ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-568/2022 от 20.04.2022 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-568/2022

51RS0002-01-2022-000006-57

Решение в окончательной форме принято 20 апреля 2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2022 г. город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Замбуржицкой И.Э.

при секретаре Смолка М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ***, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в *** о возложении обязанности включить объект гражданской обороны в реестр федерального имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ***, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в *** (далее - МТУ Росимущества в ***) о возложении обязанности включить объект гражданской обороны в реестр федерального имущества, указав в обоснование исковых требований, что в ходе проведенной проверки состояния защитных сооружений, расположенных на поднадзорной территории, прокуратурой выявлены нарушения требований закона в сфере оформления прав на федеральное имущество, а именно, на защитные сооружения гражданской обороны.

По информации отдела по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций администрации *** от ***№*** на территории *** расположен объект гражданской обороны – убежище, имеющее инвентарный номер защитного сооружения гражданской обороны ***, расположенное по адресу: ***, которое балансодержателя не имеет, право собственности на него не зарегистрировано, объект бесхозяйный.

Согласно сведениям, представленным МТУ Росимущества в ***, защитное сооружение гражданской обороны *** в реестре федерального имущества не учтено. По информации, представленной Управлением Росреестра ***, в ЕГРН не содержится сведений о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны. По сведениям Министерства имущественных отношений *** и комитета имущественных отношений *** в реестре государственного имущества *** и в реестре муниципального имущества *** указанное защитное сооружение не находится. Согласно информации, представленной ГОКУ «***», сведений о правообладателе убежища, расположенного по адресу: *** не имеется.

Поскольку собственник и правообладатель убежища не определен, оно в силу закона является федеральной собственностью, однако ответчиком в нарушение требований действующего законодательства не приняты меры по включению защитного сооружения в реестр федерального имущества.

Просит возложить на МТУ Росимущества в *** обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны, расположенный по адресу: ***.

Определениями суда от ***, от *** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: отдел по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций администрации *** и Главное управление МЧС России ***.

В ходе судебного разбирательства истец представил уточненное исковое заявление, в котором дополнительно к ранее заваленному требованию о возложении на ответчика обязанности включить объект гражданской обороны в реестр федерального имущества просил возложить на ответчика обязанность принять меры к истребованию из чужого незаконного владения и оформлению права федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны – убежище по адресу: ***, инвентарный номер ***, ссылаясь на положения статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации и обосновывая увеличение исковых требований тем, что согласно информации, содержащейся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: *** поименованный как административное здание с бытовыми помещениями и ИТМ, с *** принадлежит на праве собственности ФИО1 Между тем, регистрация права собственности на объект, находящийся в собственности Российской Федерации, за другим лицом неправомерна, сделки по продаже недвижимости являются ничтожными.

Протокольным определением от *** в принятии уточненных исковых требований судом отказано ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска.

Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику.

Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику

Одновременное изменение предмета и основания иска не допускается, поскольку это фактически является новым самостоятельным требованием, рассмотрение которого судом возможно в порядке отдельного производства путем предъявления самостоятельного иска в общем порядке.

В уточненном исковом заявлении прокурор предъявляет дополнительные исковые требования, имеющие иной предмет – принятие мер к возврату имущества из незаконного владения, и иное основание – положения статьи 301 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку такое уточнение прокурором исковых требований противоречит положениям части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допускающим одновременное изменение предмета и основания иска, судом в принятии дополнительных исковых требований отказано.

При этом прокурор не лишен возможности обратиться в суд с указанными требованиями в установленном законом порядке, в том числе, предъявив иск непосредственно к владельцу имущества.

В связи с изложенным суд рассматривает иск по первоначально заявленным исковым требованиям.

Прокурор Престинский Е.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в силу закона защитные сооружения гражданской обороны принадлежат государству. Доказательств, свидетельствующих о том, что спорный объект принадлежит на праве собственности кому-либо, материалы дела не содержат.

Представитель ответчика – МТУ Росимущества *** – Стрельцова Г.К. просила отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности по включению в реестр федерального имущества объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: ***, поскольку согласно выписке из ЕГРН и техническому паспорту собственником указанного имущества является физическое лицо.

Представитель третьего лица – Главного управления МЧС России *** – Масловц К.Л. в судебном заседании поддержал позицию прокурора.

Представитель третьего лица – отдела по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций администрации *** – Крутикова Н.Н. в судебное заседание не явилась, ранее, в судебном заседании поддержала требования прокурора.

Заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.

В силу статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечение безопасности государства (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309, к объектам гражданской обороны относится убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Федеральные органы исполнительной власти, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 8 названного Порядка).

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защитные сооружения гражданской обороны отнесены исключительно к федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, состоят в имуществе государственной казны Российской Федерации.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» данные объекты учитываются в реестре федерального имущества.

Ведение реестра осуществляется путем внесения в соответствующие подразделы реестра карт сведений об объекте учета и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации, а также исключения из реестра карт сведений об объекте учета при прекращении права собственности Российской Федерации на него и (или) деятельности либо существования правообладателя.

В соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в нежилом здании по адресу: *** находится встроенное защитное сооружение гражданской обороны – убежище, имеющее инвентарный номер ***

Из паспорта убежища №*** следует, что данный объект был возведен и принят в эксплуатацию ***, принадлежит ***, которое является организацией, эксплуатирующей убежище в мирное время. Назначение убежища в мирное время: склад инвентаря и инструмента, время приведения убежища в готовность – 6 часов.

***

*** между Предприятием ОАО *** и комитетом по управлению государственным имуществом администрации *** заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, согласно которому Предприятие принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество ГО, а также обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

Решением Арбитражного суда ****** ОАО «***» признано несостоятельным (банкротом) и в *** г. ликвидировано.

*** комиссией в составе представителей администрации ***, Главного управления МЧС России ***, комитета имущественных отношений, ММБУ «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления *** была осуществлена проверка состояния и оценена готовность к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: *** инвентарный номер ***, ранее находившемуся на балансе ОАО «***», составлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. №***, из которого следует, что здание, в котором находится защитное сооружение гражданской обороны, частично разрушено, доступ свободный, убежище захламлено, двери и оборудование отсутствуют, не готовы к приему укрываемых, документов на убежище нет. Предложения по обеспечению сохранности и повышению эффективности пользования отсутствуют.

В ходе проведенной прокуратурой *** проверки состояния защитных сооружений, расположенных на поднадзорной территории, получена информация из отдела по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций администрации *** о том, что убежище, расположенное по адресу: ***, балансодержателя не имеет, право собственности на него не зарегистрировано, объект бесхозяйный.

По сведениям МТУ Росимущества в ***, Министерства имущественных отношений ***, комитета имущественных отношений *** в реестрах федерального имущества, государственного имущества ***, муниципального имущества *** вышеуказанное защитное сооружение не находится. По информации Управления Росреестра *** в ЕГРН не содержится сведений о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на защитное сооружение гражданской обороны - убежище, расположенное по адресу: ***; из ответа ГОКУ «***» следует, что информация о правообладателе убежища, расположенного по адресу: *** отсутствует.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что в силу закона защитное сооружение гражданской обороны является федеральной собственностью, прокурор просит возложить на ответчика обязанность включить спорный объект гражданской обороны в реестр федерального имущества.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд установил, что согласно выписке из ЕГРН от *** собственником административного здания с бытовыми помещениями и ИТМ, количество этажей ***, подвал, площадью ***, расположенного по адресу: ***, является ФИО1, *** дата и время государственной регистрации права - ***

Из технического паспорта на нежилое здание, расположенное по адресу: ***, следует, что *** в технический паспорт внесены сведения о регистрации права собственности на за ФИО1 на здание площадью ***, в том числе подвал, общей площадью ***

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства и учитывая, что зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право ФИО1 на спорный объект в судебном порядке не оспорено, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении на ответчика обязанности включить объект гражданской обороны по адресу: *** в реестр федерального имущества является преждевременным.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора ***, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в *** о возложении обязанности включить объект гражданской обороны по адресу: *** в реестр федерального имущества – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья подпись И.Э. Замбуржицкая