Другие родственники, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи получателя субсидии в соответствии с нормами Жилищного кодекса, если они проживают совместно с ним и ведут общее хозяйство.

Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нём регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место как на дату принятия решения о ликвидации шахты, так и на момент предоставления социальной выплаты.

Как установлено судом в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, на основании договора купли – продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова С.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 30-31, 34).

Согласно данным паспорта и адресной справке, Смирнова А.С. зарегистрирована в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54, 57).

Как усматривается из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Кемеровской области <данные изъяты> были ликвидированы ДД.ММ.ГГГГ, данные о ликвидации шахты суду не представлены, указанное угольное предприятие является действующим до настоящего времени.

Заключением СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан ветхим и подлежащим сносу по причине подработки шахтой <данные изъяты> (л.д. 41).

Смирнова С.Н. обратилась с заявлением в управление городского развития Киселёвского городского округа с просьбой предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья взамен дома, ставшего непригодным для проживания в связи с ведением горных работ на ликвидированных шахтах (л.д. 38). При этом лицом, претендующим на получение социальной выплаты, Смирнова С.Н. указала только себя.

ДД.ММ.ГГГГ Смирновой С.Н. было реализовано её право на получение социальных выплат посредством использования предоставленных ей денежных средств для приобретения по договору купли – продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Смирновой С.Н. был заключён договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, гражданину, подлежащему переселению их ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д. 45-46). В тот же день Смирновой С.Н. подписан договор о безвозмездной передаче управлению городского развития Киселёвского городского округа жилого одноэтажного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 42-44). В <данные изъяты> года по требованию Смирновой С.Н. (л.д. 48) социальная выплата была перечислена продавцу приобретаемого Смирновой С.Н. жилого помещения.

Социальная выплата выделена на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428. За счёт средств социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ Смирновой С.Н. приобретено жилое помещение в <адрес>, и зарегистрировано право собственности, о чём ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 49). Для оформления документов на приобретаемое жилое помещение Смирновой С.Н. выдана нотариальная доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на имя Смирновой А.С., которая в связи с этим не могла не знать, что социальная выплата предоставлена только Смирновой С.Н.

Таким образом, договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья от ДД.ММ.ГГГГ был исполнен сторонами полностью и на сегодняшний момент прекратил своё действие.

Как следует из представленного в материалы дела списка граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахт <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Смирнова Н.С. внесена в указанный список, как <данные изъяты> собственника жилого помещения. Однако, внесение в списки граждан, подлежащих переселению, не гарантирует получение социальной выплаты, поскольку после представления необходимых для получения социальной выплаты документов может быть установлено наличие обстоятельств, препятствующих предоставлению социальной выплаты, в связи с чем, и предусмотрено ежегодное уточнение списков.

Из копии паспорта и адресной справки следует, что Смирнова А.С. была зарегистрирована в жилом доме по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, иных данных истцом суду не представлено. До настоящего времени решение о ликвидации Шахты не принималось, в то время, как социальная выплата предоставляется гражданам, сохраняющим регистрацию по месту жительства в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.

Кроме этого, на момент обращения Смирновой С.Н. за получением социальной выплаты и на момент её получения Смирнова А.С. также не была зарегистрирована в жилом помещении по <адрес>, о чём Смирновой С.Н. вместе с заявлением была предоставлена соответствующая справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в жилом доме Смирнова С.Н. зарегистрирована одна (л.д. 36). В указанный период Смирнова А.С. имела регистрацию в принадлежащем ей жилом доме по <адрес>, в связи со сносом которого <данные изъяты> Смирновой А.С. выплачена компенсация в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. (л.д. 64-67).

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что право быть включённой в список и претендовать на получение социальной выплаты истица не имела, сведений об обращении Смирновой С.Н. с заявлением о включении Смирновой А.С. в качестве члена своей семьи для получения социальной выплаты для приобретения жилья истцом не представлено, нарушений при предоставлении социальной выплаты только Смирновой С.Н. со стороны управления городского развития Киселёвского городского округа допущено не было.

Реализация права по получение социальных выплат носит заявительный характер.

Гражданин для реализации своего права обязан подать соответствующее заявление и представить все необходимые документы, в том числе подтверждающие обстоятельства, влияющие на размер социальной выплаты (состав семьи, право на дополнительную площадь и др.). Размер социальной выплаты рассчитывается на основании представленных гражданином документов. Перерасчёт размера реализованной социальной выплаты при отсутствии вины органов, предоставляющих социальную выплату, в неправильном расчёте размера социальной выплаты законодательством не допускается.

Общим правилом законодательства Российской Федерации о предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья за счёт бюджетов различных уровней является право каждого гражданина на получение социальной выплаты только один раз. Законодательством не предусмотрена возможность выделения дополнительной социальной выплаты.

Доводы истицы о том, что ранее Смирнова А.С. была включена в список получателей социальных выплат для приобретения жилого помещения в качестве члена семьи Смирновой С.Н. не могут быть приняты во внимание. Пунктом 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов № 428 от 13 июля 2005 года предусмотрена необходимость ежегодного уточнения списков получателей социальных выплат, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности. Указанное уточнение списков производится именно с целью уточнения обстоятельств, влияющих на количество и размер социальных выплат. К указанным обстоятельствам относится и изменение состава семей получателей социальных выплат, как в сторону увеличения количества членов семьи, так и в сторону уменьшения.

При подаче заявления о предоставлении ей социальной выплаты Смирнова С.Н. указала состав семьи <данные изъяты> человек, на указанный состав семьи и предоставлена социальная выплата.

В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428, размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтёрского города или посёлка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике один раз и является неизменным до момента приобретения жилья.

Каких - либо заявлений или обращений по вопросу изменения состава семьи до момента расчёта социальной выплаты и до заключения оспариваемого договора от истца не поступало. Доказательств обратного стороной истца в соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.

Договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья был исполнен сторонами, ДД.ММ.ГГГГ Смирновой С.Н. приобретено жилое помещение по <адрес> на денежные средства, перечисленные для этих целей органом местного самоуправления, ДД.ММ.ГГГГ Смирновой С.Н. управлению городского развития Киселёвского городского округа безвозмездно передано недвижимое имущество – жилой <данные изъяты> дом, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, поэтому обращение истицы выходит за пределы срока, в течение которого имеется право внесения изменений в списки.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Смирновой А.С. о признании за ней права на социальную выплату и взыскании в её пользу доплаты социальной выплаты не имеется. По этим же причинам не подлежат удовлетворению и требования истицы о признании недействительным договора в части и о включении Смирновой А.С. в договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, в число лиц, переселяемых из жилого дома по <адрес>.

Учитывая приведённые выше нормы права и установленные обстоятельства по делу, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Смирновой А.С. в полном объёме.

Поскольку суд полностью отказывает в удовлетворении предъявленного иска, то судебные расходы по оплате государственной пошлины, в соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возмещению за счёт ответчика не подлежат.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Смирновой А.С. к управлению городского развития Киселёвского городского округа о признании за ней права на социальную выплату, предусмотренную Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428, в связи с переселением из жилого дома по адресу: <адрес>, ставшего ветхим в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; о признании недействительным договора на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в него Смирновой А.С.; о включении Смирновой А.С. в договор на предоставление социальных выплат для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, от ДД.ММ.ГГГГ в число лиц, переселяемых из жилого дома по адресу: <адрес>, ставшего ветхим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности; о взыскании с управления городского развития Киселёвского городского округа в её пользу доплаты социальной выплаты в размере 284004 рубля и о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 марта 2016 года.

Председательствующий: Т.Ю.Смирнова

Решение в законную силу не вступило

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке