Дело № 2-5693/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 сентября 2014 года г.Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при секретаре Стасив Ж.П.,
с участием:
представителя истца ФИО1- ФИО3, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя ответчика Администрации Сургутского района – ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Сургутского района о назначении пенсии как муниципальному служащему,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Администрации Сургутского района о назначении пенсии как муниципальному служащему.
Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1 обратилась в Администрацию Сургутского района с заявлением о включении в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности и назначении пенсии за выслугу лет в администрации Сургутского района. Согласно протоколу заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы и назначению пенсии за выслугу лет в администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано во включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы и, соответственно, в назначении пенсии за выслугу лет. Считает отказ администрации незаконным по следующим основаниям. ФИО1 работала в администрации Сургутского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (более 10 лет), замещала должность муниципальной службы: заместитель главы района - директор департамента имущественных и земельных отношений. Трудовой договор прекращен по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, распоряжение №23.3 от ДД.ММ.ГГГГ года. Распоряжением администрации Сургутского района ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № в стаж муниципальной службы включён период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет) в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «Сургутского <данные изъяты>». Таким образом, стаж муниципальной службы ФИО1 составил 15 лет. В соответствии с п.2.1 Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы муниципального района, (утв. решением Думы Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ №), лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Сургутский район, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п. 1.8 вышеуказанного Порядка в стаж муниципальной службы дающий право на назначение пенсии за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы) на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы), муниципальных должностях, иных должностях в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 20.07.2007 года № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», иных должностях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 года № 1141 «О Перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих». Иные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие пяти лет, знания и опыт по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы могут включаться в стаж муниципальной службы муниципальных служащих для дополнительного пенсионного обеспечения - на основании решения уполномоченного органа. Следует отметить, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес главы администрации Сургутского района, в связи с тем, что согласно п. 1.12 Положения о комиссии по установлению стажа муниципальной службы решение комиссии носит рекомендательный характер, а право принятия окончательного решения предоставлено руководителю органа местного самоуправления. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № глава администрации Сургутского района отказал ФИО1 в зачёте иных периодов работы в стаж муниципальной службы и назначении пенсии за выслугу лет. Таким образом, считает отказ администрации Сургутского района во включении ФИО1 в стаж муниципальной службы периода работы в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «<данные изъяты>», дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, незаконным, нарушающим право истца на назначение пенсии за выслугу лет. На основании изложенного, истец просит суд признать отказ администрации Сургутского района, изложенный в решении комиссии по установлению стажа муниципальной службы и назначению пенсии за выслугу лет в администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ и в письме главы администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ №, во включении ФИО1 в стаж муниципальной службы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «<данные изъяты>», дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, незаконным; обязать администрацию Сургутского района включить ФИО1 в стаж муниципальной службы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «<данные изъяты>» и назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет.
Истец ФИО1, надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явилась, заблаговременно представив ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие с участием представителя по доверенности (т.2 л.д.31). Суд, руководствуясь ст.48, ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, с участием её представителя по доверенности.
Представитель истца ФИО1- ФИО3 в судебном заседании настоял на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.
Представитель ответчика Администрации Сургутского района – ФИО4 в судебном заседании иск не признала, в соответствии с доводами письменных возражений показала суду, что в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 года № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на основании решения руководителя органа местного самоуправления в порядке исключения могут включаться иные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие пяти лет, знания и опыт по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы. На основании заявления ФИО1, согласованного с главой Сургутского района было издано распоряжения администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О стаже муниципальной службы» ФИО1, в соответствии с которым ФИО1 был включён стаж муниципальной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «Сургутское производственное объединение пассажирского транспорта», дающий право на установление процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет. Однако указанный стаж был зачтён только для получения надбавки к должностному окладу за выслугу лет. Что касается вопроса включения указанного периода работы в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, то данный период не был засчитан для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку отсутствовали правовые основания. Правом на пенсию за выслугу лет обладают не все муниципальные служащие, а лишь те, которые отработали в органах местного самоуправления не менее 15 лет. Поскольку ФИО1 не имела необходимого для получения пенсии за выслугу лет стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления и не представила документы, подтверждающие, что на прежнем месте работы она приобрела знания и опыт, которые необходимы для замещения должности муниципальной службы, стаж работы в МУП «<данные изъяты>» не был зачтён в стаж муниципальной службы для назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет. Кроме того, принятие решения о включении иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы для получения надбавки за выслугу лет и для получения дополнительного пенсионного обеспечения - это по сути две разные процедуры, решение по которым принимается разными органами. Кроме того, учитывая, что ФИО1 увольнялась из МУП «<данные изъяты>» и восстанавливалась на работе решениями Сургутского городского суда, фактический стаж работы ФИО1 в МУП «<данные изъяты>» составил 4 года 4 месяца, а не 5 лет, как указывает истица в своём исковом заявлении. Кроме того, за время работы в администрации Сургутского района, истица неоднократно привлекалась к дисциплинарной ответственности, что было учтено комиссией по установлению стажа муниципальной службы и назначению пенсии за выслугу лет в администрации Сургутского района. Согласно представлению прокуратуры Сургутского района об устранении нарушений закона, ФИО1 незаконно занимала должности муниципальной службы в связи с тем, что не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к данным должностям. Также истцом в исковом заявлении не указано, какое именно право нарушено при отказе во включении иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы, дающий право на дополнительное пенсионное обеспечение. Более того, уполномоченный орган обладает правом принимать решение о включении данных периодов в стаж муниципальной службы, дающий право на дополнительное пенсионное обеспечение и не является обязанностью уполномоченного органа (т.2 л.д.16-18, 52-55)
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состояла в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «<данные изъяты>», что подтверждается трудовой книжкой (т.1 л.д.26-35).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в администрации Сургутского района, замещала различные должности муниципальной службы, а перед окончанием трудовых отношений: заместитель главы района - директор департамента имущественных и земельных отношений, что подтверждается распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность, приказом и распоряжениям о назначении на должность и переводе на должность (т.1 л.д.60-62, 121, 137, 171), трудовой книжкой истца (т.1 л.д.26-35).
Распоряжением администрации Сургутского района ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в стаж муниципальной службы, дающий право на установление процентной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, включён период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет) в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «<данные изъяты>» (т.1 л.д.172).
Трудовой договор с ФИО1 прекращён по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.237).
К моменту прекращения трудового договора, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась получателем трудовой пенсии по старости, что не оспаривается сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по установлению стажа муниципальной службы и назначении пенсии за выслугу лет в администрации Сургутского района рассмотрено заявление ФИО1 о включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы для дополнительного пенсионного обеспечения, по результатам рассмотрения отказано ФИО1 в заявленной просьбе в связи с отсутствием оснований в зачете иных периодов работы в совокупности, не превышающие 5 лет, знания и опыт по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы в администрации Сургутского района (т.1 л.д.24).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Глава администрации Сургутского района ответил на обращение ФИО1, указав, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в зачёте в стаж муниципальной службы иных периодов работы для дополнительного пенсионного обеспечения, поскольку не представлены документы, подтверждающие, что знания и опыт по ранее занимаемой должности пригодились при замещении должности муниципальной службы (т.1 л.д.17).
В соответствии со справками, приказами, представленными ОАО «<данные изъяты>», ФИО1 увольнялась из МУП «<данные изъяты>» и восстанавливалась на работе решениями Сургутского городского суда, фактический стаж работы ФИО1 в МУП «<данные изъяты>» по расчётам ответчика составил 4 года 4 месяца (т.2 л.д.57-71).
За время работы в администрации Сургутского района ФИО1 поощрялась и привлекалась к дисциплинарной ответственности (т.2 л.д.1-12, 72-77).
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (далее по тексту Федеральный закон от 02.03.2007 года № 25-ФЗ).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3 Федеральный закон от 02.03.2007 года № 25-ФЗ).
Согласно пп.Б ч.2 ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» от 08.05.1998 года №26-оз (утратил силу с 01.01.2006 года в связи с принятием Закона ХМАО-Югры от 06.12.2005 года №126-оз), для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются следующие квалификационные требования: а) для высших должностей муниципальной службы: - высшее профессиональное образование в соответствии со специализацией должности муниципальной службы или образование, считающееся равноценным; - стаж муниципальной службы на главных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет; б) для главных должностей муниципальной службы в Ханты - Мансийском автономном округе: - высшее профессиональное образование в соответствии со специализацией должности муниципальной службы или образование, считающееся равноценным; - стаж муниципальной службы на ведущих должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Исходя из вышеизложенных норм закона, при отсутствии у ФИО1 высшего образования и стажа муниципальной службы, принятие ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы «советник главы района», её перевод в Комитет по управлению имуществом на должность заместителя председателя Комитета в соответствии с её заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года, и назначение ДД.ММ.ГГГГ на должность председателя имущественных и земельных отношений администрации района, являлось нарушением установленных квалификационных требований к указанным должностям.
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, назначение пенсии за выслугу лет и других выплат в соответствии с федеральными законами, законами автономного округа и муниципальными правовыми актами, включается время работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы), муниципальных должностях, государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы), иных должностях в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно п.5 ст.18 названного Закона, иные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие пяти лет, знания и опыт по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, в порядке исключения могут включаться в стаж муниципальной службы муниципальных служащих автономного округа для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на основании решения руководителя органа местного самоуправления, для дополнительного пенсионного обеспечения - на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления.
Таким образом, суд считает возможным согласиться с доводами представителя ответчика, что распоряжением администрации Сургутского района ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет) в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «<данные изъяты>» (т.1 л.д.172) включён в стаж муниципальной службы, дающий право на установление процентной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, а не в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет.
Согласно п.2.1 решения Думы <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Думы <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ №), лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования <адрес>, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении…
Согласно п.1.8 решения Думы <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Думы <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ №), в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, засчитываются следующие периоды работы (службы) на: 1.8.6. Иных должностях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 года № 1141 «О Перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».
Иные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие пяти лет, знания и опыт по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, могут включаться в стаж муниципальной службы муниципальных служащих для дополнительного пенсионного обеспечения - на основании решения уполномоченного органа.
Для решения вопросов, связанных с установлением стажа муниципальной службы, а также для назначения пенсии за выслугу лет создается комиссия по установлению стажа муниципальной службы и назначению пенсии за выслугу лет (далее по тексту комиссия). Положение о комиссии, её персональный состав утверждается правовым актом уполномоченного органа.
Согласно п.1.12 Положения о комиссии по установлению стажа муниципальной службы и назначении пенсии за выслугу лет в администрации Сургутского района, решение комиссии носит рекомендательный характер, а право окончательного решения предоставлено руководителю органа местного самоуправления.
Таким образом, письмо от ДД.ММ.ГГГГ № Главы администрации Сургутского района суд расценивает как решение руководителя органа местного самоуправления об отказе в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет.
На основании указанных норм, суд приходит к выводу, что решение вопроса о зачёте иных периодов работы (службы), в совокупности не превышающие пяти лет, знания и опыт по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, для дополнительного пенсионного обеспечения, предоставлено уполномоченному органу местного самоуправления – главе администрации Сургутского района.
При этом решением Думы <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Думы <данные изъяты> района от 24.12.2013 года №), для зачёта в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которым на заявителя не возложена обязанность предоставления доказательств того, что знания и опыт по иным имеющимся периодам работы (службы), в совокупности не превышающим пяти лет, были необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
Поскольку согласно Закона ХМАО - Югры от 08.05.1998 года №26-оз, для замещения должностей муниципальной службы ФИО1 не соответствовала предъявляемым квалификационным требованиям, иные основания для назначения её на должности муниципальной службы, кроме как личные и деловые качества, то есть необходимые знания и опыт, по мнению суда, отсутствовали.
Указанный вывод косвенно подтверждается распоряжением администрации Сургутского района ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №291р, когда период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет) в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «<данные изъяты>» включён ФИО1 в стаж муниципальной службы, дающий право на установление процентной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, по основанию - знания и опыт по иным периодам работы необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о включении в её стаж муниципальной службы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет) в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «<данные изъяты>», законны и обоснованы.
Оценивая доводы представителя ответчика о неполноте стажа истца в МУП «<данные изъяты> <данные изъяты>», суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Стаж работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет) в должности заместителя директора по общим вопросам МУП «<данные изъяты>», подтверждён трудовой книжкой.
Поскольку время вынужденного прогула истца в связи с незаконным увольнением подлежало оплате, сам прогул носил вынужденный характер, суд не видит оснований для установления перерывов в стажа истца в указанный период.
При таких обстоятельствах требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Между тем, администрация Сургутского района как орган местного самоуправления в соответствии с требованиями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить иск ФИО1 к Администрации Сургутского района о назначении пенсии как муниципальному служащему.
Признать незаконным отказ в решении комиссии по установлению стажа муниципальной службы и назначению пенсии за выслугу лет в Администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ и в письме Главы Администрации Сургутского района от ДД.ММ.ГГГГ во включении ФИО1 в стаж муниципальной службы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУП «ФИО2 <данные изъяты>», дающий право для дополнительного пенсионного обеспечения.
Обязать Администрацию Сургутского района включить ФИО1 в стаж муниципальной службы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУП «<данные изъяты>» и назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Сургутский городской суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 08 сентября 2014 года.
Председательствующий подпись С.В.Вахрушев
Копия верна:
Судья Сургутского
городского суда С.В.Вахрушев