гражданское дело №2-569-2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Петропавловка 12 октября 2017 года
Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Харагаевой Л.Ю., при секретаре Цыденовой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Джидинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Джидинский район» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора, Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Джидинском районе, ООО «Бурятгражданпроект», ООО «Инжиниринговая компания «Научно-исследовательский институт коммунального водоснабжения и очистки воды», ООО «БайкалСтройИинвест», Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском на основании ст.45 ГПК РФ, прокурор района просит обязать ответчика в срок до 01 декабря 2017 года устранить нарушения природоохранного законодательства путем принятия мер по обеспечению качества очистки сточных вод до показателей, установленных п.4.1.1, приложением 1 СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов, а также до проектных значений: БПКполн. 3 мг/л, взвешенные вещества 3 мг/л, азот аммонийных солей 0,39 мг/л, концентрация фосфатов 0,2 мг/л, азота нитратный 9,1 мг/л, азот нитритный 0,02 мг/л, хлориды 45 мг/л, СПАВ 0,005 мг/л, pH 6,5-8,5; принять меры по осуществлению ввода в эксплуатацию объекта «Модернизация очистных сооружений, строительство канализационного коллектора и КНС от МСО до Петропавловской больницы с.Петропавловка Джидинского района», мотивируя следующим.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» предусмотрено строительство объекта «Модернизация очистных сооружений, строительство канализационного коллектора и КНС от МСО до Петропавловской больницы в с.Петропавловка Джидинского района». На основании муниципального контракта №7 от 24.09.2009г., заключенного между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО «Джидинский район» и ООО «Бурятгражданпроект», разработана проектная документация на строительство объекта «Модернизация и капитальный ремонт очистных сооружений, строительство канализационного коллектора и КНС от МСО до Петропавловской больницы с.Петропавловка Джидинского района», цена контракта составила 939.310 рублей. Указанный проект прошел государственную экспертизу 18 января 2010 года.
На основании договора №215/128 от 07.09.2015г. между генеральным подрядчиком ООО «БайкалСтройИнвест» и ООО «Бурятгражданпроект» последним внесены изменения в проектно-сметную документацию, разработанную в 2009 году, цена контракта составила 708.000 рублей. Проектная документация с внесенными изменениями получила положительные заключения государственной экспертизы 22, 26 октября 2015 года.
17 апреля 2015 года между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ и ответчиком заключено соглашение №1 о предоставлении субсидий бюджету МО «Джидинский район» на софинансирование объекта капитального строительства «Модернизация очистных сооружений, строительство канализационного коллектора и КНС от МСО до Петропавловской больницы в с.Петропавловка Джидинского района». Объем капитальных вложений в соответствии с заключенным соглашением составил 90.971.600 рублей. Дополнительным соглашением №1 от 14.07.2015г. сторонами соглашения объем вложений увеличен до 111.434.700 рублей.
25 июня 2015 года по результатам электронного аукциона между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО «Джидинский район» и ООО «БайкалСтройИнвест» заключен муниципальный контракт №2015.211857 на выполнение работ по модернизации очистных сооружений, строительству канализационного коллектора и КНС от МСО до Петропавловской больницы в с.Петропавловка на общую сумму 110.748.259 рублей. Дополнительным соглашением №3 от 28.10.2015г. сторонами договора цена контракта изменена, составила 110.269.141,56 рублей.
В соответствии с п.3.2 Контракта, срок выполнения подрядных работ определен периодом с момента заключения контракта до 30 ноября 2015 года. На 01 августа 2017 года документы формы КС-2, КС-3 подписаны, генеральному подрядчику оплачено 109.748.283,78 рублей (из средств федерального бюджета - 89.500.218,48 рублей, регионального - 13.896.265,30 рублей, местного - 6.351.800 рублей). Однако, по прошествии более 1 года 8 месяцев со дня истечения срока выполнения контракта очистные сооружения не введены в эксплуатацию.
Причиной указанного является отсутствие положительного заключения Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора. Так, проектной документацией установлены следующие характеристики исходной сточной жидкости: БПКполн. не более 350 мг/л, взвешенные вещества до 350 мг/л, азот аммонийных солей 38 мг/л, концентрация фосфатов 13,2 мг/л, азот общий - 56 мг/л, жиры 60 мг/л, температура 6-39 С.
Характеристики очищенной воды: БПКполн. 3 мг/л, взвешенные вещества 3 мг/л, азот аммонийных солей 0,39 мг/л, концентрация фосфатов 0,2 мг/л, азота нитратный 9,1 мг/л, азот нитритный 0,02 мг/л, хлориды 45 мг/л, СПАВ 0,005 мг/л, pH 6,5-8,5, температура сточных вод 20 С.
Проведенными после пуско-наладочных работ лабораторией филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» исследованиями исходной и очищенной сточной воды установлены факты несоответствия качества очистки воды проектным показателям.
Из протокола испытаний №БУР111Вс-от 04.04.2016г. следует, что содержание вредных веществ в очищенной сточной воде превышает проектные показатели. Показатели БПКполн превышают проектные в 5,8 раза, взвешенных веществ - в 14,7 раза, фосфат ион - в 33,5 раза, азот аммонийный - в 114 раз. Аналогичные нарушения зафиксированы протоколом исследований №АГ207Вс от 16.08.2016г., показатели БПК полн. превышают проектные в 1,9 раза; взвешенных веществ - в 11 раз, фосфора и фосфатов - в 1,64 раза, азота аммонийного - в 2,72 раза.
Также из протоколов лабораторных исследований качества очистки воды №БУР111 Вс от 04.04.2016г., №АГ207Вс от 16.08.2016г. следует, что показатели исходной сточной воды по аммонийному азоту равны 46, 48 мг/л соответственно, что превышает предусмотренные проектом показатели, которые составляют 38 мг/л.
Кроме того, в Республиканскую службу не представлены протоколы лабораторных исследований образцов проб сточной воды по микробиологическим показателям на соответствие требованиям СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов.
Выявленные нарушения зафиксированы Республиканской службой актом проверки от 05.12.2016г. №14/4-0.2015-07а-ЖЖН-448, последующими актами от 21.02.2017г., 15.05.2017г., выданы предписания об их устранении.
В настоящее время ответчиком не исполнены 2 пункта предписаний: дополнить раздел 7 проектной документации «Мероприятия по охране окружающей среды сведениями о характеристике сточной исходной и очищенной жидкости по микробиологическим показателям на соответствие п.4.1.1 и приложению 1 СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Представить протоколы лабораторных исследований образцов проб сточной воды до и после очистки; представить протоколы лабораторных исследований эффективности очистки сточных вод на станции очистки, в том числе, состав и количество очищенных сточных вод, выпускаемых на бассейн фильтрации в установленный предписанием срок.
Кроме того, проведенным 08.02.2017г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» лабораторным испытанием сточных вод установлен факт наличия в очищенной сточной воде яиц гельминтинов (протокол лабораторных испытаний №861.4 от 08.02.2017г.).
В нарушение требований ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, ст.12 Земельного кодекса РФ, ст.59 Водного кодекса РФ, ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», качество очистки сточных вод на очистных сооружениях с.Петропавловка не соответствует проектным показателям, что препятствует выдаче положительного заключения органа государственного строительного надзора, как следствие, введению в эксплуатацию очистных сооружений. Слив некачественно очищенной сточной воды на поля фильтрации влечет загрязнение почв, создает угрозу истощения подземных вод, загрязнения питьевой воды. Вместе с тем, ответчик не принимает надлежащих и действенных мер по вводу в эксплуатацию объекта.
Из информации поставщика станции очистки ООО «Инжиниринговая компания «Научно-исследовательский институт коммунального водоснабжения и очистки воды» от 24.05.2017г. следует, что выявленные нарушения стали возможными ввиду несоответствия качественного состава исходной воды проектным показателям. Кроме того, температура сточных вод, поступающих на станцию очистки БР-200 в соответствии с п.9.2.5.10 СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», не должна быть ниже +10 С. По опыту эксплуатации аналогичных очистных сооружений минимальная температура сточных вод должна быть не ниже +12 градусов Цельсия. Из журнала регистрации объемов перекачки сточных вод следует, что температура исходных сточных вод варьируется от 7 до 14 С, в настоящее время составляет 7 С.
