Дело № 2-568/2019 10 апреля 2019 года
В окончательной форм 13 мая 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Феодориди Н.К.,
при секретаре Шенфельд Т. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению МВД России по Приморскому району Санкт-Петербургу об оспаривании увольнении, изменении оснований увольнения, даты увольнения, включении периодов в выслугу лет в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению МВД России по Приморскому району Санкт-Петербургу и после уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ в окончательной редакции просит:
Признать приказ об увольнении ФИО2№ л/с от ДД.ММ.ГГГГ по п.2 ч.2 ст. 82 ФЗ РФ от 30.11.2011 года № 342-ФЗ (по инициативе сотрудника) незаконным.
Обязать ответчика издать приказ об увольнении ФИО2 по п.4 ч.2 ст. 82 ФЗ РФ от 30.11.2011 года № 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
В связи с незаконным увольнением, изменить дату увольнения ФИО2 на дату вынесения решения судом.
Обязать УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга включить в выслугу лет ФИО2 период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (исключение период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в Управлении ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в льготном исчислении и признать льготную выслугу в следующем исчислении:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба в электротехническом колледже (2 месяца учебы за 1 месяц службы) - 1 год 10 мес. 24 дня
по ДД.ММ.ГГГГ служба в УФСНП- календарная выслуга 0 лет 6 мес. 8 дней
по ДД.ММ.ГГГГ служба в УФСНП (один месяц службы за полтора месяца) - календарная выслуга 0 лет 2 мес. 14 дней, льготная выслуга 0 лет 3 мес. 21 день
по ДД.ММ.ГГГГ служба в УГНК (один месяц службы за полтора месяца) - календарная выслуга 1 год 10 мес. 25 дней, льготная выслуга 2 года 10 мес. 8 дней
по ДД.ММ.ГГГГ служба в УФСКН - календарная выслуга 0 год 6 мес. 11 дней,
по ДД.ММ.ГГГГ служба в УФСКН (один месяц службы за один и одну треть месяца) - календарная выслуга 1 год 5 мес. 24 дней, льготная выслуга 1 год 11 мес. 5 дней
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в УФСКН (один месяц службы за один и одну треть месяца) - календарная выслуга 5 лет 10 мес. 17 дней, льготная выслуга 7 лет 7 мес. 23 дня
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в УФСКН (один месяц службы за один и одну треть месяца) - календарная выслуга 1 год 8 мес. 26 дней, льготная выслуга 2 года 3 мес. 4 дня
по ДД.ММ.ГГГГ г. служба в УФСКН - календарная выслуга 0 лет 0 мес. 8 дней
по ДД.ММ.ГГГГ служба в УФСКН (один месяц службы за один и одну треть месяца) - календарная выслуга 0 лет 4 мес. 27 дней, льготная выслуга 0 лет 6 мес. 12 дней
по ДД.ММ.ГГГГ служба в МВД -календарная выслуга 0 лет 1 мес. 11 дней
по ДД.ММ.ГГГГ служба в МВД -календарная выслуга 1 год 8 мес. 12 дней. В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истец подал рапорт об увольнении по выслуге лет, дающий право на получение пенсии. ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил о том, что истец не может быть уволен по указанному основанию, в связи с отсутствием необходимой выслуги лет. ДД.ММ.ГГГГ истцом был подан рапорт об увольнении из органов внутренних дел по п. 2 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 (по инициативе сотрудника), ДД.ММ.ГГГГ контракт расторгнут. Истец полагает, что ответчик не имел законных оснований для отказа в увольнении по п.4 ч. 2 ст. 82 ФЗ РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Представитель истца в суд явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в суд явился, с исковыми требованиями не согласен.
Представитель 3-его лица ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в суд явился, с требованиями не согласен, ранее представил письменный отзыв.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 подал рапорт об увольнении из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ Управление МВД РФ по Приморскому району г. СПб уведомило истца о том, что не представляется возможным уволить по указанному основанию, в связи с отсутствием необходимой выслуги лет для назначения пенсии по линии МВД.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 подал рапорт об увольнении из органов внутренних дел по п. 2 ч. 2 ст. 82 ФЗ № (по инициативе сотрудника).
Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГФИО2 уволен со службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям, предоставленным Управлением МВД РФ по Приморскому району г. СПб Календарная выслуга лет ФИО2, уволенного приказом УМВД России по Приморскому району г. СПб от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с, ДД.ММ.ГГГГ по п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ составляет:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в электротехническом колледже - 01 год 04 месяца 24 дня;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в УФСНПРФ - 00 лет 06 месяцев 08 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в УФСНП РФ - 00 лет 02 месяца 14 дней; льготная - 00 лет 03 месяца 21 день;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в УФСКН РФ - 01 год 10 месяцев 25 дней; " с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в УФСКН РФ - 00 лет 06 месяцев 11 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в УФСКН РФ - 00 лет 05 месяцев 24 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в УФСКН РФ - 05 лет 10 месяцев 17 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в УФСКН РФ-01 год 08 месяцев 26 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в УФСКН РФ - 00 лет 00 месяцев 8 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в УФСКН РФ - 00 лет 04 месяца 27 дней;/ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-служба в ОВД РФ-00 лет 01 месяц 11 дней; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в ОВД РФ - 01 год 08 месяцев 12 дней. Итого: календарная – 15 лет 10 месяцев 27 дней, в льготном исчислении – 16 лет 00 месяцев 04 дня.
Суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований в части признания увольнения незаконным, изменении оснований и даты увольнения.
С 01 января 2012 года вступил в действие Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 342-ФЗ).
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 342-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах их дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Основания и порядок увольнения со службы в органах внутренних дел предусмотрены положениями главы 12 Федерального закона N 342-ФЗ (ст. ст. 80 - 90). В соответствии с ч. 1 ст. 81 приведенного выше Федерального закона, сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта. При этом основания прекращения и расторжения контракта предусмотрены ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ, согласно п. 2 ч. 2 которой контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы по собственной инициативе.
Порядок расторжения контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника органов внутренних дел установлен ст. 84 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 84 Федерального закона N 342-ФЗ, сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения. До истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе в любое время отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность.
Истец оспаривает причину увольнения по тем основаниям, что был вынужден уволиться по собственному желанию, в связи с тем, что изначально ему было отказано в увольнении по выслуге лет.
Исходя из положений ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд приходит к выводу, что доказательств того, что у истца отсутствовало волеизъявление на написание рапорта и увольнение, предоставлено не было. Волеизъявление ФИО2 на прекращение контракта было выражено в свободной форме путем собственноручного написания рапорта и проставления в нем подписи, на момент увольнения ФИО2 было известно о том, что он увольняется без права на пенсию.
Судом также учтены разъяснения, данные в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" о том, что при рассмотрении споров о расторжении по инициативе работника трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора (пункт 3 части первой статьи 77, статья 80 ТК РФ) судам необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.
По смыслу ч. 1 ст. 12, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств факта вынужденности увольнения по собственной инициативе лежало на истце, однако, из материалов дела следует, что такие обстоятельства материалами дела не подтверждаются.
Требования истца о включении в выслугу лет в льготном исчислении периода службы в органах наркоконтроля также не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. п. 3,4 ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанные вопросы урегулированы Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации»
Абзацем двадцатым пункта 1 Постановления № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава. Пунктом 1 Постановления № 941 подразумевается включение периодов службы в выслугу лет в календарном исчислении.
Периоды службы, засчитываемые на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотрены пунктом 3 Постановления № 941, при этом в данном пункте какие-либо периоды службы в органах наркоконтроля не предусмотрены.
Положения Постановления Правительства РФ от 28.05.2004 № 254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям», на которые ссылается истец в обоснование своих требований, в соответствии с п.п. 1 и 2 указанного постановления распространяются только на лиц, проходивших службу в органах наркоконтроля, и увольняемых на пенсию со службы в органах наркоконтроля, при этом на сотрудников органов наркоконтроля распространены положения Постановления № 941, однако в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормативно-правовые акты, распространяющие на сотрудников органов внутренних дел положения Постановления № 254.
Кроме того, указанные выводы следуют из логики законодателя, которым положения Постановления № 941 постоянно изменяются и дополняются в целях их приведения в соответствие с постоянно видоизменяющейся системой федеральных органов исполнительной власти, а также условий службы, определяющих льготное исчисление выслуги лет. Так, например, п.п. 1 и 3 Постановления № 941 дополнены положениями о включении в выслугу лет (в том числе в льготном исчислении) лицам, на которых распространяется его действие, периодов службы в Росгвардии, образованной в 2016 году, ранее включены положения о порядке включения в выслугу периодов службы в органах налоговой полиции, МЧС России. Норма о включении в выслугу периодов службы в органах наркоконтроля включена лишь в п. 1 Постановления № 941, предусматривающий включение периодов службы в календарном исчислении.
Истец был уволен со службы в органах наркоконтроля ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, а не в связи с упразднением ФСКН России и переводом на службу в органы внутренних дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Управлению МВД России по Приморскому району Санкт-Петербургу об оспаривании увольнении, изменении оснований увольнения, даты увольнения, включении периодов в выслугу лет в льготном исчислении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: