ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5690/2023 от 22.12.2023 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2-5690/2023

23RS0040-01-2023-005184-06

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 декабря 2023 г.

Первомайский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего: Глущенко В.Н.

при секретаре Гараба В.В.

с участием истцов: Кравченко О.И., Шумейко М.Н.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар ФИО9, действующего на основании доверенности от 10.03.2023 №486/01,

представителя ответчика – ООО УК «Тихая Поляна» - ФИО10, действующего на основании доверенности 23АВ2003375 от 18.11.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, Ворушилиной Ю. В., ФИО2, Кравченко О. И., Синь Т. В. и Шумейко М. Н. к администрации муниципального образования г. Краснодар и ООО «УК «Тихая Поляна» о признании права на недискриминационное технологическое присоединение к электрическим сетям, обязании заключить договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, признании права на комфортную среду обитания и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, Ворушилина Ю.В., ФИО2, Кравченко О.И., Синь Т.В. и Шумейко М.Н. обратились в суд с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ иском к администрации муниципального образования г. Краснодар и ООО «УК «Тихая Поляна», в котором просили:

- признать за ними право на недискриминационное технологическое присоединение к электрическим сетям своих объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. им. <адрес>., 40, ул. им. <адрес>., 38, ул. им. <адрес>., 27, ул. им. <адрес> И.Ф., 24/1, ул. им. <адрес>., 29, ул. Писателя <адрес> (ЖР Тихая Поляна»);

- признать за каждым из истцов право на комфортную среду обитания по адресам нахождения недвижимости: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. им. <адрес>., ул. им. <адрес> И.Ф., ул. <адрес>.;

- признать факт отсутствия создания администрацией МО г. Краснодар, департаментом ТЭК и ЖКХ администрации МО г. Краснодар, департаментом муниципальной собственности и городских земель, комфортной среды обитания по ул. им. <адрес>., ул. им. <адрес> И.Ф., ул. <адрес>.;

- взыскать с администрации МО г. Краснодар в пользу каждого из истцом по 50 000 рублей в качестве морального вреда;

- обязать ООО «УК «Тихая Поляна» в течение 15 дней после вступления решения в законную силу заключить с каждым из истцов договор о технологическом присоединении к электрическим сетям и осуществить фактическое присоединение их энергопринимающих устройств к электрическим сетям, предоставив мощность в 15 кВт каждому из истцов, удостоверив актом об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по форме приложения № 1 к Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (в действующей редакции постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861);

- в случае саботажа признать за каждым из истцов право на самозащиту гражданских прав (право на комфортную среду обитания и право на недискриминационное технологическое присоединение к электрическим сетям) в виде самостоятельного фактического присоединения к имеющимся электрическим сетям их энергопринимающих устройств с помощью специализированного подрядчика по своему выбору;

- обязать администрацию МО г. Краснодар, департамент ТЭК и ЖКХ администрации МО г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель создать истцам комфортную среду обитания, путем обеспечения доступа к единой энергетической системе России, что является основой жизнедеятельности (ст. 3 ФЗ РФ «Об электроэнергетике);

- обязать ООО «УК «Тихая Поляна» предоставить подтвержденные документально гарантии оказания надлежащей услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в виде наличия запрашиваемой истцами совокупности мощности в размере 75 кВт, а также наличия в сети напряжения 220 Вольт;

- обязать администрацию МО г. Краснодар и департамент ТЭК и ЖКХ администрации МО г. Краснодар осуществить контроль за исполнением ООО «УК «Тихая Поляна» обязанности по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов недвижимости истцов и его оформления в соответствии с действующим федеральным законодательством РФ;

- установить факт, что при заключении договора энергоснабжения от 01.04.2018 № 1163408 между ООО «УК «Тихая Поляна» и ПАО «ТНС энерго Кубань», учитывались в качестве точек подключения именно объекты недвижимости граждан-потребителей по адресам, указанным в акте о технологическом присоединении к электрическим сетям от 27.09.2017 № 38К-17, в том числе адреса истцов: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. им. <адрес>., 40, ул. им. <адрес>., 38, ул. им. <адрес>., 27, ул. им. <адрес> И.Ф., 24/1, ул. им. <адрес>., 29, ул. Писателя <адрес> (ЖР Тихая Поляна»);

- установить факт нахождения энергопринимающих устройств истцов по адресам: ул. им. <адрес>., 29 и 40, ул. им. <адрес> И.Ф., 24/1, ул. им. <адрес>., 29, ул. <адрес>., 27, 36 и 38 в зоне деятельности гарантирующего поставщика ПАО «ТНС энерго Кубань» весь период времени с 01.04.2018 г. по настоящее время;

- установить факт осуществления ПАО «ТНС энерго Кубань» действий, как гарантирующего поставщика электроэнергии в имеющиеся электрические сети ООО «УК «Тихая Поляна» по улицам им. <адрес>., им. <адрес>, им. <адрес>, им. <адрес> в Прикубанском округе г. Краснодара через сетевую организацию ООО «Кубанская электросетевая компания», с 01.04.2018 по настоящее время непрерывно с целью энергоснабжения конечных потребителей - собственников частных домовладений, расположенных на улицах г. Краснодара в Прикубанском округе, ул. им. <адрес>., ул. <адрес>., ул. им. <адрес> И.Ф.

Заявленные требования обоснованы тем, что каждый из истцов имеет на праве собственности объекты недвижимости в ЖР «Тихая Поляна». Каждым истцом собран и установлен узел учета потребления электроэнергии. Вид электрической сети, проходящий вдоль границ земельных участков истцов - воздушные сети. Собственником электросетей ФИО14, сетевой организацией ООО «Кубанская электросетевая компания» (ООО «КЭСК») и ООО «УК «Тихая Поляна» был составлен акт о технологическом присоединении к электрическим сетям от 27.09.2017 № 38К-17, с указанием адресов недвижимости истцов, как точек подключения: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. им. <адрес>., 40, ул. им. <адрес>., 38, ул. им. <адрес>., 27, ул. им. <адрес> И.Ф., 24/1, ул. им. <адрес>., 29, ул. Писателя <адрес>. ООО «УК «Тихая Поляна» и ПАО «ТНС энерго Кубань» заключили договор энергоснабжения от 01.04.2018 № 1163408, предметом которого является энергоснабжение потребителей, то есть истцов. Энергоснабжение по данному договору на точки подключения происходит до настоящего времени. В 2018 г. и 2019 г. ФИО14 подает иски о запрете заключения АО НЭСК-электросети и КЭСК договоров о технологическом присоединении к электросетям любым из собственников недвижимости в г. Краснодаре по улицам <адрес>. Иск к АО НЭСК-электросети удовлетворен, но обжалован, иск к КЭСК оставлен без рассмотрения. 17 июня 2019 ФИО14 продает построенное на ЖР «Тихая Поляна» электросетевое хозяйство ФИО15, который 02.07.2019 передает его в уставной капитал ООО «УК «Тихая Поляна». ООО «УК «Тихая Поляна» не отвечает на обращения по электрификации, препятствует гражданам заключать прямые договоры энергоснабжения с ПАО «ТНС энерго Кубань». Истцы в свою очередь имеют с ПАО «ТНС энерго Кубань» заключенные договоры энергоснабжения от 01.09.2020 и 01.10.2020. До настоящего времени указанные договоры не расторгнуты и не признаны недействительными. Истцы обращались в ООО «УК «Тихая Поляна» за проведением фактического присоединения к электросетям, но ответа не получили. В 2020 ООО «УК «Тихая Поляна» заявляет себя собственником электросетей, инициирует два иска и после вступления решений судов в законную силу, как указывают истцы, перерезает им провода и энергоснабжение прекращается. Как полагают истцы, все это время на протяжении 5 лет администрация МО г. Краснодар на их обращения продолжает отправлять их за технологическим присоединением в АО НЭСК-электросети и КЭСК. При направлении дополнительных запросов указывает, что присоединение возможно через ООО «УК «Тихая Поляна». Истцы считают, что администрация МО г. Краснодар не создала для них комфортную среду обитания, сознательно вводила и вводит в заблуждение, действуя в интересах не сетевой организации ООО «УК «Тихая Поляна», в результате чего они не имеют недискриминационное технологическое присоединение к электрическим сетям. Истцов направляют на заключение псевдо сделок, которые выведены за пределы правового поля. Несмотря на принятие генерального плана существующие в ЖР «Тихая Поляна» улицы не являются землями общего пользования и муниципальными дорогами. Администрация МО г. Краснодар проявляет безразличие и равнодушие. Согласно доводам истцов, в их случае, каждому из них администрацией МО г. Краснодар причинен моральный вред. Именно администрация позволила существовать не сетевым организациям, как ООО «УК «Тихая Поляна», в то время как политика Правительства РФ направлена на укрепление сетевых компаний. Администрация МО г. Краснодар отказала истцам ознакомиться с информацией, которая могла доказать добросовестную деятельность как ООО «УК «Тихая Поляна», так и КЭСК по опосредованному технологическому присоединению к электрическим сетям. При этом истцы указывают, что ФИО19 регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации. Владелец объектов электроэнергетики, в том числе владелец объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электрического хозяйства к территориальным сетевым организациям, вправе, но не обязан осуществлять технологическое присоединения энергопринимающих устройств к своим объектам. ООО «УК «Тихая Поляна» не относится к числе сетевых организаций. В тоже время истцы полагают, что ООО «УК «Тихая Поляна» является именно тем лицом, для которого заключение договора о технологическом присоединении к электрическим сетям является обязательным, поскольку оно добровольно возложило на себя эти обязательства договором энергоснабжения, заключенным с ПАО «ТНС энерго Кубань».

Согласно уточненной редакции иска истцы просят суд признать за ними право на недискриминационное технологическое присоединение к электрическим сетям своих объектов недвижимости, расположенных: гор. Краснодар, Прикубанский округ, ул.им.<адрес>.,40, ул.им.<адрес>.,38, ул.им.<адрес>.,27, ул.им.<адрес>., 24/1, ул.им.<адрес>., 29, ул.им.<адрес>.,36 (ЖР Тихая Поляна). Признать за каждым из истцов право на комфортную среду обитания по адресам нахождения недвижимости: гор. Краснодар, Прикубанский округ, улицы им.<адрес>., им.<адрес>. и им.<адрес>. Признать факт отсутствия создания администрацией МО г. Краснодар, Департаментом ТЭК и ЖКХ администрации МО г. Краснодар, Департаментом муниципальной собственности и городских земель, комфортной среды обитания по ул.им.<адрес>., им.<адрес>. и им.Писателя Придиуса. Взыскать с администрации МО г. Краснодар в пользу каждого из истцов по 50000 руб. в качестве компенсации морального вреда. Обязать ООО «Управляющая компания «Тихая Поляна» в течение 15 дней после вступления решения в законную силу заключить с каждым из истцов Договор о технологическом присоединении к электрическим сетям и осуществить фактическое соединение их энергопринимающих устройств к электрическим сетям, предоставив мощность в 15 кВт каждому из истцов, удостоверив Актом об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по форме Приложения № 1 к Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным к электрическим сетям (в действующей редакции Постановления Правительства Российской Федерации номер 861 от 27.12.2004). В случае саботажа признать за каждым из истцов право на самозащиту гражданских прав (права на комфортную среду обитания и права на недискриминационное технологическое присоединение к электрическим сетям в виде самостоятельного фактического присоединения к имеющимся электрическим сетям энергопринимающих устройств с помощью специализированного подрядчика по своему выбору. Обязать администрацию МО г. Краснодар, Департамент ТЭК и ЖКХ администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель создать истцам комфортную среду обитания, путем обеспечения тупа к Единой энергетической системе России, что является основой жизнеобеспечения (ст.З ФЗ РФ «Об электроэнергетике»). Обязать ООО «Управляющая компания «Тихая Поляна» предоставить подтвержденные документально гарантии оказания надлежащей услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в виде наличия запрашиваемой истцами совокупной мощности в размере 75 кВт, а также наличия в сети напряжения 220 Вольт. Обязать администрацию МО г. Краснодар и департамент ТЭК и ЖКХ администрации МО гор. Краснодар осуществить контроль за исполнением ООО Управляющая компания «Тихая Поляна» обязанности по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов недвижимости истцов и его оформления в соответствии с действующим федеральным законодательством Российской Федерации. Установить факт, что при заключении договора энергоснабжения номер 1163408 от 01 апреля 2018 г. между ООО «УК Тихая Поляна» и ПАО ТНС энерго Кубань, учитывались в качестве точек подключения именно объекты недвижимости граждан-потребителей по адресам, указанным в Акте о технологическом присоединении к электрическим сетям номер 38К-17 от 27 сентября 2017 г, в том числе, адреса истцов: гор. Краснодар, Прикубанский округ, ул.им.<адрес>.,40, ул.им.<адрес>.,38, ул.им.<адрес>.,27, ул.им.<адрес>., 24/1 ул.им.<адрес>., 29, ул.им.Писателя <адрес> (ЖР Тихая Поляна). Установить факт нахождения энергопринимающих устройств истцов по указанным адресам в зоне деятельности гарантирующего поставщика ПАО ТНС энерго Кубань весь период времени с 01.04.2018 года по настоящее время. Установить факт осуществления ПАО ТНС энерго Кубань действий как гарантирующего поставщика электроэнергии в имеющиеся электрические сети ООО «Управляющая компания» Тихая Поляна» по улицам им.Писателя Василенко, им.<адрес>, им.<адрес>, им.<адрес> в Прикубанском округе г.Краснодар через сетевую организацию ООО «Кубанская электросетевая компания», с 01.04.2018 года по настоящее время непрерывно с целью энергоснабжения конечных потребителей - собственников частных домовладений, расположенных на улицах г.Краснодар, Прикубанский округ, ул.им.<адрес>., ул.им.<адрес>., ул.им.<адрес>.

В судебном заседании истец Кравченко О.И. настаивал на удовлетворении исковых требований в уточненной редакции.

В судебном заседании истец Шумейко М.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований в уточненной редакции.

Представитель администрация МО г. Краснодар возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в возражениях на иск.

Представитель ООО «УК «Тихая Поляна» возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в возражениях на иск.

Иные истцы в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит, что требования иска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО1, Ворушилина Ю.В., ФИО2, Кравченко О.И., Синь Т.В. и Шумейко М.Н. являются собственниками объектов недвижимости, расположенных по следующим адресам: г. Краснодар, ул. им. <адрес>., 40, ул. им. <адрес>., 38, ул. им. <адрес>., 27, ул. им. <адрес> И.Ф., 24/1, ул. им. <адрес>., 29, ул. им. Писателя <адрес>.

При этом истцы ссылаются на то, что после вступления в силу судебных актов арбитражного суда по делу А32-4513/2020, которыми был установлен факт технологического присоединения к электрическим сетям согласно акту от 27.09.2017 № 38К-17, они обратились в ПАО «ТНС энерго Кубань» с заявлениями о заключении договоров энергоснабжения своих объектов недвижимости.

01 сентября 2020 г. ФИО1, Кравченко О.И., Синь Т.В. и Шумейко М.Н. и 01.10.2020 Ворушилина Ю.В., как потребители, заключили с гарантирующим поставщиком ПАО «ТНС энерго Кубань» договоры энергоснабжения, по условиям которых поставщик принял на себя обязательства подавать потребителям через присоединенную суть электрическую энергию в целях использования в жилых домах, расположенных по указанным адресам.

Вступившим в законную силу решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 14.12.2022 по ранее рассмотренному делу № 2-5779/2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20.06.2023, по иску ООО «УК «Тихая Поляна» к ФИО1, Ворушилиной Ю.В., Кравченко О.И., Синь Т.В., Шумейко М.Н. и другим об устранении препятствий в пользовании установлено, что ООО «УК «Тихая Поляна» является собственником электрических сетей и электрооборудования, расположенных по адресу: г. Краснодар, ЖК «Тихая поляна». Объекты недвижимости ФИО1, Ворушилиной Ю.В., Кравченко О.И., Синь Т.В. и Шумейко М.Н. самовольно и незаконно подключены к электрическим сетям ООО «УК «Тихая Поляна», расположенных по адресу: г. Краснодар, ЖК «Тихая поляна». ФИО1, Ворушилиной Ю.В., Кравченко О.И., Синь Т.В. и Шумейко М.Н. не проходили в установленном порядке процедуры технологического присоединения своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям. Акт об осуществлении технологического присоединения от 27.09.2017 № 38К-17 не свидетельствует о наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств перечисленных в нем адресов жилых домов, которые указаны лишь для конкретизации места расположения объектов электрического хозяйства. Акт от 27.09.2017 № 38К-17 составлен в связи с технологическим присоединением объектов электроэнергетики ФИО14 и ООО «УК «Тихая Поляна» к электрическим сетям сетевой организации ООО «КЭСК», а не по факту технологического присоединения энергопринимающих устройств иных потребителей. Заключая акт от 27.09.2017 № 38К-17 собственник сети ФИО14 и ООО «УК «Тихая Поляна» не выступали в интересах ФИО1, Ворушилиной Ю.В., Кравченко О.И., Синь Т.В. и Шумейко М.Н. перед электросетевой организацией ООО «КЭСК», в целях осуществления технологического присоединения объектов недвижимости данных граждан.

Помимо этого, суд пришел к выводу, что оформленные ФИО1, Ворушилиной Ю.В., Кравченко О.И., Синь Т.В. и Шумейко М.Н. с ПАО «ТНС энерго Кубань» договоры энергоснабжения, по которым производится передача электрической энергии на их энергопринимающие устройства, заключены и исполняются гарантирующим поставщиком с нарушением Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, поскольку у объектов недвижимости этих граждан отсутствует надлежащим образом произведенное технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ООО «УК «Тихая Поляна».

Также суд отклонил доводы ответчика ФИО17 о том, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 установлено, что акт об осуществлении технологического присоединения от 27.09.2017 № 38К-17 свидетельствует о наличии надлежащего технологического подключения ее объекта недвижимости к электрическим сетям ООО «УК «Тихая Поляна».

Указанным решением суда действия ФИО1, Ворушилиной Ю.В., Кравченко О.И., Синь Т.В., Шумейко М.Н. и других граждан, выраженные в создании препятствий в пользовании электрическими сетями, принадлежащими ООО «УК «Тихая Поляна», признаны незаконными и на них возложена обязанность осуществить отключение от электрических сетей по адресам: г. Краснодар, ул. им. <адрес>., 40, ул. им. <адрес>., 38, ул. им. <адрес> И.Ф., 24/1, ул. им. <адрес>., 29, ул. им. Писателя <адрес>.

Кроме того, решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 28.04.2022 по делу № 2-6305/2022 по иску ООО «Кубанская электросетевая компания» к ФИО14, ООО «УК «Тихая Поляна», Ворушилиной Ю.В., ФИО1 и другим граждан, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25.10.2022, признаны несостоявшимися сделки об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «КЭСК», энергопринимающих устройств Ворушилиной Ю.В. по адресу: г. Краснодар, ул. им. <адрес>., д. 38 и ФИО1 по адресу: г. Краснодар, ул. им. <адрес>., д. 40, в виде признания факта отсутствия технологического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) указанных в акте от 27.09.2017 № 38К-17 и применены последствия ничтожности сделок.

При этом судом установлено, что акт от 27.09.2017 № 38К-17 является документом о технологическом присоединении только лишь в отношении энергопринимающих устройств ООО «УК «Тихая Поляна» к сетям ООО «КЭСК», для дальнейшего развития электросетевой инфраструктуры на территории поселка «Тихая Поляна», что в дальнейшем предусматривает обязательность прохождения процедуры технологического присоединения в отношении каждого вновь подключаемого к электросетям ООО «УК «Тихая Поляна», расположенных на данной территории.

В определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2023, которым решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 28.04.2022 по делу № 2-6305/2022 и апелляционное определение от 25.10.2022 оставлены без изменения, судебная коллегия кассационного суда указала, что доводы кассационных жалоб о том, что факт надлежащего технологического присоединения установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-45013/2020, которое имеет преюдициальное значение, противоречит ст. 61 ГПК РФ. Отраженный в решение арбитражного суда по делу об административном правонарушении вывод со ссылкой на буквальное толкование акта, о том что спорные объекты имеет технологическое присоединение к электрическим сетям, не имел для судов нижестоящих инстанций преюдициального значения.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, установленные судебными постановлениями обстоятельства в отношении ФИО1, Ворушилиной Ю.В., Кравченко О.И., Синь Т.В., Шумейко М.Н. и ООО «УК «Тихая Поляна», обязательны для суда, не доказывается вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

Как следует из п. 4 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» по смыслу ч.ч. 2, 3 ст. 61 ГПК РФ или ч.ч. 2, 3 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.

Приведенные разъяснения позволяют прийти к выводу, что обстоятельства, установленные по ранее рассмотренному делу, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в рассматриваемом деле. В то же время при рассмотрении такого дела суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.

Доводы истца ФИО2 о том, что акт о технологическом присоединении к электрическим сетям от 27.09.2017 № 38К-17 был составлен с указанием адреса его недвижимости, как точки подключения: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. им. <адрес>., 27, подлежат отклонению.

ФИО2 не представили допустимых и относимых доказательств того, что заключая акт от 27.09.2017 № 38К-17 собственник сети ФИО14 и ООО «УК «Тихая Поляна» выступали в его интересах перед электросетевой организацией ООО «КЭСК», в целях осуществления технологического присоединения объекта недвижимости данного истца. Не опроверг истец и то, что акт от 27.09.2017 № 38К-17 не является документом, подтверждающим факт технологического присоединения иных энергопринимающих устройств, кроме ООО «УК «Тихая Поляна» и что каждому вновь подключаемому к электросетям ООО «УК «Тихая Поляна» необходимо осуществлять прохождение процедуры технологического присоединения. ФИО2 в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представил также доказательств прохождения в установленном порядке процедуры технологического присоединения, в частности, что ими получалось согласие собственника сети на присоединение, заключался договор об осуществлении технологического присоединения, выполнялись определенные мероприятий по технологическому присоединению, по результатам которых составлялся и подписывался акт о технологическом присоединении его объекта недвижимости к электрическим сетям.

Принимая во внимание изложенное, у суда отсутствуют основания не учитывать в отношении ФИО2 установленные судебными постановлениями обстоятельства того, что акт от 27.09.2017 № 38К-17 не свидетельствует о наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств перечисленных в нем адресов жилых домов, которые указаны лишь для конкретизации места расположения объектов электрического хозяйства.

По информации департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар постановлением администрации МО г. Краснодар от 27.09.2011 № 6993 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар» утвержден перечень автомобильных дорог местного значения МО г. Краснодар, в который дороги в ЖР «Тихая Поляна» не включены. Сведения об электрических сетях и трансформаторных подстанциях снабжающих ЖР «Тихая Поляна» в реестре муниципальной собственности не значатся.

По сведениям публичной кадастровой карты на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0107001:39718, 23:43:0107001:39719, 23:43:0107001:39720 с видом разрешенного использования улично-дорожная сеть зарегистрировано право собственности третьих лиц.

В иске истцы также указывают, что существующие в ЖР «Тихая Поляна» улицы не являются землями общего пользования и муниципальными дорогами.

01 апреля 2018 ПАО «ТНС энерго Кубань» (гарантирующий поставщик) и ООО «УК «Тихая Поляна» (покупатель) заключили договор энергоснабжения № 1163408, по условиям п.п. 2.1 и 2.2 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно, путем заключения договоров с третьими лицами, обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии иных услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю. Покупатель обязуется принимать, оплачивать электрическую энергию, в том числе приобретенную в целях индивидуального потребления электрической энергии потребителями покупателя и (или) потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, предусмотренных договором. Направления использования электрической энергии определяется по точкам поставки электрической энергии, указанным в приложении № 2.

Как следует из приложения № 2 к договору от 01.04.2018 № 1163408 дополненного точками поставок на основании заключенного сторонами дополнительного соглашения от 01.12.2018, точками поставки являются объекты электроэнергетики (энергопринимающие устройства) земельные участки, кадастровый номер: 23:43:0107001:33260, 23:43:0107001:37537, 23:43:0107001:36065, 23:43:0107001:35590, 23:43:0107001:33263, 23:43:0107001:33262, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ.

Дополнительным соглашением от 25.12.2018 к договору от 01.04.2018 № 1163408 стороны изложили перечень точек поставки в новой редакции, указав наименование и адрес энергопринимающих устройств (объектов) - объекты электроэнергетики для электроснабжения малоэтажных жилых домов (энергопринимающие устройства) земельные участки, кадастровый номер: 23:43:0107001:33260, 23:43:0107001:37537, 23:43:0107001: 36065, 23:43:0107001:35590, 23:43:0107001:33263, 23:43:0107001:33262, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ.

Как пояснил представитель ООО «УК «Тихая Поляна» в судебном заседании на основании договора от 01.04.2018 № 1163408 осуществляется освещение ЖР «Тихая Поляна», а также до заключения потребителями прямых договоров с гарантирующим поставщиком электроэнергии, их домовладения обеспечиваются электрической энергией ООО «УК «Тихая Поляна», с перевыставлением им расходов по оплате электроэнергии согласно показаниям их прибора учета. При этом обеспечение электроэнергией производится только в отношении тех потребителей, которые в установленном порядке осуществили процедуру технологического присоединения своих энергопринимающих устройств к электрометрическим сетям.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В п. 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусмотрено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Согласно п.п. 3 и 4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил. Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет благоприятные условия жизнедеятельности человека, как состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и иных субъектов гражданских правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).

Таким образом, обращение в суд предполагает, что существует необходимость защиты нарушенных или оспариваемых прав и свобод лица, обратившегося за судебной защитой.

Из смысла положений ст. 12 ГК РФ следует, что истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

Из перечисленных норм следует, что должна существовать необходимость судебной защиты и заявленное истцом требование должно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав. Поэтому требование о признании за лицом права, которое предусмотрено законом или нормативным правовым актом, не подлежит удовлетворению, поскольку само по себе не нуждается в судебной защите и не приведет, в случае нарушения данного права, к его восстановлению.

