Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шевелевой Е.А.
секретаря Хромовских Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 Геннадьевича к ООО «Остекление балконов и лоджий» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, просит расторгнуть договор А-124 купли-продажи от /дата/, заключенный между сторонами в связи с несоблюдением условий договора, взыскать с ответчика в его пользу денежную сумму в размере 48500 рублей, составляющую оплату по договору А-124, денежную сумму размере 48 500 рублей, составляющую неустойку за каждый день просрочки, начиная с /дата/, денежную сумму 50 000 рублей, составляющую компенсацию морального вреда.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что /дата/ между сторонами был заключен договор возмездного оказания услуг А-124, согласно которому ответчик взял на себя обязательства выполнить работы по остеклению окон из собственных материалов – изготовить и установить изделие из ПВХ. И передать изделие заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его. Под передачей изделия понимается его установка по адресу <адрес>. Цена договора составляет 48500 рублей. Истец свои обязательства по оплате исполнил в полном объеме. Ответчик обязательства надлежащим образом не исполнил. Ответчик произвел монтаж оконных конструкций, однако в нарушение условий договора не произвел монтаж москитных сеток. Через месяц после даты монтажа оконных конструкций были обнаружены недостатки работ и материалов, на подоконнике окна № появилась трещина, пыль, оседающая на изделиях не поддается удалению, материал, из которого изготовлены подоконники и окна, не соответствует ГОСТ, работы по изготовлению и монтажу оконных изделий выполнены исполнителем не надлежащим образом, что является существенным нарушением договора. На изделия был установлен 10-летний гарантийный срок. На требование об устранении нарушений в рамках гарантийного обязательства ответчик не отреагировал, претензии, направленные ответчику, последний оставил без удовлетворения.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, направил своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по месту нахождения юридического лица согласно данным ЕГРЮЛ, а также по указанному истцом адресу офиса ответчика, в котором был заключен договор. От получения корреспонденции ответчик уклонился, по извещениям, оставленным ответчику почтальоном, за получением писем в почтовое отделение не явился, в связи с чем по истечении срока хранения судебной корреспонденции конверты были возвращены в адрес суда, заявлений и возражений в суд ответчик не направил.
С согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что /дата/ между ФИО1 и ООО «Остекление балконов и лоджий» был заключен договор <данные изъяты>, в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить работы по остеклению окон из собственных материалов в соответствии с приложением №, в том числе изготовить с привлечением 3-х лиц и становить изделие из ПВХ, передать изделие заказчику, а заказчик принять результат работ и оплатить его. Согласно договору под передачей изделия понимается установка изделий по адресу <данные изъяты>. Цена договора определена в размере 48 500 рублей. Оплата производится путем внесения аванса 20000 рублей, затем в течение 10 дней с момента подписания договора доплата 22900 рублей, а после подписания акта приема-передачи 5600 рублей за монтаж на руки монтажнику.
Сроки изготовления и установки изделий согласованы в п. 4.1, 4.2 договора – доставка осуществляется в течение 30 дней с даты подписания договора, а установка – не позднее 30 дней с даты доставки при благоприятных погодных условиях для монтажа.
Исполнитель гарантирует качество работ условиям договора и гарантирует качество изделия в течение 10 лет.
Истец указывает, что оплата по договору им произведена в полном объеме – в сумме 48 500 рублей, из которых 20000 рублей уплачено /дата/, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру, остальная сумма внесена наличными денежными средствами без оформления платежных документов. В подтверждение оплаты истец ссылается на выданный исполнителем акт на выполнение работ. Ответчик указанные обстоятельства не оспаривал.
Истец указывает, что ответчик обязательства надлежащим образом не исполнил. По утверждению истца ответчик произвел монтаж оконных конструкций, однако в нарушение условий договора не произвел монтаж москитных сеток. Через месяц после даты монтажа оконных конструкций были обнаружены недостатки работ и материалов, на подоконнике окна № появилась трещина, пыль, оседающая на изделиях не поддается удалению, материал, из которого изготовлены подоконники и окна, не соответствует ГОСТ, работы по изготовлению и монтажу оконных изделий выполнены исполнителем не надлежащим образом, что является существенным нарушением договора.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 суду показала, что ее отец заключил с ответчиком договор на установку окон. В момент выполнения работ по монтажу москитная сетка не была доставлена и установлена, через две недели москитные сетки были доставлены, но установлены не были. Затем она обнаружила недостатки окон, после снятия защитной пленки на поверхности окон имеется неудаляемая грязь, а позже появились трещины.
В подтверждение указанных обстоятельств истец представил суду фотографии оконных блоков.
/дата/ ответчик принял поданную истцом претензию с требованием об устранении недостатков в течение 10 дней.
/дата/ истцом в адрес ответчика почтой была направлена претензия с требованием о расторжении договора, возврат уплаченной по договору денежной суммы, неустойки и компенсации морального вреда.
По утверждению истца его требования ответчиком оставлены без удовлетворения. Доказательств обратному ответчик не представил.
Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
С учетом приведенных норм права, обстоятельств заключения договора от /дата/, по которому ответчик, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязался изготовить и установить для истца оконные блоки, истцом договор заключен в целях удовлетворения личных семейных нужд, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям подлежит применению положения Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 29 Закона РФ т /дата/ N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом. Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
С учетом приведенных положений Закона РФ «О защите прав потребителей» истец обязан доказать наличие недостатков в выполненной работе, а ответчик обязан доказать, что недостатки возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы. Бремя доказывания было распределено судом и сторонам предложено представить соответствующие доказательства.
Ответчик не оспорил представленные истцом доказательства наличия недостатков установленных им изделий, доказательств, что недостатки возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы, не представил.
С учетом изложенного, суд находит требования истца о возврате денежных средств, уплаченных по договору в размере 48500 рублей, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования о расторжении договора вследствие отказа потребителя от исполнения договора.
В соответствии со ст. 30 «Закона о защите прав потребителей» недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Согласно ст. 31 указанного закона требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
В соответствии с п. 5 ст. 28 указанного закона в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Истцом исчислена сумма неустойки, которая ограничена ценой договора 48 500 рублей. Ответчиком расчет не оспорен. Требования о взыскании нестойки в размере 48500 рублей суд признает обоснованными.
Разрешая исковые требования о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от /дата/ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи, с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом установлено нарушение прав потребителя, учитывая положения ст.151 ГК РФ, характер и степень морального вреда, причиненного истцу, с учетом требований разумности и справедливости, суд находит обоснованным, соответствующим принципу разумности и справедливости взыскание компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
В силу п. 29 Постановления Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом (исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование.
В соответствие с ч. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, при этом, если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Таким образом, сумма штрафа в денежном выражении составит 51000 рублей: (48500 + 48500 + 5000)/2.
О снижении штрафа ответчиком не заявлено, оснований для снижения штрафа не доказано.
В силу ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец был освобожден от оплаты госпошлины при подаче иска в суд, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета, пропорционального взысканных сумм, государственную пошлину в размере 3410 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Расторгнуть договор <данные изъяты>/дата/, заключенный между ФИО1 Геннадьевичем и ООО «Остекление балконов и лоджий».
Взыскать с ООО «Остекление балконов и лоджий» в пользу ФИО1 Геннадьевича оплаченные по договору денежные средства 48 500 рублей, неустойку 48 500 рублей, компенсацию морального вреда 5000 рублей, штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя 51 000 рублей.
Взыскать с ООО «Остекление балконов и лоджий» в доход местного бюджета госпошлину 3410 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течении месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья
Мотивированное заочное решение изготовлено /дата/
Судья: