Дело № 2-568/2022
УИД 75RS0019-01-2022-000867-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2022 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дугаровой Б.Д.,
при секретаре Болдыревой Е.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Сретенского района Быкова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга, лиц проживающих на территории городского поселения «Кокуйское» к Администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о возложении обязанности заключить концессионное соглашение,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Сретенского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга, лиц проживающих на территории городского поселения «Кокуйское» с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства администрацией городского поселения «Кокуйское» при распоряжении объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в муниципальной собственности, по результатам которого установлено следующее. В 2020 году концессионное соглашение № 1 от 10.09.2019, в рамках которого ООО «Благоустройство+» переданы объекты ЖКХ, для оказания населению пгт Кокуй услуг по теплоснабжению расторгнуто. 09.11.2020 ответчиком заключены договоры хранения с правом пользования муниципальным имуществом с ООО «Благоустройство+» и ООО «Тепловодоканал», согласно которым объекты коммунальной инфраструктуры для оказания коммунальных услуг по предоставлению тепловой энергии и горячему водоснабжению потребителям городского поселения «Кокуйское» переданы им на хранение и пользование. 18.05.2022 договор хранения, заключенный между администрацией и ООО «Благоустройство+» расторгнут на основании Соглашения, имущество 01.06.2022 передано согласно акту сдачи-приема администрации городского поселения «Кокуйское». Таким образом, объекты теплоснабжения, расположенные на территории городского поселения «Кокуйское», в установленном законодательством порядке, организации осуществляющей бесперебойную подачу теплоснабжения, не переданы, концессионное соглашение не заключено. Просит обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» в срок до начала отопительного сезона 2022-2023 годов заключить концессионное соглашение на объекты коммунальной инфраструктуры: объекты теплоснабжения, горячего водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Кокуйское».
В ходе судебного разбирательства представитель истца помощник прокурора Сретенского района Быков А.А. исковые требования поддержал.
Ответчик Администрация городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, третье лицо ООО «Благоустройство+», надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителя не направили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.2, п. 4.3 ст. 17 Закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, а с учетом положений ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящими Федеральными законами особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением прямо предусмотренными законами случаев.
Из пункта п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем.
Статьей 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности, на которые принадлежат муниципальному образованию, решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (в числе которых указаны юридические лица) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.
Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением (ч. 4.2 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2020 году концессионное соглашение № 1 от 10.09.2019, в рамках которого ООО «Благоустройство+» переданы объекты ЖКХ, для оказания населению пгт Кокуй услуг по теплоснабжению расторгнуто.
09.11.2020 ответчиком администрацией городского поселения «Кокуйское» заключены договоры хранения с правом пользования муниципальным имуществом с ООО «Благоустройство+» и ООО «Тепловодоканал», согласно которым объекты коммунальной инфраструктуры для оказания коммунальных услуг по предоставлению тепловой энергии и горячему водоснабжению потребителям городского поселения «Кокуйское» переданы им на хранение и пользование.
18.05.2022 договор хранения, заключенный между администрацией городского поселения «Кокуйское» и ООО «Благоустройство+» расторгнут на основании Соглашения, имущество 01.06.2022 передано согласно акту сдачи-приема администрации городского поселения «Кокуйское».
Таким образом, объекты теплоснабжения, расположенные на территории городского поселения «Кокуйское», в установленном законодательством порядке, организации осуществляющей бесперебойную подачу теплоснабжения, не переданы, концессионное соглашение не заключено.
По результатам прокурорской проверки в порядке надзора выявлены нарушения в действиях администрации городского поселения «Кокуйское», а именно порядка распоряжения муниципальным имуществом, предусмотренные ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком нарушения до настоящего времени не устранены, объекты ЖКХ в концессию не переданы. Срок выполнения мероприятий не соблюдаются.
Выявленные прокурором нарушения ответчиком не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что вопреки интересам населения городского поселения «Кокуйское» объекты теплоснабжения по концессионному соглашению не передавались.
Учитывая, что ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов, и, как следствие, нарушению прав потребителей тепла и воды, то есть, неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований заместителя прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга, лиц проживающих на территории городского поселения «Кокуйское» к Администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о возложении обязанности заключить концессионное соглашение удовлетворить.
Возложить на администрацию городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края обязанность в срок до начала отопительного сезона 2022-2023 годов заключить концессионное соглашение на объекты коммунальной инфраструктуры: объекты теплоснабжения, горячего водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Кокуйское».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья Б.Д. Дугарова
Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2022 г.