При таких обстоятельствах не подлежат удовлетворению требования истцов о признании за ними права на недискриминационное технологическое присоединение к электрическим сетям своих объектов недвижимости и признании за каждым из них права на комфортную среду обитания по адресам нахождения недвижимости. Данные права предусмотрены указанными Правилами и законом и нет необходимости в их признании за истцами в судебном порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Исходя из изложенного следует, что государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций.

При этом плата за технологическое присоединение к электрическим сетям владельцев объектов электросетевого хозяйства определяется в гражданско-правовом порядке и по соглашению сторон может быть рассчитана исходя из стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, устанавливаемых едиными на территории субъекта РФ (разъяснения Президиума Федеральной антимонопольной службы от 13.09.2017 № 12).

В соответствии с абз. 1 и 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно п. 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством РФ критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Из содержания приведенных норм следует, что обязанность по заключению договора технологического присоединения к электрическим сетям установлена законом только для сетевых организаций.

Вместе с тем, истцы указывают в иске, что ООО «УК «Тихая Поляна» не относится к числу сетевых организаций.

В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что ООО «УК «Тихая Поляна» является сетевой организацией.

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно п.п. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 421, абз. 1 п. 1 ст. 445 ГК РФ).

По смыслу п. 1 ст. 421 ГК РФ добровольно принятое стороной обязательство заключить договор должно быть явно выраженным.

Действующее законодательство не содержит императивных норм, обязывающих владельца объектов электросетевого хозяйства, не являющегося сетевой организацией, заключить договор технологического присоединения к электрическим сетям по требованию физического лица, имеющего намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

В данном случае истцы и ООО «УК «Тихая Поляна» вправе заключить договор технологического присоединения к электрическим сетям по взаимному согласию, а в судебном порядке по требованию истцов данный договор может быть заключен только при наличии добровольно принятого указанным ответчиком обязательства по заключению такого договора.

В обоснование иска истцы сослались на то, что для ООО «УК «Тихая Поляна» заключение договора о технологическом присоединении к электрическим сетям является обязательным, поскольку оно добровольно возложило на себя эти обязательства договором энергоснабжения, заключенным с ПАО «ТНС энерго Кубань».

По правилам ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Однако при исследовании условий названного договора энергоснабжения от 01.04.2018 № 1163408, заключенного между ООО «УК «Тихая Поляна» и ПАО «ТНС энерго Кубань», суд не усматривает явно выраженное добровольно принятое ответчиком обязательство заключить с какими-либо лицами договоры о технологическом присоединении к электрическим сетям.

Из смысла договора, в частности, раздела 5 «Права и обязанности покупателя», не следует, что ООО «УК «Тихая Поляна» наделено обязанностью по заключению с третьими лицами договоров о технологическом присоединении к электрическим сетям.

Так, согласно п. 5.2.3 договора №1163408 покупатель вправе осуществлять присоединение энергопринимающих устройств субабонентов.

Статьей 540 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергогоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

С момента заключения договоров энергоснабжения с гражданами проживающими на территории ООО «УК «Тихая Поляна» энергоснабжение их домовладений осуществлялось в штатном режиме, что свидетельствует о фактическом подключении к электрическим сетям объектов энергоснабжения (жилых домов).

В свою очередь, из апелляционного определения Краснодарского краевого суда по делу № 33-29729/2022 следует, что акты о технологическом присоединении к электрическим сетям ООО «КЭСК», которые являлись основанием для заключения договора энергоснабжения, признаны недействительными и применены последствия недействительности сделки.

В связи с тем, что ПАО «ТНС энерго Кубань» является гарантирующим поставщиком, и в соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ заключает договор энергоснабжения с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к селям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, т.е. при наличии надлежащего технологического присоединения.

Из письма ООО «КЭК» от 05.07.2021 следует, что в акте об осуществлении технологического присоединения от 27.09.2017 №38К-17 между ООО «КЭСК», ФИО14 и ООО УК «Тихая Поляна» указана максимальная существующая мощность в размере 60кВт, по перечню 471 жилой дом, по 0,127кВт (ориентировочно) на дом, при этом, мощность каждого конкретного дома не указана.

18.12.2018 между ООО «КЭСК» и ФИО1 заключен договор №17Б-11-18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям земельного участка по ул. им. <адрес>., 40.

01.10.2020 между ПАО «ТНС энерго Кубань» и Ворушилиной Ю.В. заключен договор энергоснабжения №231106035363 объекта – жилого дома №38 по ул. им. Писателя Придиуса в г. Краснодаре.

01.09.2020 Кравченко О.И. с ПАО «ТНС энерго Кубань» был заключен договор электроснабжения указанного земельного участка за №231106035100.

01.09.2020 ПАО «ТНС энерго Кубань» с Синь Т.В. был заключен договор энергоснабжения №231106035096 жилого дома по указанному адресу.

10.12.2018 заключен договор №15Б-11-18 об осуществлении технологического присоединения между ФИО18 и ООО «КЭСК». Объект подключения – жилой дом №24 по ул. им. <адрес>.

Кроме того, установлено, что 17.06.2019 ФИО14 продал ФИО15 электрические сети и электрооборудование, расположенные в микрорайоне «Тихая Поляна», ограниченного <адрес>, <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес>, по цене 27000000 руб.