Кроме того, 09.06.2017г. главным инженером ООО «Инжиниринговая компания «Научно-исследовательский институт коммунального водоснабжения и очистки воды» Дильманом Р.В. произведен осмотр очистных сооружений с.Петропавловка. По результатам осмотра поставщиком оборудования в информации от 26.06.2017г. сформулированы следующие рекомендации для достижения проектных показателей очистки воды: 1) разработать график сброса ассенизационным транспортом сточных вод; 2) построить на удаленной точке сети канализации сливную станцию заводского изготовления, в которой будет предусмотрена ручная решетка для задержания крупного мусора сточных вод, контроль количества сбросов в течение суток (журнал контроля), технический водопровод для обмыва ассенизационного транспорта; 3) выполнить обогрев усреднителя станции БР-200 (греющим кабелем или водяным теплообменником) с целью поддержания температуры не ниже 12С; 4) организовать регулярный лабораторный контроль качества поступающих на очистку и очищенных сточных вод.
В нарушение требований ст.13 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст.6 Федерального Закона «Об охране озера Байкал», ст.ст.3, 4 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», п.п.1, 2 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении», ст.28 Бюджетного кодекса РФ, цель защиты озера Байкал в рамках целевой федеральной программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» не достигнута ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком своих полномочий.
Организация водоотведения населения в границах сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района (ст.6 Закона о водоснабжении и водоотведении, ч.4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4 ст.8 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 N896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия»).
В соответствии с п.2.2.18 Соглашения №1 от 17.04.2015г. на ответчика возложена обязанность по обеспечению целевого и эффективного использования средств.
Непринятие достаточных и необходимых мер по введению очистных сооружений в эксплуатацию свидетельствует о безрезультативном использовании ответчиком бюджетных средств.
24 октября 2016 года начальником отдела ЖКХ, архитектуры, транспорта, строительства администрации МО «Джидинский район» ФИО1, в отсутствие положительного заключения органа государственного строительного надзора подготовлено, подписано и направлено в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Модернизация очистных сооружений, строительство канализационного коллектора и КНС от МСО до Петропавловской больницы с.Петропавловка». По указанному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.292 УК РФ. Приговором Джидинского районного суда РБ от 28 июля 2017 года Буянаев Б.В. признан виновным в совершении указанного преступления, ему назначен штраф в размере 50.000 рублей, с лишением права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства сроком на 1 год. Приговор в законную силу не вступил.
Невведение очистных сооружений в эксплуатацию нарушает права неопределённого круга лиц - граждан, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», на жизнь и здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Указанный факт препятствует оформлению правоустанавливающих документов на очистные сооружения, как следствие, их передаче в пользование эксплуатирующей организации на законных основаниях. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Представители третьих лиц, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, за исключением представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Джидинском районе.
Представители Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора, Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, ООО «Бурятгражданпроект» просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представители ООО «Инжиниринговая компания «Научно-исследовательский институт коммунального водоснабжения и очистки воды», ООО «БайкалСтройИинвест», Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ уважительных причин неявки суду не представили.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Жугдурова М.А. уточнила срок устранения нарушений до 01 апреля 2018 года, поддержала остальные доводы иска в полном объеме, дав аналогичные им пояснения.
Представитель ответчика по доверенности Гемогеева Н.С. признала требования иска в полном объеме. Положения ст.173 ГПК РФ, последствия признания иска ей разъяснены и понятны, о чем представила заявление.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Джидинском районе Бальчугов Р.А. полагал возможным удовлетворить иск.
Из адресованного суду отзыва представителя Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Трифонова Ф.М. следует, что он поддерживает иск прокурора.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, руководствуясь ст.ст.39, 198 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судом признание иска принято. В силу требований ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Джидинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Джидинский район» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Джидинский район» устранить нарушения природоохранного законодательства в срок до 01 апреля 2018 года путем принятия мер по обеспечению качества очистки сточных вод до показателей, установленных п.4.1.1, приложением 1 СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов, а также до проектных значений: БПКполн. 3 мг/л, взвешенные вещества 3 мг/л, азот аммонийных солей 0,39 мг/л, концентрация фосфатов 0,2 мг/л, азота нитратный 9,1 мг/л, азот нитритный 0,02 мг/л, хлориды 45 мг/л, СПАВ 0,005 мг/л, pH 6,5-8,5.
Обязать администрацию муниципального образования «Джидинский район» в срок до 01 апреля 2018 года принять меры по осуществлению ввода в эксплуатацию объекта «Модернизация очистных сооружений, строительство канализационного коллектора и КНС от МСО до Петропавловской больницы с.Петропавловка Джидинского района».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке через Джидинский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующая судья Л.Ю. Харагаева