Таким образом, требования истцов о понуждении ООО «УК «Тихая Поляна» заключить с каждым из них договор о технологическом присоединении к электрическим сетям и осуществить фактическое присоединение их энергопринимающих устройств к электрическим сетям, предоставив мощность в 15 кВт каждому из истцов, необоснованны, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, не подлежат удовлетворению и требования истцов о признании за каждым из них права на самозащиту гражданских прав в виде самостоятельного фактического присоединения к имеющимся электрическим сетям их энергопринимающих устройств с помощью специализированного подрядчика по своему выбору, а также требования обязать ООО «УК «Тихая Поляна» предоставить подтвержденные документально гарантии оказания надлежащей услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в виде наличия запрашиваемой истцами совокупности мощности в размере 75 кВт, а также наличия в сети напряжения 220 Вольт и требования обязать администрацию МО г. Краснодар и департамент ТЭК и ЖКХ администрации МО г. Краснодар осуществить контроль за исполнением ООО «УК «Тихая Поляна» обязанности по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов недвижимости истцов и его оформления в соответствии с действующим федеральным законодательством РФ.

Как отмечалось, ООО «УК «Тихая Поляна» является собственником электрических сетей и электрооборудования, расположенных по адресу: г. Краснодар, ЖК «Тихая поляна», в котором дороги не включены в перечень автомобильных дорог местного значения МО г. Краснодар.

Не значатся в реестре муниципальной собственности и электрические сети и трансформаторные подстанции снабжающие ЖР «Тихая Поляна».

Истцы, заявляя требования к администрации МО г. Краснодар ссылаются на то, что данный ответчик не создал для них комфортную среду обитания, сознательно вводил и вводит в заблуждение, действуя в интересах ООО «УК «Тихая Поляна», в результате чего они не имеют недискриминационное технологическое присоединение к электрическим сетям своих объектов недвижимости.

Также истцы ссылаются на то, что несмотря на принятие генерального плана существующие в ЖР «Тихая Поляна» улицы не являются землями общего пользования и муниципальными дорогами. Именно администрация позволила существовать не сетевым организациям, как ООО «УК «Тихая Поляна», в то время как политика Правительства РФ направлена на укрепление сетевых компаний. Администрация МО г. Краснодар отказала истцам ознакомиться с информацией, которая могла доказать добросовестную деятельность как ООО «УК «Тихая Поляна», так и ООО «КЭСК» по опосредованному технологическому присоединению к электрическим сетям.

В связи с изложенным, истцы требуют обязать администрацию МО г. Краснодар создать им комфортную среду обитания, путем обеспечения доступа к единой энергетической системе России и взыскать в пользу каждого из них с администрации по 50 000 рублей в качестве морального вреда.

Таким образом, в качестве основания заявленного к администрации МО г. Краснодар иска служит не создание ею комфортной для истов среды обитания, в частности условий для недискриминационного технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

По правилам п. 1 ч. 1 ст. 50 названного Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, в том числе для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.03.2011, № 2-П, положение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения. Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона № 131-ФЗ специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти.

Поэтому содержание термина «организация», используемого в названном законе при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования; в противном случае допускалась бы в том числе возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.

Также следует отметить, что органами местного самоуправления для решения вопросов местного значения и удовлетворения общих потребностей населения используются объекты коммунальной инфраструктуры, являющееся имуществом соответствующего муниципального образования, которые содержатся главным образом за счет местного бюджета.

Принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг определяют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, с соответствии с п.п. 9 и 10 которых договор о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. Данный договор не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с абз. 1 и 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно п. 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области ФИО19 регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (п. 30(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии).

В п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 установлено определить Федеральную антимонопольную службу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению ФИО19 контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы. Определить Федеральную антимонопольную службу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В отношении лиц, имеющих намерение произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств, названными Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии для органа местного самоуправления предусмотрена единственная обязанность в течение 15 дней предоставить заявителю информацию о принадлежности указанных в запросе объектов электросетевого хозяйства (п. 8(3) Правил).

Таким образом, администрация МО г. Краснодар не наделана отраслевым законодательством об электроэнергетике полномочиями по организации технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и непосредственному их технологическому присоединению, а также не производит контроль за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правил технологического присоединения.

При этом собственником объектов электросетевого хозяйства в ЖР «Тихая поляна» является ООО «УК «Тихая Поляна», виду чего у администрации МО г. Краснодар в силу ее полномочий отсутствовали правовые основания организации электроснабжения истцов в границах упомянутого района.

Отсутствовали у администрации МО г. Краснодар по правилам ст.ст. 49, 56.3 ЗК РФ и правовые основания для изъятия земельных участков, расположенных в указанном районе для муниципальных нужд, в том числе для строительства объектов местного значения. Доказательств обратного истцы в нарушении ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представили.

Помимо этого, суд учитывает, что истцы в иске подтверждают факт предоставления им администрацией информации об организациях через которые возможно было произвести технологическое присоединение и не предоставляют надлежащих доказательств введения их в заблуждение.

Таким образом, доводы истцов о нарушении их прав и законных интересов незаконным бездействием администрации МО г. Краснодар, выразившимся по их мнению не созданием данным ответчиком им комфортной для среды обитания, в частности условий для недискриминационного технологического присоединения к электрическим сетям, основаны на неправильном понимании закона и сделаны без учета перечисленных выше обстоятельств, опровергающих эти доводы.

При таких обстоятельствах, требования истцов о признать факта отсутствия создания администрацией МО г. Краснодар, департаментом ТЭК и ЖКХ администрации МО г. Краснодар, департаментом муниципальной собственности и городских земель, комфортной среды обитания и обязать перечисленных лиц создать истцам комфортную среду обитания, путем обеспечения доступа к единой энергетической системе, заявлены неправомерно и не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (ст.ст. 12 и 151 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В п. 2 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 предусмотрено, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (ст.ст. 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Истцами не представлены доказательства незаконного бездействия администрации МО г. Краснодар, выразившегося по их мнению в не создании комфортной для них среды обитания - условий для недискриминационного технологического присоединения к электрическим сетям.

Заявляя требования о компенсации морального вреда, истцы не обосновывали причинение им физических или нравственных страданий вследствие неправомерных действий администрации МО г. Краснодар и наличие причинной связи между действиями (бездействием) и моральным вредом.

Таким образом, отсутствуют установленные законом основания для удовлетворения исковых требований о взыскании с администрации МО г. Краснодар в пользу каждого из истцом по 50 000 рублей в качестве морального вреда.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 264 и ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Данное правило действует также в случае, когда установление факта, имеющего юридическое значение, связано с разрешением спора о праве, в связи с чем оно осуществляется не в порядке особого производства, а в исковом производстве в рамках соответствующего спора (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить этот факт в судебном порядке, а именно зависят ли от установления данного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность восстановления утраченных документов.

Однако истцы, заявляя исковые требования об установлении фактов, не указали цели, для которой необходимо установить эти факты в судебном порядке и зависит ли от установления данных фактов возникновение, изменение, прекращение их личных или имущественных прав.

Не представили истцы и доказательств, подтверждающих невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможность восстановления утраченных документов.

В частности в материалах дела отсутствуют сведения об отсутствии у истцов возможность получения надлежащих документов, удостоверяющих факт, что при заключении договора энергоснабжения от 01.04.2018 № 1163408, учитывались в качестве точек подключения именно объекты недвижимости потребителей по адресам, указанным в акте от 27.09.2017 № 38К-17, в том числе адреса истцов; факт нахождения их энергопринимающих устройств в зоне деятельности гарантирующего поставщика ПАО «ТНС энерго Кубань» весь период времени с 01.04.2018 по настоящее время; факт осуществления ПАО «ТНС энерго Кубань» действий, как гарантирующего поставщика электроэнергии в имеющиеся электрические сети ООО «УК «Тихая Поляна» по улицам им. <адрес>., им. <адрес>, им. <адрес>, им. <адрес> в Прикубанском округе г. Краснодара через сетевую организацию ООО «Кубанская электросетевая компания», с 01.04.2018 по настоящее время непрерывно с целью энергоснабжения конечных потребителей - собственников частных домовладений, расположенных на улицах г. Краснодара в Прикубанском округе, ул. им. <адрес>., ул. <адрес>., ул. им. <адрес> И.Ф.

Более того, заявляя требования об установлении перечисленных фактов, истцы не представили надлежащих доказательств их наличия в указанный ими период времени.

Из договора энергоснабжения от 01.04.2018 № 1163408 не усматривается, что при его заключении учитывались в качестве точек подключения именно объекты недвижимости потребителей по адресам, указанным в акте от 27.09.2017 № 38К-17, в том числе адреса истцов.

По ранее рассмотренным делам судебными постановлениями было установлено, что акт от 27.09.2017 № 38К-17 не свидетельствует о наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств перечисленных в нем адресов жилых домов, которые указаны лишь для конкретизации места расположения объектов электрического хозяйства, он составлен в связи с технологическим присоединением объектов электроэнергетики ФИО14 и ООО «УК «Тихая Поляна» к электрическим сетям сетевой организации ООО «КЭСК», а не по факту технологического присоединения энергопринимающих устройств иных потребителей. Заключая акт от 27.09.2017 № 38К-17 собственник сети ФИО14 и ООО «УК «Тихая Поляна» не выступали в интересах ФИО1, Ворушилиной Ю.В., Кравченко О.И., Синь Т.В. и Шумейко М.Н. перед электросетевой организацией ООО «КЭСК», в целях осуществления технологического присоединения объектов недвижимости данных граждан.

Кроме того, суд принимает во внимание, что от установления фактов нахождения энергопринимающих устройств истцов в зоне деятельности конкретного гарантирующего поставщика в определенный период времени и осуществление ПАО «ТНС энерго Кубань» действий по энергоснабжению собственников частных домовладений, расположенных по ул. им. <адрес>., ул. <адрес>., ул. им. <адрес> И.Ф. не зависит возникновение, изменение либо прекращение личных или имущественных прав истцов.

Само по себе нахождение энергопринимающих устройств в зоне деятельности гарантирующего поставщика не порождает каких-либо правоотношений, как не влияет на права истцов и осуществление ПАО «ТНС энерго Кубань» действий по энергоснабжению собственников частных домовладений по улицам, без указания конкретных точек поставки электроэнергии.

Поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требований об установлении перечисленных выше фактов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, Ворушилиной Ю.В., ФИО2, Кравченко О.И., Синь Т.В., Шумейко М.Н. к администрации МО г. Краснодар и ООО «УК «Тихая Поляна» о признании права на недискриминационное технологическое присоединение к электрическим сетям, обязании заключить договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, признании права на комфортную среду обитания и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Первомайского

районного суда

г.Краснодара В.Н. Глущенко

мотивированное решение изготовлено 29.12.2023